Научная статья на тему 'Подготовка менеджеров с учетом реального сектора экономики'

Подготовка менеджеров с учетом реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / ЛИЧНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ПОДГОТОВКА / МАСТЕРСТВО / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / MANAGEMENT / PROFESSIONALISM / EFFECTIVE MANAGER / PERSONALITY / SKILLS / INNOVATION / TRAINING / QUALITY OF INSTRUCTION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нитяго Ирина Васильевна

В статье рассмотрены проблемы и перспективы подготовки менеджеров с учетом влияния инноваций на реальный сектор экономики. Выделены приоритетные направления требований к подготовке менеджеров. Представлены сценарии подготовки современных менеджеров под влиянием инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MANAGERS TAKING INTO ACCOUNT REAL SECTOR OF ECONOMY

The problems and prospects of training managers for the effects of innovation on the real economy. Priority directions of the requirements for the training of managers. Presents scenarios of modern management training under the influence of innovation.

Текст научной работы на тему «Подготовка менеджеров с учетом реального сектора экономики»

УДК 338.23

ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ С УЧЕТОМ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Ирина Васильевна Нитяго

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: Viktorija.68@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы и перспективы подготовки менеджеров с учетом влияния инноваций на реальный сектор экономики. Выделены приоритетные направления требований к подготовке менеджеров. Представлены сценарии подготовки современных менеджеров под влиянием инноваций.

Ключевые слова: управление, профессионализм, эффективный менеджер, личность, квалификация, инновация, подготовка, мастерство, качество обучения, студенты.

TRAINING OF MANAGERS TAKING

INTO ACCOUNT REAL SECTOR OF ECONOMY

Irina V. Nityago

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., an assistant professor of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: Viktorija.68@mail.ru

The problems and prospects of training managers for the effects of innovation on the real economy. Priority directions of the requirements for the training of managers. Presents scenarios of modern management training under the influence of innovation.

Key words: management, professionalism, effective manager, personality, skills, innovation, training, skills, quality of instruction, students.

В истории человечества отмечается все ускоряющееся значение профессионализма и преуспевания людей, обладающих его высоким уровнем. Сегодня профессиональная карьера, материальное благополучие, радость жизни и самоутверждения в ней напрямую зависят от уровня профессионализма менеджера.

В мире признано, что эффективный менеджер является ключевой фигурой экономического роста. Сравнительными исследованиями экономик развитых стран установлена связь состояния экономики, темпов и характера ее развития от уровня подготовленности основной массы менеджеров.

Процесс развития менеджмента в наши дни привел к повышению требований ко всем сторонам личности менеджера, а не только к отдельным его качествам. Распространенным типом новых менеджеров становятся «мобильные» исполнители или «обычные» предприниматели, создающие новый бизнес. Более удачна модель специалиста, умеющего делать выводы и способного поднять на ноги гибнущую компанию. Эффективный менеджмент включает способность общаться, быть доступным, поощрять и воспринимать поток идей, демонстрировать гибкость в поведении».

Результаты широкомасштабных исследований, проведенных в последние годы за рубежом, показывают, что менеджеры XXI в. должны обладать:

- хорошей подготовкой по вопросам стратегического планирования;

- восприимчивостью к изменениям и управлению ими;

- умением системно управлять качеством;

- мастерством речевого общения;

- подготовленностью к курированию и наставничеству;

- умением правильно делегировать ответственность.

В настоящее время в России создано много образовательных и повышающих квалификацию менеджеров государственных и частных заведений. Но качество даваемой ими подготовки часто характеризуется недостатками, среди которых:

- недостаточная ориентация на новые требования к менеджерам;

- завышенное увлечение теорией и практикой общего управления;

- недостаточность экономической подготовки;

- отсутствие специальной подготовки менеджеров к работе в определенном сегменте рынка;

- неудовлетворительность подготовки менеджеров по вопросам психологии;

- недооценка подготовки менеджеров по вопросам педагогики управления и менеджмента.

Устранение этих пробелов, характеризующих отставание подготовки наших менеджеров от требований времени и насущных проблем современной России, определяет и основные направления ее совершенствования в образовательных учреждениях.

