--© А.Б. Килин, В.А. Азсв, A.C. Костарев,
Г.Н. Шаповалснко, А.В. Ошаров, И.В. Марьясов, М.Н. Полещук, 2013
УДК 622
А.Б. Килин, В.А. Азев, A.C. Костарев, Г.Н. Шаповаленко A.B. Ошаров, И.В. Марьясов, М.Н. Полещук
ПОДХОД К ОПРЕДЕДЕНИЮ ЦЕННОСТИ ПЕРСОНАДА УГДЕДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Для обсуждения представлены подход к определению ценности персонала угледобывающего предприятия и опыт его реализации на примере двух основных категорий персонала: начальника участка и механика участка в ООО «СУЭК-Хакасия». Ключевые слова: угледобывающее предприятие, персонал, ценность, определение, методика, подход.
В общем случае под ценностью объекта понимается его полезность для какого-либо субъекта. Ценность персонала угледобывающего предприятия - это качество персонала, определяющее его полезность для работодателя при решении задач воспроизводства и развития предприятия как производственной системы.
Ценность работника определяется выполняемым функционалом и качеством его выполнения. Функционал - это система функций, обладающая свойствами целенаправленности и измеримости, позволяющая в условиях изменчивости внутренней и внешней среды предприятия обеспечивать требуемую руководством динамику повышения эффективности и безопасности производства в зоне ответственности должностного лица [1].
Качество выполнения функционала можно охарактеризовать получаемыми результатами. Обычно выделяют следующие уровни выполнения функционала: «неудовлетворительно» - сотрудник не соответствует занимаемой должности; «удовлетворительно» - сотрудник соответствует занимаемой должности; «хорошо» - сотрудник полностью соответствует занимаемой должности [2].
Функционал характеризуется определенной структурой, каждый элемент которой имеет определенную важность в конкретных условиях предприятия. При повышении требований к функционалу меняется важность его составляющих для получения результатов. Повышение приоритета составляющих функционала означает возрастание требований к «более важным» составляющим, а не снижение требований к «менее важным».
Нами выделено три уровня значимости функционала: низкий - направлен на поддержание текущего состояния производства; средний - обеспечивает достаточную эффективность и безопасность производства; высокий - постоянно и надежно обеспечивает требуемую динамику повышения эффективности и безопасности производства.
Определение ценности персонала необходимо проводить с позиции работника и с позиции руководства для согласования их представлений и повыше-
ния эффективности их взаимодействия. Это позволяет согласовать представления и на этой основе повысить эффективность взаимодействия персонала. Рассогласованные представления о функционале и ценности работника приводит к конфликтным взаимоотношениям, неэффективному взаимодействию и, следовательно, к необходимости создания дополнительных резервов для достижения требуемого результата.
Суть предлагаемого методического подхода к определению ценности персонала заключается в следующем:
• определение руководством предприятия функционалов работников и требуемых параметров результатов;
• выявление составляющих квалификации, влияющих на качество выполнения функционала;
• оценка важности составляющих функционала определенной категории работников руководством предприятия и работниками этой категории;
• выявление расхождения в оценках, позициях и анализ причин этого;
• определение направлений повышения ценности работника на основе усиления его мотивации, квалификации и ответственности с применением, например, развивающей аттестации (рис. 1).
С учетом уровней значимости функционалов и их выполнения нами предложена для определения ценности работника 5-балльная шкала: 5 - лучший в СУЭК; 4 - лучший в ООО «СУЭК-Хакасия»; 3 - вполне удовлетворительно; 2 -недостаточно; 1 - не соответствует требованиям.
Поэтому для определения доли влияния каждой составляющей функционала необходимо выявлять ее вес в ценности работника. Для этого рассчитывается относительная важность (OBf) каждой составляющей функционала, по оценке руководства:
где ур - средняя важность 2-й составляющей функционала данной категории
персонала, по оценке руководства; п - число составляющих.
