Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми'

Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ РЕБЁНКА / CHILD POSITION / РАБОТА В ГРУППЕ / WORK IN A GROUP / ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК / TALENTED CHILD / САМОБЫТНОСТЬ / ORIGINALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сусликова Ольга Николаевна

Тренинг педагогов. Сценарирование, приёмы, результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми»

ПОД ГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

к работе с одарёнными детьми

Ольга Николаевна Сусликова,

доцент кафедры педагогики и психологии Астраханского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат психологических наук

Опыт работы по подготовке педагога к выявлению, развитию и поддержке одарённых детей выявил, что большинство из них таковыми считают отлично успевающих учащихся. Учителя массовой школы не готовы к тому, что среди учащихся, которые, как говорится, «звёзд с неба не хватают», вполне могут быть дети, имеющие высокие задатки и способности. И тем более удивляет учителей то, что у одарённых детей могут быть серьёзные трудности не только по тем школьным предметам, по которым их способности соответствуют среднему уровню, но и по тем, в области которых и лежат их способности. Предлагаемый тренинг позволит учителю лучше понимать психологические и индивидуальные особенности, трудности и проблемы различных детей, в том числе проявляющих признаки одарённости.

• позиция ребёнка • работа в группе • одарённый ребёнок • самобытность

Почувствовать себя ребёнком

Известны различные примеры. В одиннадцатом классе в школу с лекцией для выпускников пришёл профессор химии. После лекции учитель попросил побеседовать его с одним юношей. Удивительное заключение сделал профессор после их беседы: «Я никогда не встречал столь эрудированного в химии школьника. Выпускники пятого курса химического факультета университета не знают то, что знает он. Ив то же время он имеет такие пробелы по школьной программе химии!».

Разработанный тренинг позволит педагогам лучше понять и почувствовать одарённого ребёнка, по-

скольку в процессе тренинга учителя получают возможность побывать как в позиции педагога, так и в позиции ребёнка.

Цель тренинга: повышение сенситивности педагога к отличиям и трудностям одарённых детей.

Ход тренинга:

1. Педагогам предлагается выбрать фломастер и написать крупными буквами своё имя. Ведущий приглашает участников сесть в круг.

2. Обычно в тренинге совместным обсуждением принимаются правила работы группы. Ведущий зачитывает их вслух, поясняет и предлагает участникам высказать замечания и дополнения. Затем они принимаются с помощью голосования.

Правила работы группы:

• Доверительный стиль общения.

• Общение «здесь и теперь».

• Использование «Я-высказывания».

• Искренность в общении.

• Конфиденциальность происходящего в группе.

• Недопустимость оценок человека.

• Уважение говорящего.

• Запрет на подсказки.

• Как можно больше контактов в общении с различными людьми.

• Активное участие в происходящем.

Разминка «На золотом крыльце сидели»

Ведущий говорит о том, что в начале, мы должны познакомиться друг с другом. Все помнят детскую считалочку:

На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Каждый участник по очереди, используя счи-талочку, представляет себя участникам группы, перебрасывая мяч другому участнику группы, который также представляет себя. Так с помощью мяча и детской считалочки каждый участник рассказывает о себе то, что захочет. Все участники знакомятся друг с другом.

Мне 12

лет»

Уважаемые участники! Представьте, что вам 12 лет. Вспомните, пожалуйста, как вас звали в 12 лет родители, друзья, и впишите в предлагаемую вам табл. 1. Что вы любили в этом возрасте, что было интересно, вспомните самые лучшие качества в 12 лет, о чём мечтали тогда, с кем дружили, чего боялись, стеснялись, за что вас ругали. Постарайтесь вспомнить как можно больше и записать.

Участники письменно выполняют задание на заранее подготовленных бланках. Затем вновь присоединяются в круг и по очереди зачитывают записи без комментариев.

«Ты приехал в Артек»

Уважаемые участники! Для следующего упражнения, пожалуйста, выберите себе пару. Представьте себе, что вы самый одарённый, талантливый представитель своей школы. Вас единственного представителя школы послали в Артек. Здесь вы познакомились с новым другом (участником пары). Расскажите своему другу о самом счастливом дне своего детства. Затем послушайте о самом счастливом дне детства своего друга.

