Воробьева Алла Васильевна - заведующий методическим отделом МБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр Управления образования Чеховского муниципального района», Московская область, г. Чехов.
142300, Московская обл., г. Чехов, ул. Молодежная, д. 1.
Тел.: 8-(49672)-6-69-87. E-mail: [email protected]
А.В. Воробьева
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ, ОРГАНИЗУЮЩИХ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«...замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
В.А. Сухомлинский
В современном мире именно образование определяет положение государства на мировой арене и человека в обществе, именно оно отвечает за человеческий капитал как фактор экономического роста и национального благополучия.
Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, развитие познавательной активности, умений анализировать темы и ситуации, выделять проблемы и находить пути их решения, подготовка школьников к активному и деловому будущему, обучение навыкам самообразования и самореализации личности - стратегический вопрос развития государства, отвечающий задачам, установленным «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» на период до 2025 года [8].
В соответствии с запросами общества и государства в условиях информатизации всех сфер деятельности и развития новых наукоемких технологий система образования призвана обеспечить обучение и воспитание высокообразованных молодых людей, обладающих исследовательскими и научными компетенциями, способных далее стать высококвалифицированными специалистами, готовыми к профессиональной мобильности и профессиональному росту.
Анализ научной и методической литературы, данных социологических опросов позволяет утверждать, что на данный момент многие выпускники общеобразовательных школ не обладают необходимыми исследовательскими навыками при работе с темами универсального характера, тягой к науке,
достаточной самостоятельностью в выборе будущей образовательной траектории, осознанной познавательной активностью, не полностью владеют знаниями и умениями эффективной работы над проектами и учебными исследованиями, не могут четко поставить цели, задачи, методы, пути решения определенных предметных и практических задач.
Необходимость формирования исследовательских компетенций и интереса к научной и проектной деятельности у молодого поколения обоснована в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [9]. Эта деятельность системы образования является одним из приоритетных направлений ее развития. Задача педагогов актуализирована в направлении комплексного и инновационного характера достижения целей и задач, единых подходов к решению имеющихся проблем в деле ответственной подготовки и восполнения молодого интеллектуального и кадрового потенциала страны.
В последние десятилетия в России накоплен богатый и разносторонний опыт в практике организации научного творчества и исследовательской деятельности учащихся в школьных (ученических) научных обществах, которые являются одной из наиболее эффективных форм работы в указанном направлении.
Для того чтобы наука в школе действительно достигла высоких результатов в образовательной организации (и в ее окружении), должны быть созданы определенные социально-культурные и педагогические условия [1; 3].
К социально-культурным условиям следует отнести:
- формирование научного мировоззрения, способствующего осознанию возможностей человека и его места в новых социально-экономических условиях;
- включение школьников в социально-культурное и образовательновоспитательное пространство учреждения, единое образовательное пространство города, района, региона, расширяемое с использованием возможностей сотрудничества с учебными заведениями высшего профессионального образования, научными организациями;
- развитие стремлений школьников к самореализации, интеллектуальному и научному развитию комплексно с 1 по 11 класс;
- заинтересованность местных органов власти в поддержке научного творчества и молодежной науки, исследовательской и проектной деятельности, восполнении кадрового потенциала.
Педагогические условия включают в себя:
- подготовку и мотивацию педагогов к организации комплексного целенаправленного процесса формирования исследовательских компетенций школьников, развития их научного кругозора и познавательной активности, организацию специализированной системы повышения квалификации педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью с детьми на уровнях от школьного до федерального;
- реализацию задач исследовательской деятельности школьников при изучении всех дисциплин учебного плана в едином общешкольном педагогическом проекте [6];
- систему внеклассных мероприятий, пропагандирующих исследования и науку с привлечением специалистов высших учебных заведений и ученых;
- создание ситуации успеха и поощрение педагогическими средствами учебной и научной активности школьников, результатов в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
- учебно-методическое обеспечение педагогического комплекса по работе школьного научного общества;
- материально-техническую и ^информационную базу для работы школьного научного общества;
- объединение усилий педагогов, родителей, социальных партнеров по обеспечению школьников возможностями для участия в научных конкурсах, конференциях, форумах, фестивалях, предметных олимпиадах от школьного до международного уровня.
В образовательной организации могут создаваться школьные научные общества, имеющие различную структуру [2; 5].
Типовые структуры таких обществ приведены на рис. 1-3
Рис. 1. Структура ученического научного общества в начальной школе.