Для сопоставления представлений персонала и требований руководства рассчитывается относительная важность составляющих (ОВ*), по оценке анкетируемых (персонала данной категории). Такой расчет делается как по каждому работнику, так и в среднем по оцениваемой категории персонала.
где у* - средняя важность 2-й составляющей функционала данной категории персонала, по оценке анкетируемых.
Чтобы оценить единство представлений работников о выполняемых ими функционалах и требований к ним руководства, рассчитывается коэффициент соответствия (кс):
OBp = -£-
i n
(1)
OBa = -yin
(2)
Рис. 1. Схема методического подхода определения ценности работника
(
Ш1П
=1 -Е
ов* овр
1 _1_
п —
тах
уовр'ов;, (ов* овр Л
V овгов; ,
(3)
где ОВР и ОВ? - относительная важность 1-й составляющей функционала, по оценке руководства и анкетируемых, соответственно.
Соответствие выполнения функционала работником требованиям руководства характеризуется относительной ценностью персонала (ОЦ). Она рассчитывается как отношение самооценки ценности работников к требованиям руководства:
Т;ОВаха
ОЦ = ^-— • кс, (4)
I ОВ?х?
1=1
где хР и х? - средняя оценка ценности по 1-й составляющей функционала данной категории персонала, требуемая руководством объединения, и по мнению анкетируемых, соответственно.
Такой подход к оценке позволяет выявлять непонимание работниками тре-бованиий руководства по каждой составляющей функционала и уровню выполнения функционала.
Организация систематического определения ценности персонала требует применения соответствующих методов работы с персоналом. В качестве такого метода целесообразно применять мотивирующую (развивающую) аттестацию. Она является эффективным инструментом согласования представлений персонала о функционале и факторах его ценности, включает теоретическую и практическую части [3].
В рамках подготовки такой аттестации в 2012 г. предложенный подход был апробирован применительно к двум важным категориям: начальник участка и механик участка. Выбор обусловлен следующим: начальник участка непосредственно соединяет труд и капитал; механик обеспечивает работоспособность активной части основных фондов участка. При этом труд понимается как целесообразная деятельность по созданию материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей компании и работника; капитал - стоимость, приносящая прибавочную стоимость; система созданных человеком ресурсов для извлечения дохода.
Примеры требований к функционалам этих категорий персонала в условиях развития предприятия представлены в табл. 1, 2, 3 [2, 4].
На первом шаге экспертами, в качестве которых выступило руководство объединения, были определены составляющие функционала и оценена значимость функционала (табл. 4, 5). На этой основе была установлена относительная важность каждой составляющей функционалов выбранных категорий персонала по формуле 1.
Затем было проведено анкетирование начальников и механиков участков для оценки ими важности предложенных составляющих функционала и своей ценности по ним. По результатам анкетирования были определены средние значения важности каждой составляющей функционала по категориям персонала и рассчитана их относительная важность по формуле 2.
