УДК 334.722.2
1 2 Л. И. Потиенко , М. В. Приставка
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА
В статье представлены основные проблемы, стоящие перед малым бизнесом в нашей стране и за рубежом, причем прослеживается, что большинство указываемых проблем созвучны с трудностями, которые встретились и продолжают встречаться на пути предпринимателей развитых стран. Показана необходимость формирования доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, направления модернизации, региональное развитие, инфраструктура поддержки малого бизнеса.
В современной экономике стран с развитой промышленностью значительная доля внутреннего валового продукта (ВВП) приходится на долю малого и среднего предпринимательства. Например, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии колеблется от 50 до 54%, в Японии 52 - 55%, Италии, Франции - около 60%. На долю малых и средних предприятий приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% - в сфере услуг, почти 90% - в строительстве и торговле. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения.
В российской экономике, как известно, малый бизнес занимает пока незначительное место, хотя наблюдается устойчивая тенденция роста. На начало 2010 года численность занятых на малых предприятиях составила 21,7% (в 2001 году - 12,8%); оборот предприятий составил 24,5% (в 2001 году - 5,9%); количество малых предприятий составило 1602491 (в 2001 году - 843000). По сравнению с 2001 годом количество предприятий
1 © Людмила Ивановна Потиенко, канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: [email protected].
2 © Максим Владимирович Приставка, аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия.
и доля занятых в малом бизнесе увеличилась почти в два раза, оборот предприятий - почти в четыре раза.
Отчасти такой разрыв по сравнению с развитыми странами объясняется историческим фактором: малый бизнес в современном виде в Европе формируется с начала - середины XX века, тогда как в России процесс формирования предпринимательской прослойки начался лишь в конце 80-х годов прошлого столетия. Однако в такой расстановке имеется и положительная сторона. Российское предпринимательство движется по проторенному ранее развитыми странами пути и может использовать их опыт.
В отличие от России бурный рост малого предпринимательства в развитых странах начался в 1970-80 гг. Малый бизнес, конечно же, существовал там и ранее, но в середине второй половины XX века произошел резкий толчок: после мировых кризисов (энергетического, сырьевого и других) быстрее приспособиться к ситуации на рынке и в производстве смогли именно мелкие и средние фирмы, в результате чего малый бизнес стал тем элементом, без которого не произошло бы развитие крупного бизнеса и всей экономики.
По мере развития малого бизнеса в развитых странах и роста его значения многие исследователи уделяли все более пристальное внимание проблемам, с которыми малые предприятия сталкиваются на пути своего развития - от создания до стадии стабилизации и упадка. Этими вопросами занимаются уже давно. Наиболее интересными и наиболее цитируемыми на сегодняшний день являются работы Entrepreneurial start-up and growth: a classification of problems (1993) и An analysis and classification of problems in small business (1999) [1]. Именно в этих трудах наиболее подробно раскрыты проблемы, с которыми приходится сталкиваться предприятиям малого бизнеса. Одной из таких проблемных сторон являются финансы и финансовый менеджмент.
В исследованиях середины 90-х годов прошлого столетия было наглядно показано, что финансирование и проблемы финансового менеджмента, такие, как недостаточность капитала и несоответствие финансовых потоков, очень часто подчеркиваются представителями малого бизнеса, хотя и не так часто, как вопросы маркетинга и планирования. Проблема получения финансирования зачастую сопряжена с недостатком денег на стартовом этапе и на стадии активного роста, что подталкивает владельцев к попыткам получить правительственные гранты и банковское финансирование. Проблемы с финансовыми потоками свойственны как начинающим компаниям, так и утвердившимся на рынке, поскольку могут быть вызваны и низкими продажами, и ошибками менеджмента, и проблемами с управлением дебиторской задолженностью и др.
На текущий момент аналогичных исследований по российскому малому бизнесу не существует, однако проблемам, препятствующим разви-
тию малого предпринимательства в России, уделяется пристальное внимание в экономической литературе. Большинство указываемых проблем созвучны с трудностями, которые встретились и продолжают встречаться на пути предпринимателей развитых стран.
