Научная статья на тему 'Концептуальные подходы современного образования и возможности их реализации в сфере иноязычной подготовки'

Концептуальные подходы современного образования и возможности их реализации в сфере иноязычной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАДАНИЕ / УМЕНИЕ / НАВЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Т.Г.

В статье рассматриваются концептуальные подходы Центра стратегических разработок России к задачам современного образования и возможности их реализации в сфере иноязычной подготовки. Особое внимание уделено соответствию образовательных технологий развитию креативного потенциала личности в условиях информационного общества и когнитивного вызова XXI века. Отражены современные образовательные технологии по развитию креативной компетенции, которые позволяют преодолевать негативные проявления «учебной неуспешности». В части педагогической методики креативная компетенция рассматривается как результат поэтапной постановки учебных задач: креативное задание, креативный навык, креативная компетенция. Формулируются «рамочные» требования к креативному заданию в вузе. Анализируются возможности интеграции креативных заданий в учебную деятельность по совершенствованию иноязычной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы современного образования и возможности их реализации в сфере иноязычной подготовки»

Концептуальные подходы современного образования и возможности их реализации в сфере иноязычной подготовки

Макарова Татьяна Генриховна,

канд. ист. наук, доцент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, fortunatat@mail.ru

В статье рассматриваются концептуальные подходы Центра стратегических разработок России к задачам современного образования и возможности их реализации в сфере иноязычной подготовки. Особое внимание уделено соответствию образовательных технологий развитию креативного потенциала личности в условиях информационного общества и когнитивного вызова XXI века. Отражены современные образовательные технологии по развитию креативной компетенции, которые позволяют преодолевать негативные проявления «учебной неуспешности». В части педагогической методики креативная компетенция рассматривается как результат поэтапной постановки учебных задач: креативное задание, креативный навык, креативная компетенция. Формулируются «рамочные» требования к креативному заданию в вузе. Анализируются возможности интеграции креативных заданий в учебную деятельность по совершенствованию иноязычной подготовки. Ключевые слова: творческая личность, технологии обучения, образование, учебный процесс, креативная компетенция, иноязычная подготовка, задание, умение, навык

о с

СП ^

0

сч

сч

01 Z

Осуществляемый в настоящее время в России переход от «материальной» экономики к «интеллектуальной» характеризуется новыми подходами к образовательным технологиям. Опубликование Доклада центра стратегических разработок России (ЦСР) «12 решений для нового образования» (апрель 2018 г.) высветило значение инноваций, информации и творческой деятельности в сферах науки и образования с позиций взаимосвязи творческого потенциала личности с успешностью ее будущего социального статуса и экономическим прогрессом страны в целом. Концептуально доклад основан на зарубежной рационалистической образовательной модели четырех «К»: коммуникация (communication), кооперация (cooperation), креативность (creativity), критическое мышление (critical thinking) [3, с. 20], которая своим прагматизмом продолжает оказывать сильное влияние на российские педагогические подходы, в том числе в сфере лингводидактики. В настоящей статье ставится задача исследования возможностей формирования креативной компетенции в системе иноязычной подготовки и инклюзии в содержательное наполнение подготовки креативных заданий с учетом возрастных особенностей учащихся. Новизна материала заключается в рассмотрении возрастных, социальных, учебных факторов, влияющих на формирование творческого импульса изучающих иностранные языки. Работа выполнена в сочетании общетеоретических и эмпирических методов педагогического исследования.

Высвобождение творческого потенциала личности всегда относилось к числу принципиально значимых педагогических задач. Человек в философской антропологии рассматривается как существо свободное, независимое и самостоятельное, творчески воздействующее на объективную реальность. К этой парадигме обращались многие выдающиеся представители антропологической концепции образования: Скаткин М.Н. (обновление методов обучения на основе стимулирования познавательной активности обучающихся), Ильин В.С. (динамическая структура педагогического процесса), Васильева З.И. (ориентационный подход к профессионально-нравственному формированию личности), Коджаспирова Г.М. (гуманизация

образования) [10, с. 133, с.199, с.215]. Концепция творческого начала противопоставлялась жесткой схоластике, неспособной выявлять умения и таланты учащихся. В наши дни креативность получает новое звучание в связи с мнением председателя Российской Академии Наук А.М. Сергеева о необходимости отмены ЕГЭ и переориентации технических параметров оценки знаний на творческие [12]. Отметим, что в Докладе ЦСР креативность включена в число основополагающих компетенций ХХ1го века в связи с признанием влияния креативности наряду с другими позитивными социальными установками на рост производительности труда [3, с. 20].

