Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остыловская Оксана Анатольевна, Манушкина Маргарита Михайловна, Ерошина Анастасия Александровна

Широкая практика использования электронного обучения показала, что его педагогический компонент зачастую существенно уступает качественной электронной оболочке. Часто обучающие материалы создаются без опоры на дидактику и эмпирические данные о практиках обучения. Эта проблема обуславливает потребность в педагогах и методистах цифровой образовательной среды. Такие специалисты должны обладать компетенциями двух областей - педагогической и информационной. С одной стороны, необходимо внедрять в электронное обучение лучшие практики педагогического проектирования, опираясь на законы дидактики. С другой стороны, поскольку обучающие материалы разрабатываются исключительно в электронной среде, такой специалист может принимать участие в создании технологического компонента электронного обучения. В статье раскрывается тезис о возможной проблеме «размывания» подготовки таких специалистов в системе высшего профессионального образования между педагогическим и техническим вузами. Сегодня педагогов цифровой образовательной среды готовят в рамках направлений 09.03.00 «Информатика и вычислительная техника» и 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Подобная ситуация уже случалась ранее с другой междисциплинарной специальностью - прикладной информатикой. В результате наблюдалась неоднозначность в понимании будущей профессиональной деятельности выпускников. Чтобы не повторить негативный опыт, необходимо четко разделить подготовку кадров для педагогического и технологического компонентов электронного обучения. Педагогический компонент - это, прежде всего, цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Следовательно, подготовка педагогов и методистов электронного обучения должна и осуществляться в системе ВПО в рамках направления «Образование и педагогические науки». В статье приводятся аргументы для обоснования этого тезиса. Направлению «Информатика и вычислительная техника» целесообразно оставить техническое технологическое сопровождение электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHERS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The wide practice of using e-learning has shown that its pedagogical component is often significantly inferior to a high-quality electronic shell. Training materials are often created without relying on didactics and empirical data on teaching practices. This problem causes the need for teachers and methodologists of the digital educational environment. Such specialists should have the competencies of two areas - pedagogical and informational. On the one hand, it is necessary to introduce the best practices of pedagogical design into e-learning, based on the laws of didactics. On the other hand, since training materials are developed exclusively in an electronic environment, such a specialist can participate in the creation of a technological component of e-learning. The article reveals the thesis about the possible problem of "blurring" the training of such specialists in the HPE system between pedagogical and technical universities. Today, teachers of the digital educational environment are trained in the areas of 09.03.00 "Computer Science and computer Engineering" and 44.00.00 "Education and Pedagogical Sciences". A similar situation has already happened before with another interdisciplinary specialty - applied computer science. As a result, there was ambiguity in understanding the future professional activities of graduates. In order not to repeat the negative experience, it is necessary to clearly separate the training of personnel for the pedagogical and technological components of e-learning. The pedagogical component is primarily the goals, content, methods, organizational forms, and means of teaching. Consequently, the training of teachers and methodologists of e-learning should and should be carried out in the HPE system within the framework of the direction "Education and Pedagogical Sciences". The article provides arguments to substantiate this thesis. It is advisable to leave the technological support of e-learning in the direction of "Computer Science and Computer Engineering".

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

небольшая часть обучающихся продемонстрировали свои примеры музыкальных произведений из классической музыки. Такие ученики, по нашему опросу, занимаются в организациях дополнительного образования, таким образом подтверждая, что воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке исключительно на уроках в общеобразовательной школе не будет таким же эффективным, как если бы школьники обучались в музыкальных школах, студиях и других организациях культуры и искусства.

Один из первых уроков в процессе проведения исследования был посвящен теме «Песня - верный спутник человека» с целью обобщить знания школьников о жанре песни, а также направлен на расширение знаний о вокальной музыке. Мы не стали ограничиваться только учебным материалом, а связали тему урока с эмоционально-ценностной стороной жизни человека. Так, например, школьникам был задан вопрос: «Для чего нужна песня человеку?». Ответы учеников были различными. Обучающиеся высказывали предположение, что песня нужна «для выражения мысли», «для возможности петь», «для помощи в различных делах», «для эмоционального настроя». Таким образом, учебный материал о вокальном жанре был связан с эмоциональной стороной личности.

