Научная статья на тему 'Подготовка кадров сельской интеллигенции Мордовии в 1955-1965 гг'

Подготовка кадров сельской интеллигенции Мордовии в 1955-1965 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛО / СЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УНИВЕРСИТЕТ / ИНСТИТУТ / VILLAGE / RURAL INTELLIGENTSIA / CULTURE / CULTURAL LIFE / PERSONNEL TRAINING / GENERAL EDUCATION SCHOOL / UNIVERSITY / INSTITUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ломшин Андрей Владимирович

Предметом исследования является изучение процесса подготовки специалистов для села в учебных заведениях от школы и до вуза. Автор рассматривает потребность в специалистах сельского хозяйства, сельских учителях, инженерно-технических кадрах, анализирует процесс пополнения рядов сельской интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MORDOVIA RURAL INTELLIGENTSIA IN 1955-19651Scientific Research Institute Humanities with Government Republic Mordovia

The object of this article is the study of the specialists training process for the village in educational institutions from school and to institute of higher education. The author examines the need for the specialists of agriculture, the rural teachers, the technical-engineering personnel, and analyses the process of reinforcing the numbers of rural intelligentsia.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров сельской интеллигенции Мордовии в 1955-1965 гг»

УДК 378(470.345)

А.В. ЛОМШИН

ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ МОРДОВИИ

В 1955-1965 гг.

Ключевые слова: село, сельская интеллигенция, культура, культурная жизнь, подготовка кадров, общеобразовательная школа, университет, институт.

Предметом исследования является изучение процесса подготовки специалистов для села в учебных заведениях от школы и до вуза. Автор рассматривает потребность в специалистах сельского хозяйства, сельских учителях, инженерно-технических кадрах, анализирует процесс пополнения рядов сельской интеллигенции.

A.V. LOMSHIN

TRAINING OF MORDOVIA RURAL INTELLIGENTSIA IN 1955-1965

Key words: village, rural intelligentsia, culture, cultural life, personnel training, general education school, university, institute.

The object of this article is the study of the specialists training process for the village in educational institutions from school and to institute of higher education. The author examines the need for the specialists of agriculture, the rural teachers, the technical-engineering personnel, and analyses the process of reinforcing the numbers of rural intelligentsia.

На рубеже 1950-х - 1960-х годов сельская интеллигенция имела огромное значение для развития и жизни села. Без нее не был бы возможен подъем как общей культуры сельского населения, так и всей социокультурной сферы села Мордовии, которые во многом определялись рациональным использованием ее же творческого потенциала.

В это время, в связи с развитием народного хозяйства и культуры села, стала ощущаться нехватка высококвалифицированных специалистов и руководителей как в сельскохозяйственном производстве, так и в социокультурной сфере. Поэтому райисполкомы и партийные комитеты стали проводить работу по активизации подготовки кадров сельской интеллигенции ПТУ, техникумами и вузами.

Существует множество определений понятия интеллигенция. В рамках данной статьи, на наш взгляд, уместно было бы использовать следующее определение этого термина: «интеллигенция - слой специалистов, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом, требующим для своего выполнения среднего специального или высшего образования» [1, с. 52]. Данное определение, на наш взгляд, соответствует тому значению, которое вкладывалось в него в хрущевский период.

В структуре сельской интеллигенции выделялись две группы, связанные: 1) с материальным производством, в которую входили председатели колхозов, инженеры, техники, экономисты, зооветтехники, агрономы и др., и 2) со сферой нематериального производства - учителя общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов, культпросветработники, врачи и другие [4, с. 85].

Как уже отмечалось выше, обеспеченность села высококвалифицированными специалистами была одной из актуальнейших проблем. Так, к примеру, на 1 января 1953 г. всего 21 председатель колхозов имел высшее и незаконченное высшее образование, со средним образованием было 117 человек и с начальным образованием - 544 человека [9, л. 44].

