Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / VOCATIONAL EDUCATION / CREATIVE INDUSTRIES / ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COGNITIVE SKILLS / DIGITAL COMPETENCIES / STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табатадзе Лиана Мурмановна

В статье рассматривается практика формирования и применения электронной информационно-образовательной среды для подготовки кадров креативной индустрии в профессиональной образовательной организации. Проанализирован состав и динамика развития креативных индустрий в России и Москве, даны определения и описания универсальных компетенций специалистов креативных индустрий на основании российских и международных исследований, описана структура и функции электронной информационно-образовательной среды Московского техникума креативных индустрий. Автор рассматривает электронную информационно-образовательную среду в двух аспектах: как совокупность условий, инфраструктурных, технологических и содержательных решений, обеспечивающих доступность, индивидуализацию и качество современного образования, и как инструмент формирования и развития когнитивных навыков и цифровых компетенций, необходимых будущему специалисту креативной индустрии. Делается вывод о том, что электронная информационно-образовательная среда является ресурсом подготовки кадров креативных индустрий на уровне среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Табатадзе Лиана Мурмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic information and education environment as a resource for training creative industries at the level of secondary vocational education

The article considers the practice of creating and applying electronic information and educational environment for the training of creative industry personnel in a professional educational organization. The structure and dynamics of creative industries development in Russia and Moscow are analyzed, definitions and descriptions of universal competences of specialists of creative industries are given on the basis of Russian and international research, the structure and functions of electronic information and educational environment of the Moscow Technical College of Creative Industries are described. The author considers the electronic information and educational environment in two aspects: as a set of conditions, infrastructure, technological and meaningful solutions, ensuring accessibility, individualization, and quality of modern education and as a tool for forming and developing cognitive skills and digital competencies necessary for the future specialist of the creative industry. It is concluded that the electronic information and education environment is a resource for training the creative industries at the level of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377.5 ББК 74.4

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. М. Табатадзе

Аннотация. В статье рассматривается практика формирования и применения электронной информационно-образовательной среды для подготовки кадров креативной индустрии в профессиональной образовательной организации. Проанализирован состав и динамика развития креативных индустрий в России и Москве, даны определения и описания универсальных компетенций специалистов креативных индустрий на основании российских и международных исследований, описана структура и функции электронной информационно-образовательной среды Московского техникума креативных индустрий. Автор рассматривает электронную информационно-образовательную среду в двух аспектах: как совокупность условий, инфраструктурных, технологических и содержательных решений, обеспечивающих доступность, индивидуализацию и качество современного образования, и как инструмент формирования и развития когнитивных навыков и цифровых компетенций, необходимых будущему специалисту креативной индустрии. Делается вывод о том, что электронная информационно-образовательная среда является ресурсом подготовки кадров креативных индустрий на уровне среднего профессионального образования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, креативные индустрии, электронная информационно-образовательная среда, когнитивные навыки, цифровые компетенции, подготовка кадров.

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT AS A RESOURCE FOR TRAINING CREATIVE INDUSTRIES AT THE LEVEL OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

L. M. Tabatadze

Abstract. The article considers the practice of creating and applying electronic information and educational environment for the training of creative industry personnel in a professional educational organization. The structure and dynamics of creative industries de-

velopment in Russia and Moscow are analyzed, definitions and descriptions of universal competences of specialists of creative industries are given on the basis of Russian and international research, the structure and functions of electronic information and educational environment of the Moscow Technical College of Creative Industries are described. The author considers the electronic information and educational environment in two aspects: as a set of conditions, infrastructure, technological and meaningful solutions, ensuring accessibility, individualization, and quality of modern education and as a tool for forming and developing cognitive skills and digital competencies necessary for the future specialist of the creative industry. It is concluded that the electronic information and education environment is a resource for training the creative industries at the level of secondary vocational education.

Keywords: vocational education, creative industries, electronic information-educational environment, cognitive skills, digital competencies, staff training.

Обзор научной литературы по вопросу разработки и внедрения электронной информационно-образовательной среды в профессиональных образовательных организациях показывает достаточную степень проработанности его не только в Москве, но и в регионах. Однако в контексте подготовки кадров для креативных индустрий возможности электронной информационно-образовательной среды значительно шире: она не только способствует повышению качества и индивидуализации образования, но и становится необходимым условием формирования у студентов новых цифровых компетенций, или цифровой грамотности.