Таблица 1
Критерии профессионализма начальника производственного участка угледобывающего предприятия [2, 4]
Показатель, балл Обеспечение
мотивации и квалификации персонала безопасности труда эффективности труда взаимодействия персонала документального оформления
5 Организовывает и заинтересовывает операционный персонал вести бесперебойный стандартный производственный процесс, ИТР участка - своевременно готовить переход на стандарт более высокого уровня Организовывает труд персонала с низким уровнем риска травмирования Организовывает осуществление производственных процессов в стандартном режиме с высоким качеством Организовывает согласованное взаимодействие персонала участка по горизонтали и вертикали управления в рамках предприятия Организовывает документальное оформление производственного процесса (положения, инструкции, паспорта и регламенты, программы развития персонала и подразделения), необходимое для работы в стандартном высокоэффективном, безопасном режиме
4 Организовывает и заинтересовывает операционный персонал осваивать стандарты эффективности и безопасности производства; ИТР участка - обеспечивать процесс освоения стандартов с приемлемой динамикой Организовывает труд персонала без риска групповых несчастных случаев и тяжелых травм, постоянную работу по составлению карт рисков, наглядной агитации. Но сохраняются причины риска легких травм Организовывает осуществление производственных процессов в соответствии с нормами и нормативами Организовывает согласованное взаимодействие персонала внутри участка и со смежными участками Организовывает документальное оформление производственного процесса (положения, инструкции, паспорта и регламенты, программы развития персонала и подразделения), необходимое участку для выхода на требуемый уровень эффективности и высокий уровень безопасности производства
3 Организовывает и заинтересовывает операционный персонал вести производственный процесс, используя эффективные и безопасные навыки работы в соответствии Организовывает труд персонала без риска групповых несчастных случаев, составление карт рисков. Но сохраняются причины риска тяжелых травм Организовывает осуществление основных рабочих процессов постоянно в соответствии с нормами Организовывает согласованное взаимодействие персонала внутри участка Организовывает документальное оформление производственного процесса (положения, инструкции, паспорта и регламенты, программы развития
(О Окончание табл. 1
05
Показатель, балл Обеспечение
мотивации и квалификации персонала безопасности труда эффективности труда взаимодействия персонала документального оформления
с нормами и нормативами; ИТР участка - управлять производственным процессом с требуемым уровнем его эффективности и безопасности и нормативами, вспомогательных -периодически персонала и подразделения), необходимое участку для выхода на приемлемый уровень эффективности и безопасности производства
2 Организовывает и заинтересовывает операционный персонал вести производственный процесс с приемлемым уровнем эффективности и безопасности; ИТР участка - управлять производственным процессом с приемлемым уровнем его эффективности и безопасности Организовывает работу по достижению положительной динамики устранения риска. Но сохраняются причины риска групповых, тяжелых и легких травм Организовывает осуществление основных и вспомогательных рабочих процессов с периодическим выполнением норм и нормативов Организовывает частично согласованное взаимодействие персонала внутри участка Организовывает документальное оформление производственного процесса (положения, инструкции, паспорта и регламенты), которое позволяет участку эпизодически выходить на приемлемый уровень эффективности и безопасности производства
1 Не может организовать и заинтересовать операционный персонал вести производственный процесс с приемлемым уровнем эффективности и безопасности; ИТР участка - управлять производственным процессом с приемлемым уровнем его эффективности и безопасности Организовывает работу по устранению повторяющихся нарушений правил безопасности, не ведет работу по устранению их причин Не может организовать осуществление основных и вспомогательных рабочих процессов в соответствии с нормами и нормативами Не может организовать согласованного взаимодействия персонала участка Не может организовывать документальное оформление производственного процесса (положения, инструкции, паспорта и регламенты), позволяющее участку достичь приемлемого уровня эффективности и безопасности производства