Взгляд на формирование личности с позиций ее будущей экзистенциальной компетенции (способности быть востребованной на рынке труда) соответствует суммарному содержанию понятия креативности в русском и английском языках [6, 14]. При их сопоставительном анализе обнаруживаются как взаимно пересекающиеся плоскости -творческая энергия и одаренность, установка на открытие нового и видение перспективы - так и имманентные черты. Если в русском определении выявляются элементы генезиса и развития креативности, то западная дефиниция выглядит более аспектной и содержит вектор предприимчивости, нашедший выражение в Докладе ЦСР в виде позитивного и инициативного социального действия.

Рис.1. Структурно-содержательные составляющие понятия «креативность»

Очевидно, что вузовское образование, традиционно понимаемое как процесс накопления знаний, ценностей и навыков, и заключенное в определенный регламентированный формат передачи содержательного контента, не может быть основано исключительно на креативности. Следовательно вопрос состоит в том, усваивается ли этот контент классическими или инновационными приемами, и каково их соотношение при отборе и проектировании содержания подготовки специалистов. Организация иноязычной подготовки в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова построена на стремлении обеспечить всем выпускникам вуза конечный уровень знания иностранного языка, в том числе языка специальности LSP, не ниже продвинутого уровня Upper-Intermediate - Advanced, что является необходимым условием трудоустройства в ведущие

российские и иностранные компании. Реализация модели «компетентного пользователя языка» базируется на непосредственном обращении к специально отобранным по уровню сложности устным и письменным материалам на иностранном языке при главенствующей роли коммуникативных аутентичных источников (прослушивание аудиозаписей, просмотр телепередач, видеозаписей; чтение неадаптированных аутентичных текстов: газет, журналов, книг). Особое внимание уделяется способности представлять специфику иноязычной научной картины мира, владению конвенциями речевого общения в иноязычном социуме, правилам и традициям межкультурного и профессионального взаимодействия с носителями изучаемого языка, готовности преодолевать лингвистические барьеры и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения. На старших курсах студенты учатся структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и творчески использовать их для решения профессиональных задач. Способность анализировать тексты профессионального назначения относится к уровню высоких когнитивно-дискурсивных умений, которые стимулируются путем учебной деятельности по созданию проектов (презентаций), ролевых игр, решению кейсов и др. Вузовская система поощряет творческие усилия обучающихся через показатели творческого рейтинга, которые входят в суммарный учебный рейтинг студента.

Совершенствуя компоненты языка для профессиональных и академических целей (LSP, LAP), университет стремится соответствовать запросам рынка труда на новый набор базовых знаний и умений и развитие компетенции по их использованию за пределами узко профессиональной сферы. Тем самым обеспечивается социализация и профессионализация, а также способность к ее совершенствованию в течение всей жизни, что, по мнению ученых, образует один из важных показателей качества образования [9, с. 231].

В связи с ощутимым воздействием цифровиза-ции на рынок труда особое внимание уделяется способам взаимодействия с информацией на иностранных языках. Учебники английского языка нового поколения содержат высококачественный аудио и видео контент, который доступен в формате электронной книги, персонализированную систему оценки модульных знаний в виде он-лайн тестирования, а также возможности соотнесения результатов семестрового и годового обучения с дескрипторами CEFR (Common European Framework of Reference - Европейская система уровней владения иностранным языком). При этом цифровые технологии привносят коренные изменения и в стратегии освоения конкретного учебного материала, переориентируя пересказ первоисточника на сам первоисточник, раздвигая тем самым горизонты для нового знания. Так, например, интернет позволяет будущему лингвисту-переводчику знакомиться в оригинале с переводческими концепциями Дж. Кэтфорда, читая на английском языке в

