Научная статья на тему 'Подготовка менеджеров и экскурсоводов в рамках учебного курса «Музейный туризм»'

Подготовка менеджеров и экскурсоводов в рамках учебного курса «Музейный туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MUSEUM TOURISM / MUSEUM COMMUNICATION / SPECIAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романчук Алла Валентиновна

Статья посвящена проблемам изменения присущих музеям функций и связанных с этими изменениями особенностям подготовки студентов в рамках учебного курса «Музейный туризм», читаемого на кафедре Музеологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Автор считает основным направлением развития современных музеев направление, связанное с коммуникацией, и анализирует некоторые примеры специальных программ, разработанных студентами в рамках подготовки по данному курсу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романчук Алла Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of managers and guides to the course in museum tourism

The article is devoted to problems of the modification museums functions and training of skilled personnel for museum tourism to the Chair of Museology of Saint-Petersburg State. The author believes that main trend of museums is connected to communication and analyzes some examples of teaching (special programs) to prove the conclusion.

Текст научной работы на тему «Подготовка менеджеров и экскурсоводов в рамках учебного курса «Музейный туризм»»

А. В. Романчук

ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ И ЭКСКУРСОВОДОВ В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ»

Известный английский музеолог А. Хупер-Гринхилл в 90-е гг. XX в. справедливо утверждала: «Изучение истории музеев показывает, что в процессе своего развития они всегда подвержены различным изменениям. Их идентичность и само их определение во многом зависят от того социального, политического, экономического или технологического контекста, который они представляют»1. Понятие «коммуникации» в последнее время занимает все более и более важное место в формулировании целей и задач современных музеев2. Один из аспектов коммуникации связан с теми услугами, которые музей может оказывать посетителям, чтобы способствовать физической, эмоциональной и интеллектуальной доступности своих собраний для аудитории. Широта спектра вспомогательных услуг, которые

« 3

может предложить музей, оказывается важной для достижения им успеха .

За рубежом значительным подспорьем музеям в деле переосмысления их функций являются специальные этические и профессиональные кодексы4. Раньше кодексы делали основной упор на технологии повседневной работы музея, но не на оказываемых музеем услугах. На протяжении XX в. центр тяжести в этой области сместился с организации и структуры услуг на содержание. Исследованию данной проблематики посвятил ряд работ П. ван Менш, аналогичные вопросы были рассмотрены в статьях греческих музеологов Е. М. Цилаги, К. Дермицаки, А Доксанаки, П. Ф. Зуниса, М. Линардакиса и др.5

Работа музейщиков включает в себя и проблемы профильных дисциплин и, собственно, музеологические навыки. Будучи лишенными сознательного и правильного менеджмента, они с неизбежностью исключают друг друга и результатом своим имеют лишь частично выполненную работу. В прошлом музеи целиком и полностью строились исключительно на базе профильных дисциплин, таких как история, искусствоведение, естествознание и т.д. С 1960-х гг. начинает уделяться внимание и собственно музеологическим функциям, недавно появившимся музейным профессиям. По мнению П. ван Менша, это ведет к рационализа-

1 Hooper-Greenhill E. Museums and the Shaping of Knowledge. London, 1992. P. 1.

2 Museum, Media, Message. Ed. by E. Hooper-Greenhil. London, 1995.

3 Ambrose T. Museums Basics. London, 1993. P. 56.

4 Mensch P. van. Ethics and Museology:

http://www.otherspace.co.uk/students/simoncaslaw/thesis/standards/PVMethicsPhD.htm (ссылка последний раз проверялась - 29.04.09 г.)

5 Цилага Е. М., Дермицаки К., Доксанаки А., Зунис П. Ф., Линардакис М. О некоторых аспектах организации региональных музеев в Греции // Музеология - музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания. Материалы международной научной конференции. СПб., 2009. С. 118-119.

ции музейной работы и еще большему усилению роли менеджмента6. На практике такая рационализация в последнее время охватила и крупнейшие музеи Санкт-Петербурга. К примеру, в Г осударственном Эрмитаже в начале 2009 г. произошло изменение не только в системе оплаты труда, что соответствовало исполнению положения об учреждениях культуры и искусства, подведомственных Министерству культуры РФ, от 28.08.2008, № 64, но и изменение в кадровой политике, системе управления. Сотрудники, которые в течение нескольких десятилетий выполняли функции, соответствующие должностным инструкциям научных сотрудников, перешли в статусы менеджеров, экскурсоводов различных категорий, администраторов, начальников секторов и т.д.