Таблица 2
Уровни выполнения функционала механика производственного участка угледобывающего предприятия [4]
Показатель, балл Результаты деятельности
квалификация безопасность производства Эффективность производства документальное оформление производственного процесса
5 Квалификация механика позволяет вести непрерывный стандартный производственный процесс; регулярно выступает с инициативными предложениями по усовершенствованию технологии производства Обучает персонал безопасным методам работы. Смена начинается и заканчивается с выявления рисков травмирования и доведения полной информации до каждого работника участка Организует производственный процесс на участке в стандартном режиме с высоким качеством Все необходимые для работы в стандартном высокоэффективном, безопасном режиме положения, инструкции, паспорта и регламенты имеются и освоены персоналом; программы развития персонала и подразделений обеспечивают достижение этого уровня
4 Квалификация механика позволяет осваивать стандарты эффективности и безопасности производства; знает нормативную базу технологических процессов, назначение выполняемой работы Не допускает неприемлемый риск травмирования на участке Организует производственный процесс в смене в соответствии с нормами и нормативами, осваивает отдельные стандарты Документальное оформление производственного процесса позволяет выйти на требуемый уровень эффективности и высокий уровень безопасности производства. Указанные ниже документы дополнены стандартами производственных процессов и программами развития персонала, которые обеспечивают достижение этого уровня
3 Механик обучен методам управления производством, обеспечивающим приемлемый уровень его эффективности и безопасности, использует их Работает без нарушений правил безопасности Выполняет наряд в соответствии с нормами и нормативами, с незначительными отклонениями от нормативных значений Документальное оформление производственного процесса позволяет выйти на приемлемый уровень эффективности и безопасности производства. Указанные ниже документы соответствуют системе управления производством и освоены персоналом в достаточной мере для непрерывного совершенствования производства
2 Механик знает нормативную базу технологического процесса; обучается методам более эффективного управления производством Работает с нарушениями правил безопасности; по возможности устраняет нарушения Выполняет наряд в соответствии с нормами и нормативами, но по отдельным позициям фактический расход ресурсов значительно превышает нормативные значения Документальное оформление производственного процесса позволяет выйти на приемлемый уровень эффективности и безопасности производства. Организационный регламент, нормы и нормативы, положения и инструкции соблюдаются лишь частично в силу избыточной их формализации
1 Механик не знает нормативную базу Систематически не выполняет требования правил безопасности Работает с неприемлемыми производственными показателями Документальное оформление производственного процесса не позволяет достичь приемлемого уровня эффективности и безопасности производства. Все инструкции и положения формальны, организационных регламентов нет
« »
u 5
h S
a «
0 ß M
« в S
« ° С
и ч в M S о &fe S
M
S&S&
«5 2
¡¡c fice »¡¿»йёвов»^«?
«Sc 5a««C3 <<ï rn^ü 5 ornsO en " fe
. 4 .OID .Ü.» .oj ам И ПИ C^ Sin с S
asco « s a fe ^ я S S MES s с s n
T c 2
5 5 fi à i « §5 c5 о
2 2 0 « Ï с * к « Я S0
* fe s S и
С S С * &Í 0 X S h 0 « о a^
о Ц
» S s
0 f, S
u s a
2 * о
С a с
H S«
и ■ E 0
5« à и
S s " о a я is X с a ■'
4 г 8 ä
2 ^ Í5
с S frc 2
2 ES
PS
Ш
5S £ S S « ï
с n S " « ■ 5 S Sh i! s 8 E
Ш
OßSpC^OsO
« ü« « й ï s ä
« S a à « s с S
U ÍU offl E s û
н см си ' цб
с
. S о
â î « К 2 £
Ü E H *
ï § * " s 0 «
4 » ' S
0 " « S
С ^C S
¡(B05
«os S
h h с <
•ES*
H U d H
ï S Ec cSEE
*í¡!aá
S с
» 2
а с
10 ».
5 ^
S с
O ß
с « Ч О . О ^я
С^С
И о SE Е .юс . 8
ц
V S
я
и h
" S
» £ а *
о о
с ^
0 с ß « С О
ß О
s о
fe о
о U
R §
2 о ? м í
S а » S s « 6 .
S ííc S ¿ Eü
V . а .
