Научная статья на тему 'Трансформация высшей школы Мордовии как фактор социокультурного развития региона второй половины 1950-х середины 1980-х гг'

Трансформация высшей школы Мордовии как фактор социокультурного развития региона второй половины 1950-х середины 1980-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асабин И. Ю., Самойлов Г. В.

Статья посвящена анализу трансформационных процессов высшей школы Мордовии в исторически важный период второй половины 1950-х середины 1980-х гг. Автор особое внимание уделяет рассмотрению структурного оформления вузов, а также влиянию высшей школы на социокультурное развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MORDOVIAN HIGHER SCHOOL AS A FACTOR OF SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE REGION (MID-1950s MID-1980s)

The paper is devoted to the analysis of transformation processes of the Mordovian higher school in the historically important period of mid-1950s mid-1980s. The authors pay special attention to the structural formation of higher education institutions as well as their influence upon the socio-cultural development of the region.

Текст научной работы на тему «Трансформация высшей школы Мордовии как фактор социокультурного развития региона второй половины 1950-х середины 1980-х гг»

УДК 947

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МОРДОВИИ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

1950-Х - СЕРЕДИНЫ 1980-Х ГГ.

© 2008 ИЮ.Асабин, Г.В.Самойлов

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

Статья посвящена анализу трансформационных процессов высшей школы Мордовии в исторически важный период второй половины 1950-х - середины 1980-х гг. Автор особое внимание уделяет рассмотрению структурного оформления вузов, а также влиянию высшей школы на социокультурное развитие региона.

Вторая половина 1950-х - середина 1980-х гг. занимают особое место в истории образования и науки Мордовии. Именно в эти годы они начинают осознаваться как факторы социокультурного развития региона. При этом идет развитие общественного и личного осознания образования и науки как ценности, мотивированного и стимулированного отношения территориального сообщества и отдельного человека к уровню собственного образования и его качеству. Шло формирование, устойчивое функционирование и развитие образования и науки как системы, установление взаимосвязи между множеством образовательных и научных учреждений, различающихся по уровню и профилю подготовки, но обладающих в совокупности такими инвариантными качествами, как гибкость, динамичность, вариативность, преемственность и целостность.

Мордовская АССР во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. трансформировалась в регион интенсивного развития высшего образования. Данные процессы явились составной частью важнейшего социокультурного феномена -превращения университетского образования в массовое. Если в 1965 г. в СССР было 42 университета, в которых обучалось 401,2 тысячи студентов, то в 1980 г. в 70 университетах обучалось более 600 тысяч студентов. Принципиально изменилась география высшей школы: к началу 1980-х гг. вузы имелись не только в столицах всех союзных республик, но практически во всех социально-экономических районах страны и автономных республиках1. Это означало, что во всех крупных регионах страны сложилась принципиально новая социокультурная реалия - еди-

1 Сухарев А. И. Социальный облик советской Мордовии. -

Саранск: 1980. - С. 101.

ная модель системы образования, которая объективно предполагала органическую взаимосвязь таких ее звеньев, как университет - отраслевой вуз - техникум - профтехучилище - общеобразовательная школа. Все эти звенья объединялись общими принципами социалистической системы народного образования, но у каждого из них имелись специфические черты и задачи, определяемые местом и ролью в экономическом и социальном развитии страны и ее регионов.

В организационном плане создание университета было достаточно типичным для середины 1950-х гг. процессом. Секретарь Мордовского обкома КПСС и будущий ректор Мордовского государственного университета Г.Я.Меркушкин свидетельствовал: "Учитывая потребности народного хозяйства в новых высококвалифицированных кадрах и развитие научно-исследовательской работы в республике, Мордовский обком КПСС и Совет Министров Мордовской АССР вошли с ходатайством в Центральный Комитет КПСС и в правительство СССР об открытии в республике государственного университета. ЦК КПСС и Советское правительство приняли постановление об открытии в городе Саранске Мордовского государственного университета. В этом постановлении вновь открывающемуся вузу было выделено дополнительно 1 млн. рублей на приобретение учебного оборудования и хозяйственного инвентаря и 1 млн. рублей на капитальный ремонт учебных и жилых помещений, переданных Мордовскому университету .

2 Меркушкин Г. Я. Развитие науки в Мордовии. - Саранск: 1967. - С. 59 .

