Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КРЕАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОДГОТОВКА КРЕАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычева Эвелина Владимировна

В условиях цифровой трансформации экономики, информационного технологического способа производства и потребления уже недостаточно применения тех знаний, умений и навыков, которые приобретаются или были приобретены в период обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в средних и высших учебных заведениях. В основных положениях программных и проектных документов по внедрению информационно-коммуникационных технологий подчеркивается актуальность и необходимость перестройки образовательного процесса подготовки специалистов, отвечающим вызовам цифровизации общества. В информационно-технологическом обществе существенным образом меняются ключевые компетенции управленческих кадров по сравнению с индустриальным периодом. В парадигме постиндустриального информационного общества формирование новой концепции образовательного процесса и управление им связано с развитием творческой индивидуальности обучающегося, с эффективным использованием его креативного потенциала. В статье дан анализ системы подготовки профессиональных управленческих кадров в эпоху информатизации. Обозначена актуальность совершенствования образовательного менеджмента в информационном обществе путем перехода от репродуктивного к креативному образованию. Предложена к рассмотрению модель образования креативных управленческих кадров в инновационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычева Эвелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE MANAGEMENT TRAINING IN THE DIGITAL AGE

In the context of the digital transformation of the economy, the information technology mode of production and consumption, the application of the knowledge, skills and skills that are acquired or acquired during the period of education, training and retraining in secondary and higher education institutions is no longer sufficient. The main provisions of the policy and project documents on the introduction of information and communication technologies emphasize the urgency and need to restructure the educational process of training specialists that meet the challenges of digitalization of society. In information technology production and consumption, the key competences of management personnel are significantly changed compared to the industrial period. In the paradigm of the post-industrial information society, the formation and management of a new concept of the educational process is connected with the development of the individuality of the learner, with the effective use of its creative potential. The article analyzes the system of training professional management personnel in the era of informatization. The relevance of improving educational management in the information society by moving from reproductive to creative education is indicated. A model of creative management education in the innovative economy has been proposed for consideration.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КРЕАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

25. Методический прием "кластер" как способ формирования интерпретационной культуры учителя/ Мандрук И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 4 (13). стр. 56-61

26. Машинное обучение в совершенствовании образовательной среды/ Мухамадие-ва К.Б.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 4 (13). стр. 70-77

Solopova Galina Nikolaevna, teacher early. classes (galina_solopova70@mail.ru)

MKOU "Ponyrovskaya secondary school" of the Ponyrovsky district of the Kursk region TRANSFORMATION OF ECOLOGICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL Annotation. The article discusses the experience of a primary school teacher in the local history education of younger schoolchildren. The main priority areas in the work of a teacher are characterized, which changed in accordance with the adoption of new educational standards in the Russian Federation.

Keywords: local history education, primary school, primary school age

ПОДГОТОВКА КРЕАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сычева Эвелина Владимировна, к.э.н., доцент (evelina_sycheva@mail.ru) Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной

службы МЧС России Санкт-Петербург, Россия

В условиях цифровой трансформации экономики, информационного технологического способа производства и потребления уже недостаточно применения тех знаний, умений и навыков, которые приобретаются или были приобретены в период обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в средних и высших учебных заведениях. В основных положениях программных и проектных документов по внедрению информационно-коммуникационных технологий подчеркивается актуальность и необходимость перестройки образовательного процесса подготовки специалистов, отвечающим вызовам цифровизации общества. В информационно-технологическом обществе существенным образом меняются ключевые компетенции управленческих кадров по сравнению с индустриальным периодом. В парадигме постиндустриального информационного общества формирование новой концепции образовательного процесса и управление им связано с развитием творческой индивидуальности обучающегося, с эффективным использованием его креативного потенциала.

В статье дан анализ системы подготовки профессиональных управленческих кадров в эпоху информатизации. Обозначена актуальность совершенствования образовательного менеджмента в информационном обществе путем перехода от репродуктивного к креативному образованию. Предложена к рассмотрению модель образования креативных управленческих кадров в инновационной экономике.

Ключевые слова: образование, информатизация, инновационное развитие общества, управленческие кадры.

Одними из ключевых и наиболее перспективных мер социально-экономического развития являются инновационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ затрагивает все сферы человеческой деятельности и приводит к значительным изменениям не только глобального рынка, современного промышленного производства, экономики, но и сферы образования и развития общества [1]. Страны, способные адаптировать свою образовательную систему к новым потребностям, значительно укрепят свои экономические позиции и тем самым экономическую безопасность, что является всегда актуальным [2].

