Научная статья на тему 'Формирование кадров сельской интеллигенции (послевоенный период)'

Формирование кадров сельской интеллигенции (послевоенный период) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование кадров сельской интеллигенции (послевоенный период)»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ленин В. И. Крах II Интернационала // Поли. собр. соч. Т. 26. С. 209 — 265.

2. Ленин В, И. Еще раз о профсоюзах // Поли. собр. соч. Т. 42. С. 264 — 304.

3. Методы журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 9.

4. Энгельс Ф. Иозефу Блоху: (Письмо]. 2! — 22 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 393 -397.

eeeeeee®eeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeee®eee

История и этнографи

я

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

(ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД)

В. Л. ЖИТАЕВ, кандидат исторических наук

Сельская интеллигенция в современных условиях играет важную роль в жизни деревни. Она является двигателем технического прогресса в сельскохозяйственном производстве, способствует обогащению духовной жизни селян, подъему их культуры, приобщению к духовным ценностям.

Формирование кадров интеллигенции на разных этапах истории отечества проходило неодинаково. В советское время главным источником ее пополнения являлись рабочий класс и крестьянство. Именно из их числа через различные курсы, учебные заведения готовилась новая интеллигенция, представители трудящихся классов выдвигались на руководящую работу.

После войны кадры села, особенно сельскохозяйственного производства, ни количественно, ни качественно не удовлетворяли потребности деревни Мордовии. В начале 50-х годов в 910 .колхозах работало около двух тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием, и только 3 % председателей колхозов имели соответствующее образование, а 80 % не имели даже среднего. Агрономами, зоотехниками, инженерами и механиками работали практики. Изменить сложивше еся положение с кадрами помогли про мышленные центры, направившие с предприятий и из учреждений в села Мордовии 266 специалистов, которые

возглавили колхозы. Из министерств и ведомств республики на постоянную работу в колхозы были переведены 611 агрономов, 384 зоотехника и специалисты других категорий. Частично проблема решалась выдвижением на руководящую работу практиков. Одновременно шла подготовка кадров через ПТУ, техникумы, вузы с последующим их использованием на руководящих должностях. В республике были открыты четыре сельскохозяйственных техникума, пять одногодичных школ й школа руководящих кадров, трехгодичная агрономическая школа и четыре школы механизации, где готовилось ежегодно до двух тысяч специалистов и руководящих работников.

Каковы же причины медленных темпов пополнения рядов сельской интеллигенции в Мордовии? На наш взгляд, причин здесь много, как объективных, так и субъективных. Во-пер-вых, не было прогноза перспектив развития экономики и культуры, республики, отсюда медленное развитие учебных заведений и, как следствие, низкие темпы подготовки специалистов. К примеру, в 1924 г. школ повышенного типа (педтехникумов, совпартшкол, рабфаков, школ II ступени) на 2 млн. мордвы имелось всего 8, тогда как марийцы на 500 тыс. чел. имели 20, чуваши на 800 тыс. — 33, коми на 300 тыс. — 16

учебных заведений.

Следующая причина связана с Великой Отечественной войной, в период которой сократились темпы подготовки специалистов в учебных заведениях, а большая часть подготовленных были мобилизованы. Не надо сбрасывать со счетов и годы репрессий, унесших немало жизней наиболее грамотных людей, особенно среди творческой интеллигенции.

С середины 50-х годов в формировании интеллигенции для колхозного сектора намечается новый этап, связанный с принятием в марте 1955 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по укреплению колхозов руководящими кадрами", в результате чего специалисты сельского хозяйства из МТС были переведены на постоянную работу в колхозы. Расширился контингент обучающихся в сельскохозяйственных техникумах, в вузах страны готовились специалисты с высшим образованием. К концу 50-х годов 15,9 % председателей колхозов республики имели высшее образование, а 41,3 % — среднее. В колхозах работало 145 специалистов с высшим (один человек на четыре хозяйства) и 1027 — со средним образованием (два специалиста на колхоз). Большую группу специалистов, имеющих высшее и среднее образование, составляли агрономы и зоотехники, мало было инженеров и техников, бригадиров производственных бригад, заведующих животноводческими фермамй.