Если обобщить классификации проблем малого бизнеса, предлагаемые различными российскими авторами, то в большинстве своем их можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние. Внешние проблемы следует разделить на институциональные - связанные с несовершенством деятельности государства и рыночные - вызванные различными специфическими особенностями российской экономики. Внешние:
1. Институциональные:
- несовершенство законодательства во всех сопряженных с малым бизнесом направлениях;
- административные барьеры на пути создания и развития малых предприятий;
- чрезмерный уровень налогового бремени;
- коррупция, порождаемая громоздкостью и неэффективностью государственного бюрократического аппарата;
- нестабильность политической системы, неочевидность государственных приоритетов и общий низкий уровень государственного управления;
- неадекватность финансовой инфраструктуры.
2. Рыночные:
- недобросовестная конкуренция;
- чрезмерно высокая зависимость экономики от сырьевого экспорта;
- монополизм на товарных рынках;
- утяжеленная отраслевая структура экономики (затрудненный выход на рынок);
- неразвитость рыночной инфраструктуры;
- недостаточно развитый сектор услуг для бизнеса, включая бизнес-информацию.
Внутренние:
- низкое качество кадров как рядовых, так и руководящих;
- недостаточный уровень финансового менеджмента на предприятии;
- затруднен доступ к формальным источникам финансирования.
Кризис 2008 - 2009 годов заставил повернуться к малым и средним
предприятиям как к самому мобильному и инициативному слою предпринимателей, фактически подключив эти предприятия к процессу структурной перестройки экономики. В 2009 году органами госстатистики был осуществлен выборочный опрос руководителей малых предприятий до-
бывающих, обрабатывающих производств, производства электроэнергии, газа и воды для оценки основных факторов, ограничивающих рост производства. Самыми важными факторами, ограничивающими рост производства, были признаны: неопределенность экономической ситуации и недостаток финансовых средств. Около 60% опрошенных руководителей предприятий малого бизнеса самыми важными факторами указали: неопределенность экономической ситуации и недостаток финансовых средств. Кроме того, обследование проводилось по выявлению факторов, влияющих на инвестиционную активность малых предприятий (без учета микропредприятий). На первом месте стоит фактор - недостаток собственных финансовых средств [2].
Таблица 1
Распределение малых предприятий по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (в % от общего числа организаций)
Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность 2009 г.
Недостаточный спрос на продукцию 30
Недостаток собственных финансовых средств 57
Высокий процент коммерческого кредита 32
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 20
Инвестиционные риски 9
Неудовлетворительное состояние технической базы 7
Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 7
Неопределенность экономической ситуации в стране 36
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 8
Распределение малых предприятий по оценке целей инвестирования в основной капитал в 2009 году, в процентах, представлено в таблице.
Таблица 2
Цели инвестирования
№ Цели инвестирования Проценты
1 Замена изношенной техники, оборудования 15
2 Увеличение производственной мощности с неизменной номенклатурой 10
3 Увеличение производственной мощности с расширением номенклатуры 9
4 Автоматизация и механизация существующего производственного процесса 7
5 Внедрение новых производственных технологий 6
6 Снижение себестоимости продукции 6
7 Экономия электроэнергии 5
8 Создание новых рабочих мест 5
Как уже было сказано выше, в России пока не проводились исследования проблем малого бизнеса аналогичного с развитыми странами масштаба и глубины. В России в 2011 году предполагается провести перепись предприятий малого и среднего предпринимательства, что, несомненно, будет способствовать более глубокому исследованию проблем этих предприятий и качественной разработке программ поддержки малого и среднего бизнеса. В настоящее время о приоритетности тех или иных проблем можно судить лишь косвенно: по частоте упоминания в различных рейтингах и опросах, касающихся крупного бизнеса, отдельных отраслей или иных узких исследований [3]. Вместе с тем, схожесть указываемых проблем прослеживается. Очень показательны проблемы, отнесенные к категории «Внутренние», которые фактически совпадают с наиболее актуальными проблемами малого бизнеса развитых стран: ИЯ-менеджмент, общий менеджмент, финансовый менеджмент и получение внешнего финансирования. Единственное существенное расхождение между западными классификациями и российским перечнем проблем состоит в отсутствии в отечественном списке аналога классу «Продажи / Маркетинг», что может расцениваться как некий индикатор уровня развития, которого пока достиг российский малый бизнес.
Если анализировать перечень проблем российского малого бизнеса из категории внешних институциональных, то становится очевидным, что на сегодняшний день трудно говорить о наличии целостной концепции формирования и развития малого предпринимательства в России. Скорее речь идет о документальном воспроизведении фрагментов мероприятий, обычно хорошо срабатывающих в промышленно развитых странах, причем фрагментов, не имеющих адекватного финансового обеспечения и плохо вписанных в структуру исполнительной власти и окружающую социально-экономическую среду.