Таблица 1

Бланк для упражнения «Мне 12 лет»

Как тебя звали родители и друзья, когда тебе было 12 лет

Что ты любил

Что тебе было интересно

О чём ты мечтал

С кем ты дружил

Твои лучшие качества

Чего ты боялся

Чего ты стеснялся

За что тебя ругали

Упражнение выполняется в парах в течение 15—20 мин.

«Мой внутренний ребёнок»

Уважаемые участники! Наше «Я» состоит из трёх частей: «взрослый», «родитель» и «ребёнок». Все эти части нашего «Я» всегда с нами: и в детстве, и сейчас, когда мы уже давно взрослые люди. Сейчас постарайтесь почувствовать эту часть своего «Я-ре-бёнок». Свои чувства выразите, пожалуйста, на бумаге с помощью красок. Нарисуйте то, что вы почувствовали. Итак, вы выполняете рисунок на тему: «Мой внутренний ребёнок».

Участникам группы предоставляются бумага, гуашевые краски, простые карандаши, ластики.

После того, как рисунки выполнены, все садятся в круг и раскладывают рисунки на полу.

Рефлексия. Расскажите, пожалуйста, что вы почувствовали во время выполнения рисунка.

«Меня не понимают одноклассники»

Уважаемые участники! Выберите себе новую пару.

В нашем детстве мы не всегда находили общий язык со сверстниками. Расскажите новому другу о том, что вас не понимают одноклассники. Затем поменяйтесь ролями и послушайте другой рассказ.

Упражнение выполняется 20—30 мин.

«Меня не любит учитель»

Уважаемые участники! Прошу вас сесть в круг.

Очень многое в жизни и судьбе ребёнка зависит от педагога. Вспомните, пожалуйста, события жизни, когда вы почувствовали, что

вас не любит учитель, или воспитатель, или преподаватель. Расскажите, пожалуйста, об этом. Сделать это вам помогут следующие вопросы:

— Как ты узнал, что тебя не любит учительница.

— Что она говорила тебе.

— Что она говорила о тебе.

— Что ты чувствовал тогда.

— Что ты чувствуешь сейчас.

Участники группы рассказывают друг за другом по кругу.

«Заветное желание»

В детстве все мы мечтали о фее или золотой рыбке, которая исполняет желания. Представьте, что у вас есть возможность загадать самое заветное желание. Желание будет только одно, но самое главное. Напишите его на бумаге. Листок подписывать не нужно.

Участникам раздаются небольшие листки. После того, как желания написаны, ведущий собирает их и озвучивает.

Опыт проведения тренинга показывает, что педагоги часто загадывают такие желания, как здоровье, счастье, благополучие. Но чаще всего это желание любви.

Подводя итог упражнения, ведущий говорит о том, что, оказывается, заветные желания участников группы совпадают. Больше всего все мы хотим жить в любви. Об этом же очень точно сказал Булат Окуджава: «...На любовь своё сердце настрою, а иначе зачем на земле этой грешной живу?».

Легко ли быть одарённым?!..

У вас есть уникальная возможность узнать, легко ли быть одарённым, от самих талантливых ребят. Мы попросили одарённых школьников поразмышлять над этим вопросом. Вот что у них получилось (сохраняем авторскую редакцию).

Софья И., 11 класс И пусть никто не знает, что творится в душе...

Свои первые рассказы и стихи я сочиняла ещё в детском саду, в младших группах, но, к сожалению, стала их записывать только, когда поступила в школу. Мне всегда было трудно найти общий язык со сверстниками: не совпадали интересы. В то время как я интересовалась философией, психологией, читала Гессе, Гёте, Булгакова, Достоевского и Мисиму, они пересказывали друг другу сцены «Дом-2», обсуждали имидж какой-нибудь звезды и забрасывали друг друга мятыми бумажками. Все мои друзья — взрослые люди, способные на достойном уровне поддержать беседу.

Мой первый сборник «Коан судьбы» вышел в 2010 году. В том же году я подала заявку на конкурс имени Велимира Хлебникова и стала лауреатом. Только после этой победы я окончательно определилась с выбором будущей жизни: хочу всецело посвятить себя именно литературному творчеству и надеюсь поступить в литературный институт им. Горького.

