Научная статья на тему 'Дистанционные технологии в обучении школьников на профильном уровне'

Дистанционные технологии в обучении школьников на профильном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

В статье описываются возможные подходы к организации профильного обучения школьников на основе использования дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии в обучении школьников на профильном уровне»

I

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Гриншкун

Дистанционные технологии в обучении школьников на профильном уровне

В статье описываются возможные подходы к организации профильного обучения школьников на основе использования дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: дистанционные технологии; телекоммуникации; профильное обучение; электронные информационные ресурсы.

(среднего) общего образования на старшей ступени школы вводится профильное обучение.

В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени среднего общего образования» дифференциация содержания обучения старшеклассников, построение индивидуальных образовательных программ школьников осуществляется на основе сочетания базовых, профильных и элективных курсов. Каждый тип курсов направлен на решение определенных задач профильного обучения:

• общеобразовательные базовые учебные предметы, как обязательные, так и по выбору, входящие в инвариантную и вариативную части Базисного учебного плана, соответственно, направлены на завершение общеобразовательной подготовки учащихся, на их социальную адаптацию;

• профильные общеобразовательные учебные предметы, входящие в вариативную часть Базисного учебного плана, обеспечивают углубленное изучение отдельных учебных предметов и ориентированы на подготовку выпускников к последующему профессиональному образованию, на их общественное и гражданское самоопределение;

соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», на основании утвержденного федерального компонента государственного стандарта полного

• элективные учебные предметы связаны с удовлетворением индиви-

дуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, позволяют проектировать индивидуальные образовательные программы в зависимости от их жизненных планов.

Введение профильного обучения школьников базируется прежде всего на реализации профильной дифференциации содержания обучения Современная педагогика определяет профильную дифференциацию как направленную специализацию образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучающихся с целью максимального их развития в избранном направлении.

Существовавшая до сих пор система единого обучения большинству предметов в полном (среднем) общем образовании с едиными учебными планами и программами привела к нивелировке способностей обучающихся, слабой мотивации, учению ниже возможностей, пассивности учеников, случайности выбора ими профессий и путей продолжения образования и т.д. На устранение этих недостатков и должна быть направлена профильная дифференциация содержания как всей системы среднего образования, так и методической системы обучения конкретным дисциплинам в школах.

Профильная дифференциация обучения должна быть основана на добровольном выборе учащимися профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. При этом, сам процесс обучения в классах различных специальностей протекает по-разному: отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или иных методов обучения, их формы и приемы, стиль взаимоотношений учащихся и преподавателя.

Следует отметить, что наряду с этим современная система среднего образования с каждым годом становится все более оснащенной достаточно эффективными техническими и программными средствами [1]. С одной стороны, постоянно происходит увеличение количественного и качественного состава таких средств, с другой — регулярно увеличивается объем и видоизменяется специфика информации, с которой оперирует система образования, вышедшая на профильный уровень. Практически во все сферы образовательной деятельности проникли телекоммуникационные технологии. Это связано с постоянным развитием возможностей сети Интернет, ее сервисов, размещенной с ее помощью информации, значимой с точки зрения образования. В то же время современные средства телекоммуникаций, используемые в процессе подготовки школьников и студентов, делают возможным появление новых форм обучения, без которых становится невозможным решение неуклонно расширяющегося спектразадач, стоящих перед образованием [2].

Благодаря таким технологиям к обучению школьников в рамках достаточно узких профильных направлений подготовки могут быть привлечены специалисты-профессионалы, которыми, по вполне понятным причинам, каждая школа обладать не может. И это лишь один из возможных аргументов в пользу необходимости создания и внедрения системы профильного обучения школьников с использованием интернет-технологий.

Для организации такой системы требуется многолетняя научно-исследовательская и практическая деятельность, в ходе которой были бы решены вопросы отбора содержания образования, создания необходимых методов обучения, разработки технических и программных средств, их содержательного наполнения, подготовки необходимых специалистов, формирования критериев отбора школьников для обучения по каждому профильному направлению, и многое другое. Часть подобных проблем призван решить экспериментальный исследовательский проект «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне», реализуемый при участии сотрудников кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета.

Основная цель подобной деятельности — предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности освоения выбранных ими общеобразовательных дисциплин на профильном уровне с использованием сервисов, ресурсов и технологий сети Интернет.

В рамках проекта решаются три основные задачи. Первая связана с разработкой электронных информационных ресурсов и программных средств учебного назначения, необходимых для профильного обучения по пятнадцати предметам (русский язык, литература, английский и немецкий языки, математика, информатика, история, обществознание, экономика, право, география, биология, физика, химия, мировая художественная культура) [3].

Вторая задача — дополнительная подготовка педагогов и ряда других специалистов, без которых профильное обучение с использованием интернет-технологий невозможно. Очевидно, что ее решение должно включать разработку методической базы дополнительной подготовки и собственно обучение педагогов и других специалистов.

И, наконец, третья задача заключается в организации обучения учащихся 10-11-х классов школы с использованием Интернета на профильном уровне по всем пятнадцати предметам. В ходе такого обучения необходимо разрешение комплекса организационных и методических вопросов, в том числе: достаточности и качества учебных и методических материалов, реализуемости разработанных учебных программ и методических рекомендаций. При профильном интернет-обучении школьников выявляются достижение ими запланированных целей обучения (по каждому учебному предмету), результативность и эффективность учебной работы, удовлетворенность учебным процессом со стороны учащихся и педагогов, отношение к новой форме учебной работы школьников со стороны родителей и общественности.

