Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

щает ультрафиолетовые лучи, преобразуя их в тепловую энергию. Кроме того, масло оказывает антиоксидантный эффект.

При апробации крема на добровольцах аллергических реакций на использование крема не выявлено. Эритема на участках смазанных вазелином появлялась на 22 минуте, а на участках смазанных солнцезащитным кремом-пастой на 50 минуте. Толщина кожной складки оказалась на 56% меньше чем на участках сравнения.

литература

1. Белов Г. В., Капаров М. М., Султанова А. К. Водолечение и климатолечение вИссык-Кульском курортном регионе //Материалы 69 Конгресса Всемирной федерации климатолечения и водолечения. Андорра. 2006. С. 16-17.

2. Гамаюнов Б. Н. Солнечные ожоги - причины, профилактика и способы лечения // Фарматека. 2013. № 10 (263). С. 63-65.

сведения об авторах:

мэри ырысбаевна жолдубаева - к. м. н.,

доцент кафедры внутренних болезней Кыргызско-Российского Славянского университета;

Георгий васильевич Белов - д. м. н., профессор Кыргызско-Российского Славянского университета, Кыргызского государственного медицинского института переподготовки и повышения квалификации;

Эльмира муратовна иманкулова - соискатель;

Елена тян - студентка КРСУ; Mадина Алиева - студентка КРСУ.

подготовка населения к стрессовым ситуациям в экстремальных экологических условиях

Михайлов А. В.

АлтГТУ им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия.

Калкты экстремалдык экологиялык шартта стресс жагдайына карата даярдоо

А. В. Михайлов

Проведенные в Росгидромете исследования показывают, что в настоящее время климатические условия на территории России существенно меняются, и тенденции этих изменений в ближайшие 5-10 лет сохранятся. Эти выводы подтверждаются результатами исследований других российских ученых, в частности Российской академии наук, и исследованиями большинства зарубежных специалистов. Прогноз изменения климата показывает, что на территории России к 2010-2015 гг. произойдет рост среднегодовой температуры приземного воздуха на 0,6±0,2°С по сравнению с 2000г. К 2015 г. на большей части территории России ожидается дальнейшее повышение температуры воздуха зимой примерно на 1°С с определенными вариациями в различных регионах страны. Летом, в целом, ожидаемое потепление будет слабее, чем зимой. В среднем оно составит 0,4°С.

Очевидно, что такие изменения температуры являются следствием глобального потепления, которое сопровождается масштабными стихийными бедствиями.

Под стихийными бедствиями понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Стихийные бедствия могут быть геофизического или метеорологического происхождения. В некоторых случаях они возникают по вине человека, в результате его производственной или иной де-

ятельности без учета сложившегося экологического равновесия в природе.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

Природные катаклизмы наносят огромный экономический ущерб многим странам, но самым трагическим последствием их проявлений являются многочисленные человеческие жертвы. По данным исследований К. Я. Кондратьева (2005), к наибольшему числу жертв в мире приводят торнадо, тайфуны (ураганы) и шторма - 64%. Второе место, по числу погибших, занимают землетрясения (17%). Затем, следуют наводнения (15%), грозы (2%), цунами (1%) и извержения вулканов (1%).

При стихийных бедствиях любой, неподготовленный человек испытывает серьезный стресс, особенно, если эти события привели к потере близких, ранению и т. д. Стресс (данный термин переводится с английского как «давление, напряжение») - это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). При стихийных бедствиях стрессоры могут быть физиологическими (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т. п.) и на психологические (опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.).

(PREPARING population For THE sTREssFuL situations IN ExTREME ENvIRoNMENTAL conditions

В динамике состояния подвергшихся воздействию стихийного бедствия лиц можно выделить четыре последовательные стадии.

1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч. Характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающиеся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. При этом отмечается увеличение работоспособности в 1, 5 -2 раза и более.

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для большинства пострадавших наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется наиболее существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко - иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти. В этой фазе люди испытывают тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой,

вплоть до создания аварийных ситуаций.

3. «Стадия разрешения» - 3 -12 суток после стихийного бедствия. Сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией.

4. «Стадия восстановления». Начинается примерно с 12-го дня после стихийного бедствия и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, нормализуется эмоциональная окраска речи и мимических реакций, люди начинают шутить, что вызывает эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются сновидения.

Учитывая результаты исследований по изменению климата, и основываясь на знаниях о психоэмоциональном и физическом состоянии людей, сталкивающихся с природными катаклизмами, необходимо, во-первых, внедрять специальную систему психологической подготовки детей в школе, служащих организаций и рабочий предприятий. Особенно в тех районах, где стихийные бедствия наиболее вероятны. Именно от того, как поведут себя люди во время землетрясения, наводнения, цунами и т. д. и в первые часы после этого, зависит жизнь их самих и судьба окружающих. В противном случае нечего надеяться на то, что пребывающий в стрессовом состоянии индивид будет действовать рационально, энергично, быстро и настойчиво.