Однако путь к этому решению прошёл буквально напролом сквозь заросли нервов и сомнений. Если я не обращала внимания на реакцию одноклассников или учителей (например, о существовании литературных конкурсов я впервые узнала, лишь перейдя в 10 классе к новому преподавателю по русскому и литературе, до этого учитель не был заинтересован в моих способностях и не способствовал их развитию), то труднее всего реагировала на отношение мамы и бабушки. Где-то до середины 10 класса они были уверены, что это всего лишь хобби, которое не должно мешать настоящей жизни. Конечно, мама меня поддерживала. Они с удовольствием слушали новые рассказы, но на тот момент считали их баловством. У нас часто вспыхивали ссоры, каждую из которых я очень болезненно переживала, так как задевались самые тонкие струнки моей души. Раз за разом, снова и снова я прокручивала в голове одни и те же вопросы: «Почему это не принимают?», «Зачем мне это, если от этого ничто не меняется, если это никому не нужно, если это чуждо и непонятно другим?», «Какой в этом смысл?». Кому-то что-то рассказывать про

Космос, про души, про Истину... Я до сих пор спрашиваю себя: а может быть, было бы лучше, если бы я была как все? Не писала бы рассказы и стихи, не пыталась бы достучаться до сердец людей, не беспокоилась бы о мире и Вселенной, не интересовалась бы ничем нематериальным. Бывают моменты эмоционального напряжения, когда хочется раз и навсегда обменяться с кем-нибудь. Однажды я задала вопрос в Интернете: «Предположим, что некто может менять характер или способности одного человека на характер или потенциал другого. По желанию обеих сторон, естественно. Вы бы хотели обменять способность правильно решать примеры и учить нудные определения на способность к изящной словесности, на желание изменить этот мир и жить в гармонии с ним, но при этом и на сопутствующее одиночество?». Половина ответов была: «нет». Я словно в разрезе с миром окружающих меня людей, ведь мы до сих пор не до конца понимаем друг друга, а так больно от этого! Хочется верить и доверять, хочется быть понятой. Мне часто задают вопрос: «Как 16-летний (12, 13, 14, 15 — в зависимости от времени, когда было написано то или иное произведение) ребёнок может написать на подоб-

ную тему

?». А

что я могу ответить?

Пишу, что вижу, что чувствую, на что надеюсь. Сначала во мне рождается мысль, не слово, а чувство, сгусток ощущений, к которому я подбираю наиболее подходящие слова. Это не приходит ниоткуда «свыше», это рождается здесь же, во мне. Пишу, не скрываясь. Я хочу жить в хорошем, светлом мире, в гармонии со всеми, а не в сумятице масок и лжи. Как бы забавно ни звучало, я верю и знаю, что момент «просветления» наступит однажды, потому что, когда совершенные разные люди со всего мира стремятся к одному и тому же, толкают упирающуюся землю на новый путь развития, это уже не утопия, это — цель, а цель всегда будет достигнута. И, знаете, когда

я говорю это себе, обиды и сомнения отсту пают, в конце концов, они лишь временное явление, я их принимаю, как и многое другое, принимаю и отпускаю, оставляя только себя, такую, какая есть, свой взгляд, свой внутренний мир ощущений. Этой мой Путь

Ксения М., 11 класс

Одарённость требует мужества Э. Ландау

Одно из впечатлений детства. Летний лагерь, новые друзья, неизменные при первом знакомстве вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «В каком классе ты учишься?». И, наконец, вопрос, которого ты с плохо скрываемым волнением ждал с самого начала этого короткого разговора. Казалось бы, что может заставлять смущаться и краснеть при ответе на банальное: «В какой школе ты учишься?». Но дело не столько в самом вопросе, сколько в реакции, которая последует за твоим ответом. Эту реакцию ты давно изучил до мельчайших подробностей, более того, дословно знаешь, что произнесёт твой собеседник в следующий момент, но каждый раз вновь становится не по себе от как будто невзначай брошенной иронически-насмешливой фразы: «И чем же ты одарён?!».

И пугает не столько насмешливый тон окружающих, вновь и вновь пытающихся определить степень твоей «одарённости», не двусмысленные улыбки, в которых сложно отличить простодушное любопытство от навязчивой придирчивости, сколько необходимость вновь и вновь подтверждать своё, прямо говоря, далеко не скромное звание — «одарённый».

