Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3 (294).
Управление. Вып. 8. С. 99-102.
О. С. Шивырялкина
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА К РАЗВИВАЮЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УРГАЛУГОЛЬ»)
Найден методический подход к подготовке персонала к работе в новых условиях, характеризующихся ростом требований к эффективности и безопасности. Предложенный подход позволяет привести представления руководящего персонала в соответствие с его целевой функцией и изменяющимися требованиями к результатам его деятельности.
Ключевые слова: руководящий персонал, целевая функция, класс руководителя, развивающая аттестация, эффективность деятельности руководителя.
С целью повышения производительности оборудования и труда персонала до уровня, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность предприятия на рынке, в ОАО «Ургалуголь» направлен значительный объем инвестиций на обновление техники и технологий. В связи с этим повышаются требования головной компании к уровню квалификации персонала ОАО «Ургалуголь». Возникает необходимость подготовки руководителей разных уровней управления и специалистов для осуществления анализа и поиска решений по повышению эффективности и безопасности производства. Одним из методов, позволяющих обеспечить такую подготовку, является развивающая аттестация.
Под развивающей аттестацией понимается оценка соответствия мотивационного и квалификационного потенциала работника задачам развития предприятия и определение направлений взаимовыгодного для предприятия и работника развития и использования этого потенциала [1].
С целью разработки программы подготовки и проведения развивающей аттестации инженерно-технических работников ОАО «Ургалуголь» и выявления представлений руководящего персонала предприятия различных уровней управления о способах повышения эффективности и безопасности производства была проведена предаттестационная подготовка. Для подготовки персонала к развивающей аттестации использовались такие формы, как аналитико-мо-делирующие семинары по проблемам, стоящим перед предприятием, и индивидуальная проработка функционала сотрудника с консультантами ОАО «НТЦ-НИИОГР».
Аналитико-моделирующие семинары с ключевым персоналом предприятия, которые проводились совместно с НИИОГР, позволили определить проблемы, стоящие перед пред-
приятием в связи с увеличением инвестиционного потока, их глубину и методы решения. Предложения групп, разработанные на семинарах, могут стать основой улучшения организации производства.
Для формирования представления о предназначении на предприятии и роли в процессе повышения безопасности и производительности труда были проведены собеседования с ключевыми сотрудниками (заместителями технического и исполнительного директоров, начальниками участков и служб, их заместителями и помощниками, горными мастерами, механиками и специалистами — всего более 320 чел.).
Основной задачей проведения собеседований с персоналом было вовлечение сотрудников в процесс повышения их ценности на предприятии посредством проработки и освоения целевой функции совершенствования производства в зоне своей ответственности.
Для определения норм, позволяющих обеспечить взаимную ответственность исполнительного директора и ключевых работников за эффективность освоения инвестиций, и критериев оценки соответствия работников заданным требованиям были составлены положения о должностных лицах. Положения разработаны для таких должностей, как технический директор, заместители исполнительного и технического директора, начальник участка, механик и горный мастер. Данные положения определяют целевую функцию работника и механизм ее реализации.
Индивидуальная проработка ключевым персоналом своих целевых функций позволила выявить отсутствие у руководящего звена ОАО «Ургалуголь» четкого понимания собственного предназначения и роли, а также представлений о моделях и методах управления, обеспечивающих достижение целей развития предприятия.
Для проведения оценки и самооценки освоения ключевым персоналом предприятия своей целевой функции предложена и опробована балльная система, позволяющая определить класс руководителя на основе характеристики его объекта управления. Например, для определения класса технического директора состояние управляемого им объекта це-
лесообразно оценивать с помощью показателей: квалификация персонала, эффективность и безопасность производства, институциональное обеспечение производства. Пример шкалы оценки класса руководителя представлен в таблице.
Пример оценки класса технического директора представлен на рис. 1.