о о ш и m

О m э m й А

S £ m

О

х О m

0

01 и А ы о ш А X

s m

о с

СП ^

0

сч

N

01 Z

формате пдф-файла его труд «Лингвистическая теория перевода» или изучать в оригинале генеративную грамматику Н. Хомского ("Transformational Generative Grammar") в курсе Теории перевода. Содержательное наполнение дисциплин «Иностранный язык», «Практический курс перевода», «Иностранный язык делового и профессионального общения» поддерживается созданием электронных учебников и разнообразных программно-методических комплексов (ПМК). Применение цифровых ресурсов (источников, сервисов, ссылок) в повседневной учебной деятельности позволяет обеспечить индивидуализацию образовательных траекторий, поддержать особо одаренных учеников в их стремлении к увеличению объема знаний по иностранному языку. Особенно это важно для старшекурсников, которые демонстрируют стремление к конструированию личностного знания на основе самостоятельной работы с различной информацией на иностранных языках, и среди которых наиболее ярко выделяются "original thinkers" (мыслящие оригинально, нестандартно). Современные цифровые технологии предоставляют возможности "share creativity" (поделиться креативностью) через «облачные» технологии, технологии «Яндекс диска» и др., создающие некое групповое пространство креативности, очерченное группой и параметрами конкретного задания по иностранному языку.

Вместе с тем, доклад высветил ряд проблем, на решение которых должны быть направлены образовательные усилия, и которые главным образом касаются качества человеческого потенциала и фокусируются вокруг преодоления «учебной неуспешности» [3, с. 20]. Ежедневно в педагогической практике мы наблюдаем опережающее развитие методов обучения над способностью к обучению. Определенная часть обучающихся занимает пассивную позицию в учебном процессе, не проявляет инициативу в порождении речи, не поддерживает участие в дискуссии на иностранном языке.

При написании статьи были использованы данные прикладного социального исследования автора, которое реализовано в сочетании количественных и качественных методов. В рамках количественной составляющей проведен эксперимент в группах общей численностью 100 студентов первого года обучения (средний возраст 18,5 лет), 75ти студентов третьего года обучения (средний возраст 20,5 лет) и 50ти магистрантов (средний возраст 22,5 года). Суммарная выборка исследования составила 225 человек. Студентам 1 го, 3го курсов и магистрантам трижды предоставлялась возможность заменить типовое задание на задание открытого типа (например, заменить упражнение, где требуется выбрать из имеющихся союз, вводящий придаточное предложение, на описание ситуации, для чего самостоятельно придумать несколько сложно-подчиненных предложений). Троекратный подсчет результатов свидетельствует, что различные виды креативных заданий выполняли не более 20 % участников эксперимента из числа сту-

дентов 1-го года обучения, более 50% студентов 3-го года обучения и 75% магистрантов. Студенты 3го года обучения в принципе с интересом относились к креативному заданию, однако часто откладывали его выполнение. В третьей возрастной группе (средний возраст 22,5 лет) 75% участников делали однозначный выбор в пользу креативных заданий, 15% отдавали предпочтение стандартным заданиям, утверждая, что они привлекательны четкостью и ясностью цели, и 10% высказались за соединение одних с другими. С повышением возрастного порога выявлялись дополнительные аспекты, влияющие на выбор, в частности уровень знания иностранного языка - чем он выше, тем больше креативности; соотнесение временных затрат и результата; наличие стимулирующих факторов при выполнении креативных заданий. Полученный низкий результат креативности на первом курсе инициировал продолжение исследования с целью углубленного выявления рефлексии поведенческих мотивов. В рамках качественной составляющей было организовано анонимное письменное анкетирование под названием «Антикреатив или что мешает творчеству», которое показало отсутствие умений целеполагания и корректной организации своей деятельности у вчерашних школьников (см. рис. 2).

Рис. 2. Представления первокурсников о причинах «антикреативности»

Изучение возрастных особенностей отношения к креативности подтверждает тезис российских ученых об относительно пассивной позиции студентов на начальной стадии обучения в вузе [7, с. 148]; отражает изменение этого отношения в направлении вовлеченности в выполнение креативных заданий к 3му курсу как результат приобретения позитивной жизненной ориентации, правильного мировоззрения и, наконец, демонстрирует формирование устойчивой креативной компетенции к моменту вступления в этап взрослого возраста.

