Обучение взрослых: современное состояние, проблемы и перспективы
291
- широкое распространение индивидуального жилищного строительства;
- повышение деловой предприимчивости местных жителей;
- благоустройство территорий традиционно якутского локальнососедского социума «туолбэ».
Список литературы:
1. Андрагогика постдипломного педагогического образования: Научно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. - СПб.: СПбАППО, 2007.
2. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: Монография / С.Г. Вершловский. - СПб.: СПбАППО, 2008.
3. Инновационные социальные технологии устойчивого развития / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Г.Т. Галиев. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграф-Сервис», 2003.
4. Социальное проектирование - ресурс взаимодействия общественности и власти. Сборник материалов и рекомендаций. - М.; Центр Леонгард, 1999.
5. Тюрин Г.В. Опыт возрождения русских деревень / Г.В. Тюрин. - М.: Поколение, 2007.
Секция 14
ПЕРЕХОД
К МНОГОУРОВНЕВОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Жданова Л.В.*
Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда
В статье обозначено значение одной из ступеней высшего образования - аспирантуры для развития науки, экономики, регионов и страны в целом. Определены основные направления подготовки молодых ученых в рамках работы аспирантуры Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук.
Ключевые слова научные кадры высшей квалификации, методика подготовки научных кадров, деятельность аспирантуры, особенности подхода к подготовке молодых ученых, научная и учебная деятельность, внеучебные мероприятия.
Сегодня значение послевузовского образования актуально не только в плане подготовки специалистов высшей квалификации для науки и образования, но также и для высокотехнологичных отраслей экономики, определяющих успех формирования национальной инновационной системы страны. Научные кадры высшей квалификации - незаменимое национальное богатство, генератор идей для экономики и компетентный коллективный эксперт, ответственный за правильный выбор приоритетных направлений в инновационном развитии страны. Чем выше обеспеченность территорий и отраслей экономики научными кадрами, особенно кадрами высшей квалификации, тем эффективнее использование потенциала территорий и отраслей и выше конкурентоспособность региона [1].
В последнее время все чаще стали обсуждать вопрос о качестве программ подготовки научных кадров, от содержания которых зависит уровень научного мышления молодого ученого, возможность достижения им высоких результатов в исследовательской деятельности. Это однозначно важная проблема. Но не стоит забывать, что для достижения результата мало создать программу действий, необходимо разработать методы, приемы, инструменты, с помощью которых она будет реализована.
Методика подготовки научных кадров формировалась на протяжении долгого времени существования системы обучения через аспирантуру и имеет свои особенности в каждом учебном заведении и научной организации.
Деятельность аспирантуры Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН) направлена на подготовку талантливых научных кадров для различных отраслей экономики, способных влиять на эффективное использование потенциала территорий, ресурсов, человеческого капитала [2].
Младший научный сотрудник.
294
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Особенностями подхода к подготовке молодых ученых являются непрерывное образование, использование разноплановых форм и методов обучения, связь теории с практикой.
Методика обучения аспирантов включает организацию научной и учебной деятельности, а также внеучебных мероприятий.
Научная и учебная деятельность в ИСЭРТ РАН состоит из работы над диссертацией, учебных занятий, аттестации аспирантов, кандидатских экзаменов, стажировок, конференций и семинаров с участием российских ученых и зарубежных специалистов, научных семинаров-дискуссий, публикационной деятельности. Сущность данных направлений работы состоит в следующем.
Работа над диссертацией. Темы диссертаций, как правило, связаны с научно-исследовательскими работами (НИР), выполняемыми в подразделениях Института. Научное руководство аспирантами осуществляют ведущие специалисты ИСЭРТ РАН, высших учебных заведений г. Вологды, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга. На конец 2012 г. численность научных руководителей составила 11 человек, из них 7 - с ученой степенью доктора наук.
Аттестация. В соответствии с Положением об аттестации аспирантов и соискателей ИСЭРТ РАН обязательной формой отчетности аспирантов является аттестация, которая проходит два раза в год: в апреле (промежуточная) и октябре (основная).