л л 'S fio • S ce с « « » 5 * 2 S * с 5 с^ 0 с4 Е »
№ ^ ^ 5Î «
^ S ^ ч 2 с S S
-t ' S с S
с 5 - ь с 2
^ ^ cj c O
4 L СО ti
«
d и ^
^ . ß . V
» Ï С
S » ^^
о а ^ t
s н * р
S о о 5
и « с °
О и и g
s Зой
Í g ^с
« « 5 ¡5
0 SS S 5
1 * s 5
n 2 j о
a Ê » s
с . Sis111
h с и и ¿ 'С с 5 ^ Tiß • ii ^ ï
S, «So о ^ s
.S .a^i
h f) W С ^ f)
^ 3 N 3
С f¡ с P
COCO ßlü ßlü и ß и ß ш»
^ H ^ h С ß С ß
MM Qi 4 à Ч
С h ß
s ^ "
ÇlD «
С ß u
•91 a с
' S ^
h С
S « S
2 S '
' S «
« S «
V G ^ H
c ^ ^
I 0 ° Ü
» ß с • S
» . »д ^ S »
С С
3&
2 „ и,'
щ S í и Й с h 0 Ä h D 0
2 5 8
ß я а и л и
а °с
s 5 * ß с s
t ^ ä
Ч „ ч
^ ^ ^
b s
cn« t ^ С о с
^^ 2 S
4 е í ^^ ü ^ Ï с^Й ^ i i "
an о S
ï ч n я
ä ^ с n с ao 2 coas ßlü с ^ «о „ »
о . 0 и « S о с S а ос * on с с ю асю^ ^ о
0 с i 0 " M
^2^^X^^
® >у & ® U ^ Г
. ^ а .^ aß
у н • «
< ^ ' s
а с
о 8 с о
о С
а
s ï
сО » ^ ^н д. с
у .и s и
о'S & ^
% S у . у ^ í h « -
^ t S tí ¡d ü t E *
^^ » ^^í^ & ° íf»h S с ï ^ ^2 я
S Û Л Î i H с
X м а м ß о о
а с » с о и
^ Í ^ « с ï s ß « g о 5 ß s " с ^ « ^ й ? " 5 ^ " h s с ï S ^ ч 2
о и о «
и о 2 и ^ а^ о с ^ а ^ W 2 ä ^ Й
. ч . « ^ . о
и с
■ ï • ^ к i с й
5 0 « S»
ROSS 0 ^ ^8
5 ^ ß ^
i5 » fe ^ '
tJ h S S g
0 0 S и «
i« s ^^ . d . d . 0 . ^ . 0
S «
С V
с ч ß -
О h
. s с
ta ï
aij «
a ^ ^
2 e ц
n ao ^ « ^ S ^ ä « 8S
S Sí
0 4 И 2 s >
1 X » с
5 ° Ь ^
s Ь X ч ï iï о ^ 2 ^ ï, « 0 <jS
S S о "
й t Í S
с a R * n •• 0 n ^
^ H ^ ^^ «u ^ e I
. . о . и
HM h CO g
X » ^ ^^^
fj U G l 0 d ï Ч с
ï S'-Ö 'S
ч ^ a
0 h С
с ^c X a о » о с
h h с nC ß
^ S S
Mi
1 ao
^ о
ä ^ 5 * " ^ 8 с í ^ 0 « 2 ^ ß * S ^ ^
и 0 ß к
" aâ » 2 » i5 о Clû 0 u
к0 R i
s ? E • 0 ^
ß 1С 0
a о * ^ « ^ a
О 0 0 n СЮ С s
^^^* i3 К
i Ь Ï i S ^
iî S m ^
. iû a . о . V HьсM си a
^ о о
с S 2 ^ P s
3s Й s ч ч u ^ и
S ^^
о ^ Й ^ ^^
y ^ J
s ^ ^
So?
^^^
5 n о 0 и t с . 9. S
V^'illl
S« S3
S S 5 s S
. ч с » ..
С . 8 ^ H f, H
• 4 ^ Í ï ^ ^ ^ ß ^ ß ^ ^o^o
Qi ^ ûi ^ H й H Й 0 E О E
it С Ü с о g о g èx^x ■ i
Sc Sc
. a о a о
a tï ^^^
LU.