Анализ возрастной расположенности к восприятию и успешному выполнению креативных заданий показывает, что наиболее благоприятной для стимуляции творческого потенциала является категория учащихся раннего взрослого возраста (старше 20 лет), когда развитие креативной компетенции должно совпадать с приобретением знаний по иностранному языку для специальных целей

(LSP). Вместе с тем, актуальной остается выработка методических подходов к разработке креативных заданий на стартовом уровне изучения иностранного языка (Elementary, Pre-Intermediate). Создание таких заданий требует развитой креативной компетенции преподавателя и напряженного умственного труда по разработке методик, которые бы содействовали формированию коммуникативной компетенции учащихся с учетом новых требований. Подобная проблема не является чисто российской, на общеевропейском уровне она подробно рассмотрена в главе 6-ой «Изучение и преподавание языков» Документа Совета Европы CEFR [13, pp. 131-142]. Низкая учебная мотивация создает определенные трудности в преподавании языков на младших курсах, заставляет педагогов искать новые стратегии стимуляции мыслительной активности в условиях нового педагогического дискурса. Принцип опоры любого образовательного контекста на главенствующую роль познавательных способностей учащихся («savoir-apprendre») [13, p. 107], остается неизменным.

Несмотря на неспособность гуманитарных наук оформить креативную идею в виде патента, изобретения, научного открытия, в российской лин-гводидактике постепенно осуществляется переход от стандартизированных упражнений к креативным. В настоящий момент ряд педагогов-новаторов стремятся переориентировать преподавание иностранного языка на современные модели действия, развивающие творческое мышление на иностранном языке. В серии статей д. пед. н. Павловой И. П. предпринята актуальная попытка разработки креативных подходов к заданиям по развитию научного синтаксиса речи у студентов-лингвистов [11]. Следует отметить глубокий подход к развитию творческих видов заданий Калмыковой Е. И. и Шпетного К. И., ориентирующий на взаимосвязанное развитие различных видов речевой деятельности и их комбинаций на старших курсах МГЛУ [4]. Развитию креативных упражнений в лингводидактике посвящены работы Легостае-вой О. В., Алешиной А. Б., Конышевой А. В. [8; 1; 5;]. Формат статьи не позволяет рассмотреть все виды креативных заданий применительно к конкретным целям различных направлений подготовки. Указанные труды соединяют лучшие российские методики по расширению пределов коммуникативного общения с современными европейскими подходами к преподаванию иностранного языка. Однако при более пристальном изучении предлагаемых решений становится очевидно, что все они также посвящены развитию креативной компетенции студентов, лингвистов, переводчиков, уже достигших в языке продвинутого уровня Upper-Intermediate - Advanced.

Нерешенной остается и методическая проблема стандартизированной оценки творческого задания. В настоящее время в вузах оформляется балльно-рейтинговая ведомость, в которой предусмотрена графа «творческий рейтинг» студента. Однако, учебная литература по иностранным языкам не содержит классификации упражнений по

принципу типовое / креативное, что значительно затрудняет оценку способностей к творчеству. Подобное разделение отсутствует не только в стандартных бумажных (paper-based) тестах, но и в большинстве контрольно-измерительных материалов сети Интернет. В результате оценивание творческого задания происходит произвольно, в зависимости от личных учебных предпочтений преподавателя.

Анализ российской научно-педагогической литературы наряду с изучением основополагающих документов Совета Европы в сфере лингводидак-тики позволяет сформулировать общие требования к креативному заданию. В отличие от объяснительно-иллюстративного, оно основывается на проблемном обучении и позволяет видеть предмет изучения в новых, оригинальных ракурсах. Креативное задание предполагает постановку проблемы, связанной с содержательной стороной жизни (проблемная ситуация) и должно стимулировать учащегося к самостоятельному поиску ее решения. Применительно к сфере изучения иностранных языков это означает поиск информации на иностранном языке, извлечение искомого аутентичного контента, побуждение к говорению на иностранном языке, участие в дискуссии на иностранном языке. Оценивая правильность выполнения задания, необходимо принимать во внимание уровень сложности поставленной задачи, грамматические и лексические соответствия, логичность построения высказывания, а также такие аспекты языка, как беглость, гибкость, связность, корректный выбор регистра речи. Выполнение задания часто предполагает обучение на более высоком уровне сложности и сопровождается высоким темпом изучения материала, а также демонстрирует плодотворное взаимодействие. Настоящей статьей автор имеет намерение инициировать дискуссию о видах креативных заданий по иностранному языку, критериях их отбора и оценки.