Деятельность сотрудников туристических фирм (менеджеров, гидов, экскурсоводов) в настоящее время тесным образом связана с деятельностью музеев и требует профессиональной подготовки. В этом смысле особую роль играют учебные курсы лекций, семинаров, практические занятия в музеях, входящие в образовательные программы кафедр музееведения и экскурсоведения, музеологии, музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербурга. Пять лет назад в Санкт-Петербургском государственном университете (далее -СПбГУ) на историческом факультете была организована кафедра Музеологии, готовящая специалистов в области организации экскурсионно-туристической деятельности и экспертизы антиквариата и музейных ценностей. В лекционном курсе «Музейный туризм» для студентов II курса специализации «Организация экскурсионно-туристической деятельности», рассчитанном на 34 учебных часа, рассматриваются соотношение понятий культурный и музейный туризм, основные проблемы музейного туризма, факторы, обеспечивающие привлекательность музеев в туризме, роль специальных туристских программ в музеях.

Туризм, интерпретируемый в наше время как индустрия, вынужден обращаться к междисциплинарному знанию, использующему парадигмы исторической, социологической, психологической и других наук и имеющему выходы в философское осмысление явлений. Поэтому использование образовательного и научного потенциала классического университета для подготовки специалистов в прикладных областях (в нашем случае - в музейном туризме) играет немаловажную роль.

Аналитические и мониторинговые исследования, тренинги по составлению специальных программ и изучению аудитории музеев на студенческих занятиях кафедры Музеоло-гии СПбГУ дают возможность сочетать особенно важные характеристики успешных культурных туристических программ: внимание к разнообразным запросам публики и творческий подход. Как показывает опыт, разработка специальных программ, являющихся итогом (зачетом) изучения курса «Музейного туризма» у студентов кафедры, ни с чем несравнимое творчество и удовольствие для них.

Решение вопроса о включении музея в маршруты культурного туризма, степень востребованности музея туристической сферой стали зависеть от его качества. Активная посещаемость музея - сегодня в большей степени показатель не художественной культуры, а туристического бизнеса. Музей предлагает: а) экспозиции и выставки; б) экскурсии и лек-

6 Mensch P. van. Museology and management: enemies or friends? Current tendencies in theoretical museology and museum management in Europe // Museum management in the 21st century. Ed. by E. Mizushima. Tokyo, 2004.

ции; в) специальные программы; г) услуги, ассортимент которых определяется возможностями его коллектива и инфраструктуры; д) авторские права на воспроизведение предметов, входящих в его собрание; е) сувениры - качественные и неслучайные, снабженные фирменной маркой музея, или сертификатом, удостоверяющим точность их воспроизведения; ж) книги, каталоги, буклеты и другую полиграфическую продукцию, видеофильмы, слайды, CD-ROM и прочие издания, использующие современные информационные технологии. Таким образом, музей может предложить туристу множество продуктов - материальных и нематериальных, созданию которых предшествует большая и кропотливая исследовательская работа. Одним из самых востребованных предложений являются эксклюзивные туристские программы. Что такое специальные программы в музейном туризме XXI века? Это -одна из форм комплексной презентации коллекций музея, органично входящая в современную ментальность и включающая эстетический, коммуникативный и фандрейзинговый аспекты. Продвижение подобного туристского продукта в музее требует стройной системы грамотного представления музейной коллекции по ряду параметров. Во-первых, разработка специальных программ для разных возрастных категорий посетителей; во-вторых, подготовка специальных циклов для представителей разных социальных групп; в-третьих, создание программ, предполагающих включение туристов в процесс творческой деятельности внутри музея и на базе его коллекции; в-четвертых, создание синтетических программ с использованием возможностей не только художественной коллекции, но и других видов искусства внутри музея (музыкального сопровождения, концертного исполнения и т.п.); в-пятых, создание комплексных программ с привлечением других музеев, художественных и культурных центров и организаций; в-шестых, создание интернациональных программ для любителей искусства и профессионалов. Теоретические и практические занятия в СПбГУ дают весьма интересные и яркие плоды в этих направлениях. После прослушанного курса по музейному туризму, студенты, готовя свои авторские программы, часто тематически объединяют коллекции нескольких музеев Петербурга, в том числе малых музеев. Несколько отчетных проектов специальных программ студентов II - IV курсов кафедры Музеоло-гии уже заинтересовали представителей ряда туристических фирм, например, координатора проекта «Ринальди хотелс групп» в Петергофе Т. Г. Авдееву.