Это потребует решения проблемы реформирования системы образования и подготовки управленческих кадров.

В условиях цифровой трансформации экономики, информационного технологического способа производства и потребления уже недостаточно применения тех знаний, умений и навыков, которые приобретаются или были приобретены в период обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в средних и высших учебных заведениях.

Ключевые компетенции управленческих кадров в условиях ИКТ

Способность осуществлять поиск необходимой информации, адаптировать ее под

решение конкретных проблем

I_________

----1-----

Умение прогнозировать и

оценивать положительные и отрицательные последствия, рисков решений

I

Способность разрабатывать и возглавлять управление уникальными инновационными проектами на основе сетевых профессиональных, социальных и межкультурных коммуникаций

Рисунок 1 - Ключевые компетенции управленческих кадров в условиях постиндустриального информационного общества

Создание эффективных отечественных ИКТ предполагает наличие главного интеллектуального ресурса - работников нового типа, которые должны обладать триадой качеств: высокий профессионализм, творческое

мышление, обладание высокой культурой, так как реальной опасностью повышения профессионального уровня без воспитания становится их «отрицательная креативность» [3].

В XXI веке главными компетенциями становятся умения и навыки инновационного, креативного мышления. По мере прогресса новых технологий происходит рост творческих функций [4]. Исходя из этого обозначаются важнейшие компетенции управленческих кадров (Рис. 1).

С использованием цифровых технологий появляется возможность широкого применения в работе управленцев различных критериев, регламентов, процедур, а также больших данных (big data), которые позволяют масштабно оценивать эффективность деятельности кадров. Деятельность кадров должна базироваться на трех аспектах: самостоятельность, профессионализм, целенаправленность [5].

В основных положениях программных и проектных документов по внедрению информационно-коммуникационных технологий подчеркивается актуальность и необходимость перестройки образовательного процесса подготовки специалистов, отвечающим вызовам цифровизации общества.

Новые условия работы управленческих кадров, связанные с ускорением темпов внедрения инноваций, характеризуются неопределенностью и непредсказуемостью. В таких условиях главным требованием к управленцам является способность в нестандартных условиях неопределенности находить новые управленческие идеи и готовность к их эффективной реализации. В этом случае менеджер превращается из руководителя в исследователя, вдохновителя, генератора идей инновационных инициатив [6].

Необходимость подготовки специалистов, обладающих принципиально новыми компетенциями, связанными с развитием и реализацией творческого креативного потенциала, существенным образом изменяют парадигму образовательного процесса и систему управления им [7].

В парадигме информационного общества формирование новой концепции образовательного процесса и управление им связано:

- с изменением требованиям к профессиональным знаниям и компетенциям в связи с внедрением информационных технологий и компьютерной техники;

- с развитием творческой индивидуальности обучающегося, с эффективным использованием его креативного потенциала;

- с абстрагированием от практики усваиваемого учебного материала, что не способствует развитию креативного мышления.

В новом инновационном обществе выпускники учебных заведений должны обладать, прежде всего, умениями самостоятельного мышления и принятия творческих решений по устранению проблем в условиях непредсказуемости и неопределенности.

Достижение этих целей возможно при условии смены типа образовательной модели, т.е. переходе от информативно-воспроизводственного подхода в подготовке кадров к креативно-авторизованной модели. Образо-

вание необходимо в части формирования общества будущего. Необходима подготовка и переподготовка профессионалов новой квалификации [8].

По данным экспертов профессиональная подготовка должна формировать у современного менеджера креативные способности (Рис.2).

Рисунок 2 - Портрет креативного менеджера

Определение исходных методических принципов креативного образования менеджера в условиях информационного общества

Создание банков информации о профессионально-креативном потенциале управленческих кадров

ч>

Внедрение современных форм образовательного процесса с применением преимущественно индивидуальных, дистанционных

и других форм обучения

Разработка методических рекомендаций по самообразованию, личностному и профессионально-креативному росту

Рисунок 3 - Задачи формирования системы креативного образования

Создание в стране эффективной системы креативного образования менеджеров потребует решения определенных задач (Рис.3).

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что существующая модель репродуктивного образования представляет собой систему, которая практически не изменялась за последние два столетия. Сущность этой модели заключается в прагматической передаче знания накопленного опыта. Креативно-авторизованное образование ориентировано на развитие творческих способностей менеджера, его знаний, умений, навыков для инновационного анализа и решения проблем. Такое образование становится инструментом развития личности и эффективное использование на практике креативного потенциала управленцев.

