Научная статья на тему 'Приоритет - подготовка кадров'

Приоритет - подготовка кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритет - подготовка кадров»

Официальные материалы

ІЗ

&

«

I

&

«

:<

«

ІБ

ср

Р.Г. Нургалиев*

Приоритет - подготовка кадров

(Доклад на учебно-методическом сборе руководителей образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Казань, март 2007 г.)

О ведомственном опыте

В быстро меняющейся из-за новых криминальных вызовов и угроз оперативной обстановке в связи с повышением общественной опасности современной преступности на первый план выдвигается подготовка

высокопрофессиональных сотрудников, способных использовать передовые технические достижения и тактические приемы. Однако сегодня во многих сферах существует критический разрыв между наукой, теорией и практикой правоохранительной деятельности. Наша цель - выработать наиболее оптимальные пути преодоления этого разрыва, обеспечив решение триединой задачи: приведение науки в соответствие с реалиями современности, обеспечение качества и глубины теоретической подготовки и самое главное - адаптация практики к современным вызовам и угрозам.

На коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации в феврале текущего года подводились итоги 2006 г., Кадровой работе в целом была дана положительная оценка. И действительно, многие проблемы в течение прошедших четырех-пяти лет были успешно решены. Модернизация российского образования связана с основными направлениями социальноэкономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и учитывает международные тенденции, определенные в рамках так называемого Болонского процесса (Болонская декларация 1999 г.). В этой связи нам принципиально важно обеспечить комплексное решение задач, стоящих перед системой органов внутренних дел, сохранив при этом накопленный десятилетиями уникальный опыт ведомственного образования.

* Министр внутренних дел Российской Федерации, генерал армии.

О нашей специфике

Специфика профессиональной подготовки в МВД России заключается прежде всего в закрытости специальных знаний и целевом характере обучения специалистов для осуществления особой правоохранительной деятельности, которая принципиально отличается от общегражданских профессий. Главное, что было достигнуто ведомственным образованием, - это гармоничное сочетание ^

фундаментальной академической и профильной подготовки кадров. Поэтому учитывать мировые и е

национальные тенденции развития милицейского образования необходимо взвешенно. О

Непродуманное, слепое копирование структурной перестройки европейских национальных систем высшего образования, осуществляемой в рамках Болонского процесса, может привести к утрате Щ

ценностей и традиций российского образования, ухудшению качества подготовки специалистов для органов внутренних дел. Неизбежно и сужение спектра научно-методических работ, разрыв между наукой и образованием. а

В отличие от англо-саксонской системы, основанной на двухуровневом подходе, - бакалавриате ^

и магистратуре, который и заложен в основу болонского соглашения, - в МВД России существует к

классическая форма образования с непрерывной пятилетней подготовкой дипломированных специалистов. За многие годы она на практике доказала свою эффективность. Вот почему стратегия развития нашего ведомственного образования должна обеспечить, с одной стороны, сохранение целевой непрерывной подготовки дипломированных специалистов для правоохранительной службы и, с другой, - постепенное внедрение новых форм двухуровневого образования. В любом случае наша главная задача состоит в том, чтобы сосредоточить основные усилия на тех вопросах, которые ^

негативно влияют на развитие кадровой работы в Министерстве внутренних дел и требуют своего ,^у

скорейшего разрешения. Важная роль в этом принадлежит руководителям образовательных учреждений р

наше й систе мы... ^

С* *

Об отборе кандидатов на обучение ^

о

Первое, с чего начинается работа по повышению качества подготовки специалистов, - это у

адекватный современным требованиям отбор кандидатов на обучение в образовательных учреждениях. Д;

До сих пор этот исходный элемент подготовки кадров, обеспечивающий главный результат 8

деятельности всей системы образовательных учреждений, работает недостаточно эффективно. Мало е

используется на практике опыт зарубежных правоохранительных органов по изучению личностных ^

качеств и профессиональной пригодности кандидатов на обучение. и

Нам предстоит проработать порядок поиска и отбора кандидатов на обучение в ведомственные вузы, обеспечив создание полноценной системы профессиональных требований к сотруднику органов внутренних дел, адекватной обновленным целям оперативно-служебной деятельности и современному состоянию криминальной ситуации. Они должны быть оформлены в виде профессиональных (квалификационных) стандартов, к разработке которых вузам, вместе с департаментами и комплектующими органами, необходимо приступать уже сейчас. Отправной точкой должно стать четкое понимание специфики задач будущей оперативно-служебной деятельности выпускников. В результате -ОТ

