Научная статья на тему 'Подготовка кадров, как основа саморегулирования в строительной отрасли'

Подготовка кадров, как основа саморегулирования в строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюлева Диляра Камиловна, Матвеев Игорь Юрьевич

В статье рассмотрены ключевые проблемы повышения квалификации специалистов и профессиональной подготовки в системе саморегулирования строительного отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров, как основа саморегулирования в строительной отрасли»

Подготовка кадров, как основа саморегулирования в строительной отрасли

Дата: 30/09/2010 Номер: (23) УЭкС, 3/2010

Аннотация: В статье рассмотрены ключевые проблемы повышения квалификации специалистов и профессиональной подготовки в системе саморегулирования строительного отрасли.

Ключевые слова: саморегулирование, обеспечение безопасности объектов

капитального строительства, повышение квалификации специалистов строительного комплекса.

Бирюлева Диляра Камиловна кандидат технических наук, старший преподаватель

Матвеев Игорь Юрьевич старший преподаватель Казанский государственный архитектурно-строительный университет

dila8999@mail.ru

Выходные данные статьи: Бирюлева Д.К. Подготовка кадров, как основа

саморегулирования в строительной отрасли // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23). - № гос. рег. статьи 0421000034/0036. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

С введением саморегулирования, поставленные государством задачи перед строителями и проектировщиками, неразрывно связаны между собой и определяют цель - обеспечение безопасности объектов капитального строительства. Законом [1] обозначены цели саморегулируемых организаций: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций, а также повышение качества выполнения работ по осуществляемым видам деятельности в строительстве.

Требование к поставленной цели - безопасность и качество строительства у заказчиков и пользователей растет день ото дня.

Саморегулируемые организации для реализации поставленной цели должны объединить в своих рядах коллективы профессионалов строительной отрасли и обеспечить единые подходы и требования к сферам ответственности, а именно:

• требования к образованию специалистов;

• требования к повышению квалификации и профессиональной подготовке [2].

Сейчас строительный сектор находится в переходном периоде. Ни для кого не секрет, что на стройках и в офисах многих строительных компаний до кризиса работали все, «кому не лень». Такая ситуация складывалась по трём причинам: во- первых, халатное отношение к вопросам подбора персонала и экономия средств; во-вторых, «перегрев кадрового рынка», то есть нехватка квалифицированного персонала - у компаний не было другого выхода; в третьих, высокая текучесть кадров, в том числе из-за неграмотного управления строительным процессом.

Лишь чуть более половины выпускников вузов, обучавшихся строительным специальностям, идут работать по этим специальностям. Имеются проблемы в повышении квалификации, в организации профессиональной переподготовки, непрерывного образования и т.д.

В настоящее время все больше руководителей и исполнителей не имеют специализированных знаний и не компетентны в вопросах строительной отрасли.

Недостатки системы повышения квалификации в строительстве заключаются также в особенностях российского менталитета: широкое распространение получила практика торговли документами о повышении квалификации, так как проверить реальность прохождения обучения невозможно; программы повышения квалификации не привязаны к видам строительных работ в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 года [3]. С учетом этого вытекает вполне закономерный вывод -существующая система повышения квалификации лиц строительных специальностей неэффективна и зачастую формальна. Она не решает поставленной задачи обеспечения безопасности строительства, отвлекая при этом из отрасли существенные финансовые и временные ресурсы.

Помимо этого учебные заведения привыкли приглашать к себе слушателей на заранее объявленные программы. В нынешней ситуации приходится действовать строго наоборот - заказчик определяет: чему именно, в каком объеме, в какое время и на каких условиях он хотел бы обучиться.

Процесс становления в СРО системы повышения квалификации и аттестации специалистов и руководителей строительного комплекса находится в самом начале -на сегодняшний день не разработаны единые требования. В саморегулируемых организациях, как правило, нет специалистов в области образования, и им сложно ориентироваться в потоке очень разноплановых предложений. Актуальность повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов в свете перехода от лицензирования к саморегулированию очевидна, так как это является одним из обязательных условий для получения членства в СРО и соответственно допуска на выполнение проектных и строительных работ, входящих в их компетенцию (приказ Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 г. [3]). Вопросы, связанные с повышением квалификации строго регламентированы государством и контролируются надзорными органами. Работникам необходимо пройти курсы повышения квалификации в соответствии с заявленным видом работ и их специальностям. Допуск работников к выполнению своих функций без своевременного прохождения аттестации компаниям членам СРО запрещен.

Система повышения квалификации в отрасли должна действовать по запросу, на основе гибких учебных планов. Учебный процесс надо пополнять тем, что необходимо конкретному проектировщику или строителю. Сегодня один объект, завтра - другой. Нужно получать конкретные знания. Необходимо учитывать тот

факт, что за 20 лет изменились и общеобразовательные стандарты по специальностям, что также должно быть отражено в программах повышения квалификации. Программы повышения квалификации, на наш взгляд, должны быть сориентированы таким образом, чтобы они отвечали вышеназванным критериям и могли бы обеспечить достаточный уровень квалификации специалистов в области архитектурно-строительного проектирования и строительства в условиях саморегулирования. При чем, каждые пять лет специалисту строительной отрасли Законом [1] предписано повышать квалификацию, следовательно необходимо учитывать принцип непрерывного образования «образование в течение всей жизни».