В связи с этим на сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1953 г. поднимался вопрос о насыщении колхозов и МТС квалифицированными кадрами, которые могли бы «умело руководить хозяйством и обеспечивать выполнение задач, стоящих перед сельским хозяйством» [6, с. 336]. В рамках решения этого вопроса на постоянную работу в села Мордовии прибыло 266 специалистов из промышленных предприятий и учреждений. Из числа партийно-советского актива и специалистов сельского хозяйства в качестве председателей колхозов

было направлено 108 человек [9, л. 44], из министерств и ведомств было переведено 611 агрономов и 384 зоотехника. В МТС республики на постоянную работу было направлено 29 директоров, 43 главных инженера, 50 заведующих мастерскими, 5 главных агрономов, 8 зоотехников [1, с. 63].

В марте 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему укреплению колхозов руководящими кадрами», что ознаменовало собой новый этап в формировании сельской интеллигенции, связанный с переводом специалистов сельского хозяйства из МТС в колхозы. По призыву партии и правительства в села Мордовии приехали 264 тридцатитысячника, из которых сформировался состав более 40% председателей колхозов и директоров совхозов [2, с. 14].

Всего с 1953 по 1957 г. в Мордовию для работы в МТС, колхозах и совхозам был направлен 1 201 человек, в том числе 57 инженеров, 74 техника, 622 агронома, 389 зоотехников и 34 землеустроителя [9, л. 40].

Помимо вышеуказанных мер улучшение кадрового состава сельской интеллигенции было связано с наличием учреждений, готовящих кадры высокой квалификации, в связи с чем численность специалистов со средним и высшим образованием, занятых в сельскохозяйственном производстве, ежегодно увеличивалась (табл. 1).

Таблица 1

Численность специалистов с высшим и средним образованием, занятых в сельском хозяйстве, чел.*

Специалисты На 1 апреля 1954 г. На 1 июля 1955 г. На 1 декабря 1956 г. 1957 г. 1959 г. 1960 г. 1961 г. 1962 г. 1963 г. На 15 ноября 1964 г.

С высшим образованием: агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи и лесоводы 500 600 700 778 1004 1053 1001 1005 1083 1156

Со средним образованием: агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи и лесоводы 1700 1800 1900 1883 2086 2168 2285 2760 2296 2498

* Табл. 1 составлена по: Народное хозяйство Мордовской АССР. Статистический сборник. Саранск, 1958. С. 93, 94; Народное хозяйство Мордовской АССР. Статистический сборник. Саранск, 1965. С. 93; История советского крестьянства Мордовии. Саранск, 1989. Ч. 2. С. 114.

Данные табл. 1 показывают, что с 1954 г. в сельском хозяйстве происходил постоянный рост числа специалистов со средним и высшим образованием, этот процесс также был связан с ростом экономики страны и возросшей потребностью всего народного хозяйства в высококвалифицированных кадрах. Однако, несмотря на положительную динамику, в процессе реформирования аграрного производства и села МАССР во второй половине 1950-х - середине 1960-х годов кадровая проблема так и не была решена. Так, например, в 1962 г. во всех отраслях сельскохозяйственного производства республики работало 3765 специалистов, из них с высшим образованием - 1005. Из этого числа было 1425 агрономов, в том числе 527 - с высшим образованием, зоотехников - 1576 человек, из них с высшим образованием 218, инженеров-механиков - соответственно 764 и 260. Тем не менее для обеспеченности колхозов и совхозов республики кадрами сельского хозяйства этого было явно недостаточно, требовалось еще не менее 1590 квалифицированных специалистов [5, с. 114].

Большую роль в социокультурном развитии села, помимо интеллигенции, занятой в сельскохозяйственном производстве, играла также интеллигенция, задействованная в нематериальной сфере. Сфере нематериального производства на селе были присущи те же проблемы, что и производственной. Так, в начале изучаемого периода была очевидной нехватка квалифицированных кадров в культурно-просветительных учреждениях республики.