Учебные занятия. Обучение в аспирантуре ведется по учебным планам, составленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования.
Кандидатские экзамены. Кандидатские экзамены являются серьезным испытанием и проверкой знаний аспирантов. С целью повышения уровня подготовки и результативности экзаменационных сессий ежегодно организуются подготовительные курсы по «Истории и философии науки», «Иностранному языку», «Экономической теории». В зависимости от области исследования аспиранты обучаются и сдают кандидатские экзамены по специальным дисциплинам: «Региональная экономика», «Управление инновациями», «Математические и инструментальные методы экономики», «Финансы, денежное обращение и кредит» и т.д.
Стажировки. Стажировки организуются в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, освоения новых методов, технологий профессиональной деятельности, повышение уровня теоретических и практических знаний.
В ИСЭРТ РАН сложилась определенная система организации стажировок для молодых ученых. В соответствии с Положением о порядке прохождения стажировки разрабатывается годовой план стажировок, рассылаются письма в организации с предложениями принять на стажировку сотрудни-
Переход к многоуровневому высшему образованию
295
ков Института, заключаются договора, осуществляется взаимодействие с кураторами стажировки. Перед прохождением стажировки аспиранты составляют план работы, в котором определяются тема, перечень исследуемых вопросов, сроки и продолжительность. По окончании прохождения стажировки аспирант составляет письменный отчет о результатах проделанной работы.
Конференции. Конференции играют важную роль для обмена результатами исследований, отслеживания достижений российских и зарубежных ученых, формирования связей в научном мире. В ИСЭРТ РАН имеются широкие возможности апробации результатов научно-исследовательских работ и диссертаций на региональных, российских, международных конференциях. Институт принимает участие в организации семинаров и конференций с участием авторитетных российских и зарубежных ученых (ведущих ученых РАН, Национальной академии наук Беларуси, Института современной истории образования и науки Университета г. Ганновер (Германия), университета «Габриэле д’Аннунцио» (Италия), представителей вузовской науки, законодательной и исполнительной власти Вологодской области, руководителей научных и образовательных учреждений Вологодской области, представителей бизнеса, специалистов учреждений и предприятий региона и т.д.
Семинары с участием авторитетных российских ученых и зарубежных специалистов. В ИСЭРТ РАН регулярно проводятся семинары для молодых ученых с приглашением ведущих российских и зарубежных ученых в области экономики. Например, были проведены научно-практические семинары: «Экономические преобразования в России: реальность и перспектива» с участием академика В.В. Ивантера; «Перспективы выбора государственного и частного образования» с участием итальянских ученых д.э.н., профессора Армандо Татео и Фабрицио ди Стефано, «Проблемы разработки и внедрения социальных инноваций» с участием сотрудников Центра социальных исследований Технического университета Дортмунда Антониуса Шредера и Дмитрия Доманского; «A focus on the Russian Economy, the Eurozone problems and their impacts on the European conjuncture, and on Russia» с участием французского ученого профессора Жульена Веркея; «Состояние сельскохозяйственного производства в российских регионах в период кризиса» с участием французского ученого Паскаля Груйе.
Научные семинары-дискуссии. Для повышения теоретико-методологического уровня выполняемых работ большую роль играет организация научных семинаров-дискуссий, проводимых аспирантами и сотрудниками ИСЭРТ РАН в рамках научных школ:
- Проблемы комплексного исследования региональных экономических и социальных процессов.
- Теория и методологии управления устойчивым социально-экономическим развитием региональных систем.
296
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- Проблемы социально-демографического развития территорий. Руководитель школы.
Семинары-дискуссии представляют собой публичные выступления, которые способствуют повышению качественного уровня исследований, а также профессиональному росту молодых ученых ИСЭРТ РАН.
Публикации. В настоящее время в ИСЭРТ РАН издаются три научных журнала: «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз», «Проблемы развития территории», «Вопросы территориального развития».
Журналы, издаваемые ИСЭРТ РАН, и другие периодические издания предоставляют возможность молодым ученым знакомить широкий круг исследователей с результатами своих научных работ.