Мордвы среди специалистов было всего 11,1 %. Это объясняется, на наш взгляд, недостаточностью развития национальной сельской школы, слабой подготовкой в них учащихся для поступления в технические вузы страны, что, в свою очередь, было связано с низким уровнем образования и квалификации самих учителей школ. Вторая причина — и самая важная — это медленный рост самосознания мордвы. Все ее проблемы от имени народа решали партийные, советские органы, которые на словах неоднократно декларировали приоритетность подготовки национальных кадров, принимали соответствующие решения, но они оставались лишь

иа бумаге.

Немаловажное значение для духовного и нравственного развития крестьянства играли педагогические кадры. И здесь были свои проблемы: многие учителя не имели соответствующего образования. Из 7 255 педагогов, работающих на селе в 5 — 10-х классах, не имели сответствующего образования

1 563 человека, а многие средние школы, в первую очередь национальные, вообще не были укомплектованы учительскими кадрами. Педагогический и учительские институты систематически не выполняли

план приема из числа мордвы. В 1945 г. в них обучались всего 60 человек мордовской национальности, что составляло менее 10 % всех студентов.

Решение кадровой проблемы зависело не только и не столько от республиканских властей, сколько от центра. Учебные заведения республики без согласования не имели права открывать новые факультеты, сокращать или увеличивать прием студентов.

Если преобразование в 1957 г. педагогического института им. А. И. Полежаева в университет следует считать глубоко продуманной акцией, то закрытие в 1953 г. Саранского, а в 1956 г. Темниковского учительских институтов было преждевременным, так как уже через два года школы стали ощущать огромный дефицит в учительских кадрах. Целесообразнее было бы в те годы объединить Темниковский и Саранский учительские институты в единый и преобразовать их в перспективе в педагогический институт по подготовке учителей для общеобразовательных школ. Тогда не пришлось бы в 1962 г. эту проблему решать иа "чистом месте".

Испытывали острый недостаток в квалифицированных кадрах и культурно-просветительные учреждения республики. Большинство учреждений культуры возглавлялись людьми, далекими от культурно-просветительской деятельности. К концу 50-х годов 61,5 % клубных и 70,4 % библиотечных

работников имели лишь общее среднее образование. Более 13 % клубных работников не получили даже общее среднее образование.

Причины сложившегося положения сводились к следующему: во-первых,

вопросы подготовки национальных кадров не были решены еще до войны; во-вторых, в Мордовии недостаточно было высших и средних специальных учетных заведений * а соответственно и обучающихся в них студентов и учащихся; в-третьих, слабо использовались возможности союзных и республиканских высших учебных заведений; в-четвертых, необоснованно рано были ликвидированы учительские институты; в-пятых, отсутствовал в республике перспективный, глубоко продуманный длан подготовки и переподготовки специалистов.

Каким же образом в республике реализовались проблемы подготовки кадров сельской интеллигенции, какие пути и направления были использованы?

Исследуя проблему формирования сельской интеллигенции в послевоенном периоде, начало 60-х годов можно определить этапным в кадровом обеспечении народного хозяйства.

В мае 1963 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление, предусматривавшее обеспечение дальнейшего -планомерного увеличения подготовки специалистов с выей им и средним специальным образованием в соответствии с потребностями в кадрах отраслей народного хозяйства « культуры страны. В соответствии с этим документом в 60-е годы в крупных города*, республиканских центрах были открыты новые вузы, техникумы. В Мордовии открыт педагогический институт, в университете появилось семь новых факультетов, вечеркие отделения на ряде специальностей, расширилась сеть средних специальных учебных заведений.

К 1970 г. в республике действовало 21 среднее специальное учебное заведение с контингентом учащихся 15 801 человек. За десять лет число учебных заведений возросло в 1,7 раза, а число учащихся в них — в 2,7 раза. В учебных заведениях, готовящих специалистов для промышленности и строительства, число учащихся увеличилось в 13 раз, для сельского хозяйства — в 2 раза, для здравоохранения— в 3,2 раза, для сферы культуры — в 1,7 раза. Расширение подготовки кадров произошло в основном за счет развития политехни-

ческих и медицинских учебных заведений. Следует отметить, что если в 1960 г. на 10 тые. населения из средних специальных учебных заведений было выпущено 11 специалистов, то в 1970 г. — уже 37.

