Гуманитарные науки
© Егорихина С.Ю., Жданова Л.В.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТУРЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОЦЕНКАХ ВЫПУСКНИКОВ
В статье представлен анализ деятельности аспирантуры Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук в оценках её выпускников по итогам анкетного опроса.
Послевузовское образование, подготовка научных кадров, аспирантура.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что реальной основой социально-экономических преобразований является наука. На долю новых знаний, воплощающихся в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 85% прироста валового внутреннего продукта. В результате растёт эффективность производства и социальное развитие этих стран, увеличивается удельный вес наукоёмкой продукции в структуре ВВП, улучшаются условия для обеспечения и расширенного воспроизводства интенсивного типа [5]. Подготовка научных кадров является одним из основных факторов устойчивого развития научно-технического потенциала страны [6].
Воспроизводство кадрового потенциала науки в нашей стране осуществляется преимущественно через аспирантуру и докторантуру.
Основными показателями деятельности аспирантуры являются численность аспирантов, приём и выпуск из аспирантуры (в т. ч. с защитой диссертации). Анализ данных показателей в России показывает рост числа аспирантов с 1992 по 2011 г. в 3 раза (с 51,9 тыс. до 156,3 тыс. человек). Приём в аспирантуру за этот промежуток времени вырос в 3,6 раза (с 13,8 тыс. до 50,6 тыс. человек). Отмечается рост (хоть и не столь существенный) доли лиц, окончивших аспирантуру с защитой диссертации (21,1% - в 1992 году, 30,2% - в 2000 году и 29,1% - в 2011 году) [15].
ЕГОРИХИНА Светлана Юрьевна зам. зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]
ЖДАНОВА Людмила Валерьевна младший научный сотрудник ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]
По данным государственной статистики, в Вологодской области количество аспирантов в период 2000 - 2011 гг. увеличилось на 32,8%, вырос и показатель приёма в аспирантуру на 19,2%, что соответствует тенденциям как по стране в целом, так и по СЗФО, однако произошло снижение доли окончивших аспирантуру с защитой диссертации (таблица). С одной стороны, это связано с повышением требований Высшей аттестационной комиссии к диссертационным исследованиям, с другой - невостребованностью науки в современных социально-экономических условиях, снижением общественного престижа научной деятельности и социального статуса учёных, а также наличием проблемы привлечения талантливых молодых людей к профессиональной научной деятельности и закрепления молодёжи в научной среде.
На территории Вологодской области подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру осуществляют 7 вузов и одна научная организация - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН).
Подготовка научных кадров высшей квалификации через аспирантуру осуществляется в ИСЭРТ РАН с 1996 года. Институт имеет государственную лицензию на право ведения образовательной дея-
тельности в сфере послевузовского профессионального образования по следующим научным специальностям:
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (с 1996 года);
08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит (с 2008 года);
08.00.13 - Математические и инструментальные методы экономики (с 2000 года).
С 2005 года открыта докторантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».
Для оценки деятельности аспирантуры ИСЭРТ РАН в декабре 2012 - феврале 2013 года был проведён опрос её выпускников. Основной целью исследования стало изучение удовлетворённости обучающихся условиями работы над диссертационными исследованиями, организацией учебной и внеучебной деятельности, материально-технической базой, морально-психологическим климатом и другими условиями.
В опросе приняли участие 60 выпускников 2000 - 2012 гг. Из общего числа опрошенных 53,3% (32 чел.) - мужчины, 46,7% (28 чел.) - женщины. Возрастная структура группы респондентов показана на рисунке 1. Большую часть - 80% (48 чел.) - составили аспиранты двух возрастных категорий в возрасте 26 - 30 лет и 31 - 35 лет (по 40% каждая).
Анкета состояла из вопросов, направленных на выявление мотивов по-
Основные показатели деятельности аспирантуры, докторантуры Вологодской области в 2000 - 2011 гг.