20 августа 1957 г. бюро ЦК КПСС по РСФСР приняло решение об организации Мордовского государственного университета. 19 сентября 1957 г. аналогичное решение принял Совет министров СССР, 28 сентября - Совет министров РСФСР. 7 октября бюро Мордовского обкома КПСС и Совет министров МАССР приняли постановление о мероприятиях по организации университета3.

Приказом Министерства высшего образования СССР от 2 октября 1957 г. была определена структура вуза:

1) историко-филологический факультет со специальностями: "История", "Русский язык и литература", "Мордовский (мокша, эрзя) язык и литература"; кафедры: истории СССР, всеобщей истории; русского языка; русской и зарубежной литературы; мордовских языков и литературы;

2) физико-математический факультет со специальностями: "Физика", "Математика"; кафедры: общей физики, методики физики и основ производства, экспериментальной и теоретической физики, высшей математики и геометрии, высшей алгебры и дифференциальных уравнений;

3) факультет естествознания со специальностями: "Биология", "Химия"; кафедры: ботаники, зоологии, химии;

4) факультет иностранных языков со специальностями: "Английский язык", "Немецкий язык"; кафедры: английского языка, немецкого языка;

5) инженерно-технический факультет со специальностями: "Промышленное и гражданское строительство", "Электрификация промышленных предприятий и установок"; кафедры: строительного дела и сопротивления материалов, начертательной геометрии и графики, технологии металлов, электротехники; учебно-производственные мастерские;

6) сельскохозяйственный факультет со специальностями: "Агрономия", "Зоотехния", "Механизация процессов сельскохозяйственного производства"; кафедры: агрономии и зоотехнии.

Шесть кафедр являлись общеуниверситетскими: истории КПСС, политической экономии, диалектического и исторического материализма,

педагогики и психологии, иностранных языков, физического воспитания и спорта4.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 4 августа 1959 г. "О формах и сроках обучения в вузах и о производственной работе и практике студентов" университет определил следующие формы обучения: 1. С отрывом от производства: а) дневное на физико-математическом, химико-биологическом и историко-филологическом факультетах; б) дневное в сочетании с вечерним в течение одного-двух лет на инженерно-техническом факультете; в) дневное при чередовании теоретических занятий с работой в учебно-опытном хозяйстве, совхозах и колхозах на сельскохозяйственном факультете; 2. Без отрыва от производства: а) заочное обучение на факультетах: историко-филологическом, химико-биологическом, сельскохозяйственном; б) вечернее на инженерно-техническом.

Мордовскому государственному университету были переданы все учебные здания, общежития, жилые дома и сооружения Мордовского педагогического института имени А.И.Полежаева с оборудованием и инвентарем. Бюро Мордовского обкома КПСС и Совет министров Мордовской АССР передали университету учебное здание, общежития, жилые дома и сооружения, учебно-опытное хозяйство и вновь строящееся общежитие на 400 мест Саранского сельскохозяйственного техникума с капитальными вложениями, предусмотренными на 1957 г.; учебное здание Саранского ремесленного училища № 2; здание учебного корпуса, общежития и другие подсобные сооружения Саранской школы мастеров-десятников и т.д.

Открытие Мордовского университета рассматривалось не только как событие в развитии культуры республики, но и как идеологическая акция. Не случайно, в постановлении бюро Мордовского обкома КПСС и Совета министров Мордовской АССР от 7 октября 1957 г. "О мероприятиях по организации Мордовского государственного университета" подчеркивалось: "... В результате осуществления ленинской национальной политики, последовательно проводимой нашей партией, в Мордовской АССР за годы Совет-

4 Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ), ф. Р-2542, оп. 1, д. 1, л. 108 - 110.

3 Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ РМ), ф.269, оп.6, д.488, л.42 - 43.

ской власти ликвидирована неграмотность, введено всеобщее семилетнее обучение, успешно осуществляется всеобщее среднее обучение в городе и деревне и ныне создается крупный научный центр по подготовке квалифицированных кадров для важнейших отраслей народного хозяйства и культуры. Партийные, советские, общественные организации и все трудящиеся Мордовской АССР с чувством глубокой благодарности встретили постановление партии и правительства об открытии Мордовского государственного университета и приложат все усилия к тому, чтобы помочь университету развернуть свою плодотворную деятельность..."5.