Во-вторых, население должно обладать необходимыми знаниями. Для этого в рамках дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Экология» необходимо уделять данным вопросам больше внимания. Однако на сегодняшний день наблюдается общая тенденция к сокращению часов, выделяемых на данные дисциплины.

PREPARING POPULATION FOR THE STRESSFUL SITUATIONS IN EXTREME ENVIRONMENTAL CONDITIONS.

A. V. Mikhailov

Russia, Barnaul, Altai state Technical university named after 1.1. Polzunov.

The studies conducted in Russian Hydrometeorological Center show that at present climatic conditions in Russia are significantly changing and the tendency of these changes will remain in the next 5 -10 years. The tendency is also supported by the results of the other Russian scientists (in particular of the Russian Science Academy) and many foreign experts research. The forecast of the climate changing shows that the average surface air temperature will

increase by 0,6+/- 0,2 degrees by 2010-2015 in Russia as compared with the year 2000. By 2015 the further increase in winter air temperature by 1 degree is expected in most parts of Russia. It can vary in different regions of the country. While in summer the expected warming will be weaker than in winter. It's on average going to be 0,4 degrees.

It's obvious that such changes are considered as a consequence of the global warming which is the

reason for the great natural disasters.

The disasters are meant to be the destructive natural phenomena resulted in threat to the life and health of people, destruction and distortion of property and elements of environment.

The disasters can be of geophysical or meteorological origin. Sometimes they occur because of human factor as a result of industrial or any other activity without taking into account the ecological balance in nature.

Typical natural disasters are earthquakes, floods, mudslides, landslides, snowdrifts, volcanoes and droughts. Such disasters as fires especially forest and peat ones are also classified as typical.

Natural disasters cause the enormous economic damage to many countries but the most dreadful is numerous casualties. According to Kondrat'ev's studies (2005) the greatest percentage of casualties is caused by tornadoes, hurricanes and storms - 64%. The second place in the number of victims goes to earthquakes - 17% then followed by floods with 15% of victims, storms - 2%, tsunami - 1%, volcanic eruptions - 1%.

When disaster any untrained people are experiencing severe stress especially if they have lost their relatives, if they are injured and so on. Stress as a term is used to describe a wide range of human states and actions that occur in response to a variety of the extreme conditions (so-called stressors). Disaster stressors may be physiological (such as pain, hunger, thirst, excessive exercise, high or low temperatures, etc.) and psychological (risk, threat, deception, resentment, information overload, etc.).

The states of people affected by the disaster can be divided into four sequential stages:

1. Acute emotional shock develops after the state of torpor and lasts for 3-5 hours. It's usually characterized by a common mental stress, limiting of mobilization of the psycho-physiological capacities, escalation of perception and the increase of speed of mental processes, temerity (especially when rescue close people) while reducing the objective assessment of the situation but maintaining the ability for appropriate actions. The emotional state at this period is despair accompanied with dizziness and headaches, palpitations, dry mouth, thirst and difficulty in breathing. The increase of efficiency in 1,5-2 times or even more should be noted here.

2. Psycho-physiological demobilization which usually lasts for three days. For the majority of victims this period is connected with the first contact with those who are injured or dead bodies, with the realization of the whole depth of the tragedy ("stress awareness").

It's characterized by a greater deterioration of health and psycho-emotional state dominated by feelings of confusion, panic reactions (often of an irrational orientation), decrease of moral norms of behavior and levels of activity efficiency and motivation, depressive state and some changes in attention and memory. All this is accompanied by nausea, heaviness in head, gastrointestinal discomfort, reducing or even absence of appetite. Also this period can be followed by the refusal to perform rescue and "clearance" work (related to the removal of dead bodies), the significant increase in number of wrong actions in transport and special equipment management which may cause in its turn the emergency situations.

3. The stage of resolution is from 3 up to 12 days after the disaster happened. Low emotional background, limited contact with other people, hypomimia (the state when a face is as a mask), reduced speech intonation and slow movements still remain. By the end of this period people may get an anxiety wish "to speak out' but usually with those who haven't witnessed the disaster.

4. The stage of recovery usually starts 12 days after the disaster happened and is most clearly manifested in behavioral responses: interpersonal communication, emotional coloring of speech and facial reactions, people begin to joke and see dreams.

So, taking into account the results of climatic change research and knowledge about psycho-emotional and physical state of people exposed to natural disasters it is necessary, at first, to introduce a special system of psychological training of schoolchildren, office and enterprise workers. Special attention should be paid to the areas with the high tendency to natural disasters. Much depends on people's behavior during the earthquakes, floods, tsunamis and at first hours after that. There is little hope that staying in the stressful condition any individual will react rationally, effectively, quickly and persistently.

Secondly, people should get the necessary knowledge. That's why such disciplines as "Fundamentals of Life Safety", "Life Safety" and "Ecology" should be studied more thoroughly. However, there is a tendency to cut the amount of time allocated to these subjects in curriculum of schools and higher institutions.

сведения об авторах:

михайлов Алексей васильевич - Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.