Показатель/год 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2000 г., %
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов, ед. 5 6 7 7 7 8 160,0
Численность аспирантов, чел. 515 651 756 795 735 684 132,8
Прием в аспирантуру, чел. 193 229 255 271 250 230 119,2
Выпуск из аспирантуры, чел. 102 132 139 152 185 145 142,2
В том числе с защитой диссертации, чел. 42 43 29 31 43 25 41,7
Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сборник. - М.: Росстат, 2011. - С. 798-804; Наука и инновации Вологодской области: стат. сборник. - Вологда: Вологдастат, 2007. - С. 30-34; Наука и инновации Вологодской области: стат. сборник. - Вологда: Вологдастат, 2012. - С. 28-33.
Рисунок 1. Структура выборки по возрастным группам (в %)
%
80 и 60 -40 -20 -0
35
35
ППп
21,7
13,3
Интерес Престижность Желание Нежелание Желание иметь Следование Мода на
к научной научного сделать идти высокоопла- требованиям учёную
деятельности звания карьеру в армию чиваемую родителей степень
работу
Другое
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Какими мотивами Вы руководствовались
при поступлении в аспирантуру?» (в %)
ступления в аспирантуру; оценке кач е-ства подготовки аспирантов, характеристикам, необходимым для успешного обучения, трудностям, возникшим при подготовке диссертации, а также ценности и влиянию аспирантуры на дальнейшую жизнь и карьеру выпускников.
Ведущим мотивом поступления в аспирантуру, по оценкам опрошенных, является интерес к научной деятельности (63,3%), на втором месте - престижность научного знания и желание сделать карьеру (35%). Для большинства молодых людей значительное влияние на выбор обучения оказала возможность получения отсрочки от армии (25%).
Следует отметить, что мотивация поступления в аспирантуру характеризуется
преобладанием содержательных мотивов и мотивов саморазвития (рис. 2).
Причинами выбора места обучения (аспирантуры ИСЭРТ РАН) стала возможность обучения на бюджетной основе (50%). Немаловажную роль в этом сыграл авторитет и статус Института как единственного в регионе учреждения Российской академии наук (35%). Среди прочих факторов было отмечено и то, что в ИСЭРТ РАН имеется достаточно развитая материально-техническая база. Не последнюю роль сыграли при определении места обучения и хорошие отзывы друзей и знакомых, а также аспирантов, обучающихся в аспирантуре ИСЭРТ РАН (рис. 3).
Условия подготовки аспирантов в ИСЭРТ РАН оценивались по 9 критериям по 10-балльной шкале. Наибольшими
% 60 и
50 -40 -30 -20 -10 -0
50
Бесплатное обучение Авторитет, статус РАН
Отсрочка от армии
Карьерный рост
Другое
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Почему Вас заинтересовала возможность
обучения в аспирантуре ИСЭРТ РАН?» (в %)
Система доступа к информационным ресурсам
Участие аспирантов в конференциях, семинарах,
симпозиумах
Наличие современной инструментальной и лабораторной базы
Контроль выполнения аспирантами индивидуальных планов
Научное руководство диссертационными исследованиями
Уровень организации занятий по подготовке к сдаче кандидатских минимумов
Психологический климат в ИСЭРТ РАН
Уровень организации других лекционных занятий и семинаров-практикумов с привлечением ведущих учёных
Организация стажировок аспирантов
8,36
8,25
7,79
7,57
7,2
7,05
6,88
6,61
5,84
10
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, качество подготовки
аспирантов по следующим критериям» (в %)
баллами были оценены система доступа к информационным ресурсам (8,36 балла) и организация участия аспирантов в научных мероприятиях (8,25 балла). Наличие современной инструментальной лабораторной базы опрошенные оценили в 7,8 балла. Такие показатели, как контроль выполнения аспирантами индивидуальных планов написания диссертаций, научное руководство диссертационными исследованиями, уровень организации
занятий по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов, психологический климат в ИСЭРТ РАН, организация стажировок аспирантов и других лекционных занятий, получили оценку от 7,6 до 6,6 балла. В целом система обучения аспирантов в Институте получила 7,3 балла (рис. 4).