В начале 1950-х годов в большинстве школ республики, в первую очередь сельских, ощущалась острая нехватка учителей музыки, рисования, физкультуры и военного дела. Иностранные языки преподавали учителя с общим средним образованием или работавшие по совместительству. Ими были историки, литераторы, биологи и др. В то время требовалось 730 преподавателей иностранных языков, а Министерство просвещения РСФСР ежегодно направляло только по 15-20 специалистов, поэтому иностранному языку во многих сельских школах учили формально или совсем не преподавали его. Следствием этого было то, что в вузы на данные факультеты не поступали [4, с. 88].

До 1957 г. в республике педагогические кадры выпускали Мордовский государственный педагогический институт имени А.И. Полежаева, Саранский и Тем-никовский учительские институты и 8 педагогических училищ: Ардатовское, Зу-бово-Полянское, Инсарское, Ичалковское, Козловское, Краснослободское, Лям-бирское и Саранское [10, л. 26-30]. В 1957 г. на базе Мордовского педагогического института был открыт Мордовский государственный университет [7, с. 44], готовивший кадры с высшим образованием, в том числе и для сельских школ. Вместе с тем власти республики не всегда объективно оценивали реальную обстановку с кадрами. В 1953 г. был закрыт Саранский педагогический, в 1956 г. - Темников-ский учительский институт. В 1962 г. был образован Саранский педагогический институт как самостоятельное высшее учебное заведение [4, с. 88, 89].

Несмотря на то, что качественный состав учительских кадров и уровень их подготовки к концу 1950-х годов не отвечали требованиям школьной реформы 1959 г. [4, с. 89], увеличение числа учебных заведений в конечном итоге имело положительные последствия. Во многом этому поспособствовало постановление Мордовского обкома КПСС и Совета Министров МАССР «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ Мордовской АССР учительскими кадрами », принятого в январе 1962 г. Министерству просвещения МАССР было предложено организовать в ряде районов республики и в Ичалковском педучилище педагогические классы из лиц, имевших среднее образование [3, с. 45].

В связи с этим к концу рассматриваемого периода произошло относительное увеличение численности учителей в сельских школах (табл. 2).

Таблица 2

Численность учителей в сельских школах в 1951-1965 гг., на начало учебного года*

Количество учителей в школах 1950/51 1958/59 1959/60 1960/61 1961/62 1962/63 1963/64 1964/65

Всего в общеобразовательных 8739 9070 8850 8896 9171 9525 9691 10056

начальных 1859 1459 1426 1364 1350 1321 1284 1235

семилетних 4639 3424 3415 2296 677 - - -

восьмилетних - - 101 1413 3388 4270 4286 4564

средних 2219 4176 3896 3812 3742 3922 4095 4223

школах для детей с дефектами умственного и физического развития 22 11 12 11 14 12 26 34

* Табл. 2 составлена по: Народное хозяйство Мордовской АССР. Статистический сборник. Саранск, 1965. С. 122, 123.

Из табл. 2 видно, что по всем показателям наблюдалось ежегодное увеличение численности учителей в сельских школах. Ежегодное сокращение численности учителей наблюдалось только в начальных школах. Это было связано с тем, что в 1953 г. был закрыт Саранский, а в 1956 г. - Темниковский учительский институты и шесть педагогических училищ, готовивших кадры для дошкольных учреждений и начальной школы.

Помимо школ острый недостаток специалистов испытывали и культурнопросветительные учреждения республики, в первую очередь сельские. Большинство из них возглавляли люди, которые не имели подчас даже начального образования, далекие от культурно-просветительской работы.

Единственное учебное заведение, где готовили кадры для клубов и библиотек, - Ардатовская культпросветшкола, была не способна решить эту проблему. Уровень профессиональной подготовки будущих культпросветработников был низким, школа не имела для этого ни нужной материальной базы, ни кадров.

Этим во многом объясняется тенденция снижения числа массовых библиотек в рассматриваемый период, которое наблюдалось прежде всего в сельской местности (табл. 3).

