ББК 63.3(2)633
Н.Г. Самарина
Подготовка кадров руководителей и специалистов для сельского хозяйства Тувы во второй половине 70-х гг. ХХ в.
N.G. Samarina
Training Managers and Specialists for Tuva Agriculture in the Second Half of the 1970s
Рассматривается проблема подготовки кадров для сельского хозяйства Тувинской АССР в 70-е гг. ХХ в. Описываются меры по подготовке руководителей сельскохозяйственного производства и трудности данного процесса. Отмечается роль специалистов в развитии сельского хозяйства.
Ключевые слова: история Тувы, сельское хозяйство, село, руководящие кадры, специалисты сельского хозяйства, высшее и среднее образование.
In this article author considers the problems of the staff preparation for agriculture for the Tuvin ASSR in the 1970s. The difficulties in training leaders for agriculture are revealed in this work. It is marked that the role of the specialists in the agricultural development was significant.
Key words: History of Tuva, agriculture, leaders, specialists of agriculture, secondary and higher education.
Сельское хозяйство - важнейшая часть народнохозяйственного комплекса страны, одна из основных сфер материального производства, оказывающая большое влияние на развитие экономики страны. В сельском хозяйстве важное значение имеют кадры, особенно ценны руководящий состав и специалисты. В Туве укомплектованность кадрами совхозов по состоянию на 1976 г. была следующая: количество номенклатурных работников - 182 чел., хотя, как указывается в архивных документах, фактически работал 161, из них с высшим образованием 84, со средним 77 чел. Это был средний уровень, который был ниже региональных показателей. Если в РСФСР среди директоров и специалистов доля лиц с высшим и средним образованием составляла 75 и 22%, по Восточной Сибири - 77 и 21%, то по Туве 46 и 42% соответственно. В отличие от соседних регионов в Туве руководителей и специалистов сельского хозяйства с высшим образованием было значительно меньше, в то же время было больше специалистов со средним образованием. Что касается стажа работы, то от 1 года до 3 лет работали 48 чел. (27%), от 3 до 5 лет - 47 (26%), от 5 до 10 лет - 46 чел. (25%), свыше 10 лет - 20 чел. (11%). Из этих данных видно, что преобладающее большинство руководителей и специалистов имели небольшой стаж работы. Нередки были случаи, когда коллективы бригад и ферм возглавляли практики, люди, не имеющие соответствующего образования [1, с. 61].
Руководство страны решало кадровые проблемы сельского хозяйства, о чем свидетельствует достаточное количество решений высших органов власти. Однако это были попытки решений уже имеющихся проблем, а не работа на опережение. Так, 31 октября 1971 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров №961, которое стимулировало переход специалистов сельского хозяйства на работу в колхозы и совхозы в качестве руководителей отделений, ферм и других подразделений среднего звена. Другое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров от 26 декабря 1978 г. №1067 сохранило на 5 лет должностные оклады руководящим работникам и специалистам, перешедшим на работу в экономически слабые колхозы и совхозы.
Перед руководством республики также стоял вопрос об обеспечении сельскохозяйственного производства специалистами высшего звена. В конце 1970-х гг. на это были направлены постановления, принятые Министерством сельского хозяйства Тувинской АССР, «Об усилении роли отраслевых отделов Министерства по подготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов массовых профессий сельского хозяйства», «Об усилении роли отраслевых отделов по повышению квалификации руководителей». Министерством сельского хозяйства и Министерством просвещения Тувинской АССР была принята программа по подготовке специалистов сельского хозяйства. Специалисты готовились
как в самой республике, так и за ее пределами. Так, Алтайский, Бурятский, Красноярский, Иркутский сельскохозяйственные институты предлагали для обучения студентов из Тувы целевые места. В течение трех лет (1977-1979 гг.) для молодежи коренной национальности в вузы страны выделялись по 25-30 внеконкурсных мест на льготных условиях [2, с. 6]. К 1980 г. в различных сельскохозяйственных учебных заведениях страны обучались 450 чел., из них по направлению хозяйств - 130 чел. При этом следует отметить, что существовали серьезные недостатки в деле комплектации учебных заведений студентами из числа сельской молодежи - стипендиатов хозяйств. Сами абитуриенты имели недостаточную общеобразовательную подготовку. Так, в 1979 г. на 90 выделенных мест в Алтайский сельскохозяйственный институт смогли поступить только 18, в 1980 г. - 22 и в 1981 - 34 абитуриента. Из зачисленных студентов в 1979-1980 гг. продолжали обучение лишь 50% поступивших [3, с. 30].