Возможности непрерывного саморазвития менеджера ныне обязательно должны связываться с появлением Интернета. Это революционизирующая жизнь человечества и отдельных людей мировая информационная паутина, возникшая в начале 90-х годов, позволила индивидуальным предпринимателям и менеджерам работать по всему миру, занимаясь электронной коммерцией и получением новейших знаний. Сейчас есть все возможности для создания специальных электронных программ дистанционного повышения квалификации менеджеров.

Опросы белее тысячи менеджеров и управленцев, а также изучение материалов о жизни выдающихся зарубежных управляющих и предпринимателей показывают, что в жизненном профессиональном развитии менеджер может пройти семь этапов:

1) введение в профессию;

2) включение в профессию;

3) профессионального мастерства;

4) профессиональной гибкости и творчества;

5) профессиональной мудрости;

6) профессиональной стабильности;

7) профессионального спада.

Возрастные сроки прохождения этапов очень индивидуальны, и их индивидуальность повышается при переходе к более высоким этапам.

Характеристика профессионализма менеджера, нашедшая отражение в его психологическом портрете и вытекающая из профессиографических требований к ней, выдвигает задачу построения образовательного процесса в соответствии с ними, а не ограничивается формированием знаний и даже навыков и умений.

Успешное решение задачи профессионального формирования менеджера требует:

- принятия цели образовательным учреждением в качестве основополагающей;

- организации деятельности научно-педагогического и иного постоянного состава по всестороннему формированию студентов как менеджеров - профессионалов-личностей;

- организации работы студентов по самоформированию себя как профессионала-личности;

- создания в образовательном учреждении благоприятного социально-психологического климата и условий, способствующих

- должному профессиональному становлению личности будущих менеджеров и;

- организации текущего и рубежного контроля за ходом и результатами профессионального становления личности выпускников как менеджеров.

Обучение в профессиональном образовательном учреждении - первая профессиональная проба человека. Какие качества и особенности он обнаруживает в ходе учебы, какие профессиональные черты от курса к курсу он приобретает, такие же он будет, скорее всего, проявлять и в менеджменте.

Потенциал профессионально-личностного становления студентов в образовательном учреждении велик, и его основу составляет:

- сам образовательный процесс;

- влияние личности преподавателей на личность студентов;

- влияние учения студентов, его организация в вузе;

- влияние всей социально-психологической, деловой, нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

Есть три основных направления улучшения процесса профессионально-личностного становления студентов - будущих менеджеров:

1) расширенное включение в систему аудиторных занятий форм, методов и технологий, обучающих практически выполнять все менеджерские функции и действия в различных рыночных условиях;

2) включение в жизнь образовательного учреждения внеаудиторных форм практической работы, развивающих у студентов рыночное и менеджерское мышление и другие рыночные качества, навыки и умения;

3) расширение личностно-формирующего пространства вуза путем организации непрерывной производственной практики.

В зарубежных образовательных учреждениях проводится специальная практическая подготовка к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики и развитие качеств, нужных для этого.

Комплекс качеств, развиваемых у студентов для подготовки их к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики (по опыту разных стран):

1) способность к самостоятельному анализу экономических реалий •

2) осознание возможностей своей личной карьеры;

3) знание домашней экономики;

4) умение дорожить рабочим местом, понимание, что оно не гарантировано пожизненно;

5) привычка к добыванию средств для удовлетворения своих потребностей с ранних лет;

6) современное экономическое мышление, умение вести экономические расчеты в пределах своей деятельности и личной жизни;

7) любознательность, умение добывать знания, приобретать навыки при доучивании и переучивании;

8) качества личности: честность, совестливость, порядочность, предприимчивость, деловитость, инициативность, ответственность, профессиональная гибкость;

9) способность работать в группе, навыки делового общения;

10) навыки общения в торговле, промышленности, бизнесе, коммерции;

11) благожелательность, как основа успеха во взаимоотношениях, вежливость, искренность, внимательность, расторопность;

12) умение оценивать статистические данные в прессе, разбираться в экономических таблицах и графиках;

13) способность анализировать, обобщать, идентифицировать, применять знания в изменяющихся условиях.