Шкала оценки класса технического директора
Бал- лы Результаты деятельности первого заместителя исполнительного директора — технического директора по обеспечению в своей зоне ответственности
КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
5 Квалификация персонала позволяет вести бесперебойный стандартный производственный процесс, своевременно готовить переход на стандарт более высокого уровня
4 Операционный персонал осваивает стандарты эффективности и безопасности производства; ИТР обеспечивают процесс освоения стандартов с приемлемой динамикой
3 Операционный персонал обучен эффективным и безопасным навыкам работы и выполняет ее в соответствии с нормами и нормативами; ИТР обучены методам управления производством, которые обеспечивают приемлемый уровень его эффективности и безопасности
2 Ведется обучение операционного персонала эффективным и безопасным навыкам работы; ИТР — методам более эффективного управления производством
1 Ведется формальная работа по обучению операционного персонала и аттестация ИТР на знание правил безопасности
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
5 Исключены причины рисков травмирования
4 Исключены причины рисков групповых несчастных случаев, смертельных и тяжелых травм; сохраняются причины рисков легких травм при высокой динамике устранения этих причин
3 Исключены причины рисков групповых несчастных случаев и смертельных травм; сохраняется риск тяжелых травм. Высокая динамика устранения причин рисков травмирования
2 Причины рисков травмирования всех уровней тяжести имеются, но налицо положительная динамика их устранения
1 Ведется работа по устранению повторяющихся нарушений правил безопасности и не ведется работа по устранению причин этих нарушений
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
5 Производственные процессы осуществляются в стандартном режиме «тощего производства» с высоким качеством
4 Производственные процессы осуществляются в соответствии с нормами и нормативами, осваиваются отдельные стандарты
3 Все ресурсы нормируются, выдерживается нормативный расход с отклонениями не более 5 %
2 Ресурсы нормируются, но фактический их расход по отдельным позициям существенно превышает нормативные значения
1 Ресурсы не нормируются, фактический расход значительно превышает расчетный по отдельным позициям
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5 Проектная документация по ОАО «Ургалуголь» позволяет предприятию выйти на высокий уровень эффективности и наивысший в ОАО «СУЭК» уровень безопасности производства. Все необходимые для работы в стандартном высокоэффективном, безопасном режиме положения, инструкции, паспорта и регламенты имеются и освоены персоналом; программы развития персонала и подразделений обеспечивают достижение этого уровня
Окончание таблицы
4 Проектная документация по ОАО «Ургалуголь» позволяет предприятию выйти на требуемый уровень эффективности и высокий уровень безопасности производства. Указанные ниже документы дополнены стандартами производственных процессов и программами развития персонала и подразделений предприятий, которые обеспечивают достижение этого уровня
3 Проектная документация по ОАО «Ургалуголь» позволяет предприятию выйти на приемлемый уровень эффективности и безопасности производства. Указанные ниже документы органичны системе управления производством и освоены персоналом в достаточной мере для непрерывного совершенствования производства
2 Проектная документация по ОАО «Ургалуголь» позволяет предприятию выйти на приемлемый уровень эффективности и безопасности производства. Имеются необходимые для ведения производственных процессов в безопасных и эффективных режимах технологические карты и паспорта, организационный регламент, нормы и нормативы, положения и инструкции, но соблюдаются они лишь частично по причине избыточной формализации
1 Проектная документация не позволяет предприятию достичь приемлемого уровня эффективности и безопасности производства. Все инструкции и положения формальны, организационных регламентов нет
Безопасность производства
обеспечение производства Рис. 1. Пример оценки класса технического директора
В зависимости от совокупности значений по указанным критериям определяется класс руководителя (К):
К = 2Ббп + БКП + БИО + БЭП,
где 2 — весовой коэффициент, отражающий значимость критерия; ББп — безопасность производ-
ства, баллы; Бкп—квалификация персонала, баллы; Био — институциональное обеспечение, баллы; Бэп — эффективность производства, баллы.
Данный подход позволяет при подготовке к развивающей аттестации определить критерии оценки результатов руководителей, выявить
ДЛЯРАБОТНИКА
Полезно • • • • 7 % 55,5 % • • • • • • • • • • • • • • • •
• • • • А
Бесполезно • • • • • • •
• • • • 5,4%
21,4 %
Вредно • • •
(опасно) • • •
10,7 %
Вредно Бесполезно Полезно ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
(опасно)
А — среднеезначение
Рис.2.Матрица о-ценки пользы развивающей аттестации в координатах «для предприятия — для работника»
«узкие места» в их производственной деятельности, разработать мероприятия для повышения эффективности и безопасности производства.
В ходе подготовки к развивающей аттестации было отмечено заметное увеличение количества работников, имеющих положительную мотивационную позицию по необходимости и возможности повышения эффективности реализации своей целевой функции. Об этом свидетельствуют результаты опроса персонала о развивающей аттестации, по которым более 50 % опрошенных отметили пользу аттестации для себя и предприятия (рис. 2).
Подготовка ключевого персонала ОАО «Ургал-уголь» к развивающей аттестации позволяет сформировать единые представления о целевых
функциях у руководящего персонала объединения и привести их в соответствие с требованиями головной компании, что способствует решению задач повышения производительности оборудования и труда персонала до требуемого уровня эффективности и безопасности производства.
Список литературы
1. Фёдоров А. В. [и др.]. Методика подготовки и проведения аттестации, мотивирующей персонал к повышению эффективности производства : отд. ст. Гор. инф.-аналит. бюл. (науч.-техн. журн.). М. : Гор. кн., 2011. № 13. 28 с.