Громоздкость и коррумпированность российской бюрократии вообще может сводить на нет немногочисленные позитивные моменты, имеющиеся в отечественном законодательстве. Сейчас порядка 50 государственных и правительственных организаций имеют право контролировать те или иные аспекты деятельности предпринимателя. Практически все законодательные акты, регулирующие активность малых форм предпринимательства, требуют подзаконных нормативных документов, что в свою очередь создает благоприятную почву для бюрократического беспредела.
Кроме того, следует упомянуть об особенностях общеполитической обстановки в России, которые нередко тормозят последовательную реализацию курса экономических реформ национально-этническими конфликтами и региональным сепаратизмом; ростом криминализации и коррупции, которые уже давно стали значимыми факторами политической и экономической жизни.
Свою отрицательную роль играет также утяжеленная отраслевая структура экономики, в которой абсолютно доминирующую роль играют базовые отрасли промышленности, а в последнее время еще более узкая группа капиталоемких сырьевых отраслей и отраслей первого передела с низкой добавленной стоимостью порождает непреодолимый инвестиционный барьер для формирования новых предпринимательских структур.
Сдерживающее влияние на процесс становления и развития малого предпринимательства оказывает неразвитость рыночной инфраструктуры, которая может быть определена как совокупность институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынков товаров, капиталов и труда, образующих воспроизводственную систему любой экономики.
И, наконец, ключевой для данного исследования вопрос заключается в том, что для малых предприятий крайне затруднен доступ к формальным источникам финансирования. Высокие темпы инфляции в годы реформ и, соответственно, преобладание краткосрочного кредита крайне затрудняют, а для малого бизнеса практически исключают инвестиционную деятельность за счет привлеченных средств. А такой важный механизм рыночной экономики, как ссуда под новое дело, практически отсутствует в России. Дело в том, что малые предприятия, предполагающие заниматься производственной деятельностью, рассчитывают на долгосрочные разовые кредиты под полное техническое оснащение производства. Банки же в условиях экономической нестабильности, высокой инфляции, кризиса неплатежей предпочитают не идти на риск кредитования малых фирм, стремясь сотрудничать преимущественно с крупными клиентами, способными привлечь гарантии под свои проекты, генерировать масштабные денежные потоки, которые, проходя через банк-кредитор, служат косвенной гарантией возврата кредита. В итоге сегодня в структуре источников первоначального капитала для малых фирм доминирует прибыль от торговопосреднических операций, включая и доходы от неконтролируемых государством. Цивилизованные формы привлечения средств - кредиты, долевые вложения, финансовая аренда, бюджетные вложения - сегодня практически не вносят существенного вклада в решение проблемы мобилизации средств для развития. Такая ситуация типична для экономики в целом. Но особенно остро она стоит в сфере малого предпринимательства. Имея в виду высокий уровень риска банкротства малого предприятия, внешние инвесторы склонны либо вообще не рассматривать кредитноинвестиционные запросы малых фирм, либо выдвигать неприемлемо жесткие условия предоставления средств в части уровня процента за кредит, обеспечения, сроков возврата и т.п. Бюджетное финансирование в силу крайней скудности его ресурсов также не может оказать адекватной поддержки начинающим и действующим малым предприятиям. Соответст-
венно и технологическая база малого предпринимательства, как правило, примитивна: оно распространено больше в тех отраслях, где требования к техническому уровню производства невысоки.
На перечень перечисленных выше проблем, которые являются, по мнению большинства исследователей, наиболее существенными препятствиями на пути развития малого бизнеса, можно взглянуть и с иной стороны: с точки зрении источника потенциального решения проблемы. Если взглянуть на вопрос с данной позиции, то можно вычленить, какой из субъектов гражданских отношений, причастных к функционированию малого бизнеса в стране, обладает реальными возможностями повлиять на изменение негативных процессов. Так, по всем проблемам, относящимся к блоку «институциональных», основным и единственным субъектом, реально обладающим рычагами для изменения ситуации, является государство. Нельзя отрицать, что инициатором этих изменений может выступать малый бизнес (через посредство ассоциаций профсоюзов и др. структур), но легитимным правом реализовывать изменения подобного масштаба обладает лишь государство. Что же касается проблем из категории «рыночных», то здесь для решения вопросов одного лишь государства будет явно недостаточно. Для борьбы с недобросовестной конкуренцией, развития рыночной инфраструктуры, снижения зависимости экономики от сырьевого экспорта необходимо активнейшее участие бизнеса, и не только малого.