Специалисты со средним образованием готовились, как правило, в Туве. В республике основной кузницей кадров для сельского хозяйства был Тувинский сельскохозяйственный техникум, который был подведомствен Министерству сельского хозяйства Тувинской АССР. Ежегодно он выпускал около 300 специалистов сельского хозяйства как на очном, так и заочном отделении: агрономов, ветеринаров, зоотехников, бухгалтеров, механизаторов. Данное учебное заведение было практико-ориентирован-ным, и выпускники имели возможность получить большой объем практики еще в ходе обучения, в отличие от выпускников сельскохозяйственных вузов других регионов. В техникум поступали, как правило, из районов республики, из них 55-60% обучающихся были коренной национальности. Около трети студентов поступали по направлению совхозов республики, стипендия и содержание которых шла за счет совхозов. Соответственно, такие студенты после окончания учебы должны были вернуться работать в соответствующие хозяйства [4, с. 80].
В республике проводилась работа по повышению профессиональных знаний специалистов, по переподготовке и аттестации работников сельского хозяйства. Еще с 1960-х гг. в Туве функционирует школа повышения квалификации, где ежегодно повышали квалификацию 170-180 чел., как правило, из числа руководителей высшего и среднего звена. Однако и здесь часто срывались заданные планы повышения квалификации. В 1977 г. из запланированных 23 чел. на курсы приехали 18. В 1978 г. курсы вообще были сорваны и перенесены на другой срок. В 1979 г. из 39 бригадиров тракторных бригад на курсы приехали 9 чел. В 1980 г. курсы повышения должны были пройти 159 руководителей среднего звена, из них повысили свою квалификацию только 50 чел. [5, с. 97]. Это было
связано с тем, что многие специалисты не могли приехать на курсы, так как не было возможности даже на время оставить производство, некоторые не смогли приехать на курсы по личным обстоятельствам. Тем не менее курсы повышения квалификации постоянно проводились, на них приглашались специалисты и обсуждались проблемы, ставились практические задачи по улучшению способов ведения хозяйства. По плану Министерства сельского хозяйства республики каждый год выделялись места для повышения квалификации руководителей и специалистов совхозов в других городах, таких как Новосибирск, Красноярск, Краснодар, Ставрополь, Рязань, Москва, Ленинград и др. [6, с. 20].
Несмотря на принимаемые меры, в совхозах республики высокой оставалась текучесть кадров. Только за годы Х пятилетки (1976-1980 гг.) в Туву было отправлено 279 выпускников различных вузов, из них в хозяйствах республики работали только 96 чел. В 1975 г. при плане 95 чел. в совхозы прибыло 36, из которых остались работать 28 чел. В 1979 г. прибыло 48 чел. при плане 114. Из Красноярского сельскохозяйственного института должны были приехать 39 выпускников, а фактически приехали только 12 чел., из Бурятского сельскохозяйственного института по распределению прибыл всего один специалист из 5 [1, с. 16]. В среднем в хозяйствах республики оставались работать лишь 35-40% выпускников сельскохозяйственных вузов. Некоторые выпускники, получив направления, не приезжали к месту работы. Во многом это объяснялось отсутствием элементарных социальных условий, так необходимых для молодых специалистов, особенно в сельской местности. Многие выпускники не хотели ехать в Туву из-за отдаленности республики, сурового климата, отсутствия железной дороги, плохого обеспечения продовольствием, отсутствия жилья для молодых специалистов. Направляемые на работу в сельскую местность русскоязычные специалисты имели серьезный языковой барьер в общении с местным населением. В сельском хозяйстве была более низкой, чем в промышленности и в строительстве, заработная плата. Нередко специалисты уезжали из колхозов и совхозов не только из-за плохих материально-бытовых условий и невысокой оплаты труда, но и из-за отсутствия перспективы профессионального роста.