Повышать свою квалификацию должны специалисты, заявленные членами саморегулируемых организаций как ответственные за ведение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, но в рамках Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» [4]). В число специалистов обязанных пройти повышение квалификации строителей и проектировщиков, входят: директора компаний (гендиректор или управляющий); главные технологи и главные инженеры; технологи; главные механики; главные энергетики; заместители директоров по капитальному строительству и начальники отделов капитального строительства; прорабы; начальники отделов механизации и автоматизации производства, а также производственно-технического отдела; инженеры по качеству и строительному контролю; начальники отделов контроля качества; мастера и ряд представителей рабочих специальностей; главные инженеры проекта (ГИП), главные архитекторы проекта (ГАП), руководители проекта, инженеры-проектировщики, инженеры-конструкторы, архитекторы.

В связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 48 от 03.02.2010 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» [5],появляется потребность в разработке дополнительных программ для таких специалистов, соответствующих статье 48.1 Градостроительного кодекса [6]. Ведь нельзя выдавать свидетельство о допуске для атомных объектов компании, чьи специалисты прошли повышение квалификации по общегражданской тематике.

Отрасль не стоит на месте, она находится в постоянном развитии. Современные условия внедрений передовых средств механизации, технологий и материалов обязывают образовательные учреждения чутко реагировать на перемены и учитывать требования заказчиков в потребности рынка кадров, их профессионализму и универсальности.

Перспективы обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами возможно спрогнозировать, обладая достоверной информацией о специалистах той или иной квалификации, формирующейся в единой базе данных о членах в саморегулируемых организациях. На сегодняшний день совместная работа СРО и ВУЗов в плане кадрового аудита позволит определить стратегическую информацию по кадровому составу отрасли.

Наличие такой информации позволит выявить:

• соотношение работников каждой специальности;

• соотношение спроса и предложений по специальностям в отрасли;

• пробелы в специализациях и сформировать предложения по подготовке новых специалистов (например, ГИПов, девелоперов и т.д.) и, таким образом, привести в соответствие спрос и предложения ВУЗов, т.е. скоррелировать отношения потребителя (отрасль) и производителя (ВУЗы).

Сегодня сотрудники Казанского государственного архитектурно-строительного университета в тесном взаимодействии с саморегулируемыми организациями РТ и практикующими специалистами строительной сферы разрабатывают программы, отвечающие новым требованиям нормативных документов, безопасности в строительной отрасли и проводят обучения по повышению квалификации и аттестации специалистов в рамках саморегулирования в области архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Большой опыт в научно-строительной области и высоко-квалифицированный потенциал профессорско-преподавательского состава позволяют университету чутко реагировать на изменения коньюктуры рынка образовательных услуг.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют специалистов с соответствующим базовым уровнем образованности, профессионально мобильных, обладающих обширными коммуникативными умениями и навыками, способных к самосовершенствованию.

Вместе с тем, количественный и качественный подъем архитектурно-строительной сферы, потребовал существенного развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по всему спектру профильных специальностей вузов.

Данное обстоятельство требует создания управления повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов строительной отрасли и архитектуры в учебных заведениях, которым предстоит по-новому организовать работу, особенно в направлении профессиональной переподготовке специалистов.

Причем из широкого спектра предлагаемых учебных программ системы дополнительного профессионального образования для этих целей особо будут востребованы программы профессиональной подготовки и переподготовки и, в частности:

• для выполнения нового вида профессиональной деятельности - программы профессиональной подготовки (свыше 1000 часов аудиторных занятий);

• для получения специалистами дополнительной квалификации - программы профессиональной переподготовки(свыше 500 часов аудиторных занятий);

• для повышения квалификации - программы повышения квалификации краткосрочные (72-100).

Важнейшей задачей дополнительного профессионального образования -разработка новых образовательных программ.

Данные долгосрочные учебные программы дают возможность подготовки специалистов более узкой, чем раньше квалификации, необходимой работодателям.

ДПО в современных условиях является тем пробным камнем, на основе которого должны формироваться структуры и направления высшего профессионального образования в целом.

В КГАСУ система дополнительного образования успешно работает и развивается уже

на протяжении ряда лет. Основная цель развития дополнительного профессионального образования - наиболее полное удовлетворение потребности отрасли в качественных образовательных услугах.

Цель непрерывного профессионального образования мирового уровня, способной опережающими темпами обеспечить удовлетворение кадровых потребностей строительной отрасли направлена на формирование хозяйственной и социальной инфраструктуры РТ на долгосрочную перспективу и реализацию приоритетных национальных проектов.

На наших плечах лежит колоссальная ответственность и перед СРО, и перед специалистами, а главное, перед потребителями строительной продукции.

В заключение, подводя итог сказанному, следует отметить, что успех в деятельности СРО и образовательных учреждений будет обеспечен при едином, позитивном, созидательном подходе всех участников вышеупомянутых процессов.

Библиографический список

1. Федеральный закон №148-ФЗ от 22. 07 2008г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Федеральный закон №315-ФЗ от 01.12.2007г. «О саморегулируемых организациях».

3. Приказ Минрегионразвития РФ № 624 от 30.12.2009г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации № 188 от 23 апреля 2008 г. «Об утверждении единого

квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности».

5. Постановление Правительства РФ № 48 от 03.02.2010г. «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».

6. «Градостроительный кодекс Российской Федерации». №190-ФЗ от 29. 12. 2004г.

№ гос. рег. статьи 0421000034/0036

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи:

http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.