В отличие от «внешних», решение «внутренних» проблем малого предпринимательства в первую очередь зависит от действий самих субъектов малого бизнеса, а также от финансовых организаций, с которыми они работают, и разнообразных объединений предпринимателей (ассоциаций, торгово-промышленных палат и прочих). Как было указано выше, среди существенных внутренних проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, наиболее значимыми признаются низкий уровень кадров, недостаточный уровень финансового менеджмента и ограниченность доступа к финансовым ресурсам.
Более пристальное внимание развитию малого предпринимательства в России стали уделять в связи с кризисом 2008-2009 годов. В эти годы была увеличена государственная помощь не только крупному бизнесу, но и малому, а также был разработан комплексный проект по развитию малого и среднего предпринимательства в целях реализации «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» [4]. Фактически в 2009 году в России к процессу структурной перестройки экономики был подключен самый мобильный и инициативный слой предпринимательства. Предусматривается увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике до 28%, увеличение доли малых и средних предприятий в вало-
вом внутреннем продукте в 1,5 раза и на 15% рост количества малых и средних компаний на тысячу человек. Кроме того, стоит цель, связанная с изменением отраслевой структуры и увеличением доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы. Здесь речь идет о формировании инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства. Хотя, на наш взгляд, перед предприятиями малого и среднего предпринимательства следует ставить цели, связанные с модернизацией их деятельности. Оценивая инновационную деятельность, в России выделяют следующие ее виды:
- исследования и разработки,
- инструментальная подготовка и организация производства (приобретение оборудования, инструмента, изменение в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества),
- производственное проектирование, дизайн,
- приобретение овеществленных технологий, т.е. машин и оборудования, по своему технологическому назначению связанных с внедрением технологических и прочих инноваций,
- приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий на использование изобретений, ноу-хау,
- обучение, подготовка и переподготовка персонала,
- маркетинговые исследования.
По уровню новизны выделяют два вида инновационных товаров, работ, услуг: вновь внедренные (или подвергшиеся значительным технологическим изменениям) и подвергшиеся усовершенствованию. Классификация инновационных товаров, работ, услуг по степени новизны осуществляется также с рыночной позиции. По типу новизны для рынка выделяют инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка, а также инновационные товары, работы, услуги, новые для организации, но не новые для рынка. Практически инновационная деятельность предприятий направлена на: расширение ассортимента товаров, работ, услуг; расширение рынков сбыта, улучшение качества товаров, работ, услуг; повышение гибкости производства, рост производственных мощностей, сокращение затрат на заработную плату, сокращение материалоемкости и энергозатрат, сокращение загрязнения окружающей среды, обеспечение соответствия современным технологическим регламентам, правилам, стандартам. Эти направления вполне согласуются с целями инвестиционной деятельности малых предприятий, которые выявил опрос, проводимый статистическими органами в 2009 году.
Российские ученые выделяют следующие направления модернизации:
- освоение производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках,
- обновление производственных мощностей, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные,
- органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений,
- подготовка кадров, повышение квалификации, переобучение,
- осуществление структурных сдвигов в экономике.
Сравнивая виды инновационной деятельности и направления модернизации, можно удостовериться в том, что модернизация предполагает и инновационную деятельность.
Конкретная реализация мер по развитию малого и среднего предпринимательства осуществляется на уровне субъектов федерации. Например, в Приморском крае разработана долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 годы. По состоянию на 01 января 2010 года в Приморском крае действовало 26374 малых предприятия с учетом микропредприятий. Это составляет 42,8% от общего количества организаций, поставленных на учет и действующих на территории края [5].
Приморский край среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого предпринимательства: 42,2% малых предприятий, 37,7 % оборота малых предприятий и 34,7% объема инвестиций в основной капитал. Малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями в Приморском крае производится 85% мебели, 68% стеновых материалов, 55% минеральных вод, 53% мясных полуфабрикатов, 42% кондитерских изделий.
При этом некоторые качественные показатели развития малого предпринимательства в Приморском крае уступают аналогичным показателям Российской Федерации: доля занятого населения на малых предприятиях, оборот малых предприятий, объем инвестиций на душу населения.