Негативное влияние на закрепление специалистов на селе оказывали многочисленные перестройки партийных, хозяйственных органов. Частая сменяемость специалистов не способствовала высоким производственным результатам. Очень важной была популяризация профессий работников села, поднятие их престижа и значимости. Об этом часто писала пресса, эти вопросы освещало телевидение.
Проводилась определенная работа в плане культурного и бытового обустройства работников сель-
ского хозяйства. В 1979 г. была создана комиссия по социальному страхованию, охране труда и технике безопасности. В задачу этой комиссии входило введение соцстраха, оформление больничных листов, проверка их, охрана труда и техники безопасности. Также была создана комиссия по культурно-массовой работе, которая организовывала лекции, коллективное посещение кино, театров, экскурсий, отдых за городом, организовывала социалистическое соревнование и вела подписку периодической печати. Комиссия по жилищно-бытовой работе вела дела подготовки кадров и постановки на учет выделения жилья по заявлениям членов профсоюзов, а также организацию дачных дел и проверку жилищных условий, бытовых вопросов. Только с декабря по март 1979 г. поступило 22 заявления с просьбой о предоставлении квартир и улучшении жилищных условий.
С целью закрепления сельскохозяйственных кадров на селе решением бюро Тувинского обкома КПСС было рекомендовано строить населенные пункты со всеми культурными, жилищными и социально-бытовыми условиями. Дано распоряжение о создании необходимых условий для работы и жилья чабанов. Многие животноводы зимовали в юртах. Чтобы обеспечить их жильем, требовалось построить 2000 домов, кроме того, нужны были школы, детские сады, дома культуры. Нехватка жилья, недостаточное развитие инфраструктуры в сельской местности были одной из основной причин нежелания специалистов оставаться в селе. Различия в социальных и культурно-бытовых условиях жизни сельского и городского населения в связи с ускоренным развитием городского обустройства в 1970-е гг. не сглаживались, а даже возросли.
Одним из путей решения кадровых проблем было выдвижение на руководство различными участками сельскохозяйственного производства специалистов с высшим и средним специальным образованием. Также руководители-практики вовлекались в систему заочного образования. Тувинский сельскохозяйственный техникум ежегодно выпускал около ста специалистов со средним образованием, агрономов, ветеринаров, зоотехников, механиков и бухгалтеров сельского хозяйства. Надо отметить, что руководство техникума учитывало основные потребности совхозов в тех или иных специалистах, исходя из этого задавались контрольные цифры по приему абитуриентов на заочное отделение. Например, количество мест по специальности «агрономия и ветеринария» на заочном отделении к концу 1970-х гг. сократилось до минимума, тогда как очное отделение продолжало наборы студентов и выпуск специалистов по данным специальностям. В то же время больше всего в заочной форме обучения были востребованы механики и бухгалтеры, что и было учтено руководством техникума при новом наборе абитуриентов.
В совхозах и колхозах республики была большая текучесть кадров, особенно в Тандынском и Каа-Хемском районах. За 5 лет (1976-1981гг.) только в производственных управлениях сменилось 102 специалиста, в том числе 70 чел. с высшим образованием. В конце 1970-х гг. коэффициент текучести кадров в Туве более чем в 1,5 раза превышал уровень по Восточной Сибири. К тому же между увольнением с одного предприятия и устройством на другое работник терял много времени, для адаптации на новом месте уходили 2-3 месяца, а для освоения новой профессии - в 2 раза больше.
