рациями футбола, а с другой - АМФР с ее территориальными ассоциациями. Сложившийся сегодня параллелизм в управлении профессиональными мини-футбольными клубами, безусловно, свидетельствует о многоступенчатости и громоздкости системы управления, отсутствии оперативности и гибкости принятии решений. Данная ситуация, несомненно, является тормозом совершенствования организационно-
педагогической деятельности профессиональных мини-футбольных клубов. Необходимость перестройки системы управления клубами, которая должна заключаться в сокращении управленческих звеньев, ликвидации дублирования в руководстве [2], диктуется активным развитием на современном этапе финансового менеджмента ми-ни-футбольных клубов, возросшим уровнем национального чемпионата, ставших одним из сильнейших в мире, высоким рейтингом российских профессиональных клубов на международной арене.
Передовой отечественный опыт на примере Континентальной хоккейной лиги, ПФЛ и РФПЛ, а также зарубежный опыт, в частности, на примере Лиги футзала Испании свидетельствуют о целесообразности объединения на определенном этапе профессиональных клубов в автономную лигу, функционирующую на основе договорных отношений с национальной федерацией по виду спорта.
Проведенный опрос 72 руководителей и 48 тренеров профессиональных мини-футбольных клубов и 56 работников федераций футбола и территориальных ассоциаций выявил прямую заинтересованность всех категорий экспертов в создании в стране автономной профессиональной мини-футбольной лиги. Так, 72% руководителей клубов отметили необходимость в настоящее время создания такой лиги. К такому же мнению пришли 68,8% опрошенных тренеров и 64,4% работников федераций футбола и ассоциаций мини-футбола. 22% руководителей клубов, 18,7% тренеров и 21,4% работников федераций футбола и ассоциаций мини-футбола придерживаются точки зрения, что в настоящее время создание лиги преждевременно и решение этой проблемы следует рассматривать в перспективе. В то же время 6% руководителей клубов, 12.5% тренеров и 14,2% работников федераций футбола и ассоциаций мини-футбола высказались отрицательно о необходимости создания лиги.
Как видим, в целом, результаты проведенного опроса показывают, что подавляющее большинство экспертов рассматривают необходимость организации на современном этапе в мини-футболе профессиональной лиги, что позволит создать предпосылки для более эффективного решения целого ряда актуальных проблем развития отечественных мини-футбольных клубов - важного звена организационной структуры управления футболом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.
2. Переверзев, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзев. -М.: Советский спорт, 2004. - 416 с.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Сергей Васильевич Вадюхин, директор,
ФГОУ СПО «Северный колледж физической культуры и спорта»
г. Мончегорск
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы мотивации при поступлении в вузы физической культуры. Показано, что абитуриенты, закончившие среднее профессиональное училище физической культуры, значительно серьезнее, по сравнению с их сверстниками, относятся к обучению в
вузе.
Ключевые слова: профессиональный отбор, мотивация, среднее профессиональное училище физической культуры.
A PROFESSIONAL TRAINING IN BRANCH OF PHYSICAL TRAINING IN CONDITIONS OF THE UNIVERSITY COMPLEX
Sergey Vasilevich Vadjuhin, director,
Northern college of physical training and sports Monchegorsk
Abstract
In article questions of motivation are considered at receipt in high schools of physical training. It is shown, that the entrants who have finished average professional school of physical training, much more seriously, in comparison with their contempoparies, concern to training in high school.
Keywords: professional selection, motivation, average professional school of physical training.
Вопросы профессионального отбора при поступлении абитуриента в вуз являются, едва ли не важнейшими, на этапе довузовской подготовки.
Изменение социально-экономических условий в последние 15 лет привело к резкому сокращению количества средних профессиональных училищ. Первыми ощутили нехватку кадров среднего звена в промышленности.
Косвенно отсутствие средних профессиональных училищ коснулось и вузов.
В советское время выпускники ПТУ и техникумов, резко выделялись на фоне выпускников школ своей мотивированностью на будущую профессию.
В настоящее время вузы заканчивают от 50 до 70% от числа поступивших, а работают по специальности после окончания вуза и того меньше.
Опрос более 1600 выпускников вузов 2007 года, недавно проведенный в различных регионах России независимым рейтинговым агентством «РейтОР», показал, что из числа респондентов только 23% точно будут работать по специальности, 3% трудиться по специальности не будут, а 18% заявили, что скорее всего не станут работать по полученной специальности. (http://www.treko.ru/show_article_1482).
Данная проблема с одной стороны порождает кадровый голод, а с другой стороны деньги, выделяемые государством на подготовку специалистов, расходуются впустую.
В этом контексте восстановление института средних профессиональных учреждений в полном объеме в определенной степени позволит решить рассматриваемую проблему.
Мы считаем, что довузовский этап профессионального образования способствует профессиональной ориентации, качественной селекции абитуриентов и, как следствие, познавательной активности и качества подготовленности выпускников вузов, так как осознанная мотивация в выборе вуза базируется на основе собственного опыта физкультурно-педагогической деятельности.
Для этого нами был проведен констатирующий педагогический эксперимент среди студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:
Контрольную группу составили выпускники Мончегорского филиала НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Гр. А), а контрольную группу обычные выпускники средних школ Санкт-Петербурга (Гр. Б).