Для успешного обучения в аспирантуре молодой учёный должен иметь не только высокий уровень знаний, но и аналитические способности, навыки работы с на-
0
2
4
6
8
учной документацией, соответствующие личностные качества. В ходе проведённого исследования были выявлены критерии, необходимые для успешного обучения в аспирантуре, и трудности, с которыми пришлось столкнуться аспирантам.
По мнению выпускников, будущим аспирантам, в первую очередь, необходимы навыки написания исследовательских работ - 70% и высокий уровень подготовки в вузе - 47% опрошенных. Наличие эрудиции и контактов в научном сообществе отметили, соответственно, 30% выпускников, опыт презентации результатов исследований - 23%.
Среди других вариантов были отмечены: желание заниматься научной работой и написать диссертацию, самомотивация к результату - защите, желание ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, тяга к саморазвитию, готовность много и эффективно работать, а также такие качества, как усидчивость, обучаемость, выносливость, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, активная жизненная позиция (рис. 5).
Выпускникам было предложено выделить трудности, с которыми пришлось столкнуться при обучении в аспирантуре. Среди основных были названы сбор и систематизация эмпирических данных (45%).
Организация защиты диссертационного исследования показалась трудной
для 26,7% опрошенных, осуществление предзащиты диссертации вызвало сложности у 10%. Помимо перечисленных трудностей 36,7% опрошенных выделили и другие, например, практическое воплощение теоретических наработок, подготовка автореферата, маленькие стипендии (рис. 6).
Обучение в аспирантуре предполагает не только приобретение новых знаний и умений, но способствует также всестороннему развитию личности обучающегося, помогает формированию деловых и личностных качеств, необходимых в дальнейшей жизни.
Так, результаты опроса показали, что в среднем 55% выпускников в процессе обучения в аспирантуре приобрели навыки планирования, проведения исследования, самоорганизации. Умение искать альтернативные подходы к решению проблем отметили 43,3% выпускников, а умение достигать поставленные цели приобрели 36,7% опрошенных.
Такие варианты ответов, как умение использовать творческий подход к работе и рационально мыслить, назвали 31,7 и 28,3% опрошенных соответственно (рис. 7). Среди других вариантов выпускники отметили, что они приобрели полезные контакты в научной среде, научились работать с информацией, получили опыт публичных выступлений.
%
80 и
70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -
70
46,7
Навыки Высокий
написания уровень
исследователь- академической
ских работ подготовки
30
30
Эрудиция
Контакты в научном сообществе
Опыт презентации результатов исследований
8,3
■ 1
40
Навыки написания конкурсных заявок, заявок на гранты
Знание иностранных языков
Другое
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, что необходимо аспиранту для успешного обучения в аспирантуре?» (в %)
%
50 и 40 -30 -20 -10 -
45
36,7
31,7
26,7
10
8,3
П I I
п I ■
36,7
3,3
ю % =3"
и 1 га
^ I
О ^
X о ш
О X
о/ о
о т
- &
та о
та >2 ¡1 5 Ц
о ^ а. ^
га ^ т =
га ^ т =
..
О =
с! и ^
3 ¡5 2
^ I
1 2
о/ ^
5 <
I со х
ч г
си
и 2 <и га
1 1=
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос «С какими трудностями Вам пришлось столкнуться при обучении в аспирантуре?» (в %)
Навыки планирования и проведения исследования
Навыки самоорганизации
Умение искать альтернативные подходы к решению
проблемы
Умение достигать поставленных задач
Умение использовать творческий подход к работе
Умение рационально мыслить
Другое
56,7
55
43,3
36,7
31,7
28,3
13,3
0 10 20 30 40 50 60
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос «Что Вам дало обучение в аспирантуре?» (в %)
В процессе обучения аспиранты ИСЭРТ РАН овладевают разнообразными умениями, которые применимы не только в научной деятельности, но и позволяют быть успешными в будущей профессиональной жизни.