В решении вопроса текучести кадров недостаточно использовались экономические рычаги, такие как внутрихозяйственный расчет, сдельные и премиальные формы оплаты труда, денежное и натуральное премирование работников. В совхозах почти не было системы доплат за качество продукции. Однако денежные доходы на душу населения за 4 года (1976-1980 гг.) возросли на 19% [7, с. 48]. Часто в совхозах работали слабые кадры по учету и отчетности, во многих управлениях сельского хозяйства главные бухгалтеры не имели специального образования. В Туве бухгалтеров сельского хозяйства готовил Тувинский сельскохозяйственный техникум, при этом многие выпускники старались остаться в Кызыле или в районных центрах, не возвращались в село. В совхозах зачастую перерасходовался фонд оплаты труда, в том числе за счет содержания сверхштатных должностей аппарата управления, сторожей, шоферов легковых автомобилей.
В целом же на начало 1980-х гг. в селах республики 26,2% населения были заняты умственным трудом, 16,9% - трудом высокой квалификации, около половины (53%) трудились физически [8, с. 57].
Тем не менее стоит отметить, что за годы советской власти были достигнуты большие успехи в сфере образования и подготовки квалифицированных кадров, что позволило за короткие сроки значительно повысить общеобразовательный уровень населения и сократить отставание от развитых районов страны. Об этом свидетельствуют следующие данные. Среди населения, занятого в сельском хозяйстве, показатели специалистов с высшим (полным и неполным) и средним образованием на 1000 чел. составили в 1959 г. - 291 чел., 1970 г. - 536 чел., 1980 г. -737 чел. Более трети специалистов составляли тувинцы [9, с. 15]. Однако с учетом перспектив развития производства народного хозяйства республики общий уровень образования был недостаточным, по ряду специальностей существовал дефицит квалифицированных кадров. Анкетные обследования, проведенные институтом истории, филологии и философии СО АН СССР (Новосибирск) в 1970-е гг., показали, что около 90% выпускников школ республики были намерены продолжать образование
в высших и средних специальных учебных заведениях. Следует отметить, что в сельском и лесном хозяйстве существовал наименьший среди отраслей материального производства Тувы удельный вес молодежи - в 1,5 раза ниже, чем в промышленности и строительстве [8, с. 57].
Таким образом, в 70-е гг. ХХ в. руководством Тувинской АССР сделано немало для подготовки руководителей и специалистов сельского хозяйства. Был
издан целый ряд распоряжений и постановлений бюро Тувинского обкома партии, Министерства сельского хозяйства, Министерства просвещения, касающиеся данного вопроса. Была принята специальная программа подготовки кадров для сельского хозяйства. Однако реальная реализация кадровой политики имела ряд проблем. Не все решения внедрялись в жизнь, не все принятые распоряжения, приказы и программы осуществлялись должным образом.
Библиографический список
1. Первичная организация КПСС Министерства сельского хозяйства Тувинской АССР. Протоколы партийных собраний 1976 г. // Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ). - Ф. 54. - Оп. 1. -Ед. хр. 40.
2. Министерство сельского хозяйства. Планы работы на 1975 г. // ЦГА РТ. - Ф. 54. - Оп. 1. - Ед. хр. 37.
3. Первичная партийная организация Министерства сельского хозяйства Тувинской АССР, от 28 января 1982 г. Протокол №5 // ЦГА РТ. - Ф. 54. - Оп. 1. - Ед. хр. 53.
4. Тувинский сельскохозяйственный техникум. Статистические отчеты о движении контингента учащихся // ЦГА РТ. - Ф. 23. - Оп. 1. - Ед. хр. 175.
5. Протоколы партийных собраний первичной парторганизации от 26 марта - 25 декабря 1979. Протокол №13 от 19 ноября 1979 г. // ЦГА РТ. - Ф. 54. - Оп. 1. - Ед. хр. 46.
6. Документы по подготовке и переподготовке кадров // ЦГА РТ. - Ф. 278. - Оп. 1. - Ед. хр. 2556.
7. Протоколы партийных собраний с 22 января по 30 сентября 1980 г. Протокол №8: Об организации отдела труда и заработной платы МСХ // ЦГА РТ. - Ф. 54. -Оп. 1. - Ед. хр. 48.
8. Население СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. - М., 1980.
9. Народное хозяйство РСФСР в 1980 г. : статистический ежегодник. - М., 1981.