Одна из крупных задач реализации проекта по развитию малого предпринимательства в России - это формирование доступной инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. В эту систему входят региональные гарантийные фонды поручительств субъектам малого бизнеса. Предоставление гарантий осуществляется по кредитам, договорам лизинга, займам, предоставляемым коммерческими банками, страховыми компаниями, лизингодателями (финансовыми организациями), заключившим с Гарантийным фондом соглашения о сотрудничестве. Причем в этих соглашениях о сотрудничестве на финансовые организации возлагается оценка заемщика и предоставленного им бизнес-плана. Гарантийный фонд в свою очередь утверждает требования к субъектам малого и среднего предпринимательства - претендентам на получение гарантий.
Следует отметить, что согласно порядку, предусмотренному приказом Минэкономразвития России от 16.02.10 № 59 «О мерах по реализации в
2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» предусмотрено определение порядка расчета лимита поручительства Г арантийного фонда и лимита поручительства банка, а также различные основания для пересмотра размера лимита поручительства. При этом нет указаний о том, что банк берет на себя обязательства без права регресса. Более того, Г арантийный фонд взыскивает с малых и средних предприятий-должников средства в порядке регресса по договорам, обеспеченным гарантиями. Существующая схема взаимодействия предприятия, банка и Гарантийного фонда представлена на рисунке.
1 - заявление на получение кредита
2 - заявление на получение гарантии
3 - расчет лимита поручительства
4 - регресс просроченной задолженности
5 - взимание долга
Рис. 1. Схема взаимодействия предприятия - банка - гарантийного фонда
В целях расширения доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе оказание финансовой поддержки, в 2010 году была организована некоммерческая организация «Гарантийный фонд Приморского края». По состоянию на 1 января
2011 г. фондом предоставлено 37 поручительств в размере 79 млн рублей. Поддержка Гарантийного фонда позволила малому бизнесу привлечь кредиты в банках-партнерах на сумму 134 млн рублей. Средняя сумма одного поручительства фонда составляет 2,1 млн рублей, сумма кредита -3,6 млн рублей. Поддержка была оказана малому бизнесу, ведущему свою деятельность в самых разных сферах: грузоперевозки, оптовая и розничная торговля, производство молочных продуктов, хлебобулочных и кондитерских изделий, ювелирных украшений, производство изделий из меха, осуществление строительных работ, гостиничный бизнес, переработка морепродуктов, организация отдыха и развлечений, осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности. В 2011 г. (на 01.07.2011 г.) фондом предоставлено 88 поручительств на сумму 149,4 млн руб. Уста-
- 46 -
новленный лимит банков-партнеров на 2011 год составляет 577 млн руб., остаток лимита на 01.10. 2011 г. составил 339 млн руб.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств краевого бюджета. Общий объем финансирования Программы на 2011-2013 годы составит 200865,0 тыс. рублей.
Предполагается, что реализация Программы позволит к концу 2013 года обеспечить благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, что повысит долю малых предприятий в валовом региональном продукте и долю занятых в малом бизнесе.
Гарантийный фонд должен более основательно работать с потенциальными заемщиками и тщательно отбирать предприятия для предоставления гарантий. Но для этого необходимо иметь методику оперативной экспресс-оценки инвестиционной привлекательности предприятий. В соответствии с упомянутым приказом микрофинансовые организации должны иметь технологию оценки кредитоспособности заемщика.
Таким образом, проблема адекватной оценки состояния предприятия малого и среднего предпринимательства по своей значимости и актуальности является одной из лидирующих. Изменения, происходящие в последние годы на рынке, увеличение объемов финансирования реального сектора экономки, увеличение объемов инвестирования принятые на уровне правительства программы развития малого предпринимательства обострили внимание к методикам оценки финансового состояния предприятий, объектов для поручительств и инвестирования, предъявили к ним новые требования.
1. Huang X., Brown A., An Analysis and Classification of Problems in Small Business, International Small Business Journal, October, 1, 1999.
2. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. Росстат - М., 2010. - 172 с.
3. Широкова Г.В., Козырева Т.П. Сравнительный анализ проблем на разных стадиях жизненного цикла организации // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2006, Вып. 4.
4. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства.
Доступно на URL: http://www.economy/gov.ru/minec/activity/sections/
smallBusiness/support/.
5. Малый бизнес Приморья. Доступно на URL: http://www.primorsky. ru/ departments/branches/?s=2253.