ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ: ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ЗАКОНУ И ПРАВУ
1 октября 2009 года исполняется 30 лет Воро -нежскому институту МВД России. За это время вуз прошел путь от небольшой специальной средней школы милиции до одного из крупнейших ведомственных образовательных и научных центров России. На пороге такого важного события можно еще раз оглянуться в прошлое и вспомнить славные страницы его истории. Наше интервью с начальником института доктором юридических наук, доцентом генерал-майором милиции Александром Викторовичем Симоненко.
- Александр Викторович, три десятилетия
— пора расцвета для образовательного учреж-дения. Но нельзя говорить о дне сегодняшнем и уж тем более заглядывать в день завтрашний, забывая о том, что произошло вчера. А как все начиналось?
- 30 лет — тот срок, когда уместно оглянуть -ся назад и подвести некоторые итоги. За это время коллективом пройден большой путь и сделан значительный шаг вперед в становлении и разви -тии образовательного учреждения. Институт сегодня по всем аккредитационным показателям соответствует статусу академии и уверенно вхо-дит в число ведущих, значимых и самых крупных вузов Министерства.
Начиналось все в 1978 году, когда Совет министров издал распоряжение об организации Во -ронежской средней специальной школы милиции МВД СССР (ВССШМ) для подготовки специа-листов для вневедомственной охраны со средним техническим образованием.
Первым ее начальником стал полковник милиции Петр Васильевич Вернигоров, руко-
водивший школой восемь лет. Это — замеча-тельный человек и настоящий патриот, который начал службу в органах внутренних дел с па -мятного всем 1945 года. К нашему глубокому сожалению, 8 августа 2009 года Петра Василье -вича не стало.
В июле 1992 года Воронежская специальная средняя школа милиции была преобразована в Воронежскую высшую школу М ВД России, а в январе 1999 года — в институт. С 1987 по 2006 год его возглавляли генерал-майоры милиции А .Я. Мазуренко, В. Ф. Воробьев, А .В. Заряев — опытные руководите ли, много сделавшие для его развития.
С открытием школы начались поездки ее сводных отрядов на мероприятия по охране общественного порядка. В Москву — в 1980 году на XXII Олимпийские игры, в 1985 году — на XII Всемирный фестиваль молодежи и студен-тов, в 1986 — на Игры доброй воли, в период октябрьских событий 1993 года. В 1987—1988 годах в Гомельскую область Белоруссии в зону ликвидации последствий аварии на Чернобыль -ской АЭС, в ноябре 1988 года — в Закавказье.
Сегодня основу вуза составляет радиотехни -ческий факультет, на котором мы готовим специалистов по инженерным специальностям для подразделений вневедомственной охраны, связи, защиты информации и телекоммуникаций. Дру -гие вузы МВД милицейских инженеров не гото-вят. Хотя наш юридический факультет не менее престижен и авторитетен. По числу постоянного и переменного состава институт пятый из 22-х милицейских вузов страны.
За 30 лет работы институт подготовил более 12 тысяч специалистов для органов внутренних дел, свыше 10 тысяч сотрудников милиции про -шли в нем повышение квалификации. У нас учатся сотрудники МВД Монголии, Анголы , Беларуси, Таджикистана и Азербайджана. Мно -гие выпускники стали руководителями крупных милицейских подразделений в субъектах России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Не могу не сказать о профессорско-препо-давательском составе — заслуженной гордости вуза. В институте 22 кафедры. Более ста пятиде -сяти преподавателей имеют ученую степень кан -дидата наук, 35 — доктора наук, сорок сотрудников обучаются в адъюнктуре. Большой вклад в научно -практическое и методическое обеспечение учебно -воспитательного процесса вносят доктора наук Булгаков О.М., Векленко С.В., Хохлов Н.С., Меньших В.В., Спичкин Ю.В., Горбатенко С.А., Сумин В .И., Авсентьев О. С., Литвинов Д. А., Лелеков В. А., Тямкин А. В., Ме -
щерякова Е.И., Морозова Н.М., Скрыль С.В., Занина Т.М. и др.
Ежегодно в институте выполняется свыше 70 научно-исследовательских работ, в основном по заявкам практических подразделений органов внутренних дел. Только за последние пять лет учеными института получено 24 патента на изобретение и 15 патентов на полезную модель; 6 программных средств зарегистрировано в Государственном фонде алгоритмов и программ. С 2005 года институт является головным в системе МВД России по проблемам использования радиотехнических средств и анализу правовых ас -пектов информационной безопасности органов внутренних дел.
Успешно действуют и широко известны наши научные направления: по разработке эффективных методов противодействия утечке информации в компьютерных сетях; по разра-ботке и анализу радиотехнических систем для измерения координат подвижных объектов; по проблемам изучения личности преступника; предупреждения преступлений несовершенно -летних и молодежи.
- Каковы особенности подготовки милицейских кадров и по каким специальностям она ведется?
На радиотехническом факультете ведется подготовка специалистов по специальностям «Радиотехника», «Защищенные системы связи», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Сети связи и системы ком -мутации». Сегодняшний факультет — почти тысяча курсантов и слушателей.