Список литературы

1. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 3. С. 9—25. DOI: 10.18721/JE.10301

2. Сычева Э.В. Тенденции инновационного развития сферы образования // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 1 (10). С. 192-197.

3. Рудык Е.Н. К новому индустриальному обществу второго поколения на путях развития современных информационно-коммуникационных технологий. В сборнике: На пути к ноономике: человек, технологии и общество в пространстве ассоциированного производства и потребления / Под ред. А.В. Бузгалина, А.И.Колганова. М.:ИНИР им. С.Ю.Витте, 2020. - 490 с.

4. Бодрунов С. Д. Ноономика: траектория глобальной трансформации / Монография / - М.: ИНИР; Культурная революция, 2020. - 224 с.

5. Габриелян Н.Г., Сычева Э.В. Стратегические направления повышения качества управления персоналом. В сборнике: Менеджмент ХХ1 века. Драйверы социально-экономического развития. Сборник научных статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: В. Г. Зарубин; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт экономики и управления. 2016. С. 330-333.

6. Степанов А. А., Савина М.В. Степанов И. А. Формирование профессиональных компетенций управленческих кадров в креативной экономике // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. УЭкС (83)11. 2015.

7. A. Stepanov, M. Veselovsky, A. Suglobov, M. Abrashkin, N. Khoroshavina. Managing Russian Science-Intensive Enterprises in the Emerging New Technological Para-digm//International Review of Management and Marketing. http: www.econjoumals.com Internationals Review of Management and Marketing, 2016, 6(S5). P. 16-22.

8. Sycheva E., Budagov A., Novikov A. Urban infrastructure development in a global knowledge-based economy. Shs web of conferences Collection of Materials of the 19th International scientific conference. University of Zilina. 2020. С. 03013.

Sycheva Evelina Vladimirovna

candidate of economic sciences, Associate professor

Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia, St. Petersburg, Russia

CREATIVE MANAGEMENT TRAINING IN THE DIGITAL AGE Abstract: In the context of the digital transformation of the economy, the information technology mode of production and consumption, the application of the knowledge, skills and

skills that are acquired or acquired during the period of education, training and retraining in secondary and higher education institutions is no longer sufficient. The main provisions of the policy and project documents on the introduction of information and communication technologies emphasize the urgency and need to restructure the educational process of training specialists that meet the challenges of digitalization of society. In information technology production and consumption, the key competences of management personnel are significantly changed compared to the industrial period. In the paradigm of the post-industrial information society, the formation and management of a new concept of the educational process is connected with the development of the individuality of the learner, with the effective use of its creative potential.

The article analyzes the system of training professional management personnel in the era of informatization. The relevance of improving educational management in the information society by moving from reproductive to creative education is indicated. A model of creative management education in the innovative economy has been proposed for consideration. Keywords: education, informatization, innovative development of society, management staff

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ

ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Татаринцев Вячеслав Александрович, к.т.н., доцент (e-mail: v_a_t52@mail.ru) Брянский государственный технический университет, г.Брянск, Россия

Раскрывается одна из особенностей обучения бакалавров - конструк-торско-технологическая подготовка студентов. Показано применение метода проектов на занятиях по техническим дисциплинам.

Ключевые слова: компетенция, выпускник вуза, курсовое проектирование.

Анализ особенностей подготовки бакалавра следует проводить, опираясь на такое интегральное понятие, как «конструкторско-технологическая подготовка студентов». Профессиональные компетенции формируются в результате конструкторско-технологической подготовки в вузе. Работая в дальнейшем в производственной фирме, выпускник с высшим техническим образованием зачастую выполняет одновременно функции и конструктора, и технолога, и организатора производства [1].

Серьезным отличием в построении учебного процесса бакалавра является то, что объем аудиторных занятий у студентов бакалавриата, по большинству изучаемых дисциплин меньше, чем у студентов специалитета. Достигается такой результат на практике в большинстве случаев из-за перевода ряда изучаемых тем из раздела «аудиторной работы студентов» в раздел «самостоятельная работа». Такой подход дает как положительные, так и отрицательные моменты.

Анализируя конструкторскую составляющую конструкторско-технологической подготовки студентов бакалавриата, в первую очередь следует критически оценить ситуацию с «Инженерной графикой» [2]. Дело

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.