На уроках музыки мы использовали разнообразные формы, методы работы и средства, позволяющие развить эмоционально-ценностное отношение школьников к музыкальным произведениям. Мы предлагали на занятиях различные задания, которые чередовались между собой: мини-сочинение, подбор музыкального материала, рисунки, кроссворды, проекты и т.д.

Важным является и осуществление внеурочной деятельности, в процессе которой создается особое пространство для развития творческого потенциала, социализации личности, освоения культурных ценностей.

Выводы. В процессе экспериментального исследования происходило знакомство детей с лучшими произведениями музыкального искусства, акцентировалось понимание содержания музыкальных произведений, вырабатывалось умение отбирать лучшие музыкальные произведения, а также проводилась работа по осознанию музыки как ценности. Постепенно школьники становились более восприимчивы к музыке, ярко проявляли свои эмоции, полученные в ходе прослушивания музыкальных произведений. От начального этапа к заключительному мы выявили изменение отношения обучающихся к произведениям музыкального искусства, развитие эмоционально-ценностного отклика на музыку, что свидетельствует об эффективном формировании эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства в условиях общеобразовательной школы.

Литература:

1. Бахтин, В.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе: диссертация...канд. пед. наук: 13.00.01 / Бахтин Вячеслав Васильевич. - Пенза, 2011. - 185 с.

2. Жукова, Н.А. Организационно-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учению: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Жукова Наталия Айзиковна. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.

3. Кемеров, В.Е. Современный философский словарь / В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 823 с.

4. Кутковой, Н.А. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы. Психологические исследования / Н.А. Кутковой, Т.Г. Стефаненко // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 33. - С. 7. - EDN SFJGKV.

5. Лотце, Р.Г. Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. / Р.Г. Лотце. -М.: Либроком, 2012. - 160 с.

6. Останина, С.А. Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов / С.А. Останина, Е.В. Птицына // Педагогика и психология образования: научный журнал №4. - М.: МШУ. - 2016. - С. 70-78

7. Стулов, И.Х. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу обучения хоровому пению: на материале работы со студентами музыкальных факультетов педагогических вузов: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Стулов Игорь Харьевич. - Москва, 2009. - 33 с.

8. Усольцева, Н.А. Проблема развития эмоционально-ценностного отношения к природе / Н.А. Усольцева // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвящ. 385-летию со дня основания города Красноярска. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. -Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section002.html, свободный. (дата обращения: 21.09.2022).

9. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2014. - 800 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Остыловская Оксана Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Манушкина Маргарита Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); старший преподаватель Ерошина Анастасия Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Широкая практика использования электронного обучения показала, что его педагогический компонент зачастую существенно уступает качественной электронной оболочке. Часто обучающие материалы создаются без опоры на дидактику и эмпирические данные о практиках обучения. Эта проблема обуславливает потребность в педагогах и методистах цифровой образовательной среды. Такие специалисты должны обладать компетенциями двух областей -педагогической и информационной. С одной стороны, необходимо внедрять в электронное обучение лучшие практики педагогического проектирования, опираясь на законы дидактики. С другой стороны, поскольку обучающие материалы разрабатываются исключительно в электронной среде, такой специалист может принимать участие в создании технологического компонента электронного обучения. В статье раскрывается тезис о возможной проблеме «размывания»

подготовки таких специалистов в системе высшего профессионального образования между педагогическим и техническим вузами. Сегодня педагогов цифровой образовательной среды готовят в рамках направлений 09.03.00 «Информатика и вычислительная техника» и 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Подобная ситуация уже случалась ранее с другой междисциплинарной специальностью - прикладной информатикой. В результате наблюдалась неоднозначность в понимании будущей профессиональной деятельности выпускников. Чтобы не повторить негативный опыт, необходимо четко разделить подготовку кадров для педагогического и технологического компонентов электронного обучения. Педагогический компонент - это, прежде всего, цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Следовательно, подготовка педагогов и методистов электронного обучения должна и осуществляться в системе ВПО в рамках направления «Образование и педагогические науки». В статье приводятся аргументы для обоснования этого тезиса. Направлению «Информатика и вычислительная техника» целесообразно оставить техническое технологическое сопровождение электронного обучения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, электронное обучение, педагогическое образование, цифровая образовательная среда, высшее образование.