Кроме того, в данном случае следует оценить эффективность используемой системы подбора и дополнительной подготовки педагогических кадров, в том числе: полноты описания и обоснованности квалификационных требований, предъявляемых к педагогам, уровню их общей и дополнительной профессиональной подготовки, эффективности системы дополнительной подготовки и методической поддержки педагогов.

Экспериментальной проверке подлежит система технических и технологических решений, использованных при проведении профильного интернет-обучения. В связи с этим должны быть проверены надежность функционирования программно-технических комплексов, включая серверы, на которых установлены соответствующие прикладные программные средства; используемые в учебном процессе технические системы и средства связи; оболочки, базы данных и комплексы инструментальных средств, поддерживающие и обеспечивающие процессы интернет-обучения; электронные информационные ресурсы и программные средства учебного назначения. Необходимо определить степень эффективности, надежности и удобства процедур и средств доставки учебных материалов, оценки результатов учебной работы школьников.

Разработка комплектов учебных материалов по пятнадцати учебным предметам для профильного обучения школьников с использованием Интернета направлена на создание комплекса электронных информационных ресурсов, которые будут способствовать подготовке учащихся в рамках соответствующего профильного учебного предмета и формированию у них соответствующих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Программы интернет-обучения школьников разрабатываются педаго-гами-специалистами в области каждой из пятнадцати дисциплин на профильном уровне на основе образовательных программ, соответствующих содержанию образования в рамках федерального компонента государственного стандарта полного (среднего) общего образования, Российского образовательного стандарта по каждому предмету (для профильного уровня).

Ход и результаты обучения во многом могут зависеть от требований, предъявляемых к отбору школьников. Основным критерием отбора следует считать не успеваемость обучающегося, а высокую мотивацию к профильному обучению с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет. При этом необходимо, чтобы основное очное обучение по профилю соответствовало профилю дисциплин, преподаваемых с использованием Интернета. Школьник должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой, средствами телекоммуникаций и программным обеспечением (операционной системой Windows, офисными приложениями, системами навигации и поиска в сети Интернет, электронной почтой и т.п.), освоить базовый курс информатики на хорошем уровне.

Из обучающихся формируются группы для изучения одной или нескольких профильных или элективных дисциплин с применением дистанционных технологий. В рамках обучения возможны проведение очных занятий, коллективная работа в сети Интернет, дистанционное консультирование школьников, самообучение, очный и дистанционный контроль результатов обучения. Использование дистанционных технологий не отрицает традиционного профильного обучения, проводимого в школах.

Можно выделить несколько моделей профильного обучения школьников с применением дистанционных технологий.

1. Классическая модель обучения

Модель основана на выделении конкретного количества занятий и сроков их освоения обучающимися. В качестве технологии обучения может применяться технология создания и пересылки интернет-пакетов. Индивидуально дифференцируются задания в рамках каждого занятия (пакета). Модель максимально приближена к традиционной модели классно-урочного обучения, но реализуется посредством интернет-технологий и интернет-ресурсов.

В этом случае общение сетевых преподавателей и обучающихся происходит на основе формирования интернет-пакетов, пересылаемых последним при помощи сервисов сети Интернет. Каждый интернет-пакет соответствует основному, запланированному заранее сеансу связи между сетевым преподавателем и учеником. В общем виде интернет-пакет состоит из описания, содержательной части, задания, средств обучения и контроля, рекомендации для педагогов-кураторов.

Интернет-пакет может формироваться в произвольной форме, удобной для сетевого преподавателя. Основное требование, предъявляемое к форме организации интернет-пакета, — возможность его пересылки при помощи сервисов сети Интернет.

Работа школьников с одним интернет-пакетом в рамках классической модели ограничивается одним сеансом обучения (одним занятием). Оптимальным является режим обучения, при котором освоение содержательного материала и выполнение заданий, предназначенных для занятия под присмотром педагога-куратора, осуществляется в течение 40-45 минут. Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должна происходить в самостоятельном режиме. Количество рекомендованных сеансов обучения (занятий, работы с интернет-пакетами) в неделю не должно превышать трех.

В процессе занятия и в ходе самостоятельного обучения возможно индивидуальное или коллективное общение школьников с сетевым преподавателем. Для организации такого общения могут использоваться электронная почта, телеконференции, чат или форум.

Оценивает результаты обучения школьников сетевой преподаватель. В рамках выполнения заданий интернет-пакетов и их проверки он осуществляет промежуточный контроль. На основании этого возможна корректировка содержания и методов обучения сетевым преподавателем. По завершении обучения проводится итоговый контроль знаний школьников. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий каждым из них, должен иметь возможность выставить количественную оценку и дать качественную характеристику-комментарий по каждому заданию учащегося. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбалльной системе, понятной школьникам и необходимой для ведения стандартной школьной документации.

2. Модель проектного обучения

В рамках этой модели при освоении учебного курса обучающиеся выполняют один или несколько проектов. Сетевые преподаватели оказывают кон-

сультативную помощь. Распределение учебного времени в период выполнения проекта не регламентируется. Сетевой преподаватель принимает и оценивает результаты индивидуальной проектной деятельности каждого ученика.

