А.В. Симоненко,
начальник Воронежского института МВД России, доктор юридических наук, доцент
ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ОВД — ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ИНСТИТУТА
По материалам учебно-методического сбора начальников образовательных учреждений МВД России 1-3 марта 2007 года
В марте текущего года в Казани проведен учебно-методический сбор руководителей образовательных учреждений МВД России. Впервые в истории министерства его проводил лично министр внутренних дел России генерал армии Р.Г. Нургалиев. Сбор проходил в режиме видеоконференции с использованием ЕИТКС министерства. Заместители министра, начальники департаментов, руководители более двадцати ГУВД (УВД) приняли участие в обсуждении проблем подготовки кадров для органов внутренних дел.
И на прошедшей в феврале коллегии министерства, и на сборе в Казани министр высоко оценил ведомственную систему образования, отметил положительные тенденции ее развития и совершенствования, обратил внимание руководителей на адаптацию образовательных учреждений МВД в современном образовательном пространстве.
Известно, что модернизация российского образования связана с основными направлениями социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу и учитывает международные тенденции, определенные в рамках Болонского процесса. В этой связи принципиально важно обеспечить комплексное решение задач, стоящих перед органами внутренних дел, сохранив при этом накопленный десятилетиями уникальный опыт ведомственного образования.
Министром отмечено, что главным достижением ведомственного образования является гармоничное сочетание фундаментальной академической и профильной подготовки кадров. В данной ситуации необходимо очень взвешенно учитывать национальные тенденции развития милицейского образования. Непродуманное, слепое копирование структурной перестройки европейских национальных систем высшего образования, осуществляемой в рамках Болонского процесса, может привести к утрате ценностей и традиций российского образования, ухудшению качества подготовки специалистов для органов внутренних дел.
В отличие от англосаксонской системы, основанной на двухуровневом подходе, — бакалавриате и магистратуре, — который и заложен в
основу Болонского соглашения, в МВД России существует классическая система образования с непрерывной пятилетней подготовкой дипломированных специалистов. За многие годы она на практике доказала свою эффективность.
Стратегия развития нашего ведомственного образования, отметил министр, должна обеспечить, с одной стороны, сохранение целевой непрерывной подготовки дипломированных специалистов для правоохранительной службы, а с другой — постепенное внедрение новых форм двухуровневого образования — бакалавриата и магистратуры.
«... Наша главная задача состоит в том, чтобы сосредоточить основные усилия на тех вопросах, которые негативно влияют на развитие кадровой работы в Министерстве внутренних дел и требуют своего скорейшего разрешения. Важная роль в этом принадлежит руководителям образовательных учреждений нашей системы», — отметил Р. Г. Нургалиев.
Особое место в системе образовательных учреждений МВД России занимает Воронежский институт. По численности постоянного и переменного состава он пятый из двадцати четырех вузов МВД. Его особенность в том, что ни в одном вузе МВД не готовят специалистов по радиотехническим специальностям, специалистов для вневедомственной охраны и других подразделений, занимающихся вопросами защиты информации и информационной безопасности, телекоммуникации и связи и др. Радиотехнический факультет — основа института, которым по праву может гордиться вся система милицейского образования. За более чем двадцать семь лет своей деятельности факультет основательно вырос как по научно-педагогическому, практическому, так и по материально-техническому потенциалу. Имена ученых кафедр технической направленности известны далеко за пределами института, выпускники факультета работают во всех регионах России и ближнего зарубежья.
Институт сегодня обладает мощным научнопрактическим потенциалом (у нас 36 докторов и 146 кандидатов наук), сильным педагогическим коллективом, профессионально-компетентным
профессорско-преподавательским составом, кадро-
вым и воспитательным аппаратом, должной учебно-методической и материально-технической базой. Поэтому самое главное сегодня — сохранить все наработанное институтом за двадцать семь лет работы, приложить максимум усилий для того, чтобы преумножить, развить и совершенствовать все направления деятельности.
Одним из основных показателей деятельности вуза МВД является «закрепляемость выпускников», т.е. процент выпускников, работающих в ОВД более трех лет. К сожалению, наш институт по этому показателю занимает только 30-е место среди 52 вузов и их филиалов. Это среднероссийский (15%) процент закрепляемости выпускников. Такое положение требует от нас реформирования и оптимизации системы профессиональной ориентации и профотбора абитуриентов, системы воспитания и психологопедагогического сопровождения обучаемых, совершенствования форм и методов образовательного процесса, усиления практической составляющей обучения, скорейшего внедрения в учебновоспитательный процесс новых, современных образовательных технологий, его максимальной информатизации. Говоря в Казани о закреплении выпускников, Р.Г. Нургалиев потребовал от руководителей практических подразделений ОВД «обеспечить каждому молодому специалисту такое вхождение в должность, которое позволит ему психологически и профессионально начать оперативно-служебную деятельность, привыкнуть к нагрузкам, научиться применять полученные знания и умения».
Планируя учебно-воспитательный процесс, мы должны исходить из того, что требования, предъявляемые к сотруднику милиции, сегодня очень высоки. Он должен быть не только профессионально грамотным, обученным теоретически и знать свое дело, но и владеть комплексом профессионально-значимых личностных качеств, которые обеспечат ему успех его практической деятельности. Он должен обладать высокой профессиональной, правовой и криминологической культурой, высокой нравственностью, патриотизмом и ответственностью.
Далеко не случайно президент России Владимир Владимирович Путин отмечал: «Нам
нужны такие правоохранительные органы, работой которых граждане будут гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах».
Мы должны всегда помнить о том, что успех профессиональной деятельности наших выпускников и сотрудников института основан на нравственности. Нарушения нравственных норм отдельными сотрудниками подрывают престиж и авторитет института, формируют отрицательное отношение граждан к ОВД, оказывают существенное негативное влияние на всю систему правоохранительных органов.
В этом направлении многое предстоит сделать в свете требований Приказа МВД России от 1 февраля 2007 года «О коренном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел». Начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенант милиции В.Я. Ки-коть одной из приоритетных задач считает «формирование в подразделениях здорового моральнопсихологического климата и атмосферы нетерпимости к нарушителям дисциплины и законности».
Мы должны стремиться подготовить специалиста, строго соблюдающего нормы права, законности и нравственные принципы. Ведь каждый сотрудник ОВД, являясь частью правоохранительной системы, должен постоянно осознавать личную ответственность за защиту гражданина и закона, соблюдение прав и свобод человека, утверждение добра и справедливости. Он обязан бороться с безнравственностью, злом и беззаконием. Это возможно при условии, если нравственные нормы и принципы станут его убеждениями, правилами и привычками, составной частью правовой и профессиональной культуры сотрудника, если он будет не только профессионально компетентен, но и нравственно воспитан.
И самое главное. Мы должны максимально приблизить обучение и воспитание курсантов и слушателей института к нуждам практиков. Для этого нам необходимо теснее взаимодействовать с ГУВД по Воронежской области, Департаментом госзащиты имущества и ГУП «Охрана», другими практическими подразделениями. Шире привлекать к участию в учебно-воспитательном процессе практических работников, чаще проводить занятия в территориальных органах внутренних дел. Мы должны четко осознавать и качественно решать нашу главную задачу — готовить квалифицированных специалистов именно для органов внутренних дел, соответствующих современным требованиям. На этом должны быть сосредоточены все наши усилия, именно на это должна быть направлена вся наша деятельность.