В завершение хотелось бы отметить, что любое педагогическое проектирование, а Центр стратегических разработок - это консультативный орган при Президенте РФ, - чрезвычайно ответственное дело. Методические подходы к образованию как к бизнес процессу и описание его в рыночных категориях, излишняя увлеченность технократическими параметрами обучения в вузе может завершиться формированием «цифрового человека» (e-homo), который выступает только в социальной роли производителя новой информации и потребителя услуг. Вместе с тем, в условиях, когда главным драйвером массовой генерации инноваций становится креативный человеческий капитал [2, с. 8;], определенная коррекция в области синергии человека как индивида и члена общества всегда полезна. Исходя из значимости интеллектуальной деятельности в условиях цифровой трансформации общества, креативные задания должны обеспечить становление нового мышления и занять центральное место в учебных программах, курсах подготовки, классной работе. Анализ возрастной расположенности к творчеству

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

Í4

01 Z

свидетельствует об отсутствии креативного компонента или его неполной сформированности у поступающих в вузы, что диктует необходимость профилактики «антикреативности» на начальном этапе вузовского обучения в виде стимуляции мотивации к творчеству и формирования навыка креативности с учетом шкалы возможностей конкретного учащегося. Формирование креативной компетенции в значительной мере отнесено к педагогике встречных усилий и не поддерживается методически в виде наличия четких критериев по подготовке и отбору креативного материала для занятий и выработки четких количественных методов оценки результата. В силу линейного способа построения учебных программ по иностранным языкам необходимо обеспечить системный подход к организации обучения креативности как учебной цели (компетенция) на базе постановки креативных задач и выполнения креативных заданий / упражнений (навыки). В этом случае образовательные технологии полностью синхронизируются с критериями социального заказа на будущего специалиста.

Литература

1. Алешина А.Б. Креативные задания на этапе введения и семантизации новой лексики при обучении говорению [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kreativnye-zadaniya-na-etape-vvedeniya-i-semantizatsii-novoy-leksiki-pri-obuchenii-govoreniyu (дата обращения 25.11.2018)

2. Борисова Н.Н. Инновационно-ориентированное управление человеческими ресурсами: Монография. М.: Креативная экономика, 2014. 132 с.

3. Двенадцать решений для нового образования. Экспертный доклад центра стратегических разработок и высшей школы. Апрель 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/uploads/files/news/24722/Доклад_об разование^Т (дата обращения 22.11.2018)

4. Калмыкова Е. И. Шпетный К. И. Творческие виды заданий для развития умений речевого общения при модульном обучении. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-vidy-zadaniy-dlya-razvitiya-umeniy-rechevogo-obscheniya-pri-modulnom-obuchenii (дата обращения 29.03.2018)

5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск: Тетрасистемс, 2011. 304 с.

6. Креативность. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/termin/kreativnost.html (дата обращения 25. 11.2018).

7. Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Основы профессиональной лингводидактики. Серия «Профессиональная лингводидактика»: монография. М.: Изд-во АПКиППРО, 2015. 232 с.

8. Легостаева О. В. Система логико-грамматических, творческих заданий и заданий с культурологическим компонентом при изучении имени прилагательного [Электронный ресурс].

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-logiko-grammaticheskih-tvorcheskih-zadaniy-i-zadaniy-s-kulturologicheskim-komponentom-pri-izuchenii-imeni-prilagatelnogo-v (дата обращения 25.11.2018)

9. Методология педагогики: монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережная и др.// под общ. Ред. В.Г. Рындак. - М.: ИНФРА-М, 2018. 296 с.

10.Научно-педагогические школы России в контексте Русского мира и образования. Коллективная монография / Под ред. Е.П. Белозерцева. - М.: АУРО-XXI, 2016. 592 с.