5 fi ^
2 « с и
S ' о с s ^ a a
3 ^ ^
a h ï ß S &
R h a ß с " ах с s
S «
ß ß
fe с а с
11
" S
о «
и а
2 с ß ^
S^ a ß
и с ^^
áfr ti N Й с а «
s
и Й
^ Й s о
с s
(Í s
aa и ß
*
с с ß a о
» ï
л рУ
" a V о
ÏID
3 о
3 ^^^^ bälg
о fe и с 0 a ä "
SSfiSu s oa . a p . ч в л с
HebNXICQ
5 о
о с
* ï
С й ß
К 0
0 С ß
ß С О
" я ^
^ О ^
в и ^
í О ö
^ ^ s
1 i ^ •
ß » » с S
^ S s « i
a ^ С ß a
о - S
н « о о и S
< & с » с S
о ß О " о s
^^ ^ ^ о ^^ ^
^ fi ç^ h и S
!
i а. ^ ^ ^ ^
2 a _
5
Ï s 8 с
^^ i i
* ^
i
V h
a
& « S S
с ■ ^ ^ a ï
a fe a
^ 0 S ß a с
l " «»
в S 8 ^
с S a
Ф
^^ t
^ S с S ^ H a с S с 8 о
CO _COCOCoCß
СЧ s счсчсчсс ß^ a S^S^S^Sa can cacacß c« n о gn on on нп t .»! .ю .ю . S • S
^
S о с
S HO .
Sfi
0 S a ^ о. о
5 ^ s ^
6 ^ 2 § о ^ h «
Ê H
t ? 25 ь
ю
с
¡ О
P h i •
! >c ч
и ^ a ^ й R N С h
p^ ^ К ¡S ^
M У У
ï ï a
Es c
о о *
4 ^ с
Ü 5Î t^x
* s
hlnP
^ ^ 5 С
< n
»Eis
5 » a «
Лап!
й ^
S 0
S с
с ^ a &
Ъ с ^ ^ ^
аса
Hh
о a о
0 oO . iû . LOL
t! ß
^ 2 ^ ^ ^
S с » ^ и s
J ^
a a a
ï с о
a a S
h 5 о
5 ^ h
ß a 5 y и о X « с
С ^ s s M S
С с 5 . ^
^ H Ч Й ^ A
ssacß ¡j s ^ * I) * 11
й ^ К Ю ^ ^ . ^ . ß . ^
0 ,
S A
0 ^
Й <5 ,
ÖLÖOH
JE И JE й Ф 'HUM
40^4 0 о ^50 2 y V о y s ^ l Й ^ îi ^ и « ^
n: в И E h ц 9 й a u
и ^^ ^ ^
*c» ^2
^ S c
s
0 ^^ 0 I
SßS „ V ¡¿ V 'С
а^ as
a h ^ ^
■ s • «
H s M n
* ^ 2 s
с и n ^
Q S
№ 2 с
«S
A Й Й ù 'S о
sa h
d H о
ß c h ^ ^ £
Сам h ß С
5 S 4
с 0 ß
in
^c а
0 S «
1 d „
¿ " С
с в
H С
С и С ß ^
О ¡j О и ^ ^ ^
о ^ о а
* S * О 4 о
и с но ?
О С Оь fe
чач h s
V с N ß S
а ; ас S с « с ь а
» iM ä
■ R . : ß ^
E ^ s
С ß " ß
^^ 1 S
О " ä О
M S
^ V* «, ß ^ "
S а с а с * ^ ч
О с о о
с S о а
а а о ь
S о a ¡¡
Ф?
Й* С с ß 0 с
¡8 ^ 4 ^ ^
. О . . V н Еми а
СО
я s
§ s
^ s
к 8 -
X &
« s
X
9 Й Й g о ^ ь* s 2 s &
« i ,
я
я.
я к
ï s
H ï
о я
я Й
0 о X ч Ê b S i
1 о
IÍ s
й, 0
s ^
^^
S ч
« и
и «
я
^ «'S я® я
S « D
S я «
^ Й ч
О г s
« s
S ь
fl ^ ï О 5 О
Si«
и!п »
« ьа
j ч
о я ьн
H ï ï о
о ^
Таблица 4
Уровни значимости функционала начальников участков
Составляющие квалификации и результаты Уровни значимости функционала
Низкий | Средний | Высокий
Знания (представления и знания)
Устройства оборудования + + +
Технологии ремонта + + +
Организации ремонта + + +
Управления персоналом + +
Экономики ремонта +
Умения (умения и навыки)
Разрабатывать технологический и орг. регламент работы + + +
Организовывать работу + + +
Управлять персоналом + +
Определять экономическую эффективность работы участка +
Результаты
Технические + + +
Безопасность труда + + +
Состояние коллектива + +
Экономические +
Готовность к расширению зоны ответственности +
+ - представления, знания, умения, навыки, результаты соответствуют требованиям, указанным в табл. 1.
