Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к применению электронных ресурсов для обучения информатике студентов вузов'

Подготовка педагогов к применению электронных ресурсов для обучения информатике студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

В статье обсуждается стратегия формирования у преподавателей информатики готовности к использованию электронных ресурсов при обучении студентов в вузе. Приводится краткая программа курсов повышения квалификации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к применению электронных ресурсов для обучения информатике студентов вузов»

і

Информатика. Теория

И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

В.В. Гриншкун

Подготовка педагогов к применению электронных ресурсов для обучения информатике студентов вузов

В статье обсуждается стратегия формирования у преподавателей информатики готовности к использованию электронных ресурсов при обучении студентов в вузе. Приводится краткая программа курсов повышения квалификации педагогов.

Ключевые слова: электронные ресурсы; информатика; информатизация обучения.

Большинство педагогов оправданно считают информатику одной из дисциплин, наиболее обеспеченных эффективными средствами обучения. Речь идет о компьютерной технике и программном обеспечении. Работа студентов с компьютерами и программами при изучении информатики стала традиционной и является неотъемлемой частью процессов информатизации системы высшего образования.

Однако, проводя значительное время за компьютером при изучении информатики, студенты, как это ни странно, фактически не используют компьютер и программное обеспечение в качестве средства обучения информатике. Они изучают определенные программные и аппаратные инновации как объект, познают их, овладевают правилами оперирования с такими средствами. Практически не используются электронные учебники, учебные пособия, электронные энциклопедии, тренажеры и другие средства, работа с которыми была бы направлена на поддержку обучения информатике.

С учетом этих факторов, а также в условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой студентам современными образовательными электронными ресурсами, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя высшего профессионального учебного заведения в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качест-

вам преподавателя. В полной мере эти слова можно отнести и к педагогам, занимающимся обучением информатике.

Практика профессионального обучения свидетельствует, что фундаментальность идеи повсеместного внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий еще не осознана в должной мере специалистами в области образования. Частично это связано с тем, что далеко не все вузы имеют возможность обеспечить достаточное количество компьютерной и телекоммуникационной техники, доступ к всемирным информационным сетям, требуемый комплект локальных образовательных электронных ресурсов. В тех вузах, где эта проблема относительно решена, неподготовленность педагогов к реальному использованию новых технологий в обучении обусловлена отсутствием специализированных образовательных электронных ресурсов, соответствующих необходимым дидактическим и методическим требованиям.

К сожалению, для большинства электронных ресурсов, предназначенных для использования в процессе обучения студентов информатике, характерен низкий педагогический уровень. Дело в том, что в основном такие ресурсы создаются специалистами в области программирования без участия ведущих специалистов в области психологии, дидактики, содержания и методики обучения информатике. Вместе с тем, общеизвестно, что ведущие педагоги, имеющие большой стаж преподавательской работы, как правило, далеки от новых информационных технологий, не владеют ими и в силу консерватизма мышления не всегда понимают их значимость.

На данный момент большинство педагогов, преподающих в вузах, испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных ресурсов в обучении. Обычно его маскируют сомнениями относительно педагогического потенциала таких средств. Конечно же, преподаватели информатики испытывают меньше негативных эмоций по сравнению с преподавателями других дисциплин, но и здесь эта проблема актуальна. Поверхностное знакомство с сущностью процессов и нформатизации системы высшего профессионального образования — распространенное явление.

Чаще всего внедрение электронных ресурсов в учебный процесс в вузовском курсе информатики воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания курса информатики и представление его студентам с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления студентов при изучении информационных процессов [1,2].

Приведенные выше факторы и аргументы свидетельствуют, что одна из насущных проблем в сфере практического использования электронных ресурсов в высшем профессиональном образовании — соответствующая подготовка и переподготовка педагогических кадров. Существует несколько первоочередных задач, решение которых может дать положительный эффект в процессе формирования готовности современных преподавателей информа-

тики к использованию электронных ресурсов в обучении студентов не в качестве объекта изучения, а в качестве средств обучения.

Всех вузовских преподавателей информатики целесообразно разделить на две основные категории: преподаватели-пользователи готовых электронных ресурсов и преподаватели-разработчики таких ресурсов. В ходе формирования готовности педагогов к использованию электронных ресурсов в обучении информатике первую категорию педагогов следует ориентировать на подготовку до уровня конечного пользователя. Преподаватель должен получить первоначальное представление о наиболее распространенных электронных ресурсах по информатике, освоить работу с известными готовыми ресурсами, средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и студентами, средствами доступа к мировым источникам информации.