Сегодня в мегаполисах России, особенно в Москве, креативные индустрии начинают выделяться в самостоятельный сектор. Приходится констатировать, что по динамике развития креативных индустрий Москва занимает лидирующее место в мире: количество занятых в этой сфере постоянно увеличивается, в начале 2019 г. составляло более 500 тыс. (в традиционной промышленности города занято 600 тыс. человек) [1]. По исследованиям, представленным компанией PwC и фондом Calvert 22, Москва является наиболее инновационным и креативным городом России [2].

Классическое определение креативных индустрий звучит следующим образом: «...креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивиду-

альное творческое начало, навык или талант, несущие в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности...» [3]. Дополняя данное определение, необходимо подчеркнуть, что креативные индустрии в качестве ресурса используют не только творческие способности, но и современные технологии, в том числе цифровые технологии.

В разных странах приняты различные классификации креативных индустрий. Надо отметить, что креативные индустрии и культурные индустрии - это два схожих, но не тождественных понятия. Креативные индустрии включают в себя культурные индустрии, а также иные области деятельности, связанные с созданием интеллектуальной собственности, то есть в широком смысле креативные индустрии - это то, что не может быть автоматизировано.

Если проанализировать и обобщить разные подходы, используемые в моделях разных стран, то можно выделить три основных области креативных индустрий: креативное прикладное творчество (продукты и услуги для продажи: искусство и антиквариат, архитектура, мода, издательская деятельность, реклама, народные промыслы и др.), искусство (визуальное и исполнительское: музыка, танцы, театр, кино-и видеопроизводство, фотография, радио и телевидение и др.), креативные технологии (Интернет и программное обеспечение,

цифровые медиа, игры и анимация, графический дизайн, веб-дизайн и др.).

Мировыми центрами креативной индустрии являются Азиатско-тихоокеанский регион (743 млрд долл. среднегодовой доход, 33% в общем объеме продаж, 43% рабочих мест на рынке труда), Европа (709 млрд долл. среднегодовой доход, 32% в общем объеме продаж, 26% рабочих мест на рынке труда), Североамериканский регион (603 млрд долл. среднегодовой доход, 28% в общем объеме продаж, 16% рабочих мест на рынке труда). В России в 2017 г. доля креативной индустрии в структуре ВВП составила 0,5%: это сопоставимо с такими отраслями, как рыболовство (0,3%) и гостиничный бизнес (0,9%). Аналитики ожидают существенный рост доли креативной индустрии в ВВП РФ к 2025 г.: до 2%, а это сравнимо с коммунальными и социальными услугами (1,8%), а также с образовательными услугами (3%). В течение еще 10-15 лет эта доля утроится [4].

Как показывает обзор российских и международных исследований структуры так называемого «креативного класса» и рынка труда, в креативных индустриях заняты в основном люди с высшим образованием. В большой мере это обусловлено требованиями работодателей к уровню об-

разования специалистов, которые до сих пор считают, что среднее профессиональное образование занимается подготовкой исключительно рабочих кадров.

Однако актуальный перечень действующих Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), а также новый проект перечня содержат профессии и специальности, непосредственно связанные с креативными инду-стриями (табл. 1). Во втором столбце таблицы сконцентрированы виды деятельности креативных индустрий в соответствии с представленными специальностями.

Это создает существенные вызовы среднему профессиональному образованию, которое, конкурируя с высшим образованием, должно опираться не только на ФГОС СПО, но и на модели компетенций, соответствующие динамически изменяющемуся рынку труда.

