Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое обеспечение / формирование готовности к военной службе / модель / подростки / pedagogical support / formation of readiness for military service / model / teenagers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николай Павлович Заварзин

В нашей жизни военная служба является одним из важных и почетных аспектов общественного развития. Повышение патриотизма и защита страны являются ключевыми ценностями в нашей жизни. Одной из важнейших ролей педагогических технологий в подготовке подростков к военной службе является создание условий для развития патриотических чувств и широкого взгляда на мир. Цель исследования: разработка процессной модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе с учетом реализации основных направлений Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». На основе анализа научной литературы, социально-педагогического и деятельностного научных подходов по проблеме формирования готовности подростков и молодежи к военной службе, исследования основополагающих нормативно-правовых документов в области патриотического воспитания, а также моделирования – выявлены возможности педагогического обеспечения, дополняющие современные научные представления о результативности формирования готовности подростков к военной службе в общеобразовательных организациях; разработана процессная модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе и выявлены организационные условия для ее реализации. В результате нами сконструирована процессная модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе на основе социально-педагогического и деятельностного научных подходов. Педагогическое обеспечение формирования готовности подростков к военной службе должна опираться на разработанную модель и комплекс мер для осмысления подростками значимости достойного и самоотверженного исполнения воинского и гражданского долга, освоения и трансляции традиционных российских духовно-нравственных ценностей служения Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE PROCESS MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF READINESS OF TEENAGERS FOR MILITARY SERVICE

In our life, military service is one of the important and honorable aspects of social development. Increasing patriotism and protecting the country are key values in our lives. One of the most important roles of pedagogical technologies in preparing adolescents for military service is the creation of conditions for the development of patriotic feelings and a broad view of the world. The purpose of the study: to develop a process model of pedagogical support for the formation of adolescent readiness for military service, taking into account the implementation of the main directions of the Federal project «Patriotic education of citizens of the Russian Federation» of the national project «Education». Based on the analysis of scientific literature, socio-pedagogical and activity-based scientific approaches on the problem of forming the readiness of adolescents and young people for military service, the study of fundamental legal documents in the field of patriotic education, as well as modeling, the possibilities of pedagogical support are identified that complement modern scientific ideas about performance. formation of readiness of teenagers for military service in general educational organizations; a process model of pedagogical support for the formation of adolescents’ readiness for military service has been developed and organizational conditions for its implementation have been identified. As a result, we have constructed a process model of pedagogical support for the formation of adolescents’ readiness for military service on the basis of socio-pedagogical and activity-based scientific approaches. Pedagogical support for the formation of adolescent readiness for military service should be based on the developed model and a set of measures for adolescents to comprehend the importance of worthy and selfless performance of military and civic duty, mastering and translating traditional Russian spiritual and moral values of serving the Fatherland.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

УДК 371

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2023-249-127-133

Николай Павлович ЗАВАРЗИН,

аспирант кафедры культуроведения и социокультурных проектов, Тамбовский государственный университет имени Г Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация, e-mail: zavarzin-vrn@ro.ru

Аннотация: В нашей жизни военная служба является одним из важных и почетных аспектов общественного развития. Повышение патриотизма и защита страны являются ключевыми ценностями в нашей жизни. Одной из важнейших ролей педагогических технологий в подготовке подростков к военной службе является создание условий для развития патриотических чувств и широкого взгляда на мир. Цель исследования: разработка процессной модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе с учетом реализации основных направлений Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». На основе анализа научной литературы, социально-педагогического и деятельностного научных подходов по проблеме формирования готовности подростков и молодежи к военной службе, исследования основополагающих нормативно-правовых документов в области патриотического воспитания, а также моделирования - выявлены возможности педагогического обеспечения, дополняющие современные научные представления о результативности формирования готовности подростков к военной службе в общеобразовательных организациях; разработана процессная модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе и выявлены организационные условия для ее реализации. В результате нами сконструирована процессная модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе на основе социально-педагогического и деятельностного научных подходов. Педагогическое обеспечение формирования готовности подростков к военной службе должна опираться на разработанную модель и комплекс мер для осмысления подростками значимости достойного и самоотверженного исполнения воинского и гражданского долга, освоения и трансляции традиционных российских духовно-нравственных ценностей служения Отечеству.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, формирование готовности к военной службе, модель, подростки.

