_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 374 (045)
Брутова Марина Алексеевна,
канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени
М.В. Ломоносова», г. Архангельск, РФ E-mail: m.brutova@narfu.ru;
Буторина Анастасия Николаевна, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени
М.В. Ломоносова», г. Архангельск, РФ E-mail: buton-a@yandex.ru;
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СИТУАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ВЫБОРА
Аннотация.
В статье актуализирована проблема взаимодействия педагога с родителями воспитанника в процессе оказания ребенку социально-педагогической поддержки в проблемной ситуации. Акцентируется внимание на такой форме подготовки педагога к взаимодействию, как мастер-класс.
Ключевые слова.
социально-педагогическая поддержка и сопровождение, взаимодействие, взаимодействие педагога и
родителей, формы взаимодействия, мастер-класс.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены важность и значение образования как для семьи, общества и государства в целом, так и для каждого человека, предоставляющий возможность овладеть совокупностью знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1, ст. 2].
Тем не менее, воспитанник не всегда готов воспользоваться предоставляемыми ему возможностями, а с другой стороны в процессе решения трудных жизненных ситуаций ему необходима помощь значимого другого, имеющего больше жизненного опыта, опыта самопознания, реализации себя в деятельности.
В настоящее время исследователями выделены группы проблем, возникающие у воспитанника в образовательной организации и требующие поддержки при их разрешении, как педагога, так и родителей: проблема негативного отношения ребенка к себе (низкая самооценка, непринятие себя, потеря ощущения самоценности), причиной которого являются внутриличностные конфликты, неуспех в различных сферах жизнедеятельности, значимых для человека; проблемы в сфере самопознания, самоопределения; проблемы некомпетентности воспитанника в сфере общения; проблема приобретения специальных умений и навыков; проблема самопрезентации воспитанника; проблема несформированности навыков самообслуживания; проблемы в выстраивании взаимоотношений со сверстниками; проблемы занятости в свободное время и целый ряд других.
Основным субъектом воспитательного процесса, имеющим существенные возможности оказания помощи ребенку в подобных ситуациях должна стать семья, поскольку именно она в современном мире рассматривается как один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, их интеграцию, определение приоритетности личностных и общественных интересов и потребностей. Семья рассматривается и как социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Однако, часто и сами родители нуждаются не только в поддержке и совете со стороны специалиста, но и в посреднике, который поможет понять собственного ребенка, наладить с ним отношения, установить потерянный когда-то контакт, поможет создать наиболее благоприятные условия для его развития. Таким специалистом может стать педагог образовательной организации, как человек, владеющий совокупностью профессиональных компетенций для выстраивания целесообразный взаимоотношений между людьми.
В настоящее время в теории и практике общего и дополнительного образования совершенствуются традиционные и разрабатываются альтернативные формы взаимодействия педагога с родителями как в целом в воспитании ребенка, так и при оказании индивидуальной помощи в процессе становления его субъектности.
Взаимодействие чаще всего рассматривают как процесс воздействия различных объектов или субъектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния [2].
В педагогике же это понятие трактуют как универсальную форму развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в новое качественное состояние [3].
На этой основе можно выделить следующие группы форм сотрудничества педагога и родителей в образовательной организации, направленные на оказание помощи воспитаннику в ситуациях жизненного выбора: монологические и диалогические.
К монологическим формам взаимодействия можно отнести лекцию, консультации, наглядную пропаганду.
К диалогическим формам сотрудничества педагога и родителей в процессе оказания помощи воспитаннику чаще всего относят следующие: конференции родителей, устные журналы, круглые столы, клубы, деловые игры, родительские семинары, педагогические практикумы, диалоговые технологии (диспут, дискуссия), тренинги, киноуниверситеты, родительские чтения, родительский клуб, родительское кафе и
др.
В системе образования появилась и такая форма общения педагогов и родителей, как web - сайт педагога, позволяющая педагогу и родителям не только обсуждать проблемы воспитания, но и выйти за рамки своих образовательных организаций и активно взаимодействовать с педагогами, родителями из других стран и общаться со всеми участниками Интернет-полилога.
Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик, В.Р. Ясницкая и др. ученые отмечают, что наиболее востребованными среди родителей являются формы взаимодействия, предполагает активную позицию самого родителя как в процессе встречи с педагогами, так и в процессе совместной работы по оказанию помощи ребенку.
Выше сказанное приводит к осознанию необходимости повышения компетентности педагога в области взаимодействия с родителями, повышения собственной профессиональной компетентности в области оказания социально-педагогической поддержки воспитаннику в образовательной организации.
Все это требует организации особой среды взаимодействия педагогов друг с другом, педагогов и научных работников, преподавателей, а также осуществления сопровождения профессиональной деятельности специалиста, в том числе и специалиста помогающих профессий.
С этой целью могут использоваться такие формы взаимодействия с педагогами, как мастер -классы, деловые игры, кейс-метод, анализ и обсуждение художественных фильмов.
В настоящее время наиболее востребованной среди педагогов является такая форма повышения квалификации, овладения новыми профессиональными компетенциями, как мастер-класс.
Мастер-класс в настоящее время понимается как особая форма учебного занятия, взаимодействия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Мастер - класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия ведущего и участников, критерии оценки и качественно новый результат.
Одним из примеров организации мастер-класса, проводимого с классными руководителями, учителями-предметниками, социальными педагогами, воспитателями группы продленного дня, выступает
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
анализ конкретных ситуации, происходящих с ребенком, на основе просмотра анимационного фильма «Маша и Медведь». Для анализа и выделения проблемных ситуаций мы обычно используем первую серию данного мультфильма. Составить программу социально-педагогической поддержки ребенка нам помогает следующая опорная схема (модифицированный план анализа педагогической ситуации А.А. Реана):
- определение проблемы и причин ее возникновения;
- формулировка цели деятельности;
- составление программы работы;
- определение эффективности работы.
После просмотра мультипликационного фильма мы выделяем проблемы, которые видны у данной девочки Маши. Интересно отметить, что разные специалисты видят свои проблемы и акцентируют на них внимание. Например, учителя начальных классов большое внимание уделяют интеллектуальному и речевому развитию ребенка, воспитатели дошкольных образовательных организаций — соблюдению санитарно-гигиенических норм, социальные педагоги тому, что ребенок безнадзорный и проявляет признаки девиантного поведения.
Выделив проблемы и высказав предположения о причинах их возникновения, выбираем, как правило, одну проблему, формулируем цель деятельности и составляем программу социально-педагогической поддержки ребенка, обозначив критерии ее результативности. Большое внимание уделяется практической направленности предъявляемого участникам материала. Для обсуждения сущности проблем сопровождения детства в современных условиях возможно приглашение специалистов в данной области педагогики или психологии. Преимуществами подобной работы так же можно назвать и то, что она мотивирует педагогов на участие в подобных мастер-классах, у них не возникает страха по поводу высказывания собственного мнения, возможности обидеть реальных (не вымышленных) людей и, в то же время, учит оказывать помощь ребенку в решении проблем.
Большое внимание при проведении мастер-класса уделяется практической направленности предъявляемого учителям, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования материала. Для обсуждения сущности проблем сопровождения детства в современных условиях приглашались специалисты в данной области педагогики или психологии. В конце занятия обычно совместно с участниками формулируются общие рекомендации как по выявлению тех или иных проблемных ситуаций в жизнедеятельности воспитанника и его семьи, так и по алгоритму выстраивания взаимодействия с воспитанником и его родителями в процессе оказания социально-педагогической поддержки в рамках образовательной организации.
На наш взгляд, данная форма подготовки педагогов к взаимодействию с родителями позволяет специалистам решить задачу постоянного профессионального роста, самостоятельного повышения квалификации.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [Принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года] // Российская газета. - 2012. - № 5976.
2. Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина: В 4 тт. - М.: Мысль, 2001.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2000.
© М.А. Брутова, А Н. Буторина, 2015