Таблица 5
Уровни значимости функционала механиков участков
Составляющие квалификации и результаты Уровни значимости функционала
Низкий | Средний | Высокий
Знания (представления и знания)
Устройства оборудования + + +
Технологии ремонта + + +
Организации ремонта + + +
Управления ремонтным персоналом + +
Экономики ремонта +
Умения (умения и навыки)
Разрабатывать технологию и регламент ремонта + + +
Организовывать ремонт + + +
Управлять ремонтным персоналом + +
Определять экономическую эффективность +
Результаты
Технические + + +
Безопасность труда + + +
Состояние коллектива + +
Экономические +
Готовность к расширению зоны ответственности +
+ - представления, знания, умения, навыки, результаты соответствуют требованиям, указанным в табл. 2, 3.
Важность, %
лМЛ ГЪ Г1Г1Г1ГЪ П Уп
Устройства оборудования Технологии работы Организации работы Управления персоналом Экономики работы Разрабатывать техн. и орг. регламенты Организовывать работу Управлять персоналом Определять экономическую эффективность Технические Экономические Безопасность труда Состояние коллектива Готовность к расширению зоны ответственности
кс = 0,81 (рассчитывается по формуле 3)
Составляющая функционала
Знания Умения Результаты
| | Начальники участков (12 чел.) Ц Руководство Рис. 2. Относительная важность составляющих функционала начальника участка
Результаты анкетирования и расчетов показали, что начальники участков оценивают обеспечение безопасности труда как наиболее важную составляющую функционала, а все остальные имеют приблизительно одинаковое значение.
Руководство полагает, что наиболее важными составляющими в условиях развития производства являются знания технологии работы, знания и умения управлять персоналом, состояние коллектива (рис. 2).
Значение коэффициента соответствия 0,81 означает, что между руководством и начальниками участков существенное расхождение представлений о том, что и как должен делать начальник участка, чтобы обеспечить требуемые результаты.
Оценка составляющих функционала механиками участков показала: они полагают, что наибольшей важностью обладают такие составляющие, как «знание устройства оборудования», «знание технологии ремонта» и «технические результаты ремонта», а наименьшей - «знание экономики ремонта». Руководство полагает, что наибольшей важностью в условиях развития производства обладают знания «технологии ремонта», знания и умения «управлять персоналом», «состояние коллектива»; следующий уровень занимают экономические знания и умения (рис. 3).
Значение коэффициента соответствия 0,67 означает, что между руководством и механиками участков значительное расхождение представлений о том, что и как должен делать механик участка, чтобы обеспечить требуемые результаты. В результате такого расхождения представлений возникает несогласованное взаимодействие, несоответствие ожиданий от результатов труда руководства и персонала, и, как правило, перерасход ресурсов.
Сравнение приоритетов работников с уровнями значимости функционала и требованиями руководства выявило, что персонал этих категорий пока преимущественно направлен на реализацию функционала низкой и средней значимости. 300
Важность, %
1 1 1 1 1
Устройства оборудования Технологии ремонта Организации ремонта Управления персоналом Разрабатывать техн. и орг. регламенты Организовывать ремонт Управлять персоналом Определять экономическую эффективность Технические Экономические Безопасность труда Состояние коллектива Готовность к расширению зоны ответственности
кс = 0,67 (рассчитывается по формуле 3)
Составляющая функционала
Знания Умения Результаты
| | Механики участков (16 чел.) Ц Руководство Рис. 3. Относительная важность составляющих функционала механика участка
Оценка, баллы
Р р
о с
г г
3
о £ о ГС
¡1 ¡1 ш с
о § ! >
н о
£ £
ш !з
а о
I I
Знания Умения
| | Механики участков (16 чел.)