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева оформился в 1962 г. на основе постановлений Совета министров РСФСР от 30 июня 1962 г. и Совета министров МАССР от 25 июля 1962 г.6. 30 июня 1962 г. Совет министров РСФСР принял постановление об открытии Мордовского государственного педагогического института, которое 25 июля было продублировано Советом министров МАССР7. Вновь образованному институту Правительство Республики передало ряд зданий с баланса Саранского городского Совета депутатов трудящихся (комплекс зданий школы-интерната № 2 и др.)8. План приема студентов на первый курс пединститута был определен в количестве 250 человек. При этом, Советом министров МАССР предложил обратить особое внимание на прием абитуриентов из сельской местности9.

В 1976 г. в инфраструктуре вузов Мордовии произошли изменения - в Саранске был открыт филиал Московского кооперативного института. В постановлении Центросоюза от 23 сентября 1976 г. обосновывались причины создания филиала, который организовывался "в целях более полного удовлетворения потребности кооперативных организаций Нечерноземных областей РСФСР в специалистах высшей квалификации"10. Центросоюз обязал ректорат Московского кооперативного института полностью укомплектовать филиал профессорско-преподавательским составом и организовать учебный процесс. Первоначально было создано отделение экономики

5 ЦДНИ РМ, ф.269, оп.6, д.488, л.42.

6 ЦГА РМ, ф. Р-228, оп. 1, д. 2045, л. 192-194.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 ЦГА РМ, ф. Р-11, оп. 2, д. 472, л. 23.

торговли и бухгалтерского учета, в 1977/78 учебном году был организован прием студентов по специальностям: "Товароведение и организация торговли промышленными товарами"; "Товароведение и организация торговли продовольственными товарами"11.

Основные показатели деятельности высших учебных заведений Мордовии во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. представлены в приводимой ниже таблице.

Данные таблицы свидетельствуют, что за тридцать лет в Мордовии число студентов выросло в 4,3 раза, причем основной рост дали обучающиеся на дневном отделении (в 4,5 раза). Достаточно резко вырос такой показатель общественного развития, как число студентов на 10000 населения - в 4,4 раза. Естественно, существенную динамику дали и цифры выпуска специалистов - в 5,3 раза.

Высшие учебные заведения обеспечивали постоянно растущий контингент студентов, основные показатели динамики которого отражены в приводимой ниже таблице.

Представляет интерес социальный, национальный и половой состав студенчества. Из общего числа студентов вузов обучалось женщин в 1974/75 учебном году 10,9 тыс. человек (57,1 %), к 1985/86 учебному году их число возросло до 11,8 тыс. человек (59,1 %)12. В 1974/75 учебном году по социальному составу студенчество делилось следующим образом: рабочих - 6952 человек (36,2 %), крестьян - 4253 человек (22,1 %), служащих - 7986 человек (41,7 %)13. Состав студентов вузов был многонационален: насчитывалось 22 национальности. Преобладали русские - 12217 человек (63,6 %), мордва среди студенчества составляла 6041 человек (31,5 %)14

Характеризуя подготовку студентов в вузах Мордовии во второй половине 1950-х -середине 1980-х гг., следует отметить ее сильную идеологизированность. Одним из ее проявлений явилась проводимая во всех вузах общественно-политическая практика

11 Там же.

12 Подсчеты произведены на основе: ЦГА РМ, ф. Р-662, оп. 33, д. 6593, л. 9; Народное хозяйство Мордовской АССР за годы одиннадцатой пятилетки. 19811985. Стат.сб. - Саранск: 1986. С. 189.

13 ЦГА РМ, ф. Р-662, оп. 33, д. 6593, л. 13.

14 Там же.

(ОПП). В теоретической подготовке студентов к ОПП важное место занимал спецкурс "Основы политической системы СССР", который изучался всеми студентами. Программа спецкурса включала разделы: "Понятие политической системы СССР и ленинские принципы ее организации"; "КПСС - ядро политической системы СССР"; "Общенародное государство и его орга-

ны в политической системе"; "Общественные организации в политической системе"; "Трудовые коллективы и личность в политической системе"; "Критика бур-жуазных и ревизионистских взглядов на политическую систему СССР".

Таблица 1. Высшие учебные заведения Мордовии во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг.*

Годы Число вузов В них сту- дентов,тыс. чел. В т.ч. обучающихся на отделениях На 10000 населения приходится студентов вузов Выпущено специалистов, тыс. чел.