Таблица 3

Массовые библиотеки в сельской местности, на конец года*

Массовые библиотеки Годы

1955 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964

Общее число 768 812 796 773 768 766 620 565

В том числе в сельской местности 703 733 714 690 667 668 512 479

Общее количество книг, тыс. экз. 2774 3645 3953 4165 4445 4548 4615 4824

В том числе в сельских библиотеках тыс. экз. 2036 2637 2911 3063 3184 3378 3238 3402

* Табл. 3 составлена по: Народное хозяйство Мордовской АССР. Статистический сборник. Саранск, 1965. С. 135.

В отличие от библиотек количество сельских клубов к 1964 г. по сравнению с аналогичным показателем за 1955 г. увеличилось с 679 до 715 [8, с. 136]. Проблема обеспеченности сельских библиотек и клубов высококвалифицированными специалистами оставалась актуальной на протяжении всего описываемого периода. Так, к концу 1950-х годов в селах республики работали более 700 клубных и 400 библиотечных специалистов [4, с. 89]. В 1959 г. из общего числа библиотечных работников (614 человек) только 20 имели специальное высшее и 103 специальное среднее образование [11, л. 87, 12, л. 41]. На одного клубного работника с высшим образованием в 1960 г. приходилось около 500 тыс. человек населения и на одного библиотечного работника с высшим образованием - около 32 тыс. человек [4, с. 89]. В январе 1962 г. Мордовским обкомом КПСС было принято постановление, в котором намечалось подготовить и переподготовить на курсах за счет средств учреждений культуры, профсоюзов, учебных заведений профтехобразования, потребительской кооперации и колхозов 200 руководителей хоровых, 85 - танцевальных, 15 - коллективов народных инструментов, 25 - массовиков-затейников. Результатом исполнения постановления стало то, что с 1962 по 1964 г. на курсах и семинарах повышения квалификации были подготовлены 174 руководителя хоровых, 60 драматических коллективов и 50 баянистов, повысили квалификацию 80 заведующих сельскими клубами и ряд других работников культпросветучреждений [3, с. 47, 48].

В целом, несмотря на многочисленные усилия местных и центральных органов власти, проблема нехватки профессиональных кадров сельской интел-

лигенции на протяжении всего рассматриваемого периода оставалась нерешенной. Ситуация с нехваткой высококвалифицированных специалистов была характерна как для материального, так и для нематериального производства на селе, что отрицательно влияло на экономическую, социальную и культурную жизнь сельских жителей.

Литература

1. Адушкин Н.Е. Социально-экономическое развитие села Мордовии / Н.Е. Адушкин. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. 164 с.

2. Бикейкин Е.Н. Проблема кадров в аграрном производстве в условиях модернизации второй половины 1950х - начала 1960-х гг. (по материалам Марийской, Мордовской и Чувашской АССР) / Е.Н. Бикейкин, Т.Ю. Задкова // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 12-20.

3. Житаев ВЛ. Развитие культуры в Мордовии (1960-1971 гг.) / ВЛ. Житаев. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. 140 с.

4. Житаев В.Л. Культурное строительство на селе Мордовии 1945-1995 гг. / ВЛ. Житаев, И.В. Седина. Саранск:

Тип. «Рузаевский печатник», 2006. 140 с.

5. История советского крестьянства Мордовии / НИИЯЛИЭ при Совете Министров МАССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. Ч. 2. 224 с.

6. КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и Пленумов. М.: Политиздат, 1985. Т. 8. 542 с.

7. Мордовия: Энциклопедия: в 2 т. / НИИГН при Правительстве РМ. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2004. Т. 2. 704 с.

8. Народное хозяйство Мордовской АССР. Статистический сборник. Саранск. 1965. 168 с.

9. ЦГА РМ. Ф. Р-516. Оп. 1. Д. 2082.

10. ЦГА РМ. Ф. Р-662. Оп. 11. Д. 1252.

11. ЦГА РМ. Ф. Р-1122. Оп. 2. Д. 330.

12. ЦГА РМ. Ф. Р-1122. Оп. 2. Д. 351.

ЛОМШИН АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант отдела теории и истории культуры, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск (guniign@list.ru).

LOMSHIN ANDREY VLADIMIROVICH - post-graduate student, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Sarans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.