Рис. 2. Структура ученического научного общества в общеобразовательном учреждении.
Рис. 3. Структура школьного научного общества в форме: «Малая академия наук».
Успешность деятельности школьных (ученических) научных обществ во многом определяется кадровым обеспечением данного процесса. Подготовка педагогов к организации данной работы должна проходить на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях [7, с. 3].
На федеральном уровне осуществляется:
- определение приоритетных направлений развития образования, целей, задач и путей их реализации;
- разработка целевых программ поддержки исследовательской деятельности в образовательных учреждениях и работы с одаренными детьми;
- подготовка специалистов, владеющих основами организации
исследовательской деятельности со школьниками в педагогических вузах;
- научное и учебно-методическое обеспечение процесса работы школьных научных обществ;
- организация курсов повышения квалификации для работающих педагогов на федеральном уровне;
- поощрение передового педагогического опыта.
Задачи, решаемые на региональном уровне:
- разработка региональных целевых программ поддержки педагогов, работающих со школьными научными обществами;
- учебно-методическое и материальное обеспечение работы учебных научных обществ;
- организация профессиональных конкурсов для педагогов - руководителей научно-исследовательских работ учащихся;
- организация курсов повышения квалификации на региональном уровне;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Муниципальный уровень предусматривает:
- создание благоприятной педагогической среды для развития исследовательской деятельности в муниципальном образовательном пространстве;
- организацию сотрудничества между ученическими научными обществами, вузами, научными организациями, социальными партнерами;
- организацию курсов повышения квалификации для педагогов и администрации образовательных организаций в рамках территории;
- учебно-методическое и материальное обеспечение процесса работы школьных научных обществ;
- мотивацию педагогов и поддержку педагогических проектов, посвященных организации научного творчества школьников.
На локальном уровне могут осуществляться:
- организация комплексного педагогического проекта по развитию исследовательской деятельности и работе научного общества в школе;
- подготовка (обучение) педагогов в рамках методической работы образовательной организации;
- мотивация руководства исследовательской деятельности школьников;
- обеспечение условий для успешного участия школьников и преподавателей в научных конференциях и фестивалях различного уровня;
- изучение и распространение лучшего педагогического опыта;
- организация сотрудничества и социального партнерства в научном творчестве и проектной деятельности.
Формы и особенности организации научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении, в районе и регионе накладывают большой отпечаток на организацию подготовки педагогов, руководителей данного направления работы общеобразовательного учреждения. Так, например, в Чеховском муниципальном районе Московской области эта система работает в едином муниципальном образовательном пространстве на основе социального партнерства между общеобразовательными учебными заведениями, учреждениями профессионального образования, дополнительного образования, Управлением образования, учебно-методическим центром, организациями города, координационным советом [4].
Одним из важнейших средств качественной подготовки педагогов к профессионально грамотной организации деятельности школьного научного общества, исследовательской работы учащихся служат курсы повышения квалификации. Примером эффективного использования такого методического инструмента является кафедральный вариативный учебный модуль «Современные подходы организации научно-исследовательской деятельности школьников в образовательном пространстве», реализуемый с 2011 г.1.
Цель предложенного курса - повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании технологий организации научноисследовательской деятельности учащихся, содействие обмену опытом работы.
1 Учебный модуль разработан и апробирован на базе Учебно-методического центра Управления образования Чеховского муниципального района. Данная программа прошла процедуру сертификации и внесена в реестр курсов региональной системы повышения квалификации работников образования Московской области, размешенном на сайте ГБОУ ВПО «Академии социального управления». Курс востребован педагогами Южного зонального объединения муниципальных органов образования Московской области. - А.В.
Категория слушателей: педагогические работники, планирующие и
организующие научно-исследовательскую деятельность в школе: учителя-предметники, руководители школьных методических объединений, заместители директора по учебной и научной (инновационной) работе и др.
Основными задачами курса являются:
- ознакомление с историей организации исследовательской деятельности школьников в России и за рубежом;
- раскрытие основных проблем организации научно-исследовательской деятельности школьников;
- оказание методической помощи педагогам в освоении современных подходов организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
- формирование у слушателей системы знаний и умений, способствующих выбору оптимальных форм организации проектной деятельности школьников;
- ознакомление с эффективным опытом работы научно-исследовательских обществ учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- активизация профессиональной позиции педагогов, т.е. преобразование методической работы учителя в научно-методическую и исследовательскую.