Юридический факультет готовит курсантов по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность». С 1998 года ин-ститут осуществляет подготовку специалистов для подразделений по профилактике преступле -ний среди несовершеннолетних. Преподаватели и курсанты юридического факультета обеспечивают работу детского правозащитного спортив-но-оздоровительного лагеря «Ювеналист». Еже -годно здесь проходят курс оздоровления и социальной реабилитации подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. На факультете проходят обучение свыше 700 курсантов и слушателей.
По программам высшего профессионального образования на факультете заочного обучения без отрыва от службы проходят подготовку око -ло 1200 сотрудников органов внутренних дел.
С 1998 года в институте работает специаль -ный факультет для подготовки специалистов на договорной основе. Сегодня на факультете по юридическим и техническим специальностям обучается свыше 800 студентов.
- Как проводится обучение практических сотрудников органов внутренних дел?
Наш факультет дополнительного профессионального образования ежегодно проводит повы -шение квалификации около 1000 сотрудников самых различных категорий. Прежде всего, это специалисты вневедомственной охраны. На факультете обучаются также и сотрудники подраз -делений по защите информации, связи и автоматизации, подразделений по делам несовершеннолетних, инженеры-электроники и инженеры-программисты дежурных частей, информационных центров и ГИБДД — всего свыше 900 чело -век ежегодно. С 2008 года факультет ДПО при -ступил к обучению сотрудников подразделений связи, обеспечивающих управление и работоспособность единой информационной телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД).
В обеспечении образовательного процесса на факультете задействованы ведущие кафедры института: организации деятельности вневедом-ственной охраны, телекоммуникационных сис-тем, информационной безопасности, информационно-технического обеспечения ОВД, уголов -ного права и криминологии, административного права и административной деятельности ОВД, уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности, социально -гуманитарных дисцип-лин и др.
Повышение квалификации проводится с использованием гибкой системы обучения. Со все -ми прибывающими на сборы слушателями проводится собеседование или тестирование на предмет знания инструкций, приказов, руководящих документов, используемых ими в повседневной деятельности (так называемый «входной контроль»). После обобщения результатов «входного контроля» производится корректи-ровка в тематике проведения занятий с учетом уровня знаний и пожеланий слушателей. Для проведения занятий привлекаются высокопрофессиональные преподаватели, грамотные и опытные специалисты из практических органов ГУВД по Воронежской области, Департаментов МВД России. Для повышения эффективности обучения слушателей на факультете широко используется такая форма обучения, как выездные практические занятия.
- Существуют ли проблемы в отборе кандидатов на обучение в вузе? Какие недостатки мешают закреплению выпускников института в милицейских подразделениях?
Главная проблема в том, что за последние 15-18 лет у нас выросло «перестроечное» поколение молодых людей, состояние здоровья кото -рого и физическая готовность намного слабее предыдущих поколений. Желающих поступить к нам много, а военно-врачебную комиссию проходят процентов 50-60. И это несмотря на то, что
требования к медицинским показателям абиту -риентов частично упрощены.
К сожалению, мы до сих пор не можем с большой долей вероятности определить и иссле -довать мотивацию абитуриента: действительно ли он по зову души выбрал наш вуз и твердо решил связать свою судьбу с милицией. Нельзя сегодня умалчивать тот факт, что некоторые абитуриенты стремятся поступить в вуз МВД с це -лью получения «права» нарушать закон и не нести за это ответственности. Они проявляются уже в процессе учебы, и мы вынуждены расставаться с такими курсантами, а ведь на их месте могли бы быть хорошие ребята.
Закрепляемость выпускников в первую очередь зависит от уровня сформированности профессионально-значимых личностных качеств молодого специалиста, от уровня его знаний и умений и, конечно же, правильной мотивации. Все это мы стремимся вложить в него в вузе. Но очень многое зависит от морально-психоло -гической обстановки в органе, в котором он делает первые самостоятельные шаги, от того, на -сколько по-отечески и заботливо относятся к нему наставник, начальники и сослуживцы. Там где руководители это понимают, закрепляемость выше, результаты намного лучше.
В то же время не могу не отметить, что за -крепляемость наших выпускников в милицей-ских подразделениях стала намного выше, неже-ли в конце 90-х — начале 2000-х годов, когда наблюдался отток кадров. Кстати, подразделения ГУВД по Воронежской области на 90 процентов укомплектованы нашими выпускниками.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные приоритетные задачи у коллектива института на ближайшие годы?
Размышляя о задачах и перспективах разви -тия института, следует отметить, что мы сегодня на практике сталкиваемся с огромной конкуренцией вузов и их филиалов г. Воронежа, где 44 государственных и негосударственных образовательных учреждений борются за абитуриентов в условиях неуклонно нарастающего демографического кризиса. Опрос, проведенный Высшей школой экономики, показывает, что около половины руководителей вузов страны не готовы действовать в условиях конкуренции или оценивают свою конкурентоспособность как слабую. Многолетним трудом профессорско-преподавательского состава Воронежский институт дока -зал высокую конкурентоспособность качественного образования. Именно качество обучения и воспитания должно стать ключевым в деятельно -сти нашего образовательного учреждения. При этом нельзя забывать, что требования к качеству обучения постоянно повышаются, об этом говорит, например, ужесточение аккредитационных критериев по большинству показателей работы.
