Научная статья на тему 'Подготовка кадров для предприятий малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство'

Подготовка кадров для предприятий малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черновицкая Е.В., Пермякова О.В.

Дается анализ состояния и развития малого предпринимательства в Приморском крае. Приводятся характеристики образовательных программ подготовки кадров для предприятий малого и среднего бизнеса, рассматриваются формы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черновицкая Е.В., Пермякова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для предприятий малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство»

Подготовка кадров для рыночной экономики

Е.В. ЧЕРНОВИЦКАЯ, О.В. ПЕРМЯКОВА

Подготовка кадров для предприятий малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство

Дается анализ состояния и развития малого предпринимательства в Приморском крае. Приводятся характеристики образовательных программ подготовки кадров для предприятий малого и среднего бизнеса, рассматриваются формы их реализации.

Формирование малого предпринимательства является приоритетной задачей социально-экономической политики администрации края. По оценке комитета экономического развития администрации Приморского края число малых предприятий в 2003 г. составило 11282 единицы. Распределение их по отраслям экономики неравномерно: в торговле 42,2% (от общего количества); в промышленности - 13,8, в строительстве - 10,9% (рис. 1).

Рис. 1. Распределение малых предприятий по отраслям экономики Приморского края в 2003 г.: 1 - торговля (42,2%), 2 - промышленность (13,8%), 3 -строительство (10,9%), 4 - другие отрасли (33,1%)

Численность работников малых предприятий составляет 96,5 тыс. чел., или 13,5% от общего количества работающих в экономике края. Отраслью, предоставляющей наибольшее количество рабочих мест в малом

и среднем бизнесе, традиционно является торговля и общественное питание.

В 2003 г. вклад малого бизнеса в промышленное производство составил 5,8%, в строительство - 27,9, торговлю - 16% (рис. 2).

Рис. 2. Вклад малых предприятий в экономику края по отраслям: 1 -торговля (16,0%), 2 - промышленность (5,8%), 3 - строительство (27,9%), 4 -другие отрасли (49,7%)

Прогнозные оценки на 2004 г. при сохранении существующих тенденций повышения деловой активности ведущих предприятий края показывают рост числа малых предприятий до 12,3 тыс. единиц (на 9%), в том числе в промышленности на 140 единиц, строительстве - на 111, торговле и общественном питании - на 430. Численность работающих в целом увеличится на 8,7 тыс. чел. Выпуск товаров и услуг возрастет до 16,5 млрд рублей, или на 2,7% в сопоставимых ценах. Более высокими темпами будут расти объемы в промышленности.

При развитии экономики края более высокими темпами число предприятий увеличится на 1178 единиц (на 10,4% к уровню 2002 г.), численность работающих - до 106,5 тыс. чел., объем произведенной продукции в сопоставимых ценах - на 5,7%, в том числе в промышленности - на 10,7; строительстве - на 4; торговле - на 8%.

По имеющимся оценкам экономика России начнет нормально функционировать, если в ней будут действовать не менее 3 млн малых предприятий, т.е. одна структурная единица на 1000 чел. Социальный эффект развития предпринимательства заключается в формировании среднего класса собственников, которые традиционно обеспечивают социальную стабильность общества.

Влияние образования на экономическое развитие нашего края проявляется прежде всего в обеспечении профессионально-кадровой структуры развивающейся экономики территории. Один из важных факторов влияния образования на экономический рост региона связан с подготовкой кадров для малого и среднего бизнеса. Подготовка кадров для субъектов малого предпринимательства в Приморском крае осуществляется через целостную систему.

Первая составляющая - программы, курсы, семинары, осуществляемые высшими учебными заведениями края. Практически все вузы

реализуют образовательные программы по специальностям, востребованным данной сферой. К ним относятся менеджмент, маркетинг, коммерция, бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит и т.д., а также новые специальности: налоги и налогообложение, антикризисное управление и др. Не секрет, что вузы выпускают специалистов, которых необходимо доучивать на предприятии, т.к. нарушена система практик во время учебы. В настоящее время обучение в основном носит академический характер; многие студенты, понимая это, получают в стенах вуза дополнительное образование по узким направлениям будущей деятельности.

В соответствии со спросом на рынке труда в большинстве учреждений профессионального образования реализуются программы дополнительного образования. Например, в Институте повышения квалификации ДВГАЭУ реализуются программы: «Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг», «Менеджмент предпринимательской деятельности», «Управление персоналом», «Управление качеством», «Финансовый анализ предприятий» и др.; кроме того, действует Российско-японский центр обучения малому и среднему бизнесу в области пищевых технологий, Учебно-научно-технический комплекс «Наука-сервис». В ДВГТУ по данным направлениям действует факультет передовых технологий малого и среднего бизнеса. Факультет объединяет три учебно-научно-производственных центра: деревообработки, металлообработки, передовых технологий в машиностроении. Помимо регулярных занятий в центре проводятся узкоспециализированные семинары по отдельным аспектам производства и управления предприятиями малого и среднего бизнеса, кроме того, действует факультет второй профессии. Высшая коммерческая школа ДВГТУ осуществляет подготовку и переподготовку специалистов для рыночной экономики по краткосрочным программам в области коммерческой и предпринимательской деятельности, внешнеэкономических связей, успешно реализует федеральную программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. В Межрегиональном центре переподготовки кадров (МРЦПК) предлагаются программы сроком от 1,5 года до 18 дней по подготовке арбитражных управляющих, переподготовке оценщиков, риэлтеров, менеджеров, системных администраторов и т.п. Обучение по программам МВА на базе объединенного ресурса американских университетов предлагает ВГУ-ЭС.