Согласно опросу Национального агентства развития квалификаций [5], в котором приняли участие более 27 тысяч организаций, в том числе из области креативных индустрий, современные работодатели в актуальной модели компетенций специалистов, наряду с предметными компетенциями, выде-

Таблица 1

Перечень ФГОС СПО, относящихся к креативным индустриям, реализуемых в ГБПОУ «Московский техникум креативных

индустрий»

№ п/п ФГОС СПО Области креативных индустрий

1 42.02.02 Издательское дело Издательская деятельность, реклама, цифровые медиа

2 54.02.01 Дизайн (по отраслям) Издательская деятельность, реклама, архитектура, мода, креативные сервисы, цифровые медиа, игры,анимация

3 54.01.20 Графический дизайнер Издательская деятельность, реклама, архитектура, мода, креативные сервисы, цифровые медиа, игры, анимация

4 29.02.09 Печатное дело Издательская деятельность, реклама

5 29.02.07 Производство изделий из бумаги и картона Издательская деятельность, реклама

ляют когнитивные и цифровые навыки, такие как саморазвитие (способность обучаться), критическое мышление, прогнозирование, способность к решению нестандартных задач, стремление к достижению результатов, обработка и анализ данных, программирование и др. В аналитическом докладе «Рос-сия-2025. От кадров к талантам» представлена обобщенная модель компетенций востребованного в среднесрочной перспективе специалиста, разработанная на основе прогноза изменений рынка труда (рис.).

В аналитическом отчете «Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики» [7], подготовленном экспертами корпоративного университета Сбербанк, отмечается все более возрастающее значение цифровой грамотности в профессиональной деятельности. Так, специалисты компании Microsoft прогнозируют, что 65% учеников школ и студентов вузов, обучающихся сегодня, будут работать по еще не существующим профессиям (профессиям будущего). При этом уже сейчас очевидно, что компании получают существенное конкурентное преимущество, если значительное число ее сотрудников, чья деятельность напрямую не связана с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), обладает цифровыми компетенциями. В данном

случае цифровая грамотность понимается нами как «.определенный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета в образовательной деятельности...» [8, с. 189].

Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует единая трактовка понятия «цифровые компетенции». Определение, приведенное в указанном отчете: «.Цифровые компетенции - это способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий: использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование.», - в целом отвечает «триединой» сущностной основе компетенции (знания, ценности, деятельность). Однако данное определение требует существенного уточнения: по нашему мнению, цифровые компетенции - это способность трансформировать знания и навыки в области цифровых технологий при решении разнообразных профессиональных и повседневных задач. Данное определение примем за основу. Трансформация знаний и навыков по областям компетенций конкретизирована в перечне компетенций, представленных во втором столбце табл. 2.

Целевая модель компетенций 2025

Когнитивные навыки

Саморазвитие Управленческие навыки

• Самосознание . приоритизация

• Обучаемость . Постановка задач

• Восприятие критики и обратная связь . формирование команд

• Любознательность . развитие других

• Организация своей деятельности . мотивирование других

• Управление ресурсами . делегирование

Достижение результатов

• Самосознание

• Обучаемость

• Восприятие критики и обратная связь

• Любознательность

• Организация своей деятельности

• Управление ресурсами

Решение

нестандартных

задач

• Креативность, в т.ч. умение видеть возможности

• Критическое мышление

Социально-поведенческие навыки

Коммуникация

• Презентационные

• Письменные

• Переговорные

• Открытость

Адаптивность • Работа в условиях неопределенности

Межличностные навыки

• Работа в команде

• Этичность

• Эмпатия

• Клиентоориен-тированность

• Управление стрессом

• Адекватное восприятие критики

j Цифровые навыки

Межкультурное взаимодействие

• Осознанность

• Социальная ответственность

• Кроссфункциональ-ное и кроссдисципли-нарное

взаимодействие

• Иностранные языки и культуры

Создание систем

• Программирование

• Разработка приложений

• Проектирование производственных систем

Управление информацией • Обработка и анализ данных

РОССИЯ 2025: ОТ КДЦРОВ К ТАЛАНТАМ

Рис. Целевая модель компетенций-2025 [6]

Таблица 2

Перечень цифровых компетенций [7]

Области компетенций Компетенции

Информационная грамотность Просмотр, поиск и фильтрация данных, информации и цифрового контента Оценка данных, информации и цифрового контента Управление данными, информацией и цифровым контентом

Коммуникация и сотрудничество Взаимодействие посредством цифровых технологий Обмен посредством цифровых технологий Гражданское участие посредством цифровых технологий Сотрудничество с использованием цифровых технологий Этикет в сети Управление своей цифровой идентичностью