Рост; контингента обучающихся в вузах в 4 раза и средних специальных учебных заведениях более чем в 2 раза позволил увеличить выпуск специалистов для народного хозяйства и культуры республики. Больше стало дипломированных специалистов и среди лиц коренной национальности: каждый пятый 4 специалист с высшим и каждый шестой со средним специальным образованием был мордвином.

В 1969 г. в университете был открыт экономический факультет, где стали готовить кадры и для нужд #села.

Были приняты меры по увеличению приема в вузы молодежи коренной национальности. Если в 60-е годы она составляла 27 % от общего числа зачисленных на первый курс университета, то в 70-е — уже 36 %. Это стало возможным прежде всего в результате активизации работы вуза по отбору и подготовке абитуриентов из числа рабочих и крестьян, более активное участие в этом деле стали принимать* и хозяйственники.

Изменился социальный состав студенчества и учащихся средних специальных заведении. В 10-е годы контингент рабочих или детей рабочих в вузах нк ставлял 38,5 %, в средних учебных заведениях — 36,9 %, колхозников или детей колхозников — соответственно 23*4 и 38,9 и служащих или детей служащих — 38,1 и 24,2 %. Как правило,

дети колхозников преимущественно обучались в средних специальных учебных заведениях, вузы более доступны были для детей рабочих и служащих.

При всех издержках в 70-е и последующие годы шел процесс увеличения числа специалистов с высшим и средним специальным образованием в сельском хозяйстве. Если в 1960 г. их было 2,5 тыс., то в 1985 г. стало 11,2 тыс., или за 25 лет произошло увеличение числа дипломированных работников в 5 раз. Улучшился и качественный состав руководителей колхозов и сов-

хозов. Во второй половине 80-х годов с высшим образованием было 90,6 % председателей колхозов и 96,3 % директоров совхозов, 49,4 % колхозных и 58,3 % совхозных главных специалистов окончили вузы. В сельскохозяйственном производстве работало 3,6 тыс. специалистов с высшим и 7,6 тыс. со средним специальным образованием, или на одно хозяйство в среднем соответственно 10 и 21 человек.

Подготовка кадров для народного образования и организаторов культпрос-ветработы на селе, совершенствование системы повышения квалификации в 60 — 80-е годы для Мордовии имели большое значение. В первой половине

60-х годов ежегодная потребность в новых учительских кадрах составляла примерно 800 — 900 человек, тогда как педагогические факультеты университета, Зубово-Полянское и Ичалковское педучилища могли давать Мордовии только 400 — 500 человек. Учитывая это.обстоятельство, обком партии и Совет Министров республики с согласия центральных органов приняли меры по расширению факультетов, готовящих педагогические *адры. Были внесены определенные изменения в комплектование педагогических учебных заведений студентами: введена порайонная разнарядка внеконкурсного приема в университет и педучилища, особенно из глубинных районов. В эти годы была использована еще одна форма подготовки педагогических кадров, которая на практике себя не оправдала: этЬчфат-косрочные курсы, организованные при семи средних школах и педагогических училищах, готовящие преподавателей русского и родного языков, биологии и т. д. Открытие педагогического института, увеличение контингента студентов на педагогических факультетах университета, в педагогических училищах, деятельность педагогических курсов позволили к концу 60-х годов в целом обеспечить школы республики необходимыми кадрами, улучшить их качественный состав. В два с половиной раза увеличилось число учителей с высшим образованием, работающих в 5 — 10-х классах, и более чем в 4 раза — в начальных.

В 70-х годах произошло не которое сокращение потребности в учительских кадрах. Это объясняется тем, что в общеобразовательных школах уменьшилось число учащихся, кроме того, с 1950 по 1980 г. в сельской местности были

закрыты 433 школы.