В течение 6 лет в крае реализуется Президентская программа подготовки предпринимателей для важнейших отраслей народного хозяйства по направлениям «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит».

Среди бизнес-дисциплин наиболее привлекательными сегодня являются финансовый анализ и планирование, практический маркетинг, финансовый менеджмент, вопросы налогообложения. По этим дисциплинам вузами проводятся тематические и проблемные семинары, изучаются актуальные социально-экономические, правовые, экологические и другие проблемы, возникающие в практической профессиональной деятельности. На повестке дня стоят вопросы внедрения в практику дистан-

ционной формы обучения, в основе которой - самостоятельная работа слушателя с учебными пособиями, специальной литературой, аудио-видео пособиями, компьютерными программами.

Достаточно активно в крае действуют специализированные центры профессиональной ориентации и переподготовки в системе органов Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю. Здесь осуществляется профессиональная переориентация безработных граждан, в том числе в большей степени по специальностям, востребованным в малом и среднем бизнесе: пользователи компьютеров, бухгалтеры, менеджеры низшего и среднего звена, специалисты в сфере коммерческой деятельности и пр. В 2003 г. обучение прошли 108 человек, для чего из средств региональной программы было выделено около 410 тыс. руб.

Третья составляющая системы подготовки кадров для малых предприятий - школы и центры, действующие на коммерческой основе. Основные из них - учебно-деловой центр «Дальневосточный центр экономического образования», НОУ «Дальневосточный центр производительности», НОУ «Международная Бизнес-Академия»; «Институт менеджмента» при МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, Центр корпоративного предпринимательства в г. Владивостоке и другие.

Негосударственное учреждение Дальневосточный центр экономического образования при поддержке департамента образования и науки проводит для школьников, студентов ссузов и вузов конкурсы «Начни свой бизнес» и компьютерную деловую игру «Дельта», в основе которой лежит имитационная модель промышленного предприятия. Она позволяет за короткое время на собственных решениях познать процесс управления предприятием в условиях конкуренции, научиться составлять бизнес-планы.

Кроме того, Дальневосточный центр экономического образования совместно с Junior Achievement of Greater Puget Sound (США) при поддержке департамента образования и науки, комитета экономического развития администрации Приморского края реализует с 2003 г. проект «Содействие развитию среднего и малого предпринимательства в Приморском крае».

Российско-Американский проект будет способствовать развитию предприятий малого и среднего бизнеса посредством трудоустройства молодых подготовленных специалистов, прошедших специальную программу практического бизнес-планирования и управления предприятием в условиях рыночной экономики. Студенты, участвующие в проекте, разрабатывают реальные бизнес-планы, которые оцениваются экспертами-практиками и впоследствии могут быть реализованы на средства привлеченных предпринимателей. На обучающих семинарах-тренингах помимо студентов в командах принимают участие молодые предприниматели, специалисты комитетов по делам молодежи муниципальных образований края. Существующий Центр корпоративного предпринимательства в г. Владивостоке реализует программы дополнительного образования студентов вузов с целью их подготовки к управленческой и предпринимательской деятельности. Важнейшей составной частью про-

грамм является временная производственная деятельность студентов выпускных курсов.

Четвертое звено - учебные центры, работающие в рамках международных программ и проектов: 6 российско-японских учебных центров деревообработки, малого и среднего бизнеса в области пищевых технологий, менеджмента, рыбообработки, передовых технологий, металлообработки, а также программы, реализуемые Советом по международным исследованиям и обменам 1ЯЕХ.

В настоящее время в обществе существует понимание того, что главной опорой повышения конкурентоспособности предприятия и его успеха являются подготовленные кадры. Становление рыночной экономики заставляет руководителей и собственников компании уделять все больше внимания дополнительной профессиональной подготовке сотрудников. В большинстве случаев решение о повышении квалификации и переподготовке сотрудников принимается не только с целью повышения общей квалификации, а главным образом для того, чтобы сотрудники были в состоянии решать новые проблемы, иногда достаточно специфичные, которые возникают в процессе деятельности предприятия. Что касается студентов, то в их среде растет понимание необходимости наличия наряду с техническим образованием знаний в области экономики и управления.

Вопросы кадрового обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса затрагивают не только количественные, но и качественные показатели профессионального обучения. Одной из задач высшего образования является улучшение качества подготовки специалистов, а это прежде всего степень удовлетворения запросов рынка, преподавателя, студента; степень пригодности выпускника вуза к эффективной работе, т.е. конкурентоспособность вуза и его выпускника в условиях динамично развивающейся деловой среды. Современный работодатель предъявляет особые, не артикулированные ранее требования к специалистам, отвечающие следующим критериям: 1) способность выпускника вуза к быстрой адаптации в динамично развивающихся условиях среды; 2) количество смежных отраслей, в которых выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на освоение новых специальностей; 3) способность принимать правильные управленческие решения; 4) владение навыками системного управляющего.

Отсюда возникает необходимость модернизации содержания и технологий профессионального образования, введения в учебный процесс новых производственных технологий, ориентированных на местные условия и конкретные производства. Как показывает анализ, 20-30% общего времени учебной нагрузки при подготовке специалистов должно быть отдано национально-региональной компоненте. На наш взгляд, должен быть разработан эффективный механизм постоянного обновления национально-региональной компоненты учебных планов с учетом приоритетов развития территории. Только в этом случае можно говорить о подготовке специалистов в соответствии с требованиями конкретного региона, конкретных производств.

© Черновицкая Е.В., Пермякова О.В., 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.