НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 378
БИКОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
© 2010 М.И.Бальзанников, С.Н.Лысов
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Статья поступила в редакцию 16.11.2009
В статье рассматриваются методические основы и принципы построения интегрированных образовательных систем дополнительного образования в структуре технического университета. Обсуждаются проблемы организации бикорпоративных организационно-методических связей с предприятиями - работодателями.
Ключевые слова: бикорпоративная система непрерывного профессионального образования; саморегулирование в строительстве; градостроительный кодекс; квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности.
15 - 17 апреля 2009 г. в Самарском государственном архитектурно-строительном университете состоялась Международная научно-методическая конференция «Технологии профессионального образования: традиции и инновации», посвященная вопросам методологии профессионального образования, интеграции и компетентности в профессиональном образовании, проблемам обеспечения инновационных процессов в реальном секторе экономики, роли учебных центров и корпоративных университетов в системе профессионального образования. В работе конференции приняли участие более 150 специалистов, представляющих вузы Самары, Оренбурга, Ижевска, Ставрополя, Пензы, Уфы, Ульяновска и других городов России, а также педагоги Университета Центрального Ланкашира (Престон, Великобритания).
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дал старт процессу перехода изыскательских, проектных и строительных организаций на саморегулирование. Это ознаменовало начало перехода от государственного к общественному регулированию в этих видах инвестиционно-строительной деятельности. Переход на саморегулирование неразрывно связан с продолжением серьезных преобразований, происходящих величественном строительстве с конца 80-х годов прошлого сто-
Бальзанников Михаил Иванович, доктор технических наук, профессор, ректор СГАСУ. E-mail: sgasu@sgasu. smr. ru
Лысов Сергей Николаевич, директор МРЦПК при СГАСУ, кандидат технических наук, доцент. E-mail: mrcpk@rambler. ru
летия в связи с заменой административно-командной, распределительной системы хозяйствования принципами рыночной экономики. Саморегулирование предусматривает введение системы выдачи документов по допуску строительных компаний или индивидуальных предпринимателей к изыскательским, проектным и строительным работам, гарантирующих безопасность объектов капитального строительства. Причем эти допуски должны выдаваться самими саморегулируемыми организациями (СРО) на основе тщательного анализа возможностей качественного выполнения этих работ каждой компанией или индивидуальным предпринимателем по трем основным параметрам - наличие профессиональных кадров, наличие опыта проведения этих конкретных работ, наличие соответствующих технических средств. Весьма важно, что при этом СРО несет коллективную (субсидиарную) ответственность средствами компенсационного фонда и страхованием своей гражданской ответственности. В связи с этим предусмотрена система контроля - плановых и внеплановых проверок специальной контрольной комиссией данной СРО. Следует учитывать, что перечень видов работ, влияющих на безопасность строительства, устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако каждая СРО должна на своем общем собрании утвердить те виды работ (соответственно изысканий, проектирования и строительства), по которым она выдает допуски, из числа утвержденного перечня работ. Очевидно, что при этом СРО должна работать в тесном взаимодействии с государственными органами технического надзора и экспертизы.
Реализация закона о саморегулировании в строительстве потребует осуществлять скоординированную и системную профессиональную
деятельность по обучению, подготовке, переподготовке кадров и их аттестации с определенной периодичностью, поскольку на первое место при выдаче свидетельств о допуске к работам поставлены требования к кадровому обеспечению строительной деятельности. Это следует из Градостроительного кодека Российской Федерации, где в статье 55.5. «Документы саморегулируемой организации» сказано, что требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к работникам юридического лица; требование о наличии образования определенных уровня и профиля; требование к повышению квалификации, профессиональной переподготовке персонала. Там же указано, что при выдаче свидетельств о допуске могут быть предъявлены требования о достижении положительных результатов при проведении квалификационной аттестации работников юридических лиц.
Таким образом, одним из основных требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к организаторам строительной деятельности являются требования к уровню и качеству профессиональных компетенций руководителей и специалистов строительного комплекса.