Annotation. The wide practice of using e-learning has shown that its pedagogical component is often significantly inferior to a high-quality electronic shell. Training materials are often created without relying on didactics and empirical data on teaching practices. This problem causes the need for teachers and methodologists of the digital educational environment. Such specialists should have the competencies of two areas - pedagogical and informational. On the one hand, it is necessary to introduce the best practices of pedagogical design into e-learning, based on the laws of didactics. On the other hand, since training materials are developed exclusively in an electronic environment, such a specialist can participate in the creation of a technological component of e-learning. The article reveals the thesis about the possible problem of "blurring" the training of such specialists in the HPE system between pedagogical and technical universities. Today, teachers of the digital educational environment are trained in the areas of 09.03.00 "Computer Science and computer Engineering" and 44.00.00 "Education and Pedagogical Sciences". A similar situation has already happened before with another interdisciplinary specialty - applied computer science. As a result, there was ambiguity in understanding the future professional activities of graduates. In order not to repeat the negative experience, it is necessary to clearly separate the training of personnel for the pedagogical and technological components of e-learning. The pedagogical component is primarily the goals, content, methods, organizational forms, and means of teaching. Consequently, the training of teachers and methodologists of e-learning should and should be carried out in the HPE system within the framework of the direction "Education and Pedagogical Sciences". The article provides arguments to substantiate this thesis. It is advisable to leave the technological support of e-learning in the direction of "Computer Science and Computer Engineering".

Key words: professional training, e-learning, pedagogical education, digital educational environment, higher education.

Введение. Сфера приложения информационных технологий в образовательном пространстве сегодня набирает обороты. В нее входит широкий спектр обучающих платформ, онлайн-средств и других элементов, а системы обучения при помощи информационных и электронных технологий объединены общим понятием электронного обучения. Таким образом, цифровые технологии - это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека, том числе и образовательная [4], [11], [12]. Цифровая образовательная среда существенно расширяет возможности обучения: она позволяет перейти от классной комнаты к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальную образовательную траекторию, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося.

Стремительное развитие различных видов электронного обучения, как в дистанционном, так и в очном формате, порождает специфические проблемы, связанные как с вопросами его реализации, среди которых отсутствие единой терминологической системы, недостаточная эффективность практических инструментов и др., так и с глобальными проблемами цифровизации образования, например, неоднозначным пониманием целей, отсутствием ведущей психолого-педагогической концепции онлайн-обучения [3].

Бесспорно, электронное обучение в любом его виде должно включать в себя все компоненты учебного процесса: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, но при этом важно отметить, что обучающие материалы разрабатываются исключительно в электронной среде. Таким образом, повсеместная практика использования цифровых технологий в образовательной деятельности обуславливает потребность в специалистах, способных формировать единую цифровую образовательную среду. Специалисты с профильным ИТ-образованием широко задействованы в этом процессе, они способны создать самые разные обучающие материалы от сетевых энциклопедий, игр-имитаций и симуляторов до занимательных и полезных онлайн-сервисов. Однако, не секрет, что средства электронного обучения, которые можно наблюдать, например, в образовательных учреждениях, зачастую страдают именно отсутствием системного подхода к их организации - созданы без опоры на теоретические представления и эмпирические данные о практиках обучения, наблюдается скудность и однообразность диагностических инструментов и отсутствие принципов педагогического проектирования [1].

Изложение основного материала статьи. Сегодня в научном педагогическом сообществе уже обозначена проблема того, что основное внимание уделяется технологическому и процессуальному компонентам электронного обучения, в результате чего собственно педагогический компонент не всегда соответствует качественной электронной оболочке. Последствие такого несоответствия состоит в том, что на практике в электронном обучении не реализуются научные достижения дидактики как науки об обучении человека, а, следовательно, не реализуются и все образовательные возможности электронного обучения [10].

Недостаточная педагогическая проработанность использования электронного обучения безусловно требует дальнейшего осмысления научным педагогическим сообществом. Однако уже сегодня очевидна потребность в педагогах-практиках и методистах, способных организовать электронное обучение не только в технологическом аспекте, но и в полном соответствии с дидактическими принципами. Именно такие специалисты смогут реализовать все возможности цифровых технологий как средства обучения внутри учебного заведения, чтобы эти технологии находились внутри круга познания, но не вне его, и соотносились бы с ним [2].