Для цитирования: Заварзин Н. П. Характеристика процессной модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023. № 2 (49). С. 127-133. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2023-249-127-133

CHARACTERISTICS OF THE PROCESS MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF READINESS OF TEENAGERS FOR MILITARY SERVICE

Nikolai P. Zavarzin, Postgraduate student of the Department of Cultural Studies and Social and Cultural projects, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: zavarzin-vrn@ro.ru

Abstract: In our life, military service is one of the important and honorable aspects of social development. Increasing patriotism and protecting the country are key values in our lives. One of the most important roles of pedagogical technologies in preparing adolescents for military service is the creation of conditions for the development of patriotic feelings and a broad view of the world. The purpose of the study: to develop a process model of pedagogical support for the formation of adolescent readiness for military service, taking into account the implementation of the main directions of the Federal project «Patriotic education of citizens of the Russian Federation» of the national project «Education». Based on the analysis of scientific literature, socio-pedagogical and activity-based scientific approaches on the problem of forming the readiness of adolescents and young people for military service, the study of fundamental legal documents in the field of patriotic education, as well as modeling, the possibilities of pedagogical support are identified that complement modern scientific ideas about performance. formation of readiness of teenagers for military service in general educational organizations; a process model of pedagogical support for the formation of adolescents' readiness for military service has been developed and organizational conditions for its implementation have been identified. As a result, we have constructed a process model of pedagogical support for the formation of adolescents' readiness for military service on the basis of socio-pedagogical and activity-based scientific approaches. Pedagogical support for the formation of adolescent readiness for military service should be based on the developed model and a set of measures for adolescents to comprehend the importance of worthy and selfless performance of military and civic duty, mastering and translating traditional Russian spiritual and moral values of serving the Fatherland.

Keywords: pedagogical support, formation of readiness for military service, model, teenagers.

For citation: Zavarzin N. P. Characteristics of the process model of pedagogical support for formation of readiness of teenagers for military service. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2023, no. 2 (49), pp. 127-133. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2023-249-127-133

Воспитание патриотизма-одна из главных задач образования и воспитания в России. Однако эту задачу ставили уже несколько веков назад, когда Россия еще только зарождалась как государство. В современном мире вопросы национальной безопасности и защиты государственных интересов играют большую роль. Одним из инструментов обеспечения этой безопасности является армия, в которой служат многие молодые люди. Но чтобы быть готовым к выполнению данного долга перед родиной, необходима подготовка подростков к военной службе.

Военная служба предоставляет большой потенциал для развития навыков лидерства, ответственности, трудолюбия, самостоятельности и боевого духа. Но, к сожалению, не очень многие подростки и старшеклассники готовы к выполнению служебных обязанностей в армии. На первом этапе

это обусловлено недостаточным пониманием того, что нужно знать и какие навыки развивать, чтобы оказаться готовым к выполнению служебных обязанностей в армии.

Эффективное педагогическое обеспечение формирования подростков к военной службе-это актуальная и важная задача, которая требует совместных усилий со стороны педагогов, родителей и общественных организаций. В настоящее время, когда военная служба является одним из показателей патриотизма, готовность выполнять служебные обязанности в армии-это необходимый элемент формирования психологической готовности к защите нашей Родины. Важно отметить, что забота о развитии подростков в психологическом и педагогическом плане должна быть одним из главных приоритетов общества в целом.

На основе анализа научной литературы, социально-педагогического и деятельностного научных подходов по проблеме формирования готовности подростков и молодежи к военной службе, исследования основополагающих нормативно-правовых документов в области патриотического воспитания, а также моделирования-выявлены возможности педагогического обеспечения, дополняющие современные научные представления о результативности формирования готовности подростков к военной службе в общеобразовательных организациях; разработана процессная модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе и выявлены организационные условия для ее реализации.

Процессная модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе представлена взаимобусловленными структурными блоками (целевой, методологический, содержательный, результативный).

Целевой блок авторской модели (педагогически обеспечить формирование готовности подростков к военной службе) прогнозировал достижение желаемого результата, востребованного объективной потребностью современного общества в обучающихся, которые любят свое Отечество, разделяют традиционные российские духовно-нравственные ценности, готовы к сознательному выполнению воинского долга по защите страны.