Возможно выполнение информационных проектов (сбор информации, представленной в сети Интернет по узкой тематике, ее анализ, дальнейшая систематизация и написание аннотации); практико-ориентированных проектов (получение не только значимых результатов, но и выявление способов их внедрения в практику); игровых проектов (структура деятельности обучающихся остается открытой до окончания проекта, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта); исследовательских проектов (самостоятельный сбор, обработка, анализ получаемых результатов; присутствует четкая фиксация целей, актуальности проекта, его социальной или профессиональной значимости).

Результаты проектной деятельности обучающихся оформляются в заранее оговоренной форме. Основное требование, предъявляемое к форме представления разработки проекта, — возможность его пересылки с использованием сервисов сети Интернет.

При подготовке проекта предусмотрено индивидуальное или коллективное общение школьников с сетевым преподавателем. Для организации такого общения могут применяться электронная почта, телеконференции, чат или форум.

Оценивает результаты проектного обучения школьников сетевой преподаватель. В рамках работы над проектом он осуществляет промежуточный контроль. На основании его результатов возможна корректировка заданий для проектирования. По завершении обучения проводится итоговый контроль результатов проектной деятельности школьников. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение проекта каждым из них, должен иметь возможность выставить количественную оценку и дать качественную характеристику-комментарий. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбалльной системе, понятной школьникам и необходимой для ведения стандартной школьной документации.

3. Модель дифференцированного обучения

Модель основана на дифференциации содержания и методов обучения для каждого обучающегося в зависимости от его начальных знаний, хода овладения знаниями, умениями и навыками по каждой дисциплине. Сетевой преподаватель работает с каждым из них в индивидуальном режиме, используя разные методы и разный содержательный материал в зависимости от хода выполнения учеником заданий и результатов личного интернет-общения.

Допускается варьирование содержание и методики обучения для отдельных обучающихся путем рассылки им различных интернет-пакетов.

Оценивает результаты дифференцированного обучения школьников сетевой преподаватель. В рамках выполнения индивидуальных заданий и их проверки он осуществляет промежуточный контроль. На основании его ре-

зультатов возможна корректировка содержания и методов индивидуального обучения для каждого школьника. По итогам обучения проводится итоговый контроль знаний школьников. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий каждым из них, должен иметь возможность выставить количественную оценку и дать качественную характеристику-комментарий по каждому заданию для каждого учащегося. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбалльной системе, понятной школьникам и необходимой для ведения стандартной школьной документации.

4. Модель обучения в режиме «лекция - семинар»

В рамках данной модели все занятия, организуемые и проводимые сетевым преподавателем, подразделяются на лекции и семинары. Предусматривается также самостоятельное выполнение школьниками домашних заданий. Лекционные занятия проводятся сетевым преподавателем очно (единичные лекции при возможности разовых сборов обучающихся для очного прослушивания лекций или при возможности очного посещения их групп сетевым преподавателем) либо дистанционно с использованием интернет-технологий (видеоконференции, аудиоконференции, телетрансляции, воспроизведение видеозаписей, рассылка и последующее изучение школьниками лекционных материалов).

Все лекции подразделяются на информационные (классические) лекции, проблемные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-пресс-конференции и лекции-визуализации. Лекции-пресс-конференции и лекции с запланированными ошибками могут включать элементы контроля усвоения знаний. Семинарские занятия проводятся в группах под руководством педагога-куратора. Тематику и методику проведения семинарских занятий определяет сетевой преподаватель. В рамках таких занятий могут осуществляться коллективное выполнение заданий, работа над проектами, обсуждение рефератов, докладов, дискуссии.

Лекционный материал и результаты выполнения заданий семинарских занятий школьниками могут формироваться в произвольной форме, удобной для сетевого преподавателя. Основное требование, предъявляемое к форме организации таких материалов, — возможность их пересылки при помощи сервисов сети Интернет.

Работа школьников на семинарском занятии проходит в урочное время под присмотром педагога-куратора в течение 40-45 минут. Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должна осуществляться в самостоятельном режиме. Количество семинарских занятий в неделю не должно превышать трех.

В ходе семинарских занятий и самостоятельного обучения возможно индивидуальное или коллективное общение школьников с сетевым преподавателем. Для организации такого общения могут использоваться электронная почта, телеконференции, чат или форум.

Оценивает результаты работы школьников на семинарских занятиях сетевой преподаватель. В рамках выполнения заданий семинарских занятий и их

проверки он осуществляет промежуточный контроль. На основании его результатов возможна корректировка содержания лекций и методов обучения на семинарских занятиях. По итогам обучения проводится итоговый контроль знаний школьников. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий каждым из них, должен иметь возможность выставить количественную оценку и дать качественную характеристику-комментарий по каждому заданию, выполненному учащимся на семинарском занятии. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбалльной системе, понятной школьникам и необходимой для ведения стандартной школьной документации.