В этой связи необходимо отметить, что приказом №188 от 23.04.2008г. Минздравсоцразви-тия утвержден «Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности», в котором сформулированы должностные обязанности, уровень требований к компетентности и квалификации специалиста строительной отрасли. Так, например, директор (Генеральный директор, управляющий) строительной организации должен иметь высшее профессиональное образование и профессиональную переподготовку по направлению профессиональной деятельности; стаж работы не менее 5 лет; пройти повышение квалификации (не реже одного раза в 5 лет) и иметь в наличии квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности.
Главный инженер строительной организации должен иметь высшее профессиональное образование по строительной специальности («Промышленное и гражданское строительство», «Строительство», «Гидротехническое строительство», «Транспортное строительство», «Городское строительство и хозяйство») или высшее профессиональное техническое образование и профессиональную переподготовку по направлению профессиональной деятельности; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет, пройти повышение квалификации (не реже одного раза в 5 лет) и иметь в наличии квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности.
Аналогичные высокие требования предъявляются к квалификации главного инженера проекта. Это высшее профессиональное образование по специальности «Проектирование зданий» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 8 лет; повышение квалификации (не реже одного раза в 5 лет) и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.
Очевидно, что кадровое обеспечение в сфере строительства в соответствии с выше упомянутыми нормативными документами и законодательными актами не может быть реализовано без использования системного подхода к его решению. И таким решением должна стать региональная система непрерывного профессионального образования строительного комплекса, которая по своей социально-дидактической функции будет являться неотъемлемым звеном региональной саморегулируемой организации. Очевидно также, что создание и эффективное функционирование региональной бикорпоративной системы непрерывного профессионального образования специалистов строительного комплекса возможно лишь на основе профильного архитектурно-строительного университета, обладающего государственной аккредитацией, научно-педагогическими кадрами высшей квалификации и современной учебно-лабораторной базой.
Самарский государственный архитектурно-строительный университет (СГАСУ) давно работает по созданию системы непрерывного профессионального образования в области строительства. В СГАСУ с 1994 года успешно функционирует специализированное структурное подразделение - Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК). За это время в МРЦПК прошли обучение около 12 тысяч специалистов строительного комплекса. Подавляющее большинство из них прошли обучение по программам повышения квалификации в объёме 72 часов. Опыт реализации учебного процесса показал, что этот вид обучения требует оптимизации организационной работы. Продолжительность пребывания специалиста в учебном заведении с отрывом от производства составляет 9 учебных дней (8 часов ежедневно), что влечёт за собой проблемы, связанные с выполнением слушателями производственных задач. Указанная проблема отрыва слушателей от производства особенно усугубляется при прохождении обучения руководителями строительных организаций первого уровня. С этим приходится считаться, поскольку их удельный вес в общем контингенте
Научная жизнь
слушателей МРЦПК достаточно велик. Так, из 1026 слушателей, проходивших обучение с июня по декабрь 2008 года, 179 человек - первые руководители строительных организаций, причем 71,2% из их числа не имели базового строительного образования. Выход из ситуации был найден в организации краткосрочных (однодневных) специализированных семинаров по накопительной (модульной) системе.
В 2005 году МРЦПК начал переподготовку специалистов подпрограмме «Промышленное и гражданское строительство» в объёме 1194 часа общей трудоемкости. В 2007 году состоялся первой выпуск. Из контингента этой группы более 50% слушателей составили первые руководители строительных организаций. Проделанная работа получила дальнейшее развитие. В настоящий момент в МРЦПК по данной программе прохо-
дят обучение 4 группы с общим количеством слушателей 102 человека. Слушатели, успешно закончившие обучение, получают государственные дипломы о профессиональной переподготовке, дающие право (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в сфере «Промышленного и гражданского строительства».
В МРЦПК также проводится обучение в группах по программам переподготовки «Тепло-газоснабжение и вентиляция» и «Менеджер строительства». Отзывы слушателей, мнение членов Государственной аттестационной комиссии, содержание выпускных дипломных работ позволяют сделать вывод о высоком уровне знании и сформированных компетенций приобретенных слушателями в процессе обучения.