Так что повышение качества нашей работы должно всегда находиться в центре внимания.
Государство и научно-педагогическая общественность страны обеспокоены общим снижением качества образования в России. Причин тому много: и нынешний уровень подготовки в школе, и массовый прием в вузы, и снижение статуса преподавателей, и уменьшение времени, которое преподаватель из-за дополнительного заработка отдает основной работе, и недостаточный межсессионный контроль. Хорошо уже то, что об этих причинах стали открыто говорить на всех уровнях и искать пути их преодоления. В эту общую работу включился и наш коллектив.
Стратегическим направлением повышения качества учебно-воспитательной работы видится оптимизация всей нашей деятельности, совершенствование ее структуры, расширение спектра и форм образовательных услуг. Нам нужно во всей полноте реализовать принцип: «Основное время преподавателя — курсанту». Преподаватель — центральная фигура учебно-воспита-тельного процесса. От его таланта, организованности, уровня квалификации, ответственности, понимания педагогического и гражданского долга в конечном итоге зависит качество подготовки специалиста. Организовать и обеспечить именно такой подход каждого преподавателя к работе — главная наша задача.
Повышение качества обучения и воспитания мы видим в более тесном и эффективном едине -нии практики с учебным процессом и исследовательской работой, активном внедрении в образовательный процесс результатов научных иссле -дований.
Важной задачей является решение комплекса вопросов, направленных на усиление воспитания курсантов и слушателей. Сейчас неразрывность обучения и воспитания, кажется, поняли все. Мы стремимся к тому, чтобы воспитательная работа в институ те носила системный и комплексный характер, чтобы значительно усилить воспитательный компонент учебного процесса, чтобы внеучебное время и досуг наших курсантов были интересными и содержательными, чтобы они могли реализовать себя в творчестве, самодеятельности, спорте, приобщении к культурным ценностям. Это не благие пожелания. Для во -площения всего сказанного у нас имеются необ-хо димые силы и средства.
В конечном счете, общий успех зависит от качества работы каждого подразделения, каждо -го руководителя, сотрудника, слаженности на -ших усилий, четкости планов и эффективности контроля их реализации.
- Облик института, его учебно-материальная база заметно меняются в последнее время. Насколько широко используются достиже-
ния научно-технического прогресса в организации учебного процесса?
- Мы стремимся идти в ногу со временем, где -то даже опережать его. За последние три года проведен ремонт многих аудиторий, лабораторий, лекционных залов, залов борьбы, спальных и служебных помещений курсантских общежи-тий, кровли, водо,- тепло- и электроснабжения, канализации. Мы заменили в учебном корпусе, которому более 30 лет, более 900 оконных рам, реконструировали загородную учебную базу. Капитально отремонтировали клуб, читальный зал библиотеки, конференц-зал, курсантскую столовую, столовую для постоянного состава, сделали современную спортивную площадку с искусственным покрытием для мини-футбола, баскетбола и волейбола, спортгородок с полосой препятствий. Сейчас обновляем фасад главного корпуса, заканчиваем капремонт гостиницы для проживания слушателей факультета дополни -тельного профессионального образования.
В конце 2006 года в институте было 340 компьютеров, сейчас около 800, из которых 450 объединено в локальную сеть, с доступом по радиоканалу в Интернет. Оборудовано 12 ком -пьютерных классов и 17 компьютеризированных лабораторий. Наши курсанты и сотрудники работают во «всемирной паутине» из учебных аудиторий, кабинетов, читального зала, общежи -тия, институтского Интернет-клуба.
На кафедре телекоммуникационных систем оборудована и оснащена самыми современными
техническими средствами лаборатория для обучения специалистов по обслуживанию единой информационно-телекоммуникационной сети
МВД. Многие лаборатории кафедр радиоэлектронных устройств, технических систем безопасности и связи, информационной безопасности, организации деятельности подразделений вневедомственной охраны, тактико-специальной подготовки, криминалистики оснащены новым современным учебно-практическим оборудованием, приборами, техникой и наглядными пособиями. В числе крупных приобретений — инте-рактивный тир, позволяющий обучать курсантов и сотрудников выполнению задач в самых раз -личных служебных ситуациях.
За прошедшие 30 лет тысячи выпускников института стали хорошими специалистами в раз -личных областях и достойно несут службу по обеспечению общественного правопорядка и безопасности граждан. Однако мы не останавливаемся на достигнутом. В сегодняшней, внешне мирной и даже благополучной жизни Воронежского института МВД России идет непрекра-щающаяся, но вполне благородная борьба. Борьба за авторитет института, за способных абиту-риентов и качественную подготовку курсантов, за повышение уровня и квалификации профессорско-преподавательского состава. Впереди множество новых задач и перспектив. Иначе не может быть в такой важной и ответственной миссии, как подготовка защитников Закона, По -рядка и Справедливости.
Беседовал А.Л. Зеленин