Таким образом, перед российской высшей школой стоит задача подготовки педагогических кадров, способных, с одной стороны, использовать лучшие практики педагогического проектирования учебного процесса и, с другой стороны, принимать участие в разработке и организации интерфейса для работы в рамках определенной технологии. Востребованность образовательных структур в таких специалистах, а также появление в педагогике направления, изучающего особенности электронного обучения - цифровой дидактики, нашли свое отражение в появлении таких специфических образовательных программ бакалавриата, как «Цифровая педагогика», «Прикладная информатика в образовании», «Информатика и информационные технологии в образовании», «Педагогический дизайн цифровой образовательной среды» и др. Перечисленные программы готовят выпускников к проектированию, разработке и сопровождению цифровых систем и программ для сферы образования, к формированию образовательной среды с

применением информационных технологий. Часть этих программ реализуется по направлению 09.03.00 «Информатика и вычислительная техника», а другая часть - 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Наблюдается определенная конкуренция за нишу подготовки педагогов для цифровой образовательной среды, её хотят занять педагогические и технические выпускающие кафедры.

Подобная проблема ранее была уже обозначена по отношению к образовательным программам по прикладной информатике, когда специалистов готовили технические и гуманитарные вузы, поскольку в нормативных документах такой специалист определялся как «информатик в предметной области» [8]. Опыт показал, что в зависимости от профиля вуза больший уклон в подготовке специалиста делался либо в область информатики (технические вузы), либо в предметную область (гуманитарные, экономические вузы). Сложилась проблема отсутствия единого общепризнанного представления о будущей профессиональной деятельности выпускников, причем не только на уровне студентов, но и на уровне преподавателей. Оказалось, что студенты, обучающиеся на технических направлениях, считали себя будущими ИТ-специалистами, в то же время студенты других направлений рассматривали себя в качестве будущих экономистов, психологов, и др. [5]. В итоге, специалистов по прикладной информатике сегодня готовит только направление 09.03.00 «Информатика и вычислительная техника», что решило упомянутую проблему неоднозначности.

В приведенном выше примере потребовались годы на осознание места прикладной информатики в системе ВПО. Для того, чтобы подобная участь не постигла новую смежную специальность подготовки педагогов цифровой образовательной среды необходимо учесть этот опыт, и уже сегодня обозначить ведущим именно педагогическое направление. Во-первых, четкое разделение на технологическую и педагогическую составляющие в электронном обучении не будет вводить в заблуждение студентов и потенциальных абитуриентов, определяющихся с выбором своего профессионального будущего. Ведь если подготовкой будущих педагогов занимается технический вуз, то очень вероятно, что изначально будут заданы две области подготовки - педагогика и информатика, которые на практике, скорее всего, приведут к подготовке специалистов, хорошо разбирающихся в каждой из указанных предметных областей, но слабо представляющих, как их органично сочетать.

Во-вторых, только психолого-педагогическая база позволит будущему педагогу избежать встраивания цифровых средств в систему обучения механическим образом. Справедливо отмечается, что одной из проблем электронного обучения является дефицит доказательств эффективности используемых цифровых инструментов для потребностей учебного процесса. Это может приводит к их обесцениванию в условиях массовой системы образования [3].

В-третьих, изучение дидактики как науки об обучении человека, методики учебного процесса создаст основу у будущих педагогов и методистов цифровой образовательной среды для развития таких компетенций, как владение современными подходами и моделями педагогического дизайна, выбор способа проектирования образовательных программ для достижения нужного результата, проведение оценки эффективности обучения. Указанные компетенции в целом отражают способность специалиста практически реализовывать средства информационно-коммуникационных технологий в любой методической системе - от репродуктивного, догматического до проективного обучения [6].

Выводы. На наш взгляд в подготовке будущих педагогов и методистов электронного обучения следует, в первую очередь, ставить акцент на его педагогическом компоненте, который предполагает, прежде всего, понимания целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения. Следовательно, логичным было бы в системе ВПО оставить эту подготовку только в рамках направления 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Перечисленные выше аргументы, основанные на опыте, являются открытыми для обсуждения и дополнения научно-педагогическим сообществом.

