Научная статья на тему 'Подготовка магистрантов направления «Художественное образование» к самостоятельной научно-исследовательской деятельности'

Подготовка магистрантов направления «Художественное образование» к самостоятельной научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорович Е. Н.

Рассматриваются проблемы подготовки магистрантов направления «художественное образование» к самостоятельной научной работе, и в частности к написанию магистерской диссертации. Анализируется история выполнения научных исследований будущими учителями музыки и изобразительного искусства в советское и постсоветское время, а также сходство проблем, стоящих перед педагогическими вузами и вузами искусств. На этой основе предлагаются методы работы с магистрантами направления «художественное образование», способствующие развитию компетенций, связанных с готовностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорович Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка магистрантов направления «Художественное образование» к самостоятельной научно-исследовательской деятельности»

УДК 378.22 ББК Ч448.027.8

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.01; 13.00.02

Е. Н. Федорович

Екатеринбург

ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественное образование; магистратура; научное исследование; виды мышления; развитие мышления.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы подготовки магистрантов направления «художественное образование» к самостоятельной научной работе, и в частности к написанию магистерской диссертации. Анализируется история выполнения научных исследований будущими учителями музыки и изобразительного искусства в советское и постсоветское время, а также сходство проблем, стоящих перед педагогическими вузами и вузами искусств. На этой основе предлагаются методы работы с магистрантами направления «художественное образование», способствующие развитию компетенций, связанных с готовностью самостоятельно осуществлять научноисследовательскую деятельность.

E. N. Fedorovich

Ekaterinburg

TRAINING «ART EDUCATION» STUDENTS SEEKING MASTER’S DEGREE TO INDEPENDENT SCIENTIFIC RESEARCH WORK

KEY WORDS: artistic education; master’s degree education; scientific research; types of thinking; development of thinking.

ABSTRACT. Problems of training competitors for Master’s degree in «Art Education» for independent scientific research work and completing master’s degree dissertation are discussed. The author analyses the history of music and artistic teacher’s scientific research in the USSR and Russia and compares problems of pedagogic and artistic education in the past and today. The author proposes the methods of Master’s degree students of «Art Education» to develop competences for independent scientific research.

П

одготовка магистров художественного образования практически не имеет традиций в России. Даже если условно считать традицией обучения магистрантов дореволюционный опыт (при известной значительной разнице между дореволюционной магистерской степенью и сегодняшней), то применительно к художественному образованию таковой отсутствует. Подготовка музыкантов, художников, танцоров в досоветской России была выделена из общей системы высшего образования, и магистерская степень в учебных заведениях художественной направленности не присуждалась. Поэтому можно говорить о новых задачах, стоящих сегодня перед высшим педагогическим образованием, призванным осуществлять подготовку магистров художественного образования (программы «Музыкальное образование», «Художественное образование (изобразительное искусство)», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн и компьютерная графика», «Театральное образование» и др.).

Сфера художественного образования в широком смысле (в нее входит, помимо педагогического, также образование по перечисленным направлениям, осуществляемое вузами искусств) в целом оказалась одной из наименее восприимчивых к переходу на многоуровневую систему. Объясняется это многими причинами.

Российское (советское) образование в области подготовки музыкантов, артистов балета, художников отличается признанным во всем мире высоким уровнем, что вызывает обоснованную настороженность руководителей вузов искусств: стоит ли менять то, что приносит отличные результаты, и не станем ли мы, переходя на Болонскую систему, слепо копировать опыт западных коллег, которые признают первенство российского образования в области искусства. Пока многие

консерватории и другие вузы искусств предпочли сохранить специалитет.

Еще одной причиной нежелания вводить многоуровневое образование по Болонской системе является специфика художественного образования, выражающаяся в необходимости ранней профессиональной ориентации обучающихся. Профессиональное (фактически) обучение музыкально-исполнительской деятельности и хореографическому искусству начинается в начальных классах; изобразительному искусству — тогда же или немного позднее. Это не соотносится с идеей бакалавриата о широком профиле направления и последующей специализации. В вузы искусств поступают молодые люди, уже являющиеся профессионалами в своем деле.

Необходимо отметить и то, что процесс профессиональной подготовки в сфере искусства развивает преимущественно художественно-образное мышление. Большая часть занятий по специальным дисциплинам посвящена формированию и развитию практических умений и навыков в сфере искусства. Все это отличает данный вид подготовки от большинства других и во многом препятствует получению магистерской степени, которая присваивается по результатам защиты научного труда — магистерской диссертации.