5. Экстернат

При этой модели обучения, ученик осваивает содержание профильного курса самостоятельно, без общения с сетевым преподавателем и педагогом-куратором. Обучение происходит с использованием электронных информационных ресурсов. Его результаты выявляет сетевой преподаватель в рамках итогового педагогического измерения по окончании освоения курса. Данная модель позволяет получать документ государственного образца о прохождении обучения на профильном уровне отдельными учениками (например учащимися отдаленных школ; учащимися учебных заведений, не имеющих лицензии на профильное обучение; отдельными учащимися школ, профильное направление подготовки в которых не совпадает с возможностями и потребностями таких учащихся).

В рамках этой модели проводится только итоговый контроль знаний школьников. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий итоговой контрольной работы каждым из них, должен иметь возможность выставить количественную оценку и дать качественную характеристику-комментарий по каждому заданию для каждого учащегося. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбалльной системе, понятной школьникам и необходимой для ведения стандартной школьной документации.

6. Смешанная модель обучения

В рамках данной модели применяются подходы и принципы, характерные сразу для нескольких описанных моделей.

Основная задача, решение которой необходимо осуществить до начала собственно профильного интернет-обучения школьников — формирование и дополнительная подготовка распределенного в пространстве единого педагогического коллектива. Предполагается, что его основу будут составлять сетевые преподаватели и педагоги-кураторы.

Непосредственное обучение на профильном уровне с использованием ресурсов и технологий сети Интернет осуществляет сетевой преподаватель, который является компетентным специалистом в одной из пятнадцати учебных дисциплин профильного обучения и может эффективно организовать взаимодействие участников учебного процесса при помощи ресурсов и сервисов сети

Интернет. На начальной стадии выполнения работ в качестве сетевых преподавателей будут выступать разработчики методики интернет-обучения школьников по соответствующему предмету. Новые сетевые преподаватели будут отбираться из учителей-предметников соответствующей квалификации.

Сетевой преподаватель осуществляет свою деятельность, находясь вне школы, общаясь с обучаемыми дистанционно. Школа не принимает участия в отборе и подготовке сетевых преподавателей.

Сетевой преподаватель обеспечивает выполнение учебных программ и учебных планов в соответствии с тематическим планированием профильных или элективных курсов, обучение которым осуществляется при помощи сети Интернет по одной из учебных дисциплин. Для достижения целей интернет-обучения сетевой преподаватель:

• использует специальные методические средства, отвечающие требованиям обеспечения качественного обучения в условиях общения учащихся и педагога на расстоянии с применением ресурсов и сервисов сети Интернет;

• создает условия для творческой работы и самостоятельной учебной деятельности обучающихся, используя индивидуальный подход к их обучению с использованием Интернета;

• применяет весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе реализации разнообразных видов учебной деятельности;

• осуществляет текущие и итоговые измерения результативности интернет-обучения;

• принимает участие в отборе учебного материала, создании методических разработок и электронных информационных ресурсов;

• консультирует учащихся и педагогов-кураторов по возникающим вопросам;

• ведет установленную документацию в бумажном и электронном виде.

Для непосредственной организации и проведения обучения с группами школьников из числа школьных педагогов выделяются педагоги-кураторы, оказывающие организационную и педагогическую поддержку сетевым преподавателям и школьникам в ходе интернет-обучения на профильном уровне.

Педагог-куратор обеспечивает оптимальную работу учащихся по изучению профильных и элективных курсов с использованием интернет-технологий в рамках организации учебного взаимодействия учащихся с сетевыми преподавателями (оказывает помощь в организации учебной работы, доступе школьников к сети Интернет). Для достижения целей интернет-обучения педагог-куратор:

• формирует коллектив школьников, проходящих интернет-обучение на профильном уровне, организует групповую работу учащихся, принимает меры по сохранению контингента обучающихся;

• организует обеспечение школьников необходимыми Интернет-ресурсами;

• оказывает организационное содействие обучающимся в выполнении практических и лабораторных работ, способствует повышению их мотивации к интернет-обучению на профильном уровне;

• контролирует полноту и своевременность общения каждого обучающегося с сетевыми педагогами, в случае необходимости выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

• обеспечивает равномерное распределение учебной нагрузки для обучающихся и оптимальный режим занятий в ходе профильного интернет-обучения, оперативно вносит изменения в расписание сетевых учебных занятий;

• общается с родителями школьников;

• формирует у обучающихся общие умения по использованию средств информатизации и интернет-технологий для взаимодействия с сетевыми преподавателями, администраторами курсов, другими кураторами, с материалами специализированных интернет-сайтов;

• прививает обучающимся навыки этичного общения и поведения в сети Интернет, разъясняет школьникам роль и место информационных технологий в современном мире, возможности информационных технологии в обучении и самообучении;

• изучает личность каждого обучающегося, его склонности, интересы; сообщает необходимые сведения сетевому преподавателю;

• выдвигает предложения сетевым преподавателям и разработчикам по изменению (коррекции) учебных планов, программ и электронных информационных ресурсов;

• консультирует учащихся и сетевых преподавателей по возникающим вопросам;

• в соответствии с указаниями ведет установленную документацию в бумажном и электронном виде.

В основе методики интернет-обучения школьников на профильном уровне, базирующейся на дистанционном телекоммуникационном общении обучающихся с сетевыми преподавателями, могут лежать различные подходы. Выбор таких подходов осуществляется сетевым преподавателем. В этом случае преподаватель описывает методику и технологию интернет-обучения школьников, отражающую специфику преподаваемой дисциплины на профильном уровне и позволяющую организовать эффективное обучение. На порядок и форму взаимодействия сетевых преподавателей и школьников могут оказать влияние имеющиеся средства обучения.