Создание цифрового контента Создание и развитие цифрового контента Интеграция и переработка цифрового контента Авторские права и лицензии Программирование

Безопасность Защита устройств Защита персональных данных и обеспечение конфиденциальности Защита здоровья и благополучия Защита окружающей среды

Решение проблем Решение технических проблем Определение потребностей и технологических решений Креативное применение цифровых технологий Определение пробелов в цифровой компетентности

Таким образом, подготовка кадров креативных индустрий в среднем профессиональном образовании, по нашему мнению, должна строиться с учетом преобладания в системе потребностей работодателей когнитивных навыков и цифровых компетенций в сочетании с предметными компетенциями.

В этом контексте электронная информационно-образовательная среда может стать полноценным ресурсом подготовки кадров креативных индустрий, выполняя несколько ключевых функций: функцию источника и способа доступа к информации, организации образовательных активностей, анализа и контроля учебных достижений студентов, индивидуальной настройки образовательного процесса, непосредственного формирования и развития когнитивных навыков и цифровых компетенций, необходимых будущему специалисту; а также являться ресурсом совершенствования актуальных и достаточных компетенций у преподавательского состава техникума.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от 29.12.12 электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) включает в себя «... электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.».

Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) ГБПОУ «Московский техникум креативных индустрий им. Л. Б. Красина» включает в себя внешние (городские) и внутренние элементы. Внешние элементы: • Инфраструктура проекта «Московская электронная школа»: Универсальная автоматизированная система бюджетного учета (УАИС Бюджетный учет) - единая

городская автоматизированная информационная система, которая обеспечивает ведение бухгалтерского и кадрового учета и расчет заработной платы, а также автоматическое формирование отчетности.

• Комплексная информационная система «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» и подсистемы записи «Зачисление в образовательное учреждение (О)У», АИС «Контингент СПО», АИС «Зачисление в УДОД» интегрирована с порталом Мэра Москвы и решает задачи предоставления актуальной информации о сети образовательных организаций и услугах, предоставляемых ими, подачи электронного заявления для зачисления на выбранную образовательную программу. Аналитический блок данной информационной системы доступен администрации образовательной организации и органам исполнительной власти, а автоматизированная отчетность повышает качество управленческих решений.

• Общегородской электронный журнал и дневник - электронный инструмент, пользователями которого являются учителя, ученики, родители и управленческие команды образовательных организаций, позволяющий планировать и контролировать образовательный процесс, формировать индивидуальные образовательные траектории на основе анализа результатов обучающихся, а также обеспечивающий коммуникацию между разными участниками образовательных отношений.

• Общегородская платформа электронных образовательных материалов (Библиотека Московской электронной школы) позволяет учителям и экспертным сообществам создавать и публиковать в открытом доступе электронный образовательный контент: учебники и учебные пособия, сценарии уроков, различные мультимедийные обучающие игры и приложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренние элементы:

• Официальный сайт техникума ^т-sina.mskobr.ru) является единым решением системы образования города Москвы (типовые сайты образовательных организа-

ций) и обеспечивает исполнение ст. 29 Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-Ф3 от 29.12.12, в части информационной открытости. На сайте размещена исчерпывающая информация, предусмотренная законодательством, а также текущая информация о направлениях деятельности, проектах и активностях. На сайте реализована форма обратной связи.

• Сайты проектов техникума разрабатываются самостоятельно техникумом в зависимости от типа и задач проекта. Например, сайт «Школа успеха» (scschool.ru) является порталом для записи на программы дополнительного образования и профессионального обучения. Сайт арт-центра «Полиграфический цех» (роПдгарЬ|Же) является основным информационным ресурсом данного просветительского проекта и ориентирован на широкую аудиторию, на нем представлена информация об активностях - выставках, лекциях, мастер-классах, экскурсиях, а также представлены обзоры публикаций в средствах массовой информации (СМИ) о проведенных мероприятиях, которые могут быть использованы студентами при работе над творческими и исследовательскими проектами.

• Официальные группы в популярных сообществах служат для быстрой и неформальной коммуникации со студентами и их родителями. В данных группах в адаптированной форме дублируется официальная информация техникума, а также организуются активности, связанные с конкурсами и внеурочными проектами студенческих групп (команды КВН, студенческий актив и т. д.)