необходимо сформировать целостную систему, которая должна начинаться с поиска и отбора кандидатов и в конечном итоге обеспечивать максимальное соответствие выпускника предстоящей профессиональной деятельности. о

Обратил бы особое внимание: необходимость развития системы довузовской подготовки на базе суворовских училищ, кадетских корпусов, милицейских лицеев, колледжей и специализированных и

школьных классов. И здесь нам предстоит проработать дополнительные меры по развитию системы и

довузовского образования.

1^

О молодых специалистах ^

&

Следующий вопрос - закрепление молодых специалистов и проблемы адаптации выпускников ^

вузов. Каждому молодому сотруднику мы должны обеспечить такое вхождение в должность, которое позволит ему психологически и профессионально начать оперативно-служебную деятельность,

привыкнуть к нагрузкам, научиться применять полученные знания и умения.

О расчете потребностей

Очень важный вопрос - прогнозирование потребностей в специалистах. Ежегодно 34 ведомственных образовательных учреждения системы МВД России выпускают примерно 27 тыс. специалистов по 18 специальностям. Руководители центрального аппарата МВД, министерств и ГУВД

Официальные материалы

по регионам, УВД на местах не всегда точно определяют перспективные на 3-5-7 лет вперед, да и текущие потребности в оперативных работниках, следователях, участковых, специалистах со средним специальным и высшим образованием - с тем, чтобы сделать обоснованный заказ образовательным учреждениям. Для решения этих проблем необходимо сформировать эффективный механизм научно обоснованного определения и прогноза потребностей в специалистах разных профессий минимум на среднесрочную перспективу и создать условия для их удовлетворения. Однако какой бы эффективной ни была система прогнозирования, конечные результаты профессиональной подготовки напрямую ^ зависят от распределения выпускников вузов по профилю полученного образования. Вот почему необходимо исключить ситуации, когда курсанта, завершающего свое обучение, направляют на службу ^ не по его специальности, а в те подразделения, где больше вакансий.

*!

Об оптимизации системы образования

Система образования МВД России - одна из самых крупных в стране. На ее обеспечение в ^ 2006 г. было выделено более 9,6 млрд. рублей, более 1 млрд. рублей привлечено из внебюджетных

^ средств. Растущий организационный и материально-технический потенциал ведомственной системы ^ подготовки кадров дополняется и мероприятиями по оптимизации учебных заведений МВД России. Однако здесь возникает проблема: существующие нормативы предельного возраста службы в органах внутренних дел явно противоречат потребностям вузов правоохранительных органов в кадрах высокой квалификации. Неоправданно низкие нормативы предельного возраста службы для ученых и педагогов могут серьезно ослабить научно-педагогический потенциал вузов МВД России. Поэтому, думаю, выражу общее мнение, если скажу, что назрела необходимость в проработке возможности повышения данных нормативов до 60 лет.

Не менее сложный и актуальный вопрос - последствия прекращения подготовки кадров по программам среднего специального образования. С 1 января 2008 г. выпускники средних образовательных учреждений МВД России, не прошедшие службу в Вооруженных силах Российской ^ Федерации, подлежат призыву на военную службу. Данное обстоятельство не дает возможности ^ сохранить эти образовательные учреждения. Мы приняли решение создавать на базе специальных ^ средних образовательных учреждений филиалы и факультеты вузов Министерства внутренних дел. 3 При этом, в соответствии с Федеральным законом от 1996 г. № 125 «О высшем послевузовском ^ профессиональном образовании», филиалы вузов будут создаваться только вне места нахождения ^ образовательного учреждения высшего профессионального образования. Если среднее образовательное ^ учреждение находилось в том же месте, что и вуз, там расположатся его факультеты.

^ В ближайшее время мы должны завершить проработку вопроса о передаче в вузы МВД России

^ штатного состава и материально-технической базы средних специальных учебных заведений. При этом нам следует проработать вопрос о компенсации подготовки специалистов соответствующего профиля уже в вузах.