Если у сетевого преподавателя нет необходимости в разработке специализированных методов и технологий проведения занятий, для организации интернет-обучения школьников на профильном уровне может быть использована универсальная технология обучения, основанная на следующих положениях.

1. Общение сетевых преподавателей и обучающихся происходит благодаря формированию так называемых интернет-пакетов, пересылаемых по-

следним при помощи сервисов сети Интернет. Каждый интернет-пакет соответствует основному, запланированному заранее сеансу связи между сетевым преподавателем и обучающимися.

2. В общем виде интернет-пакет состоит из:

• описания,

• содержательной части,

• задания,

• средств обучения и контроля,

• рекомендации для педагогов-кураторов.

3. Описание интернет-пакета содержит общие сведения о предназначении и особенностях использования данного пакета в обучении. Описание составляется сетевым преподавателем произвольно и должно отражать цель использования пакета в обучении, степень соответствия содержания пакета программе обучения, требования к знаниям, умениям и навыкам школьников по результатам изучения материала, содержащегося в пакете, особенности применения пакета (особые требования к организации обучения, временным режимам работы школьников, требования к аппаратному и программному обеспечению и т.п.), список литературы, краткое описание рекомендуемых методов и организационных форм обучения.

По указанию сетевых преподавателей описание пакетов может предоставляться или не предоставляться для просмотра обучающимися. Описание пакета способствует координации действий руководства, сетевых преподавателей, педагогов-кураторов, разработчиков средств обучения, администрации учебных заведений.

4. Содержательная часть интернет-пакета — это учебный материал, предоставляемый школьникам для самостоятельного изучения или изучения с использованием интерактивного общения с сетевым преподавателем. Форма представления содержательной части может варьироваться от электронной версии обычного бумажного текста учебника, пособия или специально подготовленного издания до компьютерных фильмов, демонстраций, интерактивных электронных изданий или ресурсов, общение с которыми позволяет обучающимися овладеть новым учебным материалом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержательная часть интернет-пакета может включать ссылку или несколько ссылок на ресурсы сети Интернет, которые следует изучить обучающимися в рамках работы в данном сеансе. Планируется, что специально разрабатываемые ресурсы будут размещаться на специальном интернет-сайте. В этом случае интернет-пакет может содержать ссылку на учебные материалы, размещенные на сайте. Возможно смешанное представление содержательной части интернет-пакета: учебный материал плюс ссылки на ресурсы, опубликованные в сети Интернет.

5. Задание в интернет-пакете должно быть нацелено на проверку эффективности и результативности самостоятельного изучения школьниками содержательной части именно этого пакета. Его необходимо составлять таким образом, чтобы проверяемые им знания, умения и навыки соответствовали

требованиям программы профильного обучения дисциплине, а также требованиям из описания интернет-пакета.

Задание может состоять из нескольких вопросов, задач, поручений. Желательно, чтобы уровень заданий варьировался. В этом случае сетевой преподаватель и педагог-куратор получают возможность предоставлять разным ученикам разные задания (в зависимости от результатов предыдущего обучения, скорости выполнения заданий школьниками, личных пожеланий и интересов обучающихся и других факторов). Возможно варьирование количества заданий, предоставляемых каждому обучающемуся. Рекомендуется разработка и включение в интернет-пакет нескольких вариантов однотипных заданий для предоставления разным обучающихся. Использование таких подходов к составлению заданий позволит индивидуализировать обучение.

В качестве заданий учащимся могут быть предложены:

• наборы тестовых заданий с выбором ответа (или их разновидности);

• наборы тестовых заданий с вводимым ответом;

• произвольные вопросы, на которые обучающиеся могут давать произвольные ответы, создавая соответствующие текстовые или иные электронные документы, пересылаемые для оценивания сетевому преподавателю;

• задания или поручения, выполнение которых требует от обучаемых проектной деятельности;

• задания для выполнения в рамках лабораторных или практических работ;

• задания, планы, сценарии и материалы для проведения игр, дискуссий и т.п.;

• темы для итоговых курсовых работ.

Возможно использование «сквозных» заданий, выполнение которых связано с изучением материала нескольких интернет-пакетов и, соответственно, с несколькими сеансами общения с сетевыми преподавателями. В этом случае упоминание о таком задании, его возможной корректировке и уточнении должно присутствовать в каждом соответствующем интернет-пакете.

Для выполнения заданий школьниками, их автоматизированной проверки или пересылки результатов выполнения заданий сетевому преподавателю для ручной проверки могут использоваться или не использоваться специальные средства. В простейшем случае результаты выполнения заданий оформляются в виде отдельных электронных документов (соответствующего формата) и пересылаются сетевому преподавателю для проверки. При наличии соответствующей возможности обучающимся предоставляются специальные компьютерные программы, нацеленные на организацию измерений результативности обучения.

В интернет-пакете следует предусмотреть возможность оценивать репрезентативные и творческие умения обучающимися, приобретаемые ими в процессе выполнения лабораторных и практических заданий. В этом случае можно оценивать результаты деятельности школьников, пересылаемые по каналам сети Интернет, или ход выполнения ими соответствующих зада-

ний при мониторинге сетевого преподавателя с использованием on-line и видеотехнологий.