• Канал на видеохостинге с авторским образовательным и просветительским контентом. Коллектив преподавателей техникума создает цикл уникальных видеороликов под общим названием «Просто о сложном», которые используются в образовательном процессе, позволяя в доступной и наглядной форме преподносить учебный материал, например, «О "Черном квадрате" Каземира Малевича», «О нравственном выборе на примере супергероев», «О природе человека на примере попу-

лярного сериала "Игра престолов"», директорский видеоблог.

• Электронные библиотечные ресурсы. Техникум организует для студентов подписку на наиболее популярные электронные библиотечные системы, такие как Zna-nium. Они представляют собой сгруппированное по различным принципам виртуальное хранилище электронные версий учебников, книг, периодических изданий и научных статей. Электронные библиотечные ресурсы позволяют эффективно организовать электронное обучение, активно использовать дистанционное сопровождение образовательного процесса.

• Адаптированная система электронного и дистанционного обучения Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Фактически Moodle - это инструмент разработки и хранения образовательных курсов, а также система организации, управления и поддержки образовательного процесса в дистанционном формате. Посредством Moodle в техникуме реализуется смешанное обучение, то есть обучение, в ходе которого студент осваивает учебный материал как самостоятельно онлайн, так и с преподавателем.

• Система электронного документооборота и взаимодействия. В настоящее время в техникуме организована целенаправленная работа по переходу на электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса и электронный документооборот. На сегодняшний день осуществлено подключение к городской системе электронного документооборота (СЭД). По официальным данным Правительства Москвы [9] число пользователей СЭД составляет 78 тысяч человек, при этом одновременно в системе работают более 25 тысяч человек. Ежедневный объем документооборота составляет в среднем 100 тысяч документов и 75 тысяч резолюций. Кроме того, имеется установленный перечень документов, которые можно предоставлять в электронном виде. К ним относятся:

- заявление для записи ребенка в дошкольную группу, школу, колледж;

- заявление на зачисление ребенка в кружки и секции;

- заявление на получение социальной карты обучающегося;

- зачисление на льготное питание ребенка при условии подтвержденной льготной категории;

- заявление на предоставление доступа доверенным лицам к электронному дневнику ребенка и к информации о посещении и питании ребенка;

- заявление на участие в Государственной итоговой аттестации (ГИА), итоговом сочинении (изложении), итоговом собеседовании по русскому языку;

- заявление на подачу апелляции на результаты ГИА;

- сведения об отсутствии ребенка в образовательной организации.

Научно-педагогическая общественность широко обсуждает вопросы электронной педагогики и процессы трансформации роли и функции преподавателей в условиях электронно-образовательной среды. Системный анализ данной проблемы, проведенный в статье «О роли преподавателя в реализации информационно -образовательной среды в учебном процессе» [10], подтверждается опытом техникума, который также свидетельствует о том, что работа в ЭИОС требует от преподавателей понимания особенностей такой среды как самостоятельного социального сообщества, имеющего специфические черты, и дополнительных навыков работы в ней.

С целью сопровождения и поддержки преподавателей при работе в ЭИОС в техникуме реализуется проект «Школа креативного педагога». В рамках данного проекта реализуется комплекс мероприятий разного формата, в том числе программы повышения квалификации «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в учреждении СПО с использованием 1_МБ Моос11е», «Технология создания электронного образовательного контента в Московской электронной школе», а также

мастер-классы и консультации по темам: проектный подход в обучении, экранные формы взаимодействия, игровые технологии, персонифицированное обучение на основе больших данных, корпоративное обучение, метод кейсов и т. д. В рамках работы «Школы креативного педагога» в 2019 г. была организована научно-практическая конференция «Московское образова-ние-2025. Техникум Красина - результативный игрок», по результатам которой выпущен сборник статей преподавателей техникума по проблемам развития сферы креативных индустрий, рассмотрены особенности формирования человеческого капитала для креативной индустрии, описаны возможности использования новых (в том числе цифровых) технологий в образовании и т. д. Рассмотренные проблемы позволяют наиболее эффективно учитывать особенности проектирования и использования ЭИОС образовательной организации.