Помимо этого в кратчайшие сроки необходимо проанализировать рентабельность всех остальных составляющих ведомственной системы образования и оптимизировать ее, в первую очередь за счет не эффективных, без достаточного научного потенциала, филиалов. Так мы обеспечим специализацию учебных заведений по основным направлениям деятельности МВД России с учетом территориальных особенностей. При этом надо определить базовые вузы, которые будут ^ координировать профильную подготовку по всей вертикали учебных заведений.

^ О корректировке учебного процесса

и

££ Существенной корректировки потребует и содержание учебного процесса, связанного с

^ изменениями в структуре и характере криминальных угроз. В течение последних лет практические ^ органы в целом адекватно реагировали на новые элементы оперативной обстановки. Сегодня назрела ^ острая необходимость системной подготовки специалистов по ряду новых направлений, а также тем е видам деятельности Министерства, роль которых в последние годы существенно возросла. Речь идет об обучении специалистов по борьбе с незаконной миграцией, преступностью в сфере высоких технологий, экстремизмом и терроризмом, новыми схемами экономических преступлений. Необходимо создать систему целевой подготовки и руководителей звена городских, районных и линейных органов внутренних дел. Острой остается потребность в специалистах информационных, информационноаналитических, финансово-экономических и тыловых подразделений.

О нормативно-правовой составляющей

Большое влияние на эффективность системы профессиональной подготовки кадров оказывает и нормативно-правовая обеспеченность этой деятельности.

Например, действующие нормативы штатной численности структурных подразделений образовательных учреждений, определенные приказом МВД России от 1997 г. № 74 «Об утверждении нормативов штатной численности и Перечня должностей начальствующего состава, соответствующих е им специальных званий в образовательных учреждениях МВД России», не предусматривают в ^ академиях и университетах серьезных научных подразделений, и даже такой важной научной должности, как главный научный сотрудник. Все академии, институты, высшие школы и институты

Об ученых-практиках

Ьв

а

х 22

повышения квалификации нашей системы имеют одинаковые нормативы штатной численности. к Однако они не соответствуют уровню академий и университетов в качестве ведущих научных центров. Целесообразно было бы рассмотреть вопрос о корректировке существующих нормативов.

Без профессиональной науки невозможно концентрировать научный потенциал на ^

приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности. В результате нас захлестывает вал ^

исследований, которые не вносят существенного вклада в развитие фундаментальных знаний.

Отдельный вопрос - создание нашим ученым, имеющим высокую научную репутацию и известность, благоприятных условий для максимально долгой творческой работы на благо ^ ведомственной науки - подготовки настоящих профессионалов своего дела в сфере обеспечения безопасности и правопорядка. И здесь целесообразно изучить возможность использовать опыт ведущих российских вузов по интеграции науки и образования созданием научно-исследовательских лабораторий при учебно-научных комплексах. Таким образом, мы сэкономим штаты и обеспечим более ^

эффективную интеграцию кафедр. Стоит подумать и о том, чтобы численность и организационно- г

штатная структура таких лабораторий соответствовала сложившимся взглядам на научные школы в СЪ

ведущих вузах страны, а штатное расписание предусматривало бы наличие пятиуровневой системы

р

о

градации научных работников, от младшего до главного научного сотрудника. Такой коллектив в ^

интеграции с профессорско-преподавательским составом кафедры мог бы действительно образовать устойчивую, эффективную научную школу, способную решать практически все важные проблемы и

у

задачи оперативно-служебной деятельности в течение многих лет. Целесообразно, на мой взгляд, и

использовать в нашей системе опыт ведущих российских и зарубежных вузов по введению должностей, ^

аналогичных «Почетному президенту академии», «Почетному председателю ученого совета» и других. р Их могли бы замещать бывшие руководители практических органов, имеющие ученые степени и звания ^

и способные внести в учебный процесс и научные исследования собственный уникальный ^

практический опыт. Таким образом, мы сохраним специалистов для нашей системы. Например, в Институте экономики Российской академии наук почетным председателем ученого совета института является академик Абалкин, научным руководителем Высшей школы экономики “ академик Ясин. Они уже на пенсии, но успешно поддерживают свои научные школы.