Значимым с точки зрения конструирования процессной модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе выступает обоснование методологического блока модели. Методологическим основанием модели выступают социально-педагогический и деятельностный научные подходы, определяющие направленность выбора конкретных способов, приемов, средств теоретической и практической исследовательской деятельности в преломлении обоснованных ведущих идей и аспектов рассмотрения предмета исследования.

Социально-педагогический подход (Н.А. Каргапольцева [4], Р. А. Литвак [5], С. В. Сальцева [7], В. С. Торохтий [9]) определяет выстраивание социаль-

ного партнерства образовательных организаций и социума для мотивации молодых людей, как будущих призывников, к добровольному и осознанному прохождению военной службы.

В рамках социально-педагогического подхода при педагогическом обеспечении консолидации усилий субъектов образовательных отношений и многообразных социальных партнеров (например, воинские подразделения, региональные общественные организации, в том числе молодежные и ветеранские, реальные участники боевых действий и т. д.) организуется многофункциональная социально-педагогическая помощь подросткам (построение недирективных, «помогающих» отношений) в контексте совместного преодоления трудностей на пути к достижению выбранной цели-продуктивной готовности к военной службе.

Это осуществляется через: расширение диапазона знаний молодых людей об истории Отечества, современной социополитической ситуации в мире и обогащение первичных военных представлений; формирование сознательной установки молодых людей на социально одобряемое поведение и патриотически направленную социально значимую деятельность; освоение и полноценную идентификацию себя с новой социальной ролью будущего защитника Родины; развитие личностных морально-психологических качеств, необходимых для предстоящей воинской деятельности.

Определяя методологический базис процессной модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе, мы выделили соответствующие ему основополагающие принципы: социального партнерства и сотрудничества; социального закаливания.

Принцип социального партнерства и сотрудничества заключается в открытости и взаимной консолидации уникальных ресурсов общеобразовательных организаций и социума, осуществляющих работу по патриотическому воспитанию с молодыми людьми, транслирующих лучшие образцы мужества и героизма, ценности по защите Отечества в мирное и военное время (общественные организации; различные союзы, объединения ветеранов боевых действий Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, Чеченской республике, участников специальной военной операции на Украине; органы власти; учреждения культуры и спорта; воинские части и т. д.).

Принцип социального закаливания обусловливает осуществление данного вида педагогического обеспечения с позиции включения подростков в решение имитируемых военно-ориентированных и жизненных ситуаций (социальные пробы / испытания, ситуационное моделирование трудных и неординарных задач, приближенных к военной службе), положительный опыт которых имеет тенденцию переноса в реальную практику.

Реализация принципа социального закаливания задает ориентир наращивания «коэффициента» социально-личностной мощности подрост-ков, степени осознанности в выборе сферы ответственного приложения сил

в военно-ориентационной деятельности (а также в патриотически направленной социально значимой и социально одобряемой деятельности), «взращивания» субъектных качеств, способности отстаивать нравственные и гражданские позиции в противоречиво-сложных ситуациях в квазивоенной сфере (Н.А. Соколова, Ю. Н. Губин [8]).

При реализации деятельностного подхода приоритет отдается «военно-ориентированным практическим пробам», определяющим полноценное осознание молодыми людьми глубокого смысла традиций воинской чести и достоинства, долга и нравственности (свойственных российским офицерам), формирование физической военно-прикладной подготовленности и морально-волевой сферы (решимость, отвага, выдержка, настойчивость, инициативность, сдержанность, самостоятельность (независимость), самоконтроль, мотивированность, ответственность за себя и окружающих, самоорганизация, адекватный уровень притязаний и самооценки и т. д.) (А. А. Гречко [2]; Ю. Т. Глазунов, К. Р. Сидоров [1]).

Содержательный блок разработанной процессной модели отражает реализацию направлений педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе:

- идеологическое направление определяет пути приобщения молодых людей к патриотическим ценностям и достойному служению Родине как значимым источникам жизнедеятельности нации, российского народа, государства, личности, становления у подростков четких мировоззренческих взглядов и критически осмысленных позиций по ведущим социокультурным, исторически-политическим, духовно-нравственным, военно-техническим и другим вопросам. При этом происходит выработка идеологического иммунитета обучающихся в рамках становления информационно-мировоззренческой устойчивости от деструктивных влияний средств массовой информации и культуры Запада, ценностно-смыслового различения истинных традиционных российских духовно-нравственных ценностей от мнимых и ложных, достойных целевых ориентиров от недостойных (В. И. Лутовинов [6, с. 28]), критического разоблачения исторической фальсификации фактов и героического прошлого нашей страны, осознания убежденности выполнения функции по защите и обеспечению национальной и военной безопасности Российской Федерации в современном социуме;