Мультифункциональная электронная информационно-образовательная среда техникума конструировалась и продолжает развиваться таким образом, чтобы обеспечить решение следующих задач:

• эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательных отношений;

• создание, актуализация и накопление разнообразного электронного образовательного контента по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения дополнительного и дополнительного профессионального образования;

• организация удаленного доступа участников образовательного процесса к учебным, учебно-методическим, справочным и иным материалам в режиме 24/7;

• индивидуализация и повышение качества образовательного процесса;

• формирование и развитие когнитивных и цифровых навыков у преподавателей и студентов.

Представляется целесообразным отдельно остановиться на последней задаче в связи с тем, что данный вопрос, по наше-

му мнению, пока недостаточно освещен в научно-педагогической литературе. Рассматривая когнитивные навыки как способность приобретать, анализировать и интерпретировать знания при решении профессиональных задач, можно утверждать, что электронная образовательно-информационная среда является эффективным инструментом их развития. Внутри такой среды студент постоянно взаимодействует с различными источниками знаний и преобразовывает эти знания в зависимости от ситуации, смоделированной в рамках учебного процесса, и получая от преподавателя обратную связь.

В качестве инструмента формирования у студентов цифровых компетенций ЭИОС имеет безусловные «предустановленные» возможности.

Перечислим группы фундаментальных цифровых навыков, которые формируются в ИОС.

1. Навык поиска, фильтрации (анализа) и сохранения информации. Студенту недостаточно только учиться быстро находить нужную информацию на различных ресурсах, ему необходимо оценивать адекватность этой информации с разных точек зрения, а также уметь сохранять для максимально быстрого и легкого доступа к ней.

2. Навыки цифровой коммуникации и взаимодействия, при этом коммуникация может строиться по принципу «один к одному» (преподаватель - студент, студент - студент, студент - технология), «один ко многим» (преподаватель-группа студентов, технология - группа студентов) и «многие ко многим» (группа преподавателей - группа студентов, группа студентов - группа студентов) через электронные почты, встроенные в 1_МБ-платформы системы сообщений и различные мессенджеры.

3. Создание контента с использованием разного программного обеспечения. Студенты, выполняя задания, не только изучают тему, но и оформляют ответы на вопросы в различных форматах в зависимости от задачи (текстовый документ, презентация, видеофайл, аудиофайл и т. п.). Эти

навыки напрямую относятся к креативным индустриям, поскольку в основе их развития лежит творческое начало.

4. Навыки безопасного поведения в онлайн-пространстве и безопасного использования технологий и устройств. С одной стороны, электронная информационно-образовательная среда позволяет обращаться к образовательному контенту в любое время из любого места, но, с другой стороны, есть базовые требования к защищенности устройств, используемых при работе с отдельными элементами ЭИОС, а также требования к защите персональных данных.

5. Навыки, связанные с устранением технических проблем или использованием технологий для решения задач. Разумеется, здесь речь идет не о продвинутых или узкоспециализированных навыках, а о базовых умениях справляться с восстановлением файлов, перезагрузкой устройств, установкой безопасных приложений и т. п.

Кроме перечисленных групп навыков, взаимодействие в удобной и доступной электронной информационно-образовательной среде формирует у студентов привычку к быстрому получению новых знаний, что впоследствии может трансформироваться потребность к дальнейшему обучению (Life-long learning).

Таким образом, электронную информационно-образовательную среду можно рассматривать как ресурс подготовки кадров креативных индустрий на уровне среднего профессионального образования в разных аспектах:

• как совокупность условий, инфраструктурных, технологических и содержательных решений, обеспечивающих доступность, индивидуализацию и качество современного образования;

• как инструмент формирования и развития когнитивных навыков и цифровых компетенций, необходимых будущему специалисту в динамично изменяющемся мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Креативная индустрия столицы: как развиваются творческие пространства города. Официальный портал Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/3299/ 5563050/ (дата обращения: 19.11.2019).

2. Индекс креативного капитала. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/creative-capital-index.html (дата обращения: 19.11.2019).