В таблице 1 представлены результаты опроса абитуриентов (успешно сдавших вступительные экзамены, 2004 г.) о мотивах их поступления в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Сравнивая результаты ответов выпускников колледжа и выпускников обычной школы можно сделать следующее заключение: выпускники колледжа (имеющие довузовский опыт профессионального образования) имеют совершенно другое отношение к профессии и мотивы выбора вуза. Выбор вуза был сделан осознанно и более 90%
студентов данной категории связывают свое профессиональное будущее с отраслью физической культуры. Они ориентируются в структуре рынка труда и правомерно делают выбор в пользу оздоровительной и педагогической деятельности. Среди них не оказалось ни одного студента, который не имел бы представления о профессии и не определился в ней.
Таблица 1
Мотивы выбора вуза студентами, %____________________________
Мотивы Гр А, (п=32) Гр Б, (п=37)
Сюда легче поступить 1,3 21,6
Хотелось совершенствоваться в спорте 31,2 62,1
Нравится процесс обучения и пребывания в спортивной среде 37,5 43,2
Хотелось бы работать в сфере физической культуры в качестве 90,6 48,7
Тренера 34,3 50,0
Инструктора 7,7 2,7
Преподавателя 69,0 38,9
В реабилитации и оздоровительной физической культуре 72,4 50,0
В системе управления (менеджмент) 17,2 33,3
Затрудняюсь ответить 0 22,2
Нами был в период с 2004 по 2008 г.г. был проведен сравнительный анализ качества обучения студентов и количества и причин отчисления (колледж/школа). Результаты мониторинга представлены в таблице 2 и таблице 3, соответственно.
Таблица 2
Показатели качества обучения студентов, п=318 (в числителе выпускники колледжа, в знаменателе выпускники школ)
Учебный год Сессия %
Отл. Хор.
2004/05 Зимн. 19/0 29/10
Летн. 5/1 24/4
2005/06 Зимн. 13/11 21/5
Летн. 5/1 21/18
2006/07 Зимн. 9/9 25/22
Летн. 15/7 15/9
2007/08 Зимн. 15/11 13/7
Летн. 13/9 24/9
Из таблицы 2 непосредственно следует, что в среднем выпускники колледжа учатся лучше.
Таблица 3
Количество и причины отчисления студентов, п=148/41 (в числителе выпускники колледжа, в знаменателе выпускники школ)
Причины отчисления Учебный год
2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 Всего
За академическую неуспеваемость 0/2 0/2 0/3 0/4 0/11
По собственному желанию 0/2 1/1 2/6 2/3 5/12
В связи с переводом в другой вуз 0/1 0/1 1/5 1/0 2/7
По другим причинам 0/1 - - - 0/1
ИТОГО 0/5 1/4 3/14 3/7 7/30
За исследуемый период не был отчислен ни один студент (за академическую неуспеваемость), пришедший в вуз после колледжа. Эти данные еще раз подтверждают правомерность посылки об эффективности решения проблемы качества ВПО путем повышения эффективности селекции абитуриентов и формирования профессиональной ориентации на довузовском этапе образования
Современные студенты, как правило, к выпускным курсам уже социально самоопределяются и сфера их занятости указывает на их отношение к избранной профессии. Данные, приведенные в Таблице 4, показывают, что студенты, сделавшие осознанный выбор вуза и профессии, нашли себя в ней и уже трудоустроены в отрасли (91,7%), в то время как лишь 50% студентов, пришедших в вуз после школьной скамьи, остались в отрасли.
Таблица 4
Количество работающих студентов выпускного курса, %__________________
Отношение к работе Гр. А, (n=14) Гр Б, (n=18)
В настоящее время работают 85,7 83,3
Из них в сфере физической культуры 91,7 50,0
Таким образом, можно утверждать, что обоснована функциональная взаимосвязь различных этапов в системе ВПО в области физической культуры. Разработанный в исследовании подход позволяет рассматривать довузовский и вузовский этапы образования как взаимообусловленные компоненты ВПО
ЛОГИКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ
ВУЗОВ
Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент,
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Аннотация
В статье анализируются психолого-педагогические теории учения с точки зрения качества профессионального образования, и предлагается алгоритм реализации процесса профессионально-прикладной физической подготовки, предполагающий последовательное моделирование в формах деятельности студентов содержания профессиональной деятельности специалистов со стороны ее предметно-технологических и социальных составляющих.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, технический вуз, моделирование форм деятельности.
LOGIC CONTENTS OF PROFESSIONAL - APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF THE STUDENTS OF TECHNICAL HIGH SCHOOLS STRUCTURING Irina Aleksandrovna Vaseltsova, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer Samara state university of railway transport
Abstract
In clause the psychological and pedagogical theories of the doctrine are analyzed from the point of view of quality education, and the realization algorithm of professional - applied physical preparation process supposing consecutive modeling in the forms of the student’s activity, the contents of professional activity of the experts is offered on the part of its object -technological and social components.
Keywords: professional-applied physical preparation, a technical college, and modeling of forms of activity.
На общем фоне реформирования образования одной из наиболее острых, трудноразрешимых является проблема реформирования именно высшего (неспециального) образования в сфере физической культуры. Подтверждением этому служат общеизвестные факты, свидетельствующие о том, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные совершенствованию процесса физического воспитания учащихся, до сих пор кардинальных изменений в решении этой проблемы не произошло. В результате физическая культура в вузах на протяжении многих десятилетий не выполняет свои ни тактические, ни стратегические функции: «... анализ основ современной физической культуры не позволяет увидеть разработанность или хотя бы очерчен-