В то же время, очевидно, что стремительное развитие информационных технологий постоянно будет отражаться на технологическом компоненте электронного обучения. Постоянно меняющиеся информационные технологии, программные средства все более усложняют и совершенствуют цифровую образовательную среду, поэтому потребность в специалистах, готовых к разработке и внедрению этих технологий и средств будет только расти. Направление 09.03.00 «Информатика и вычислительная техника» как раз и могло бы сосредоточить свое внимание на проекции технических и программных средств на образовательную среду. Именно в рамках этого направления и следует готовить специалистов по техническому и программному сопровождению электронного обучения.

Литература:

1. Джанелли, М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях / М. Джанелли // Вопросы образования. -2018. - № 4. - С. 81-98.

2. Исхаков, Р.Х. Цифровая дидактическая стена / Р.Х. Исхаков // Профессиональное образование и рынок труда. -2020. - № 2. - С. 72-73.

3. Кротенко, Т.Ю. Проблемы и возможности системы электронного обучения / Т.Ю. Кротенко // Вестник ГУУ. -2020. - №5. - С. 65-70.

4. Леви, Д.А. Интернет-мобилизуемая политическая активность и феномен цифровой дипломатии / Д.А. Леви // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. -№ 4 (13). - С. 96-99.

5. Манушкина, М.М. Формирование компонент математической компетентности студентов направления «Прикладная информатика» на бипрофессиональной основе / М.М. Манушкина, В.А. Шершнева, Т.О. Кочеткова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 4 [26]. - С. 96-99.

6. Новиков, А.М. О развитии методических систем / А.М. Новиков // Сайт академика РАО Новикова А. М. [сайт], 2005. - URL: http://anovikov.ru/artikle/met_sys.htm (дата обращения: 25.03.2022).

7. Остыловская, О.А. Прикладные ИТ-направления подготовки в системе высшего образования / О.А. Остыловская, В.А. Шершнева, К.В. Сафонов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). - С. 92-95.

8. Пластинина, Н.А. Создание базового образовательного контента для дистанционного обучения / Н.А. Пластинина, Е.С. Григорьев // Вестник НВГУ. - 2021. - №1 (53) - С. 48-56.

9. Слепцова, М.В. Выбор экспертов для проведения педагогической экспертизы в E-Learning / М.В. Слепцова // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 4. - С. 473-483.

10. Скрыль, Т.В. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: российская и зарубежная специфика / Т.В. Скрыль, А.С. Парамонов // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. № 3 (20). - С. 137-140.

11. Чесноков, А.Н. Компьютерное моделирование и интернет-технологии в общеобразовательном процессе / А.Н. Чесноков, М.М. Якупова, С.В. Епифанов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 4 (9). - С. 133-137.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); преподаватель Огольцова Ирина Анатольевна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ИСКУССТВА: ОСОБЕННОСТИ И СУЩНОСТНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация. Авторами статьи системно рассмотрен феномен «Искусство» с позиций: проявления общественного сознания (исторический аспект); специфической формы связи человека с миром (философский аспект); второй реальности, искусственно создаваемой человеком (культурологический аспект). Содержание статьи - своего рода срез понимания современного искусства, через призму влияния и роли научных технологий на развитие и трансформацию искусства. Современное искусство, в стремлении соответствовать запросам общества и уровню технического прогресса, ищет новые выразительные средства, трансформируется в формы, выходящие за пределы возможности красок и холста. Сохраняя традиционную сущность и ценностные ориентиры, искусство пытается выдерживать баланс чувственной и интеллектуальной составляющей - проблемы восприятия и содержания произведений. Авторы пришли к выводу, что выработанные в веках законы искусства остаются незыблемы. Как любая сферы деятельности, искусство обретает новые формы, призванные обогатить его изобразительные и выразительные средства. Если баланс технологических новшеств превышен, произведение теряет художественность. Эпатаж технологическими эффектами делает произведение лишь демонстрацией возможностей научно-технического прогресса, блокируя эстетические переживания и ассоциации зрителя. В отсутствии интеллектуального, чувственного, духовного содержания это лишь «чудеса» науки. Это важно учитывать при разработке новых образовательных программ и содержания специальных дисциплин для студентов художественных специальностях с целью формирования у них художественного вкуса, композиционного и проектного мышления.