Остается пока не до конца решенной и другая проблема, более сложная и важная, — повышение квалификации учителей, подготовка их к работе в новых условиях. Методическое мастерство сельских учителей, по крайней мере тех из них, кто получил высшее образование чёрез систему заочного обучения, не достигло нужного уровня, и совершенствование его через различные курсы — лишь формальное мероприятие. Необходимо объединение усилий института усовершенствования учителей, педагогического института, университета в подготовке и переподготовке учительских кадров. По нашему мнению, следует значительно сократить прием на заочные отделения педагогических факультетов, а в дальнейшем обучать без отрыва от производства только выпускников педагогических училищ. Пединститут и университет должны иметь единый подход к подготовке педагогических кадров, т. е. то положительное, что накоплено в университете относительно фундаментальности знаний, нужно пединституту, и наоборот, опыт последнего по организации методической работы со студентами необходим университету.

Наиболее слабым звеном в формировании сельской интеллигенции оставалась подготовка квалифицированных кадров для культурно-просветительных учреждений. Их выпуск средними специальными учебными заведениями, различными курсами не покрывал сложившегося дефицита. К примеру, республиканское культпросветучилище в 70-е годы направляло 100 — 110 специалистов для клубных и библиотечных учреждений, около 30 преподавателей для детских музыкальных школ готовило музыкальное училище, тогда как потребность в них составляла более 3 тыс. Это специалисты со средним образованием, говорить же о работниках с более высоким уровнем подготовки можно было только в перспективе.

Не стали решающими в улучшении качественного состава кадров культпросвету чреждений и 80-е годы, несмотря на многочисленные постановления, принимавшиеся партийными и советскими органами. Так, среди клубных работников в .1985 г. специалиста составляли только 34,4 %, а среди библиотечных — 56 %. В отдельных районах эти показатели были еще ниже: в Ардатовском дипломированных клубных работников было всего 28 %, в Инсарском — 15, в Старошайгов-ском — 10, в Теньгущевском — 9 %. Не произошло позитивных сдвигов и в так называемые перестроечные годы.

Несмотря на то, что за последние два десятилетия число штатных работников культуры удвоилось, содержание их работы не улучшилось. Сегодня культурно-просветительные работники

по уровню образования, обшей культуры и специальной подготовки уступают другим отрядам сельской интеллигенции, тогда как именно они призваны удовлетворять культурные запросы всех слоев населения. Необходимо совершенствование системы культпросветоб-разования, в первую очередь профессиональный отбор с учетом потребностей того или иного региона, обеспечение республиканского училища культуры высококвалифицированными кадрами. Нужны конструктивные меры по закреплению кадров культпросветработников, связанные с улучшением организации их быта, повышением престижности специальности клубного и библиотечного работника. Дело подбора и воспитания кадров сельской интеллигенции должно быть поднято на общегосударственный уровень.

ффффффффффффффффффффффффффффффффффф

три методических приема изучения

этнической культуры

В. Ф. ВАВИЛИН, кандидат исторических наук

В современной этнологии особую значимость приобретают проблемы национального своеобразия в культуре народов различных регионов России, особенно в зодчестве и архитектуре.

Почему традиционные поселения и комплексы жилища привлекательнее и живописнее современных? Где истоки национального своеобразия, отличий и особенностей зодчества, архитектуры и других компонент культуры? Какие факторы влияют на их развитие? Какова значимость этих воздействий на те или иные компоненты этнической культуры?

Как получить ответы на поставленные вопросы и выбрать наиболее рациональные методы этнологического исследования? Арсенал их достаточно богат. Это и сравнительный типологический анализ летописных и архивных материалов, переписей населения, материалов этнографических и этносоци-ологических обследований населения с привлечением методов историко-этно-

графического картографирования, математической статистики, корреляционного и комбинаторного анализа, теории графов и каузального моделирования с обработкой статистико-этногра-фической информации на ЭВМ и многие другие методические приемы.

Попытаемся ответить на поставленные выше вопросы с привлечением различных методов исследования. Сделаем несколько частных замечаний. Культура каждого народа, на наш взгляд, одновременно национальна и интернациональна, так как в ней имеются черты, сближающие ее с культурой других народов и в то же время придающие ей определенное своеобразие и неповторимость. В этой связи существенное значение имеет уточнение вроде бы вполне устоявшихся понятийно-терминологических дефиниций таких категорий, как национальные особенности, национальные отличия, национальное своеобразие. Во все эти понятия нередко вкла-

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.