Защита диссертации в целом положительно отразилась на последующем жизненном пути выпускников аспирантуры ИСЭРТ РАН. Карьерный рост
после защиты диссертации отметили 33,3% выпускников, повышение социального статуса - 15% закончивших аспирантуру (рис. 8).
Успех аспиранта в научной деятельности определяется получением учёной степени, наличием научных публикаций, в том числе в журналах ВАК и внедрением результатов исследования. Закончив аспирантуру и защитив дис-
5
5
0
%
50 т
40 -30 -20 -10 -0
33,3
28,3
18,3
16,7 15 _
8,3
I I
г
3 ?
^ та ■= §
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос «Что Вам дала защита диссертации?» (в %)
сертацию, молодой учёный стремится найти признание в научном мире и утвердить свою научную позицию посредством написания докторской диссертации.
Так, из числа всех опрошенных выпускников желание заниматься написанием докторской диссертации и продолжить свою научную деятельностью проявили 35%, остальные затруднились ответить на данный вопрос или ответили отрицательно.
Таким образом, результаты опроса выпускников свидетельствуют о продуктивной работе аспирантуры ИСЭРТ РАН. В целом система обучения аспирантов в Институте получила оценку в 7,3 балла по 10-балльной шкале.
Ведущим мотивом поступления в аспирантуру является интерес к научной деятельности. Причинами выбора места обучения (аспирантуры ИСЭРТ РАН), стала возможность обучения на бюджетной основе, а также авторитет и статус Института как единственного в регионе учреждения Российской академии наук.
Для успешного обучения в аспирантуре, по мнению выпускников, в первую
очередь, необходимы навыки написания исследовательских работ и высокий уровень подготовки в вузе. В процессе обучения выпускники приобрели навыки планирования и проведения исследования, а также навыки самоорганизации. Среди трудностей, с которыми пришлось столкнуться при обучении в аспирантуре, были выделены сбор и систематизация эмпирических данных. Обучение в аспирантуре и защита диссертации положительно повлияли на карьеру и дальнейшую жизнь выпускников.
В целом в ИСЭРТ РАН созданы условия для формирования высококвалифицированных кадров. Среди основных задач по совершенствованию процесса подготовки научных кадров в Институте можно выделить следующие: увеличение количества защищённых диссертационных работ в период обучения посредством текущего контроля выполнения индивидуального плана аспиранта, увеличение количества учебных занятий и, тем самым, усиление образовательного компонента в подготовке аспирантов, диагностика и развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности и работе по профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бедный, Б.И. Оценка эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре: электронное учебно-методическое пособие [Текст] / Б.И Бедный, Т.В. Серова. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. - 136 с.
2. Егорихина, С.Ю. Подготовка научных кадров для экономики региона (из опыта аспирантуры ИСЭРТ РАН) [Текст] / С.Ю. Егорихина, Н.Н. Подволоцкая // Проблемы развития территории. - 2012. - № 4. - С. 123-132.
3. Ильин, В.А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития [Текст] /
B.А. Ильин, К.А. Гулин, Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3. - С. 14-25.
4. Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1 (13). -
C. 90-100.
5. Музычук, В. Кадры для инновационного прорыва: быть или не быть [Текст] / В. Музычук, Е. Федорова // Федерализм. - 2011. - № 4. - С. 31-44.
6. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
7. Петров, В.Ю. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации [Текст] / В.Ю. Петров, В.Ю. Столбов, М.Б. Гитман // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. -С. 13-19.
8. Фундаментальная наука России: состояние и перспективы развития [Текст]: доклад / В.В. Иванов, А.А. Макоско, Л.Э. Миндели и др. - М.: Российская академия наук, 2009. - 83 с.
9. Шафранов-Куцев, Г.Ф. Исследовательский потенциал и социальное самочувствие аспирантов [Текст] / Г.Ф. Шафранов-Куцев, Г.З. Ефимова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 8. - С. 68-79.