СГАСУ
Институт довузовской подготовки СГАСУ
Учреждения среднего проф. образования
Базовый комплекс по подготовке специалистов, бакалавров, магистров
Учреждения начального проф. образования
МРЦПК
при СГАСУ
Строительный комплекс региона
Рис.1. Структура бикорпоративной системы непрерывного профессионального образования
строительного комплекса региона
Бикорпоративную систему непрерывного профессионального образования строительного комплекса региона в обобщенном виде можно представить в виде структуры, представленной на рис.1.1 С одной стороны, предприятия и уч-
1 Бальзанников М.И., Лысов С.Н. Модель системы непрерывного Образования для строительного комплекса региона // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - №6.
реждения строительного комплекса традиционно обеспечиваются кадрами молодых специалистов (рабочих, техников инженеров, бакалавров, магистров) соответствующими учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. С другой стороны, значительная часть рабочих в строительном комплексе специалистов периодически проходят повышение квалификации и переподготовку в МРЦПК при
СГАСУ. В ближайшем же будущем за счет установления более тесных партнерских связей между саморегулируемыми организациями строительного комплекса и СГАСУ, бикорпоративная система непрерывного профессионального образования и ее структуры звено - МРЦПК готовы взять на себя дополнительные функции по обучению, повышению квалификации, мониторингу и аттестации персонала предприятий.
В настоящий момент работа по созданию системы непрерывного образования строителей в Самарском регионе ведется активно, но она существенно затруднена из-за разрозненности субъектов строительной деятельности, поскольку собрать их воедино можно только один раз в пять лет в процессе обновления лицензии. В этой связи очень важно, в переходный период от лицензирования к саморегулированию в строительстве, на этапе формирования некоммерческих партнерств выработать единые стандарты и правила для СРО которые позволят качественно и количественно решить задачу кадрового обеспечения строительного комплекса с построением системы непрерывного образования. Нам представляется, что члены создаваемого Союза саморегулируемых организаций строительного комплекса Самарского региона должны принять на себя следующие обязательства: 1) защитить интересы всех организаций, входящих в Союз; 2) обучение, подготовку, переподготовку и аттестацию кадров проводить только в аккредитован-
ных Минобразованием образовательных организаций в соответствии с выданными им лицензиями; 3) обеспечить взаимную поддержку и активное сотрудничество при решении вопросов профессиональной деятельности по обучению, подготовке, переподготовке, аттестации кадров для реализации саморегулирования в строительном комплексе; 5) создать и поддерживать единую информационную базу учебных программ и обеспечить обмен материалами для профессиональной деятельности по обучению, подготовке, переподготовке и аттестации персонала для саморегулируемых организаций строительного комплекса; 6) проводить открытую информационную политику и способствовать вхождению в Союз саморегулируемых организаций строительного комплекса только тех организаций, которые соответствуют профессиональным критериям членства и соблюдению процедур вхождения в Союз. И здесь в качестве достойного примера подражания служит опыт Союза строительных объединений и организаций г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области по реализации идей и принципов саморегулирования в строительном комплексе2.
2 Реализация саморегулирования в строительстве в Санкт-Петербурге и Ленинградской области // Сборник материалов к практической конференции 23 октября 2008 года / Сост. и научн. ред. Л.М.Каплан. -СПб.: 2008.
BICORPORATE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION IN THE REGIONAL CONSTRUCTION COMPLEX
© 2010 M.I.Balzannikov, S.N.Lysov Samara State University of Architecture and Civil Engineering
The paper deals with the basics and principles of the supplementary education integrated learning systems design within the technical university structure. It also discusses the problems of the bicorporate organizational and methodic links organization with employers-enterprises.
Key words: bicorporate system of continuous professional education; self-regulation in construction; town-planning code; qualification reference book of managers' and specialists' titles in architecture and town-planning.
Balzannikov Mikhail Ivanovich, D. Sc. in Engineering, Professor, Rector of SSUACE. E-mail: [email protected] Lysov Sergey Nikolaevich, Cand. Sc. in Engineering, Associate Professor, Director of Interdisciplinary Regional Center of Advanced Training, SSUACE. E-mail: mrcpk@rambler. ru