Программы бакалавриата и магистратуры художественного образования по направлению «Педагогическое образование» во многом отличаются от программ вузов искусств, вследствие чего переход на Болонскую систему на музыкальных и художественных факультетах (институтах) педагогических вузов прошел относительно безболезненно. Однако сохраняется и существенное сходство подготовки в сфере художественного образования педагогических вузов и вузов искусств. Независимо от того, станет музыкант, ху-

© Федорович Е. Н., 2012

дожник, дизайнер, танцор мастером «чистого искусства» или педагогом в этой области, он должен пройти обучение основам данного искусства, которое базируется на общем содержании. Будущие педагоги художественного образования так же или почти так же рано, как и будущие музыканты, художники и танцоры, определяют направление своего профессионального обучения; большая часть специальных дисциплин тоже представляет собой практические занятия преимущественно в индивидуальной форме; в процессе обучения происходит интенсивное развитие художественно-образного мышления.

Рассмотрим, как перечисленные особенности влияют на процесс подготовки магистров художественного образования, и в частности на формирование у них компетенций, связанных с выполнением самостоятельного научного исследования.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)» в числе компетенций, которыми должен обладать выпускник, значатся: «способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3)»; «способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5)»; «готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6)»; «готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7)»

[3. С. 4].

Насколько выпускники бакалавриата, поступившие в магистратуру по программам художественного образования (в магистратуре объединены направления «музыкальное образование» и «художественное образование» с различными профилями, разделенные в бакалавриате), готовы к началу самостоятельного осуществления научного исследования? Для того чтобы составить об этом представление, следует вспомнить историю того, как в советское и первое постсоветское время складывалась научно-исследовательская подготовка студентов — будущих учителей музыки и изобразительного искусства (другие профили художественного образования вошли в систему высшего педагогического образования только в начале 2000-х гг.). Причем мы будем здесь вести речь не о научно-исследовательской работе студентов, к которой привлекались немногие лучшие, а именно о наличии необходимости в самостоятельном научном исследовании, заложенной в содержании образования и отчетности, касавшихся всех.

До конца 1990-х гг. выпускники педагогических вузов — будущие учителя музыки и изобразительного искусства — могли выбирать между возможностью защищать выпускную квалификационную работу или сдавать государственный экзамен по педагогике и методике обучения своему виду деятельности. Как правило, большинство выбирало государственный экзамен, успешно сдать который можно было, используя лишь репродуктивный уровень: знания. Выпускную квалификационную работу представляли только

лучшие. Другие государственные экзамены представляли собой проверку практических умений в области музыкального исполнительства или изобразительного искусства.

В конце 1990-х гг. в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования все выпускники, в том числе педагогических специальностей, связанных с искусством, стали представлять выпускную квалификационную работу. Как следствие этого, общий уровень работ снизился. Только в некоторых из них можно было найти элементы научной новизны. В большинстве случаев происходило обучение лишь структуре научной работы, основам научного языка, правилам работы с литературой, составления и оформления библиографического списка, построения и представления речи на защите. Все это важно, однако самостоятельное научное исследование предполагает прежде всего способность добывать новое знание, а этого чаще всего на уровне выпускных работ не происходило.

После введения многоуровневой системы выпускная квалификационная работа переместилась с пятого курса на четвертый, отчего ее качество еще несколько снизилось. Государственной аттестационной комиссии часто приходится констатировать, что даже при общих высоких результатах — актуальности тематики, четкой структуре, правильно построенному научному аппарату и т. п. — о научной новизне и самостоятельности в осуществлении работы вести речь нельзя (что, однако, допустимо для выпускников бакалавриата).

Затем часть выпускников бакалавриата по направлениям «художественное образование» и «музыкальное образование» — в основном лучших, но, учитывая наличие платной формы, не всегда — поступает в магистратуру. Через два года вузу предстоит выпустить людей со степенью магистра художественного образования, обязывающей ко многому и, как уже отмечалось, предполагающей способность осуществлять самостоятельное научное исследование.

В задачи данной статьи не входит анализ содержания и структуры магистерской диссертации и ее отличия от кандидатской. Отметим только, что отсутствие в стандарте магистратуры прямого требования к наличию научной новизны в магистерских диссертациях не отменяет требования к самостоятельности анализа литературы и способности получения новых выводов. Данная новизна может не быть абсолютной по отношению к уровню развития науки, но она необходима в субъективном смысле как показатель развития научно-творческого мышления у выпускника магистратуры. Кроме того, магистратура служит ступенью подготовки к аспирантуре, а проблема научной новизны в кандидатских диссертациях в последнее время становится все более острой.

Сказанное касается магистратуры вообще. Однако специфика художественного образования, о которой уже шла речь выше, создает, с одной стороны, дополнительные трудности, а с другой — возможности для успешного выполнения магистерской диссертации и подготовки магистров к дальнейшему самостоятельному научному исследованию.