Программа курса состоит из одного 36-часового вариативного модуля, состоящего из двух разделов по 18 часов каждый1.
Курс имеет практико-ориентированную направленность и реализуется в форме проведения занятий: лекции - 12 часов, практические занятия - 12 часов, самостоятельная внеаудиторная работа - 12 часов.
На практических занятиях работа слушателей направлена на обучение методике организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся на разных ступенях образования. Практические занятия реализуются в форме дискуссий, группового мини-проекта, круглого стола.
1 Раздел I «Основы методологии и методики проектной и исследовательской деятельности учащихся» предусматривает темы: «Историко-теоретические основы становления и развития научно-исследовательской деятельности обучающихся в отечественной педагогике и за рубежом», «Классификации учебных проектов и исследовательских работ школьников», «Организационная структура проектной и исследовательской деятельности».
Во II раздел «Современные подходы организации проектной и исследовательской деятельности школьников в урочное и внеурочное время» включены темы: «Психологопедагогические условия организации проектной деятельности», «Современные формы организации исследовательской деятельности обучающихся на различных ступенях образования», «Особенности представления исследовательских работ школьников на научнопрактических конференциях, конкурсах, олимпиадах». - А.В.
Самостоятельная работа слушателей направлена на умение педагогов использовать полученные знания в практической деятельности, на обучение методам психолого-педагогической диагностики.
Темы самостоятельных работ: «Классификации учебных проектов и исследовательских работ школьников», «Особенности представления научноисследовательских работ учащихся на научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах».
По итогам обучения слушателей осуществляется текущий (в форме контрольной работы) и итоговый распределенный контроль. Итоговый контроль направлен на изучение качества результата повышения квалификации конкретного педагога - приобретении знаний и умений по теме курса, перспективе дальнейшего использовании их в практической деятельности. Он предполагает разработку слушателями тематических проектов (практикоориентированных работ).
В процессе курсовой подготовки педагогам предоставляется пакет документов, дидактических материалов в печатном и электронном вариантах, а также и перечень Интернет-ресурсов.
В результате прохождения курса слушатели приобретают знания:
- по особенностям применения проектной и исследовательской технологий в учебно-воспитательном процессе;
- по современным подходам к организации исследовательской
деятельности школьников в урочное и внеурочное время;
- о видах исследовательских работ и этапах исследования;
- о научном аппарате школьного исследования, методах исследования;
- о методике обучения экспериментальной, проектной деятельности;
Слушатели, прошедшие курс, должны:
- создавать благоприятные психолого-педагогические условия для организации проектной деятельности учащихся;
- систематизировать и внедрять в практику теоретические знания по вопросам организации исследовательской деятельности школьников;
- использовать информационно-коммуникационные технологии при
организации исследовательской деятельности;
- объективно оценивать результаты проектной деятельности учащихся;
- анализировать результаты своей деятельности и прогнозировать
дальнейшую работу по развитию исследовательских умений школьников;
- владеть проектной и исследовательской технологиями, методами психолого-педагогической диагностики, приемами формирования у школьников понятий об этике начинающего ученого;
- грамотно готовить учащихся к участию в научных конкурсах и конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Курс имеет большое практическое значение, так как дает педагогам современный, научный, методически грамотный инструмент для повышения эффективности научно-исследовательской работы со школьниками. Во всех образовательных учреждениях, где работают слушатели, созданы научные общества школьников, многие из них изменили внутреннюю структуру и расширили направления деятельности.
* * *
1. Бондарев Б.П. Философский аспект педагогического проектирования // Школьные технологии. 2005. №6. С. 106-112.
2. Воробьева А.В. Организация работы районного научно-исследовательского общества старшеклассников (Чеховский район Московской области) // Наука в школе: труды науч.-метод. семинара. М.: НГА «АПФН», 2005. Т.4. С.56-60
3. Гладилина И.П., Обручникова А.А., Попов В.Д. Основы исследовательской деятельности школьников. М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. 44с.
4. Гришакина О.П. Формы и особенности организации научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении. С. 134-138. //Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. / под ред. Г.Ф. Гребенщикова (материалы VII Международной научно-практической конференции). М.: Спутник +, 2010. 410 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т.-М.: НИИ школьных технологий, 2006.- т.1-816с.,т.2. -816с
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2008. 80 с.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (Дата обращения: 20.02.2013)
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы / утв.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL:
http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html (Дата обращения: 22.02.2013)