- фасилицирующее направление модели задает ориентир построения недирективных, поддерживающих, субъект-субъектных отношений в разновозрастном сообществе участников педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе, определяет своевременную минимизацию возникающих трудностей в освоении первоначальных знаний о военной деятельности и предстоящей службе в армии, обусловливает «дозированную» адресную помощь

в отработке умений по выполнению сложных и ответственных задач военно-ориентационной деятельности, с которыми сталкиваются молодые люди в ходе прохождения военной службы;

- созидательно-регулятивное направление процессной модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе определяет реализацию расширенных, вариативных модулей, разделов и тематики, видов военно-ориентационной деятельности для выбора и осознанного выполнения различных ролевых действий будущих защитников Отечества, выявления продуктивности / непродуктивности выполнения определенных заданий и своевременной коррекции / улучшения своей работы, поиска возможных вариантов самосовершенствования, самореализации и самоутверждения в области служения Отечеству.

Выше обозначенные направления реализуются в рамках совокупности стратегий педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе («ориентирование», «активизация», «скаффолдинг») и соответствующих им тактик («помощь», «идеологизация», «управляемая рефлексия»).

В ходе реализации данного блока модели наиболее эффективными считаются различные технологии социально-культурной деятельности (Е. И. Григорьева [3]) и многообразные методы и формы военно-ориентационной деятельности: военно-патриотические клубы, волонтерское и поисковое движение, юнармейские военно-спортивные игры и соревнования, военные спортивно-интеллектуальные игры, ценностно-ориентационные дискуссии, исторические викторины, вечера вопросов и ответов, круглые столы, мастерская проектных интерактивных экспозиций, тактико-строевые занятия, экскурсии в военно-исторические музеи, в воинские части, походы и слеты военной направленности и т. д.

Результативный блок процессной модели представляет логическую завершенность педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе, отслеживаемую по сформированности компонентов (коннотативно-аксиологического, когнитивного, поведенческого) изучаемой интегративной личной характеристики в соответствии с мотивационно-ценностным, когнитивным и деятельностным критериями в рамках качественного и количественного перехода уровневых характеристик изучаемого феномена (низкий-средний-высокий).

Таким образом, установлено, что для результативной реализации процессной модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе необходимы организационные условия: обогащение содержания воспитательной деятельности общеобразовательной организации конструктами «патриотической инфоцентрированности», «исторической преемственности», «созидательной консолидации», опреде-

ляющее расширение диапазона знаний подростков о героической истории Отечества, роли и значении Вооруженных Сил России в стране и мире, социально значимых чертах патриотов и защитников Родины; реализация совокупности разноуровневых военно-ориентационных задач в проектных группах, обучающихся для развития ценностного отношения к служению и защите государства, освоения традиций предстоящего нерушимого воинского товарищества; организация сетевого взаимодействия школьного и дополнительного образования в военно-патриотическом клубе «Патриоты России», обусловливающая развитие навыков владения первоначальными основами военного дела, обогащение опыта самореализации в военно-ориентационной деятельности.

Список литературы

1. Глазунов Ю.Т. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2. С. 64-72.

2. Гречко А. А. Интегративная подготовка старшеклассников к военно-профессиональному образованию: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2019. 26 с.

3. ГригорьеваЕ. И. Особенности использования технологий социально-культурной деятельности в информационной среде учреждений образования и культуры // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Москва: РГСУ, 2016. С. 126-132.

4. Каргапольцева Н. А. Социализация личности и ценности современного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2. С. 174-180.

5. ЛитвакР. А. Проблемы современной социализации личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 3. С. 34-38.

6. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учеб. пособие. Москва: РАГС, 2010. 170 с.

7. Сальцева С. В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство: курс лекций. Москва: Владос, 2009. 436 с.

8. Соколова Н. А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования.: монография. Челябинск: ЧГПУ, 2014. 179 с.

9. ТорохтийВ. С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Вестник Российской международной академии туризма. 2016. № 1. С. 38-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.