Непременная обязанность соответствовать исключительному статусу рождает постоянный страх не оправдать ожидания преподавателей, родителей. Подобный страх живёт в каждом человеке и, главным образом, в натурах творческих, у которых потреб-

ность в высокой оценке их деятельности, в похвале, в ощущении собственной значимости проявляется особенно остро. Для таких людей очень важно не потерять свою самобытность, не попасть в своеобразную психологическую тюрьму, когда свобода мысли, фантазии, действий обменивается на всеобщее признание, похвалу, внимание; когда искренность, внезапность проявлений собственной индивидуальности заменяется самоконтролем: «Правильно ли я сейчас поступаю? Не противоречит ли это тому, что от меня ждут?». Иначе кажущееся, на первый взгляд, абсолютно индивидуальным явление одарённости превращается в очередной шаблон, замкнутый круг, в котором и самые великие открытия и победы свершаются лишь из желания угодить, оправдать чужие надежды.

Дмитрий Б., 6 класс

Одарённость — это Божий дар. Поцелуй от Ангела незримый. То судьбы бесценный гонорар, Для кого-то неосуществимый. Был ли одарённым Ломоносов, Обычный деревенский паренёк? Как пошёл в Москву он за обозом, И всего добиться в жизни смог. Был ли одарённым Пушкин, Байрон? Или тяжкий труд, быть может, это? Не смыкая глаз, работали ночами. Нелегко работалось поэтам! Был ли одарённым Айвазовский, Что бессмертные полотна рисовал? Был ли одарённым наш Чайковский? Ведь волшебную он музыку писал! Нужно отыскать себя в тысяче дорог. Ваше что на жизненном пути? В чём успеха ты б добиться смог? И свою дорогу для себя найти! В спорте — тренировок пот кровавый, В музыке — все звуки мира понимать, В науке — опытов успехи и провалы, В поэзии — слова часами рифмовать! Трудно ли быть одарённым? Боюсь, не смогу вам сказать! Дорогой иду проторённой, И одарённым не могу себя считать.

Письмо одарённому ребёнку

Напишите письмо одарённому ребёнку. Это может быть реальный одарённый ребёнок, с которым вы взаимодействуете в настоящее время. Или взаимодействовали раньше. Если талантливый ребёнок в вашей жизни ещё не встретился, вполне возможно, что завтра он появится. Что вы хотели бы ему сказать? Может быть, выразить поддержку, или что-нибудь посоветовать.

Задание выполняется 20—30 мин.

Уважаемые участники! Это письмо остаётся у вас. Когда одарённый ребёнок придёт к вам в класс, вспомните о нём. Оно поможет вам установить контакт с этим необычным ребёнком.

«Новичок»

Участники тренинга садятся в круг.

Представьте, что к вам в класс пришёл новый ученик. Завуч по секрету сказала: «Это — одарённый ребёнок». Расскажите коллегам, с чего вы начнёте взаимодействие с новичком. Поделитесь с коллегами вашими планами работы с одарённым ребёнком.

Подведение итогов

Сегодня мы вспомнили о своём детстве, которое у каждого из нас было ярким, незабываемым и, к сожалению, неповторимым. Прикоснулись к особому внутреннему миру одарённо-

го ребёнка. Уверена, что тонкий и ранимый одарённый ребёнок ждёт от педагога понимания и поддержки. И, наверное, невозможно лучше нашего талантливого педагога Василия Александровича Сухомлинского сформулировать эту педагогическую позицию: «Сердце отдаю детям».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт проведения этого тренинга показывает, что педагоги очень активно и заинтересованно принимают в нём участие. Они отмечают, что упражнения позволяют им вспомнить события детства, которые повлияли на выбор профессионального пути. Педагоги с удивлением говорят о том, что сами не подозревали, что давно забытые ситуации до сих пор имеют такое огромное влияние на те или иные профессионально-нравственные и ценностные установки. Тренинг выстроен таким образом, чтобы учителя вспомнили, сколько педагогов с большой буквы вложили часть души в становление их личности. Но, к сожалению, каждый учитель вспоминает и тех учителей, воспитателей или преподавателей, которые нанесли такую травму детской душе, что она болит до сих пор. И все участники сходятся во мнении, что главное в работе с одарёнными детьми — это понять и принять их такими, какие они есть, — с талантами и недостатками, позволить им поделиться с педагогом своими открытиями, сомнениями и трудностями. Ведь верно заметил И. Шевелёв: «Выращивать таланты — значит не выпалывать их». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.