Ключевые слова: развитие и трансформация искусства, научно-технический прогресс и его влияние на искусство, современное искусство, технологические эффекты в искусстве.

Anmtation. The authors of the article systematically considered the phenomenon of "Art" from the standpoint of: manifestations of public consciousness (historical aspect); a specific form of human connection with the world (philosophical aspect); the second reality artificially created by man (culturological aspect). The content of the article is a kind of cross-section of the understanding of contemporary art, through the prism of the influence and role of scientific technologies on the development and transformation of art. Contemporary art, in an effort to meet the demands of society and the level of technological progress, is looking for new means of expression, transforming into forms that go beyond the limits of paint and canvas. Preserving the traditional essence and value orientations, art tries to balance the sensual and intellectual components, the problems of perception and content of works. The authors came to the conclusion that the laws of art developed over the centuries remain unshakable. Like any field of activity, art takes on new forms designed to enrich its visual and expressive means. If the balance of technological innovations is exceeded, the work loses its artistry. Outrageous technological effects make the work only a demonstration of the possibilities of scientific and technological progress, blocking the aesthetic experiences and associations of the viewer. In the absence of an intellectual, sensual, spiritual content, these are only "miracles" of science. It is important to take into account the development of new educational programs and the content of special disciplines for students of art specialties in order to form their artistic taste, compositional and design thinking.

Key words: development and transformation of art, scientific and technological progress and its impact on art, modern Art, technological effects in art.

Введение. Вопросы трансформации искусства, современные формы выражения интересуют не только сообщества художников, критиков, но и педагогов, а также учащихся профессионального образования. Своевременный отклик на запросы общества, открытость к новому, актуальному - приоритетные задачи профессионального образования. В данном контексте важно рассмотреть вопросы объективного развития и трансформации искусства, выявить ключевые аспекты влияния на данные процессы, не ставя приоритетов между классическим и современным искусством.

Изложение основного материала статьи.

1. Искусство - одна из форм проявления общественного сознания. В спектре исторической культурологии, отношение к искусству не только выступало показателем открытости человека к новому, стремления к совершенствованию себя и окружающего мира, но и специфическим индикатором его культуры и сознания. В контексте развития культуры сам человек - есть её продукт, носитель и производитель. История культуры складывается из сущностных позиций общественного сознания и локальных своеобразий культурных кодов народов, трансформирующихся во времени и пространстве. Детальное отражение данных проявлений содержат в себе особые продукты человеческой деятельности -культурные артефакты, содержание и технологии изготовления которых, в совокупности, - источник информации о характерных особенностях исторических периодов, состоянии и влиянии технологий/науки на развитие общества.

С периода антропогенеза человечество постоянно развивается. Генез человечества от каменного века до освоения космоса неоднороден по количеству и качеству обретений. По временной периодизации каменный век занимает примерно 99% от всей хронологии человеческой цивилизации. Начался он 2,5 миллионов лет назад, когда первые гоминиды догадались применять камни для повседневных нужд. В каменном веке зарождается искусство в формах примитивных наскальных рисунков, музыкальных инструментов, религии (обряды, ритуалы). За последние 150 лет произошел резкий скачок развития, несравнимый по качеству и содержанию со всем периодом существования человечества. Половину всех своих знаний человечество обрело в XX веке. Современный человек за один день узнает больше, чем его далекий предок за всю жизнь. По предположению ученых, последующие поколения будет знать в 40 раз больше, чем ныне живущее. Ежедневные научные открытия обуславливают прогрессивную динамику развития общества и культуры в целом.

2. Искусство - специфическая форма связи человека с миром, проявляющаяся через образно-символическое отображение значимых моментов жизни и переживаний. Приобщение к этому миру - одна из возможностей реализации потенциала человека. Полнота творческого самопознание и самовыражения при этом достигается через создание и использование различных культурных форм, в каждой из которых по-своему проявляется суть бытия и самоидентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.