6. Средства обучения и контроля, пересылка которых возможна по каналам и с использованием сервисов сети Интернет, также должны быть включены в интернет-пакет. В числе таких средств в пакете могут содержаться образовательные электронные издания или ресурсы: электронные учебники, тренажеры, игры, хрестоматии, задачники, средства математического и имитационного моделирования, инструментальные среды и оболочки, компьютерные программы, обеспечивающие доступ к оборудованию, необходимое системное и прикладное программное обеспечение.

Все средства должны сопровождаться необходимыми инструкциями по установке, настройке и использованию.

В качестве средств измерения и контроля результативности обучения в пакет могут быть включены автоматизированные системы тестирования и опроса. В этом случае задания (или часть заданий) интернет-пакета выполняются школьниками при помощи этих средств. Подобные средства могут быть настроены таким образом, что информация о результатах измерений по каждому школьнику пересылается непосредственно сетевому преподавателю для анализа. Возможно использование средств автоматизации проверки заданий, выполненных школьниками, без применения специальных средств тестирования или опроса. В этом случае такими средствами используется лично сетевой преподаватель, не пересылая их по инетрнет-каналам. В то же время описание интернет-пакета должно содержать сведения о том, что такие средства будут использованы.

В пакет могут входить специализированные компьютерные программы, обеспечивающие коммуникативное общение сетевых преподавателей, педагогов-кураторов и обучающихся, включая средства организации интерактивного общения последних между собой. Важно, чтобы такие средства (для организации специализированных телеконференций, чатов, рассы-локит.п.) и их использование были напрямую связаны с содержательным материалом и заданиями, включенными в интернет-пакет.

Средства обучения, включаемые в пакет, могут пересылаться вместе с интернет-пакетом школьникам, размещаться на сайте (в этом случае в пакете отмечается ссылка на необходимые средства и ресурсы) или пересылаться заранее, до начала обучения вместе со средствами обучения из других интернет-пакетов (в этом случае их пересылка необязательно осуществляется с использованием сети Интернет — большие по объему средства могут быть распространены на компакт-дисках до начала обучения).

7. Рекомендации для педагогов-кураторов, включаемые в интернет-пакет сетевым преподавателем, составляются в произвольном виде и являются недоступными для обучающихся. В этой части пакета описываются требования и рекомендации по организации деятельности педагога-куратора в рамках проведения учебных занятий по материалу и заданиям, содержащимся в пакете. В таком случае педагог-куратор может играть роль организатора занятия, решающего все организационные вопросы, следящего за своевременным и инди-

видуальным изучением материала и выполнением заданий каждым учеником. Согласно рекомендациям педагог-куратор может принимать участие в распределении заданий, если в пакете предусмотрено несколько вариантов.

Особые функции и дополнительные рекомендации для педагогов-кураторов возникают в случае необходимости использовать на занятиях учебное оборудование, специальные программные средства, требующие обслуживания, дополнительную печатную литературу. В каждом конкретном случае в пакете должны содержаться рекомендации, касающиеся порядка приобретения средств обучения, порядка их предоставления школьникам, технологии работы с такими средствами и возможные правила техники безопасности. Отмечаются точные функциональные обязанности, возлагаемые на педагога-куратора и, возможно, администрацию учебного заведения при использовании средств для изучения материала интернет-пакета.

Рекомендации педагогам-кураторам должны содержать план взаимодействия школьников с сетевым преподавателем и педагогов-кураторов — с сетевым преподавателем, порядок передачи сведений о школьниках, принявших участие в изучении пакета, приема и учета сведений, получаемых от сетевого преподавателя по результатам проверки заданий, выполненных обучающимися.

В рекомендациях для педагогов-кураторов может содержаться поручение распечатки присылаемых текстовых и графических учебных материалов, их тиражирование и раздача учащимся для самостоятельного изучения без использования компьютерной техники.

Рекомендации могут быть составлены в виде простого текстового документа, предназначенного для прочтения педагогом-куратором. В отдельных случаях педагогу куратору могут высылаться дополнительные средства, необходимые для обучения, интерактивные руководства по использованию тех или иных средств в рамках компетенции педагога-куратора. Рекомендации педагогам-кураторам могут высылаться в виде компьютерных фильмов-указаний и демонстраций.

8. В зависимости от целей и тематики обучения интернет-пакет может содержать дополнительные материалы: глоссарий (рекомендуется для каждого пакета), хрестоматии, перечни рекомендуемых интернет-публикаций и литературы, сведения о возможных межпредметных связях с другими дисциплинами профильного и базового обучения ит.п.

Сетевые преподаватели, формирующие интернет-пакеты, должны предоставлять дополнительные материалы (глоссарии, списки источников и т.п.) для размещения на сайте.

9. Предварительно созданные интернет-пакеты могут совершенствоваться, расширяться и дополняться по ходу интернет-обучения школьников на профильном уровне с учетом нового учебного материала, разрабатываемых средств обучения, итогов обучения школьников в рамках предыдущих интернет-пакетов, заказов педагогов-кураторов и группы исполнителей и т.п.