Баллы: 5 - лучший в СУЭК; 4 - лучший в ООО «СУЭК-Хакасия»; 3 достаточно; 1 - не соответствует требованиям
Составляющая функционала
Результаты
Начальники участков (12 чел.)
вполне удовлетворительно; 2 -
Рис. 4. Самооценка ценности механиков и начальников участков (средняя оценка)
5
4
Результаты анкетирования показали, что работники оценили свою ценность ниже по тем составляющим, которые, на их взгляд, имеют меньшую важность (рис. 4).
Без проработки с персоналом требований руководства работникам затруднительно повысить свою ценность, так как они будут отдавать приоритет составляющим, важным на их взгляд, и недостаточно развивать те, которые являются более важными согласно требованиям руководства.
На предприятиях РПО по формуле 4 был осуществлен расчет относительной ценности механиков и начальников участков при минимальных требуемых значениях ценности по каждой характеристике 3 балла. Получено, что цен-
ность механиков и начальников участков относительно требований руководства составляет ОЦм = 0,68 и ОЦну = 0,77 соответственно. Это приводит к тому, что часть функций механиков и начальников участков выполняют вышестоящие руководители.
Следующими шагами были разработка и реализация личных обязательств по улучшению производственного процесса в своей зоне ответственности [3, 5].
В результате проведения развивающей аттестации были проработаны функционалы каждого уровня управления, определена ценность начальников и механиков участка, начал формироваться кадровый резерв из работников, получивших наиболее высокие оценки. Резюме
Предложенный подход к определению ценности персонала позволяет руководству устанавливать требования к функционалу и согласовывать их с работником, определять соответствие работника требованиям руководства, выявлять приоритетные направления и методы повышения его ценности и снижать конфликтность взаимодействия персонала.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяконов, А.В. О должностной инструкции и функционале начальника производственного участка угольного разреза / А.В. Дьяконов // Уголь. - 2013. - №3. - С. 110-111.
2. Добровольский А.И. и др. Развивающая аттестация управленческого персонала ОАО «Ургалуголь» / А.И. Добровольский, Г.Л. Феофанов, О.С. Шивырялкина // Уголь. - 2013. -№ 3 - С. 104-109.
3. Килин А.Б. и др. Мотивирующая аттестация как инструмент достижения непрерывного совершенствования производства в ООО «СУЭК-Хакасия» / А.Б. Килин, В.А. Азев и др. - Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2013. - в печати.
4. Организационная подготовка безопасной и высокопроизводительной работы персонала на предприятиях ОАО «Ургалуголь»: Отчет / ОАО «Ургалуголь», ООО «НИИОГР». - п. Чегдомын - г. Челябинск, 2013. - 98 с.
5. Создание системы непрерывных улучшений производственных процессов ООО «СУ-ЭК-Хакасия»: Отчет / ООО «СУЭК-Хакасия», ООО «НИИОГР». -2012. - 85 с. S2H
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Килин А.Б. - кандидат технических наук, исполнительный директор, [email protected], Азев B.A. - кандидат технических наук, заместитель исполнительного директора - технический директор,
Костарев А.С. - кандидат экономических наук, заместитель исполнительного директора по финансам и экономике - финансовый директор, ООО «СУЭК-Хакасия»,
Шаповаленко Г.Н. - кандидат технических наук, директор разреза «Черногорский», Ошаров А.В. - исполнительный директор ОАО «Разрез Изыхский», Марьясов И.В. - механик по ППР, ООО «СУЭК-Хакасия»,
Полешук М.Н. - кандидат экономических наук, научный сотрудник ООО «НИИОГР», [email protected].
А