Преподавателям-пользователям, стремящимся использовать электронные ресурсы при подготовке специалистов по информатике в вузах, рекомендуется курс лекций по психолого-педагогическим основам информационных образовательных технологий. Практическая реализация подобного курса вызывает множество различных затруднений, поскольку его содержание находится на стыке дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин, связанных с программным и аппаратным обеспечением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако при надлежащей административной поддержке высшего профессионального учебного заведения такой курс может стать реальностью, если к его прочтению подключены различные специалисты, имеющиеся, как правило, в любом вузе.

Подготовка второй категории педагогов, — самостоятельно занимающихся разработкой необходимых им электронных ресурсов, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры электронных ресурсов по информатике. Для преподавате-лей-разработчиков чрезвычайно важно в рамках обучения на курсах повышения квалификации самостоятельно познакомиться как с основами конструирования и использования электронных средств обучения, так и с требуемыми для этого основами педагогики и психологии высшего профессионального образования.

Преподаватели вуза, активно занимающиеся разработкой и использованием электронных ресурсов при обучении студентов информатике, должны обладать достаточным уровнем готовности к применению средств информатизации образования при подготовке будущих специалистов. Это означает, что педагоги должны владеть навыками пользователя, иметь представление о программировании и быть специалистами в области информатики как учебного предмета, преподаваемого в вузе.

Внедрение электронных ресурсов в обучение информатике требует от преподавателя постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения информационных технологий, создания собственных электронных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку занятий. Эти

усилия компенсирует удовлетворенность от результатов вложенного труда. Ведь внедрение электронных ресурсов способствует оптимизации процесса обучения информатике. Это уже осознается большинством преподавателей.

В вузе с развитой информационной средой всегда имеется возможность привлечь к реализации своих замыслов увлеченных программированием студентов, используя метод проектов, уже с успехом применяемый в практике многих образовательных учреждений. Повышению квалификации преподавателей информатики в области разработки и использования электронных ресурсов в обучении студентов существенно способствуют различные учебные курсы.

В качестве примера в рамках настоящей статьи хотелось бы привести возможную сокращенную программу одного из таких курсов.

ПРОГРАММА КУРСОВ по подготовке преподавателей информатики к использованию электронных ресурсов в обучении студентов

Тема 1. Основы обучения информатике в вузе. Сущность и специфика обучения информатике студентов вузов. Курсы, относимые к информатике. Деятельностная модель специалиста и ее учет в профильной дифференциации обучения будущих бакалавров и магистров. Индивидуализация и уров-невая дифференциация обучения информатике в вузе. Учет результатов обучения студентов в выборе траектории обучения. Самостоятельная работа студентов в рамках обучения информатике. Отбор содержания обучения информатике с учетом специальности и специализации. Методы, формы и средства обучения информатике в вузе.

Тема 2. Обучение информатике с использованием электронных ресурсов. Обучение информатике с использованием Интернет-технологий. Дистанционное обучение. Организация самостоятельной работы студентов, индивидуализированного и дифференцированного обучения при использовании Интернет-технологий. Электронные ресурсы, используемые в высшем образовании. Электронные ресурсы, используемые в обучении информатике студентов вуза. Сущность и специфика электронных ресурсов, используемых при обучении информатике в вузе. Виды и классификация электронных ресурсов. Основные потребности системы обучения информатике в вузе с использованием электронных образовательных ресурсов. Положительные и отрицательные аспекты использования электронных ресурсов в обучении студентов информатике.

Тема 3. Электронные ресурсы для обучения информатике в вузе. Информационные технологии, используемые при создании и эксплуатации электронных ресурсов по информатике. Мультимедиа. Гипертекст. Гипермедиа. Телекоммуникационные технологии. Интернет. Сервисы сети Интернет, используемые в обучении студентов. Специализированные аппаратные компьютерные средства, применяемые при обучении информатике в вузе. Технологии предоставления доступа преподавателям и студентам к электронным ресурсам по информатике. Содержательное наполнение электронных ресурсов для обучения информатике. Методически целесообразная на-

вигация по содержанию электронных ресурсов. Интерактивный компьютерный диалог электронного ресурса с педагогами и студентами. Повышение мотивации студентов к обучению с использованием электронных ресурсов по информатике. Особенности функционирования подсистем измерения результативности обучения информатике в вузе. Технологии разработки недостающих простейших электронных ресурсов, необходимых преподавателю информатики для эффективного обучения студентов.