10. Интернет-пакет может формироваться в произвольной форме, удобной для сетевого преподавателя. Основное требование, предъявляемое

к форме организации интернет-пакета — возможность его пересылки с использованием сервисов сети Интернет. Форма представления учебных материалов и средств обучения должна допускать непосредственную пересылку пакета от сетевого преподавателя к обучающимся или педагогам-кураторам (по электронной почте, с помощью технологии передачи файлов через Интернет или иным способом) и размещение пакета на сайте с последующим доступом к нему со стороны обучающихся и педагогов-кураторов.

В простейшем виде интернет-пакет может быть оформлен в качестве электронного текстового документа, содержащего описание, содержательную часть, задания и рекомендации педагогам-кураторам. Пересылка подобного документа может осуществляться посредством электронной почты. В других случаях пакет может представлять собой многокомпонентную компьютерную программу, обеспечивающую интерактивное взаимодействие обучающихся с учебным материалом и сетевым преподавателям. Но и в этом случае такой пакет содержит описание, содержательную часть, задания и рекомендации педагогам-кураторам.

11. Как правило, работа школьников с одним интернет-пакетом ограничивается одним сеансом учения (одним занятием). Оптимальным является режим обучения, при котором изучение содержательного материала и выполнение заданий, предусмотренных в пакете для изучения и выполнения в урочное время под присмотром педагога-куратора, осуществляется в течение 40-45 минут.

Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должна проходить в самостоятельном режиме (по распечаткам, дома за компьютером или в рамках самостоятельной работы за компьютером в учебном заведении).

Количество рекомендованных сеансов обучения (занятий, работы с интернет-пакетами) в неделю не должно превышать трех. Таким образом, общее количество интернет-пакетов, рекомендуемых для разработки и использования, может быть примерно оценено умножением количества учебных недель на три. В простейшем случае в интернет-пакет включаются учебный материал и задания, равнозначные по объему материалу и заданиям, которые предоставлялись бы обучаемому в рамках традиционного обучения дисциплине на профильном уровне без использования интернет-технологий.

12. Инетрнет-обучение школьников на профильном уровне с использованием интернет-пакетов планируется до начала обучения. На основании подготовленных программ курсов по 15 дисциплинам, преподаваемым на профильном уровне, составляется расписание сеансов обучения (занятий), определяется количество занятий в неделю и число учебных недель, определяются темы обучения для каждого сеанса взаимодействия сетевого преподавателя и обучающихся. Далее для каждого сеанса формируется интернет-пакет.

График проведения сеансов обучения с использованием сети Интернет составляется в ходе телекоммуникационного общения сетевого преподавателя и педагогов-кураторов (достаточно переписки по электронной почте или публикации соответствующих материалов и объявлений на сайте). Он

доводится до сведения обучаемых, администрации учебного заведения перед началом обучения. По-возможности на сайте публикуются сформированные интернет-пакеты.

13. В ходе обучения на каждом занятии обучающемуся предоставляется содержимое интернет-пакета. Такой пакет он получает либо на самом занятии или заранее через Интернет, либо получает доступ к пакету, заранее опубликованному на сайте. Основное занятие в рамках сеанса обучения проводится, как правило, в учебном заведении в аудитории, оборудованной компьютерами и иной техникой, необходимой для проведения профильного интернет-обучения. Организация и проведение занятия, а также контроль за его ходом осуществляются педагогом-куратором.

Педагог-куратор руководствуется в своей деятельности функциональными обязанностями педагога-куратора и рекомендациями, данными сетевым преподавателем в соответствующей части интернет-пакета. Педагог-куратор совместно с администрацией школы организует обеспечение каждого конкретного занятия средствами обучения согласно требованиям, оговоренным в пакете (литературой, лабораторным оборудованием, материалами, компьютерными программами и т.п.).

В простейшем случае в ходе занятия школьники изучают содержательную часть интернет-пакета и выполняют задания, предназначенные для работы на занятии. Педагог-куратор согласно инструкциям сетевого преподавателя может участвовать в распределении заданий и индивидуализации обучения. Он следит за режимом выполнения заданий обучающимися. Результаты выполнения задания каждым из них передаются сетевому преподавателю (автоматически в on-line режиме, либо специально отсылаются педагогом-куратором или самими обучающимися). Сетевой преподаватель должен иметь возможность видеть результаты выполнения каждого задания каждым учеником.

Часть содержательного материала и часть задания (общая для всех или индивидуально для каждого ученика), содержащиеся в пакете, передаются учащимся для самостоятельного изучения и выполнения. Этот этап обучения может осуществляться учащимся в стенах учебного заведения в рамках само -стоятельной работы в компьютерном классе или библиотеке, а также дома (домашнее задание) на компьютере или с использованием распечаток и литературы с обязательной последующей отсылкой результатов выполнения заданий сетевому преподавателю. Педагоги-кураторы, как правило, к курированию собственно хода самостоятельной работы школьников не привлекаются. Самостоятельная работа школьников в рамках одного интернет-пакета рассматривается как неотъемлемая часть сеанса интернет-обучения.

По итогам проверки и оценки результатов выполнения заданий школьниками сетевой преподаватель может организовать возврат к повторному изучению содержательного материала или повторному выполнению заданий (выполнению аналогичных заданий). Подобная «работа над ошибками» может рассматриваться как продолжение обучения в рамках данного сеанса (занятия), а также как элемент содержания следующего интернет-пакета.