О ведомственной науке

о

Если судить по формальным показателям, в ведомственных научных и образовательных ^

учреждениях активно функционирует система подготовки научных и научно-педагогических кадров “ ^

в адъюнктурах и докторантурах обучаются более 1300 человек. Ежегодный выпуск составляет около ^

430 человек. Действуют 35 кандидатских и докторских специализированных диссертационных советов. ^

Защита диссертаций в установленный срок по разным вузам составляет от 60 до 100 процентов. Это 8

неплохие показатели. Однако существует значительное количество различных проблем. Одна из них ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

“ низкая практическая отдача научных исследований, а зачастую и полная непригодность результатов 1 о

разработок таких ученых для нужд Министерства внутренних дел.

Министерство в последние годы предпринимает усилия по повышению эффективности результатов научных исследований. Однако, надо признать, проблема до сих пор актуальна.

К)

К)

В совершенствовании нуждается и взаимодействие образовательных учреждений с органами внутренних дел. В настоящее время оно, как правило, одностороннее и сводится к формальным процедурам. Предпринимаются лишь отдельные попытки создать системные формы взаимодействия образовательных учреждений и органов внутренних дел. Например, в городе Волгограде создан Координационный совет по комплексному сотрудничеству с региональными ГУВД.

Официальные материалы

Думаю, все мы помним тех Учителей с большой буквы, лекции которых, с примерами из собственного опыта, прививали не только знания, но и ответственное, уважительное отношение к профессии. Благодаря таким педагогам учебный процесс постоянно пополнялся передовым опытом, основывался на современных методиках преподавания и глубоком знании теории. Территориальные подразделения, в которых они прежде служили, сами стремились поделиться новыми оперативными наработками, методиками экспертных исследований и т.д., вполне резонно рассчитывая получить отдачу в виде хорошо подготовленных специалистов. К сожалению, таких преподавателей в системе ведомственного образования пока единицы. Найти педагогов в высоком смысле этого слова, в т.ч. среди практиков, создать необходимые условия для научной и педагогической работы “ наша общая задача.

В этих условиях необходимой формой поддержания высокого уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава должна стать организация системы их стажировок в территориальных органах внутренних дел. Для этого необходимо нормативно определить порядок и сроки их прохождения.

Не менее важным условием эффективности практического обучения курсантов и слушателей является участие практических работников в учебном процессе. Опыт такой работы есть. Например, в течение 2006 г. занятия в образовательных учреждениях проводили свыше тысячи практиков. Средний стаж их работы в органах внутренних дел составил 15 лет. Однако важно, чтобы и постоянный состав преподавателей был укомплектован опытными, состоявшимися в научном и профессиональном плане людьми. При этом необходимо исключить возможность того, чтобы профилирующие дисциплины преподавали старшие лейтенанты, которые знают о предмете преподавания по учебникам и рассказам практиков. Руководителям образовательных учреждений и территориальных органов внутренних дел, выступающим в роли заказчиков кадров, необходимо обратить на это особое внимание.

Рассматривая наиболее сложные проблемы развития ведомственной системы подготовки кадров, нельзя обойти стороной внебюджетную деятельность и материальное обеспечение профессионального образования. В текущем году необходимо проверить эффективность расходования внебюджетных средств, исходя из целевого предназначения учебных заведений и их ведомственной принадлежности.

О будущем органов внутренних дел

В завершение еще раз подчеркну, что главная задача, которую нам предстоит решить, - это качественное совершенствование всех элементов ведомственной системы образования и повышение эффективности решения фундаментальных задач обеспечения безопасности и правопорядка через кадровое и научно-методическое обеспечение. Для этого необходимо:

- повысить общий уровень профессиональной подготовки и культуры сотрудников ОВД;

- добиться закрепления выпускников учебных заведений на службе;

- повысить восприимчивость системы МВД России к инновациям;

- улучшить механизм внедрения новых методов профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;

- проводить профессиональную работу по формированию престижа службы в органах внутренних дел.

Подводя итоги учебно-методического сбора, необходимо отметить, что состоялось заинтересованное, всестороннее и продуктивное обсуждение вопросов развития системы образования Министерства внутренних дел. Но это только начало масштабной работы, которую предстоит проделать, чтобы коренным образом улучшить подготовку кадров для органов внутренних дел. От того, насколько продуманные и последовательные меры мы разработаем, будет зависеть будущее всей системы органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.