Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

21
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инклюзивное образование / подготовка педагогических кадров / образовательное учреждение. / inklyuziv ta'lim / pedagog kadrlar tayyorlash / ta'lim muassasasi.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э. К. Ахметова, Н. Ш. Алметов

В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и взаимовыгодное сотрудничества педагогов и родителей в организации инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э. К. Ахметова, Н. Ш. Алметов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIK XODIMLARNI O'QITISH INKLYUZIV TA'LIMNI RIVOJLANTIRISH ASOSI SIFATIDA

Maqolada pedagoglarni alohida ta’lim ehtiyojlari bo‘lgan bolalarning inklyuziv ta’limini amalga oshirishga tayyorlash va inklyuziv ta’lim tashkilotida pedagog va ota-onalar o‘rtasida o‘zaro manfaatli hamkorlik qilish muammolari ko‘r.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э. К. Ахметова Н. Ш. Алметов

М.Эуезов атындагы Онтуспк ^азацстан университет!

Шымкент, ^азацстан elmira_k_akhmetova@mail.ru, n_almetov@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и взаимовыгодное сотрудничества педагогов и родителей в организации инклюзивного образования.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, подготовка педагогических кадров, образовательное учреждение.

PEDAGOGIK XODIMLARNI O'QITISH INKLYUZIV TA'LIMNI RIVOJLANTIRISH ASOSI SIFATIDA

Annotatsiya: Maqolada pedagoglami alohida ta'lim ehtiyojlari bo'lgan bolalarning inklyuziv ta'limini amalga oshirishga tayyorlash va inklyuziv ta'lim tashkilotida pedagog va ota-onalar o'rtasida o'zaro manfaatli hamkorlik qilish muammolari ko'r.

Kalit so'zlar: inklyuziv ta'lim, pedagog kadrlar tayyorlash, ta'lim muassasasi.

TRAINING OF TEACHERS AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF

INCLUSIVE EDUCATION

Annotation: The article considers the problem of preparing teachers for the implementation of inclusive education for children with special educational needs and mutually beneficial cooperation between teachers and parents in the organization of inclusive education.

Keywords: Inclusive education, teacher training, educational institution.

Основной тенденцией развития современного мирового образования является его всесторонняя и многоуровневая гуманизация, ориентированная на человека и его потребности, а также на усвоение национальных и общечеловеческих ценностей, как основы интеллектуального и культурного развития личности. Это связано с переориентацией человечества в целом на развитие и формирование личностных качеств.

При внедрении идей инклюзии в современную систему образования наиболее актуальной проблемой в организации инклюзивного образования становится развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями, специальная подготовка педагогов, функционирующих в этой системе, пересмотр критериев подготовки будущих педагогов, изучение концептуальных основ данной сферы и образовательных, научных, учебно-методических, практических и просветительских механизмов ее реализации.

В современном обществе происходит изменение подходов к образованию, обусловленное переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека, независимо от физических, психических, социальных и других возможностей.

Модернизация современного образования актуализирует внимание к инклюзивным процессам в образовательном пространстве. Признание инклюзии как неизбежной реальности современной школы [1] формирует потребность в оказании психолого-педагогической помощи разным субъектам: от педагогов до родителей, воспитывающих детей без отклонений в развитии. Однако наиболее нуждающимися в такой помощи являются включенные в инклюзивное пространство обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения усвоения детьми с ограниченными возможностями содержания образования, отвечающего современным требованиям, необходимо разработать новые модели организации учебного процесса, создать систему обучения, которая сможет адаптироваться к каждому из различных учащихся, состоящих из нормально развивающихся, слаборазвитых, одаренных, социально уязвимых групп, и подготовить педагогов, осуществляющих этот процесс на профессиональном уровне.

Вопросами профессиональной подготовки педагога занимаются следующие ученые: Сластенин В. А., Г.В.Вайлер, Ю.В.Койнов, Я.И.Лефстед, Н. в. Матяш, В. В. Сериков, Дж.Равен, Р. Уайт, В. Чинапах, С.А. Алейникова, н. д. Шматко, О. А. Денисова, В. Н. Поникарова, О. Л. Леханова, Менлибекова Г. Ж., Кенжебеков Б. и др.

Несмотря на различия подходов к определению профессиональной подготовки, большинство авторов пришли к выводу, подготовка в прямом смысле означает два значения. Первый - это согласие на что-либо как добровольное и сознательное решение, направленное на деятельность;

второй - как описание ситуации, когда все готово и обеспечивает выполнение решения [2].

По мнению В.А. Сластенина, содержание профессиональной подготовки педагога состоит из двух компонентов: теоретической подготовки и формирования практической подготовки. Теоретическая подготовка понимается как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний, помогающих осуществлять теоретическую деятельность в будущем, которая, в свою очередь, проявляется в обобщенном умении педагога мыслить педагогически, т. е. умении анализировать педагогические процессы, явления, прогнозировать педагогическую деятельность и ее результаты, проектировать [3].

По концепции В.А.Сластенина - практическая подготовка к педагогической деятельности определяется как совокупность умений организации деятельности учащихся и установления педагогически целесообразных отношений с учащимися, педагогами-коллегами, родителями [3].

Профессиональная компетентность - способность успешно действовать в решении профессиональных задач на основе практического опыта, умений и знаний.

Профессиональная компетентность педагога включает базовые профессиональные компетенции специалиста в определенной профессиональной области, например, учителя, воспитателя, педагога-дефектолога.

Остановимся на ряде существенных недостатков в плане теоретико-методологической поддержки педагогов и качества профессиональной подготовки кадров в организации инклюзивного образования:

1) низкий уровень инклюзивной компетентности преподавательского состава, бессистемность процесса инклюзивного образования в школах. Отсутствие специальной программы.

2) формальный подход к реализации методов и технологий индивидуального подхода в обучении со стороны педагогов, низкая способность учителей работать в различных средах.

3) выражать недоверие к возможности совместного обучения "особых" учащихся и детей с ограниченными возможностями.

4) недостаточное научно-методическое обеспечение для подготовки будущих педагогов, а также для переподготовки и повышения уровня

мастерства учителей (отсутствие учебников, пособий, специального технического оборудования, методических указаний).

Способами поддержки ученика со стороны учителя могут стать:

- использование вариативных, специальных методов обучения;

- использование на уроке индивидуализированных учебных материалов;

- изменение способов (процедуры) оценивания результатов обучения; -изменение контрольных материалов;

- определение и адаптация учебного места в классе.

Важным направлением подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования является мотивационно-ценностное направление. Мотивационно-ценностная направленность развития инклюзивной компетентности педагога связана с решением следующих задач подготовки:

• формирование мотивации работы с детьми с отклонениями в здоровье, развитие их социальной мотивации;

• формирование толерантного отношения к детям с особенностями здоровья и их родителям, развитие профессионально значимых качеств личности, необходимых для работы в системе инклюзивного образования

• готовность к сотрудничеству, эмоциональная устойчивость, сознательность, самостоятельность, рефлексия;

• развитие эмпатических способностей, формирование восприятия детей с особенностями здоровья;

Все эти качества, составляющие личностную компетентность педагога, должны закладываться в образовательном процессе в стенах вуза, а также на этапе профессионального обучения. Отсюда встает вопрос о внесении дополнений в содержание программы подготовки педагогических кадров. Необходимо как можно раньше приобщить учащихся к педагогической науке, к методам использования ее достижений.

REFERENCES

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации/ Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. - Алматы: ННПЦКП, 2019. -118с.

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2002. - 576с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.