На всех занятиях ставится задача развивать общие деловые умения:

- определять для себя реальные цели, рассчитывать путь движения к тем, которые не достижимы разовым усилием;

- анализировать ситуации и возникшие проблемы;

- выдвигать профессионально и научно обоснованные версии о происхождении проблемы и способах ее решения;

- предвидеть трудности решения проблемы;

- намечать пути и способы решения проблемы и сопоставлять их со своими возможностями (опытом, подготовкой, качествами, способностями, имеющимися средствами, наличным временем и др.);

- принимать решения, выбирая обоснованно одно из ряда возможных, рассчитывать этапы и методы выполнения, средства обеспечения, непосредственные результаты, возможные побочные и отдаленные последствия;

- самокритично оценивать правильность выбранного решения и расчета его выполнения;

- контролировать ход выполнения решения, оценивать достигаемые промежуточные результаты и успешность движения к нужному и конечному.

- В преподавании всех дисциплин стремиться придавать важное значение развитию коммуникативных способностей, а также умений общения:

- оценивать собеседника, предвидеть его намерения, отдавать себе отчет о занятой им позиции в разговоре и применяемых приемах;

- быстро, легко и по-деловому включаться в общение и переходить к сути разговора;

- понимать главное и второстепенное в разговоре, отделять словесную шелуху от важных высказываний;

- слушать и проникать в смысл того, что порой неявно выражено в словах;

- ясно выражать, интерпретировать, анализировать и резюмировать высказанные и выслушанные мысли;

- аргументированно защищать свою позицию и опровергать неприемлемые для решения служебных задач предложения других и т. п.

Помимо обучения и научных исследований у зарубежных образовательных учреждений части стран имеется функция обслуживания общества. В такой работе принимает участие не только профессорско-преподавательский состав, но и студенты. Она ведется на безвозмездной и платной основе, а для населения либо бесплатно, либо за символическую цену.

Овладение профессией в условиях образовательного учреждения - важный этап профессионального самоопределения - глубокого изучения избранной профессии, первой профессиональной пробы себя, укрепления убеждения в том, что профессия для жизни избрана правильно; это и проверка своей личностной зрелости, проявления взрослости и дальнейшего личностного роста. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть. Каждый становится профессионалом настолько, насколько он сам творил себя профессионалом. Учеба в профессиональном учреждении - это то самое время и место, чтобы сотворить себя как профессионала. Нужно отчетливое понимание этого студентом и сильная мотивация профессионального самоформирования, всемерное усиление ее, намеренное, сознательное и постоянное «пробуждение внутренних источников саморазвития».

Федеральные законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве субъектов образования, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Без таких качеств никто не может быть успешным менеджером.

Это значит, что каждому студенту следует самостоятельно постоянно и по разным поводам напоминать самому себе о важности самореализации себя в жизни на основе образования, профессионализма, раскрытия и умножения своих достоинств при овладении профессией, о долге, совести и ответственности перед собой, родителями, будущей семьей, Россией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) - «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 № 639.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) - «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 № 544.

3. Баранов И.Н. Стандарты третьего поколения и конкуренция на рынке бизнес-образования // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. - 2010. - Вып.1. - С. 166-183.

4. Г. Ван Гинкель. Университет XXI в.: задачи, проблемы, возможности и менеджмент // ВВШ «Alma mater». 2008. №1. - С.41-49.

5. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

6. Преображенский Б.Г. Система подготовки менеджеров для государственной службы: концепция развития // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 5 -С. 114-117

7. Стрекалова Н.Д. Профессиональная подготовка менеджеров в области бизнес-планирования // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. - 2007. - Вып. 4. - С. 183-198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Стрекалова Н.Д. Подготовка и защита магистерской диссертации: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

9. Эффективная Россия: производительность как фундамент роста // Российский журнал менеджмента. - 2009. - Т. 7. - № 4. - С. 109-168.

10. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии - платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). -С.126-135.

11. Маркеев А. И. О правах на объекты интеллектуальной собственности, подлежащих охране и защите в России // Вестник СГГА. - 2006. - Вып. 11. - С. 228-232.

© И. В. Нитяго, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.