В процессе осуществления художественнотворческой деятельности у человека доминирует

правополушарное мышление (образное, эмоционально-образное, художественно-образное). Ему свойственны: невербальность; обобщение на основе ассоциаций; абстракция отождествления (предметы, родственные в каком-то отношении, чувственно приравниваются друг к другу и рассматриваются как один предмет) [1. С. 166]. В процессе научной работы доминирует левополушарное мышление: вербальное, аналитическое, обладающее способностью изолирующей абстракции. Таким образом, профессиональная подготовка музыканта, художника, танцора, актера до известной степени препятствует формированию качеств мышления, необходимых для осуществления научного исследования. На практике у людей, связанных с искусством, это выражается в следующем: стремлении в устной и письменной речи дать скорее сжатый целостный образ, чем развернутое последовательное описание; ассоциативности, нелогичности и смешении смысловых рядов; эмоциональном стиле высказывания. Следует отметить, что все перечисленные особенности свойственны в гораздо большей степени студентам вузов искусств, чем студентам направления «художественное образование» педагогических вузов. У последних они выражены менее, однако все же присутствуют, причем тем сильнее, чем ярче данный студент одарен художественно.

Все это создает трудности для создания формы (в широком смысле) научного исследования. Однако мы считаем ошибкой распространенное мнение, что такие люди неспособны (или малоспособны) к научно-исследовательской деятельности вообще.

Человек с описанным типом мышления способен на создание богатого ассоциативного ряда, что само по себе представляет новизну, возможность в найденном «чужом» увидеть новое. Эту новизну очень сложно ввести в научные рамки: отделить зерно, имеющее смысл, от ненаучной фантазии; логически упорядочить, структурировать материал. Но в тех случаях, когда это удается, магистранты и аспиранты — музыканты, художники, танцоры, актеры — способны создать работу, в которой проявляется их самостоятельное творческое мышление и содержится подлинная новизна. Иными словами, руководителю магистрантов следует художественно-творческое мышление своих подопечных преобразовывать в научно-творческое. Это сложно, но элемент «творческое» здесь наиболее ценен, а творческая составляющая мышления является существенным признаком профессий, связанных с искусством.

Мы можем предложить следующие методы работы с магистрантами направления «художественное образование», основывающиеся на перечисленных особенностях мышления людей, занятых в сфере искусства.

1. Опора на образное мышление и эмпатию при определении проблемы и темы исследова-

ния. В работе с магистрантами-»художниками» (в широком смысле) рекомендуется предоставить им самостоятельно определить проблему и тему исследования и осуществлять помощь только в ее формулировании. Для такого выбора полезно предложить вызвать в памяти образ своих учеников и педагогического процесса (который магистрант осуществляет при прохождении практики или самостоятельно) и определить, что в данном процессе требует совершенствования, исправления. Высокая степень развития образного мышления и эмпатии, свойственная магистрантам этого направления, обычно позволяет не только найти актуальную проблему исследования, но и заинтересоваться ею.

2. Стимулирование ассоциаций на разных этапах работы и помощь в отделении конструктивных ассоциаций от ненаучных фантазий. Данный метод эффективен для поиска нестандартных решений в магистерской диссертации.

3. Приучение к полному и последовательному описанию изучаемого объекта. Если за этим не следить специально, музыканты и художники склонны дать эмоционально затрагивающий образ («например, так-то...») и завершить фразу словами «.и так далее», не анализируя объект и не описывая его систематизированно.

4. Преодоление чрезмерной конкретности мышления. Музыкантам, художникам и представителям других художественно-творческих профессий бывает трудно на первом этапе работы (к примеру, при выдвижении гипотезы) произвести обобщение; они склонны конкретизировать проблему применительно к образовательному процессу, учащимся и т. п. Здесь следует контролировать то, чтобы гипотеза и другие важнейшие элементы научного аппарата были приложимы к максимально широкому кругу явлений [2. С. 144].

5. Строгий контроль за логикой построения и изложения материала. Увлечение ассоциациями может отвлечь магистранта-»художника» от темы, вследствие чего выводы могут не соответствовать цели и задачам, изложенным во введении; опытная работа — гипотезе; отдельные фразы логически не соотноситься друг с другом и т. п.

6. Стилистическая правка с целью ликвидации излишне эмоционального тона при сохранении «живости» языка; контроль за применением терминов.

Подготовку магистрантов к научно-исследовательской деятельности осуществляют преподаватели (как правило, профессора), являющиеся их научными руководителями или ведущие дисциплины «Современные проблемы науки и образования» и «Методология и методы научного исследования». Применение указанных методов возможно как в процессе руководства магистерской диссертацией, так и при чтении лекций и проведении семинарских занятий по данным дисциплинам.

ЛИТЕРАТУРА

1. МЕДУШЕВСКИЙ В. В. Интонационная форма музыки. М. : Композитор, 1993.

2. НОВИКОВ А. М., НОВИКОВ Д. А. Методология научного исследования М. : Либроком, 2009.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по на-

правлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») : постановление Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. № 25. URL: http://mho.uspu.ru/obrazovatelnaja-dejatelnost/59-magistratura/47-fgos-vpo-magistratura.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.