Тема 4, Качество электронных ресурсов, используемых при обучении информатике в вузе. Понятие качества электронных ресурсов по информатике. Система требований, предъявляемых к качеству средств обучения информатике в вузе. Технико-технологические требования. Психолого-педагогические требования. Дизайн-эргономические и эстетические требования. Требования к оформлению документации. Сущность и необходимость унификации и интеграции электронных ресурсов. Унифицированные электронные ресурсы по информатике. Подходы к отбору и использованию в обучении студентов качественных электронных ресурсов по информатике. Правовые основы создания и использования электронных ресурсов в образовании.

Тема 5. Использование в преподавании информатики образовательных электронных ресурсов, размещенных в сети Интернет. Образовательные электронные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Ресурсы и Интернет-сайты, ориентированные на использование в обучении информатике в вузе.

Образовательные Интернет-порталы. Каталогизация и рубрикация ресурсов образовательных Интернет-порталов. Порталы, ориентированные на использование при обучении информатике в вузе. Поиск в сети Интернет информации, необходимой для преподавания информатики студентам вуза. Технологии и методы использования сервисов сети Интернет в дистанционном обучении студентов информатике и информационным технологиям. Обучение по переписке с помощью электронной почты. Off-line- и On-line-обучение. Преимущества и недостатки.

Тема 6. Методы обучения информатике с использованием электронных ресурсов. Особенности и порядок взаимодействия разработчиков и преподавателей при организации обучения информатике в вузе с использованием электронных ресурсов. Особенности использования электронных ресурсов в обучении информатике студентов вуза. Выбор и формирование комплекта учебных материалов, необходимых для эффективного обучения информатике с использованием электронных ресурсов. Организация личного информационного пространства преподавателя информатики. Особенности организации общения преподавателя с обучаемыми при использовании Интернет-технологий. Методические приемы осуществления учебной деятельности с использованием электронных ресурсов при обучении информатике в вузе. Интернет-лекции. Интернет-семинары. Учебные исследовательские проекты. Научные исследовательские проекты. Учебные игры. Индивидуальная и групповая работа студентов при обучении информатике с использованием электронных ресурсов.

Использование электронных ресурсов для измерения и контроля результатов обучения информатике в вузе. Методы и технологии проведения текущих и итоговых измерений. Оценка качества обучения студентов информатике, проводимого с использованием электронных ресурсов. Консультационная деятельность преподавателя информатики.

Курсы с подобными программами, определяющими содержание подготовки и переподготовки педагогов, должны пройти все преподаватели информатики вуза. Очевидно, что это будет действенным средством при формировании у них профессиональной готовности к обучению информатике студентов в условиях использования образовательных электронных ресурсов.

Литература

1. Григорьев С. Г, Информатизация образования. Фундаментальные основы: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», - 2008. - 286 с.

2. Кузнецов А. А. Образовательные электронные издания и ресурсы: Методическое пособие / А.А. Кузнецов, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: Дрофа, 2009.-156 с.

Bibliography

1. Grigor’ev S. G. Informatizada obrazovania. Fundamental’ny ’ e osnovy’: Uchebnik dlya studentov pedagogicheskix vuzov i slushatelej sistemy’ povy’shenia kvalifikacii pedagogov i S.G. Grigor’ev, V.V. Grinshkun. - Tomsk: TML-Press, 2008. -286 s.

2. Kuznecov A. A. Obmzovatel’ny’e e’lektronny’e izdaniya i resursy’: Metodicheskoe posobie / A.A. Kuznecov, S.G. Grigor’ev, V.V. Grinshkun. - М.: Drofa, 2009.-156 s.

Vadim V. Grinshkun

TRAINING TEACHERS TO APPLY ELECTRONIC RESOURCES TO TEACH COMPUTER SCIENCE TO STUDENTS OF HIGH SCHOOLS

The article deals with problems of forming the computer science teacher’s strategy to use electronic resources at teaching students of higher educational establishments. A short curriculum for courses of teacher’s upgrading qualifications is also presented in the article.

Key-wordi: electronic resources; computer science; information nature of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.