дневных заочных

1955/56 2 4,6 1,9 2,7 47 0,6

1960/61 1 4,5 2,1 2,1 44 0,7

1965/66 2 14,1 5,4 6,2 136 0,7

1970/71 2 18,7 7,8 8,0 182 2,4

1975/76 2 19,5 8,4 8,3 197 2,8

1980/81 2 20,7 9,6 8,6 210 3,4

1985/86 2 20,0 8,7 8,8 209 3,2

*Таблица составлена на основе данных: Мордовии 70 лет. Юбил. стат. сб. - Саранск: 1999. - С. 77.

Таблица 2. Численность студенчества вузов Мордовии во второй половине _1960-х - середине 1980-х гг.*_

1965/66 1970/71 1975/76 1980/81 1985/86

Число вузов 2 2 2 2 2

В них студентов, тыс.чел. 14,1 18,7 19,5 20,7 20,0

Из них обучалось на отделениях: дневных 5,4 7,8 8,4 9,6 8,7

вечерних 2,5 2,9 2,8 2,5 2,5

заочных 6,2 8,0 8,3 8,6 8,8

Выпущено специалистов, тыс. чел. 0,7 2,3 2,8 3,3 3,2

В том числе дневными отделениями 0,4 1,3 1,5 1,7 1,9

* Таблица составлена на основе данных: ЦГА РМ. Ф. 662. Оп. 33. Д. 6593. Л. 7-14, 16 - 17; Народное хозяйство Мордовской АССР за годы девятой пятилетки. 1971 - 1975. Стат.сб. - Саранск: 1976. - С. 183, 187; Народное хозяйство Мордовской АССР за годы десятой пятилетки. 1976 - 1980. Стат. сб. - Саранск: 1981. - С. 225, 229; Народное хозяйство Мордовской АССР за годы одиннадцатой пятилетки. 1981 - 1985. Стат.сб. - Саранск, 1986. - С. 189.

Оценку ОПП в 1980 г. дал ректор МГУ им. Н.П.Огарева А.И.Сухарев: "Изучение спецкурса положительно сказывается на подготовке студентов к практической деятельности в различных звеньях политической системы в университете и за его пределами. Все более и более становится нормой политической жизни студенчества активное участие в деятельности партийных, советских органов, городских и республиканских звеньев профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций"15.

15 Сухарев А. И. Социальный облик советской Мордовии. -Саранск: 1980. - С. 108 - 109.

Студенческое сообщество стало серьезным фактором социокультурной динамики Мордовии и ее столицы - Саранска. Анализируя значение университета, еще в 1962 г. его ректор - Г.Я.Меркушкин - отмечал: "... Наш Мордовский университет один из самых молодых в стране. ... Далеко не последнее место в общем подъеме культуры принадлежит - и мне приятно об этом говорить - нашему университету. Посмотрите на публику на концертах, на оперных и драматических спектаклях, в кинозалах - по крайней мере, четвертую ее часть составляют студенты. Я уверен, что уже сейчас Саранск можно назвать университетским городом не только по месту нахождения,

но и по доминирующему духу - возросшей тяге к общей культуре"16

Студенчество активно воздействовало на социокультурную среду республики и города, участвуя в художественной самодеятельности, организуя драмкружки, народные театры, читая лекции. В вузах работали общеуниверситетские и факультетские коллективы художественной самодеятельности. Среди общеуниверситетских коллективов лучшими являлись драматический, оркестр народных инструментов, академический хор, кружок сольного пения, танцевальный. На историко-филологическом факультете успешно работал хор мордовской песни, а также ансамбли, исполняющие произведения на английском, немецком и французском языках. При инженерно-техническом, историко-филологическом и сель-

скохозяйственном факультетах работали дра-

17.

матические коллективы

Развитие высшего образования в Мордовии во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. оказало существенное воздействие на социокультурную динамику регионального социума. Не только экономика получала высококвалифицированных специалистов, за счет повышения общего уровня образования населения серьезно изменился социокультурный облик региона. Причем, изменения носили явно выраженный позитивный характер.

162001 факт из жизни Мордовского университета. -Саранск: 2001. - С. 91 - 92.

17 Там же. - С. 110.

TRANSFORMATION OF THE MORDOVIAN HIGHER SCHOOL AS A FACTOR OF SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE REGION (MID-1950S - MID-1980S)

© 2008 I.Y.Asabin, G.V.Samoilov

Humanities Research Institute under the Government of the Republic of Mordovia

The paper is devoted to the analysis of transformation processes of the Mordovian higher school in the historically important period of mid-1950s - mid-1980s. The authors pay special attention to the structural formation of higher education institutions as well as their influence upon the socio-cultural development of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.