14. В процессе занятия и в ходе самостоятельного обучения возможно (и приветствуется) индивидуальное или коллективное общение школьников с сетевым преподавателем. Для организации такого общения могут использоваться электронная почта, телеконференции, чат, форум (организованные на сайте по каждой дисциплине). Необходимо, чтобы учащийся и сетевой преподаватель всегда имели возможность общаться либо в закрытом режиме (переписка индивидуальна и недоступна для других участников интернет-обучения), либо в открытом режиме (когда диалог обучающегося и преподавателя становится доступным всем).

В рамках общения обучающихся и сетевых преподавателей возможны организация диалога, уточняющего содержательную часть пакета и формулировки заданий, помощь сетевого преподавателя в выполнении заданий, консультирование по организации учебной деятельности, последовательности действий, порядка работы со средствами обучения, обсуждение результатов выполнения заданий школьниками.

В рамках использования интернет-пакетов и организации сеансов обучения перечисленные телекоммуникационные средства могут применяться и для организации общения между обучающимися (самоконсультирование школьников, работа в команде, организация соревнований, игр, обсуждение занятий и их результатов и т.п.).

15. Оценивает результаты обучения школьников сетевой преподаватель. В рамках выполнения заданий интернет-пакетов и их проверки сетевым преподавателем осуществляется промежуточный контроль. На основании его результатов возможна корректировка содержания и методов обучения сетевым преподавателем. Задания промежуточного контроля, включаемые в пакет, могут быть произвольными по содержанию и форме и наиболее точно (по мнению сетевого преподавателя) соответствовать специфике дисциплины, изучаемой на профильном уровне, тематике конкретного занятия, условиям обучения, особенностям используемых технических и программных средств.

По итогам обучения проводится итоговый контроль знаний школьников. Порядок и формы проведения итогового контроля оговариваются дополнительно.

Оценка результатов выполнения заданий интернет-пакетов каждым учеником может осуществляться сетевым преподавателем «вручную» путем анализа разработок и ответов, подготовленных школьниками и переданных сетевому преподавателю при помощи сервисов сети Интернет, либо автоматизировано — с использованием систем автоматизированной оценки результатов обучения.

Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий каждым обучающимся, должен иметь возможность выставить количественную оценку и качественную характеристику-комментарий по каждому заданию учащегося. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбалльной системе, понятной школьникам и необходимой для ведения стандартной школьной документации. В случае использования сетевым преподавателем или автоматизированной системой оценивания другой шкалы измерения ре-

зультативности обучения необходимо указание алгоритма пересчета выставляемых баллов в стандартную четырехбалльную шкалу. Оценки и качественные характеристики-комментарии сетевого преподавателя должны быть доступны педагогам-кураторам.

Основной критерий и подход к оцениванию результатов обучения отдельного учащегося в рамках каждого сеанса (занятия) — сравнение реальных знаний, умений и навыков школьников с требованиями, оговоренными в описании интернет-пакета (критериально-ориентированное педагогическое измерение). Сравнение результатов обучения различных участников между собой и выставление оценок с учетом относительной результативности нежелательно.

В заключение хотелось бы отметить, что в статье очерчен круг методологических вопросов и возможных путей их решения, имеющих отношение к созданию системы использования дистанционных технологий в профильном обучении школьников. Все отмеченные методические инновации свидетельствуют о том, что применение подобных ресурсов, средств и технологий, в целом, привносит новое в методику обучения школьников на профильном уровне, что не может не отразиться на повышении качества такого обучения.

Литература

1. Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учеб. для студ. пед. вузов и слушат. сист. повыш. квалиф. педагогов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. - 286 с.

2. Гриншкун В. В. Области эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий в школе / В.В. Гриншкун // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2007. -№ 4. - С. 5-21.

3. Кузнецов А. А. Образовательные электронные издания и ресурсы: метод. пособие / А.А. Кузнецов, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: Дрофа, 2009. - 156 с.

Bibliografiya

1. Grigor’ev S. G. Informatizaciya obrazovaniya. Fundamental’ny’e osnovy’: ucheb. dlya stud. ped. vuzov i slushat. sist. Povy’sh. kvalif. pedagogov / S.G. Grigor’ev, V.V. Grinshkun. - Tomsk: TML-Press, 2008. - 286 s.

2. Grinshkun V. V. Oblasti e’ffektivnogo primeneniya informacionny’x i telekom-munikacionny’x texnologij v shkole / V.V. Grinshkun // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby’ narodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». - 2007. - № 4. - S. 5-21.

3. Kuznecov A. A. Obrazovatel’ny’e e’lektronny’e izdaniya i resursy’: metod. poso-bie / A.A. Kuznecov, S.G. Grigor’ev, V.V. Grinshkun. - M.: Drofa, 2009. - 156 s.

Grinshkun, Vadim V.

DISTANT TECHNIQUES IN TEACHING SPECIFIC SUBJECTS TO SCHOOLCHILDREN

The article deals with a description of various approaches to teaching specific subjects to schoolchildren on the basis of distant teaching techniques.

Key-words: distant techniques; telecommunication; teaching specific subjects; electronic information resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.