11.Павлова И. П. Формирование у студентов языковых вузов профессиональной коммуникативной компетенции в практическом курсе грамматики // Вестник Моск. гос. лингв. ун-та, 2011. Вып. 3(609): Сер. Педагогические науки. С. 59-72

12.Сергеев А. М. Выступление Президента РАН на Московском экономическом форуме 4 апреля 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.nakanune.ru/news/2018/04/03/22503216/ (дата обращения 25. 11. 2018)

13^ommon European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge. 2002. [Электронный ресурс ]. URL: https://rm.coe.int/1680459f97 (дата обращения 22.11.2018)

14.Creativity. [Электронный ресурс]. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/creativity (дата обращения 15.11.2018)

Conceptual approaches of modern education and the possibility of their implementation in the field of foreign language training Makarova T.G.

Plekhanov Russian University of Economics The article deals with the concept of the Center for Strategic Research of Russia concerning the tasks of modern education and the possibility of its implementation in the area of foreign language teaching. Special attention is given to the compliance of educational technologies with the development of the creative potential of any individual in the conditions of the information society and the cognitive challenge of the 21st century. Modern educational technologies for the development of creative competence, which allow to overcome the negative manifestations of "educational failure" are highlighted. In terms of pedagogical methodology, creative competence is considered as the result of progressive formulation of learning tasks: creative task, creative skill, creative competence. The article formulates "framework" requirements for the creative task in the university and analyzes the possibilities of integrating creative tasks into educational activities to improve foreign language training. Key words: creative personality, learning technologies, education, learning process, creative competence, foreign language teaching, task, skill References

1. Aleshina A.B. Creative tasks at the stage of introducing and se-

mantizing new vocabulary while teaching speaking [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article7v/kreativnye-zadaniya-na-etape-vvedeniya-i-semantizatsii-novoy-leksiki-pri-obuchenii-govoreniyu (the date of appeal is 25.11.2018)

2. Borisova N.N. Innovation-oriented human resource management:

Monograph. M .: Creative Economy, 2014. 132 p.

3. Twelve decisions for new education. Expert report of the Center

for Strategic Research and Higher Education. April 2018. [Electronic resource]. URL: http://www.ug.ru/uploads/files/news/24722/Document_construct ion.pdf (appeal date 11/22/2018)

4. Kalmykova EI. Shpetny K. I. Creative types of tasks for the de-

velopment of speech communication skills with modular training. [Electronic resource]. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-vidy-zadaniy-dlya-razvitiya-umeniy-rechevogo-obscheniya-pri-modulnom-obuchenii (appeal date 03/29/2018)

5. Konysheva A.V. Modern methods of teaching English. Minsk: Tetrasystems, 2011. 304 p.

6. Creativity. [Electronic resource]. URL: http://didacts.ru/termin/kreativnost.html (appeal date 25. 11.2018).

7. Krupchenko A. K., Kuznetsov A. N. Osnovy professional ling-vodidaktiki. Series "Professional linguodidactics": monograph. M .: Publishing house APKiPPRO, 2015. 232 p.

8. Legostaeva OV. The system of logical-grammatical, creative tasks and tasks with the culturological component in the study of the adjective [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-logiko-grammaticheskih-tvorcheskih-zadaniy-i-zadaniy-s-kulturologicheskim-komponentom-pri-izuchenii-imeni-prilagatelnogo-v (access date 25.11.2018)

9. Pedagogy Methodology: monograph / Е.А. Alexandrova, R.M. Asadullin, E.V. Berezhnaya and others. // under total. Ed. V.G. Ryndak. - M .: INFRA-M, 2018. 296 p.

10. Scientific and pedagogical schools of Russia in the context of the Russian world and education. Collective monograph / Ed. E.P. Belozertseva. - M .: AURO-XXI, 2016. 592 p.

11. Pavlova I. P. Formation of professional communicative competence in students of language universities in the practical grammar course // Bulletin of Mosk. state ling. University, 2011. Vol. 3 (609): Ser. Pedagogical sciences. Pp. 59-72

12. A. Sergeev. Speech by the President of the Russian Academy of Sciences at the Moscow Economic Forum on April 4, 2018. [Electronic resource] URL: https://www.nakanune.ru/news/2018/04/03/22503216/ (appeal date 25. 11 . 2018)

13. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge. 2002. [Electronic resource]. URL: https://rm.coe.int/1680459f97 (appeal date 11/22/2018)

14. Creativity. [Electronic resource]. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/creativity (appeal date 11/15/2018)

o o oo ■o m

O m n m b A

X £ m O

x o m

0

01 ■o A u o n A X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.