Осенью 2008 г. в Санкт-Петербурге успешно проводился IV фестиваль детских музейных программ в форме игры-путешествия. В нем задействованы почти все музеи города. Но вот любопытная специальная программа для детей «Знакомство с куклой» (М. Заболоцкая -IV курс), апеллирующая к неиспользованным в петербургском туризме объектам. Туристический проект обеспечивает возможность познакомиться с работами современных масте-ров-кукольников, составить представление о различных направлениях необычного вида декоративно-прикладного искусства: традиционной, театральной, интерьерной, сувенирной кукле; узнать о русских обрядах, традициях, роли куклы в праздниках и повседневной жизни наших предков, технологии изготовления сувенирной куклы. С поставленными задачами автор предполагает справиться во время посещения петербургского Музея кукол, спектакля в Большом театре кукол и в Театре марионеток им. Е. С. Деммени, мастер-класса в демонстрационной мастерской. Кроме того, программа предусматривает собственноручное изготовление кукол.

Рассказ на лекциях о существующих в Эрмитаже, Павловске и других музеях Санкт-Петербурга и пригородов программах для людей с ограниченными физическими возможностями стимулировал рождение студенческого проекта для слепых, получившего название «Петербург прикосновенный» (М. Сорокина - IV курс). В него вошла продолжительная экскурсия по Летнему саду с возможностью «слышать и осязать» знаменитое историческое место петровского времени, посещение Филармонии, служба в соборе Св. Апостола Андрея Первозванного, обед, включающий блюда, любимые Петром I.

Исследования, посвященные одному из новых направлений в музейном туризме - специальным виртуальным программам, также не редкость на отчетных тренингах кафедры. Один из таких опытов - виртуальная программа «Музыкальные забавы императорского двора. Век Екатерины II» (М. Веревкина - V курс). В музее очень много таких вещей, которые непросто показать. Например, действие музыкальных механизмов (работа тех же часов «Павлин» в Эрмитаже), инженерные находки мебели Д. Рентгена. Здесь виртуальные проекты помогают «заглянуть внутрь». В Эрмитаже существует Сектор компьютерных и информационных технологий, который подготовил уже более десяти специализированных дисков. Работа над каждым из этих дисков потребовала не менее полугода (отбор материала в архивах, исследования в библиотеках, консультации хранителей, организация фотосессии, оцифровка). Музейная практика в Эрмитаже оказывает неоценимую помощь в составлении студентами учебных тренинговых программ такого рода.

Некоторые студенты кафедры приехали учиться в Санкт-Петербург из российской глубинки и хотели бы решать проблемы музейного туризма на малой родине, не всегда с широко известной историей и традициями. Одна из представленных ими программ связана с туризмом Сибири. Студентка из Иркутска назвала свой виртуальный проект «Жемчужина Сибири» (Ю. Евстигнеева - V курс). История строительства Кругобайкальской железной дороги, захватывающее дух путешествие по железнодорожным тоннелям, посещение Музея деревянного зодчества «Тальцы», этнографический праздник на реке Ангара и, наконец, созерцание просторов озера Байкал - не может оставить равнодушными ни российских, ни зарубежных туристов. Диски-презентации студенток четвертого курса, представленные на международной конференции «Музеология - музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания», понравились коллегам из Польши и Греции, высказавшим пожелание их приобрести.

В перспективах деятельности кафедры Музеологии организация тренинговых классов по турагентской, туроператорской деятельности, разработка образовательных программ, участие в мероприятиях Ростуризма для продвижения готового продукта на рынке туристических услуг. Однако уже сегодня можно говорить о создании, востребованности и реализации туристских музейных программ студентами кафедры, получившими теоретические знания в лекционном курсе «Музейный туризм» и готовящими себя к экскурсионнотуристической и менеджерской работе в музеях и турфирмах города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.