3. UK Creative Industries Taskforce, Creative Industries Mapping Document. November 1998.

4. Российская теория развития креативной индустрии. Бюллетень о сфере образования № 13 Аналитического центра при Правительстве РФ, сентябрь 2017. С. 13-16. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a714651.pdf (дата обращения: 19.11.2019).

5. Результаты опроса работодателей, проведенного в 2018 году в рамках апробации единого инструментария мониторинга рынка труда. URL: https://nark.ru/upload/ iblock/188/Rezultaty-oprosa-rabotodateley.pdf (дата обращения: 19.11.2019).

6. Россия 2025: от кадров к талантам. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 19.11.2019).

7. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. URL: https://edutechclub.sberbank-school.ru/system7files/event7pdf/demo/Analytical_report_ digital_skills_web_demo.pdf (дата обращения: 19.11.2019).

8. Осипова О. П., Данилова Т. Н. Проектирование дополнительных профессиональных программ в сфере цифровой грамотности // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 187-201. URL: http://pmedu.ru/images/2019-4/15.pdf (дата обращения: 19.11.2019).

9. Электронный документооборот Правительства Москвы переведен на новое программное обеспечение. URL: https://www.mos.ru/dit/documents/arhivnovostej/ view/134361220/ (дата обращения: 19.11.2019)

10. Фирсова Е. В. К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011. С. 251-258. URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/20/1321/ (дата обращения: 20.11.2019).

REFERENCES

1. Kreativnaya industriya stolitsy: kak razvivayutsya tvorcheskie prostranstva goroda. Ofit-sialnyy portal Mera Moskvy. Available at: https://www.mos.ru/mayor/ themes/3299/5563050/ (accessed: 19.11.2019).

2. Indeks kreativnogo kapitala. Available at: https://www.pwc.ru/ru/publications/creative-capital-index.html (accessed: 19.11.2019).

3. UK Creative Industries Taskforce, Creative Industries Mapping Document. November 1998.

4. Rossiyskaya teoriya razvitiya kreativnoy industrii. Byulleten o sfere obrazovaniya № 13 Analiticheskogo tsentra pri Pravitelstve RF, sentyabr 2017, pp. 13-16. Available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14651.pdf (accessed: 19.11.2019).

5. Rezultaty oprosa rabotodateley, provedennogo v 2018 godu v ramkakh aprobatsii edino-go instrumentariya monitoringa rynka truda. Available at: https://nark.ru/upload/ iblock/188/Rezultaty-oprosa-rabotodateley.pdf (accessed: 19.11.2019).

6. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam. Available at: http://d-russia.ru/wp-content/up-loads/2017/11/Skills_0utline_web_tcm26-175469.pdf (accessed: 19.11.2019).

7. Obuchenie tsifrovym navykam: globalnye vyzovy i peredovye praktiki. Available at: https://edutechclub.sberbank-school.ru/systemfiles/event/pdf/demo/Analytical_report_ digital_skills_web_demo.pdf (accessed: 19.11.2019).

8. Osipova O. P., Danilova T. N. Proektirovanie dopolnitelnykh professionalnykh programm v sfere tsifrovoy gramotnosti. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 4, pp. 187-201. Available at: http://pmedu.ru/images/2019-4/15.pdf (accessed: 19.11.2019).

9. Elektronnyy dokumentooborot Pravitelstva Moskvy pereveden na novoe programmnoe obespechenie. Available at: https://www.mos.ru/dit/documents/arhivnovostej/view/1343 61220/ (accessed: 19.11.2019)

10. Firsova E. V. K voprosu ob aktualnykh problemakh elektronnoy pedagogiki. In: Aktual-nye zadachi pedagogiki. Proceedings of International scientific conference (Chita, Dec. 2011). Chita: Izd-vo "Molodoy uchenyy", 2011. Pp. 251-258. Available at: https://mo-luch.ru/conf/ped/archive/20/1321/ (accessed: 20.11.2019).

Табатадзе Лиана Мурмановна, директор ГБПОУ «Московский техникум креативных индустрий им. Л. Б. Красина»

e-mail: tabza@yandex.ru

Tabatadze Liana M., Director, L. B. Krasin Moscow Technical College of Creative Industries e-mail: tabza@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2019 The article was received on 23.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.