Таким образом, все используемые в ИСЭРТ РАН направления и формы работы с аспирантами позволяют молодым ученым в процессе обучения эффективно заниматься научной деятельностью, предоставляют возможность общаться и учиться у авторитетных ученых, проявлять свои способности, быть в курсе событий научного мира.
Помимо образовательной и научно-исследовательской деятельности аспиранты активно принимают участие во внеучебных мероприятиях: посвящение в аспиранты, Час аспиранта, творческие семинары, спортивные мероприятия и др. Рассмотрим их.
Посвящение в аспиранты. Знакомство аспирантов с жизнью Института, с коллективом, приобщение к сложившимся традициям начинается с Посвящения в аспиранты. Ежегодно в ИСЭРТ РАН проходит данное мероприятие, где обучающиеся старших курсов и сотрудники учреждения поздравляют первокурсников. Неотъемлемой частью праздника является шуточная процедура принятия аспирантов I курса в коллектив молодых ученых и вручение аспирантских билетов.
Час аспиранта. Одним из мероприятий по внеучебной работе с аспирантами является проведение с марта 2011 г. еженедельного Часа аспиранта. В структуре мероприятия две постоянные рубрики: «Новости недели» (обсуждение актуальных событий в мире, стране, регионе (рассказывают новости и готовят материал аспиранты) и «Новости аспирантуры» (обсуждение ближайших мероприятий в аспирантуре ИСЭРТ РАН, информация о конференциях, консультации по заполнению индивидуального плана аспиранта, обмен опытом по прохождению стажировок, подготовке к предзащите, защите диссертации и по написанию автореферата и др.). Рубрика «Разное» посвящена обсуждению статей из отечественных и зарубежных журналов, материалов из сети Интернет, новостей с сайтов Российской академии наук, новым поступлениям в библиотеку ИСЭРТ РАН, консультативно-развиающим и информационно-методическим занятиям с аспирантами, встречам с учеными в области экономики и управления и т.д.
Переход к многоуровневому высшему образованию
297
Творческие семинары. С февраля 2011 г. для аспирантов и сотрудников ИСЭРТ РАН проводятся творческие семинары, на которых обсуждаются актуальные вопросы политического положения в стране и в мире, экономические события.
Экскурсии. С аспирантами ведется работа по ознакомлению с деятельностью предприятий, учреждений и организаций Вологодской области. Организуются экскурсии, на которых аспиранты имеют непосредственную возможность пообщаться с сотрудниками учреждений, узнать особенности работы, задать интересующие вопросы.
Спортивные мероприятия. Благодаря активной поддержке руководства ИСЭРТ РАН немалое внимание уделяется формированию здорового образа жизни среди обучающихся в аспирантуре. В Институте регулярно проводятся спортивные турниры по волейболу и настольному теннису, организуется коллективное посещение фитнес-залов, походы в боулинг и на каток. Участие в подобных мероприятиях положительно сказывается на микроклимате в коллективе, позволяет сплотить сотрудников, снять эмоциональное напряжение. Кроме того, осуществляется профилактика профессионального выгорания, что эффективно сказывается на рабочем процессе.
В целом, комплексный подход к организации учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности аспирантов способствует повышению результативности и эффективности их деятельности.
Список литературы:
1. Буров И.С. Научные кадры в инновационной системе экономики [Электронный ресурс] / И.С. Буров - Режим доступа: http://belisa.oig.by/ru/izd/ other/Kadr2006/kadr49.html.
2. Егорихина С.Ю. Подготовка научных кадров для экономики региона (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН) / С.Ю. Егорихина, Н.Н. Под-волоцкая // Проблемы развития региона. - 2012. - № 4 (60). - С. 123-132.
БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА -ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
© Путинцева Н.А.*
Государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Переход Российской Федерации на рыночные отношения повлек за собой реформирование системы образования, которая из разряда общественных благ перешла в разряд сферы услуг.
* Старший преподаватель кафедры Г осударственного и муниципального управления, кандидат экономических наук.