Научная статья на тему 'Подготовка кадров для арсеналов военного ведомства России во второй половине Cic – начале CC вв'

Подготовка кадров для арсеналов военного ведомства России во второй половине Cic – начале CC вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / АРСЕНАЛ / АРТИЛЛЕРИЯ / ВОЙНА / ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ARMY / ARSENAL / ARTILLERY / WAR / MILITARY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобков В. А.

На основе ранее не введенных в научный оборот исторических источников в публикации реконструируется система подготовки кадров для арсеналов военного ведомства России во второй половине CIC – начале CC вв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing stuff for the Russian Military Department arsenals in the second half of XIX – the early XX centuries

Based on previously not entered into scientific use historical sources, in publication was reconstructed the system of preparing stuff for the Russian Military Department in the second half of XIX – the early XX centuries

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для арсеналов военного ведомства России во второй половине Cic – начале CC вв»

УДК 623.5

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ АРСЕНАЛОВ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

В.А. Бобков

На основе ранее не введенных в научный оборот исторических источников в публикации реконструируется система подготовки кадров для арсеналов военного ведомства России во второй половине XIX - начале XX вв.

Ключевые слова: армия, арсенал, артиллерия, война, военная промышленность.

В 1856 г. приняли решение позволившее детям арсенальных служащих (кантонистам) самостоятельно выбирать сферу деятельности и профессию. До указанного времени мальчики были обязаны сменять своих отцов и служить в артиллерийском ведомстве России. Подобное решение привело к ломке системы подготовки кадров для арсеналов военного ведомства России.

В 1857 г. инспектор арсеналов генерал-майор С.Г. Маникин - Неуструев осмотрел арсеналы. В арсенальных школах доучивали уже набранных кантонистов. Количество учеников было следующим - в С.-Петербургском арсенале - 49, в Брянском - 77 и в Киевском - 80 человек. Успеваемость в С.-Петербургской и Брянской школах была «удовлетворительной, а в Киевской школе довольно слабой» [1. Ф. 3. Оп. 109. Д. 913. Л. 21 об.].

После окончания обучения в арсенальных школах до 1856 г. кантонисты продолжали обучение в специализированных школах артиллерийского ведомства. Так, по мнению инспектора 30-ть учеников арсенальных школ по их летам и знанию положенных наук, могли бы поступить в ученики Технической и Коновальной школы. В соответствии с новым решением для продолжения обучения было необходимо согласие воспитанника. Родители многих кантонистов отказались направить своих детей для продолжения обучения.

Военное руководство осознавала грядущие сложности. Накануне реформы внутри военного ведомства присутствовала общинная переписка с рассуждениями о судьбе военно-технического образования. В результате с 1-го августа 1869 г., было определено содержать: «Пиротехническую и Техническую артиллерийские школы в С.-Петербурге взамен бывшим Пиротехнического и Технического училищ» [2. Ф. 421. Оп. 2. Д. 102. Л. 21.].

Цель учреждения специальных школ состояла в приготовлении ведущих и научным образом подготовленных для службы в войсках и учреждениях мастеров: в Пиротехнической школе по военно-лабораторному делу, в Технической школе - различных мастеров военной техники и для службы в артиллерийских учреждениях по чертежной части.

В школах содержали передовую материально-техническую базу. Так, для изучения материальной части артиллерии школы выписывали чертежи, схемы, рисунки и др. «С начала 80-х гг. XIX в. снабжение школ названными средствами стало более упорядоченным» [3. С. 21].

Запланированный контингент школы выпускали до 1901 г., пока не были преобразованы юнкерские училища, открывшие широкий доступ в них молодых людей, при узаконении нового порядка выпуска окончивших курс училища прямо подпоручиками. С этого времени все лучшие ученики артиллерийских школ стали уходить в войска вольноопределяющимися, с тем, чтобы поступить в одно из юнкерских училищ, вследствие чего школы стали терять ежегодно по 8-10 учеников, прошедших уже 2-3 класса.

Контингент желающих поступить в школы сократился до минимума. В результате, число ежегодно выпускаемых школами технических мастеров и обер-фейерверкеров, «начиная с 1902 г., даже при приеме в первый класс полных комплектов учеников, сократилось до 9-12 человек» [4. Л. 75].

В 1908 г. Техническая школа выпустила 9 человек и Пиротехническая - 11. Некомплект в артиллерийском ведомстве классных чинов указанных категорий составил - 136 человек. Это неминуемо влекло за собой порчу материальной части артиллерии, за отсутствием надлежащего ухода за нею.

В целях исправления положения приняли меры для обеспечения надлежащего укомплектования артиллерийского ведомства техническими мастерами, обер - фейерверкерами и чиновниками административной службы. Как было зафиксировано в документах: «все указанные меры предположено осуществить в одобренной Военным Советом постепенности, в течении ближайших 1909-1913 гг.» [4. Л. 76].

При этом одна Техническая школа не могла восполнить все потребности в подготовленных кадрах для арсеналов России. Вследствие этого во второй половине XIX в. арсеналы были вынуждены набирать выпускников гражданских технических учебных заведений. Этому способствовало начало создания в 1860-е годы в России средних и низших технических училищ, инициаторами, учреждения которых в основном были частные лица. В 1881 г. училища передали в ведение министерства народного просвещения, при учебном комитете которого учреждено было особое отделение по техническому и профессиональному образованию.

В 1888 г. были созданы «Основные положения о промышленных училищах», согласно которым их разделили на три категории. В условиях отсутствия достаточного количества учебных заведений военно-технической направленности, особенно начального уровня руководство арсеналов России было вынуждено набирать выпускников гражданских промышленных учебных заведений или искать иной выход ликвидации кадрового голода. Так, в Брянске с 1893 по 1917 гг. существовало среднее 7-ми классное училище. С 1 июня 1899 г. из Брянского среднего семиклассного технического училища выделили «Брянскую низшую ремесленную школу» [5. Л. 62].

Сразу обозначилась связь указанных учебных заведений и Брянского арсенала. Контакты развивали по двум направлениям: 1) обучение учеников на материальной базе арсенала, 2) представление арсеналом лучших специалистов в качестве учителей для подготовки учащихся.

С проблемой отсутствия достаточного количества технически обученных кадров столкнулись и в Киевском арсенале. В Киеве при решении этого вопроса был избран несколько иной подход. В конце XIX в. руководство арсенала вступило в переписку с Попечителем Киевского учебного округа, который отзывом от 4-го февраля 1899 г. за № 1246 изъявил свое согласие на открытие при Киевском арсенале одноклассного приходского училища по уставу 8-го декабря 1828 г. для детей арсенальных мастеровых и рабочих.

1-го октября 1900 г. в присутствии инспектора местных арсеналов училище осветили и открыли. Финансирование учебного заведения в осуществляли за счет средств собранных «по добровольной подписке между служащими арсенала и мастеровыми и рабочими» [1. Ф. 6. Оп. 'А Д. 165. Л. 5].

Помимо подготовки технических мастеров для арсеналов России военное руководство создало и систему подготовки офицеров управлявших арсеналами и служившими на других должностях в составе артиллерийского ведомства.

В этом смысле было значимым созданное еще в 1820 г. Михайловское артиллерийское училище. Училище имело тесные контакты с другими учебными заведениями России. В училище преподавали известные академики. Так, в 1853 г. за преподавание в Михайловском артиллерийском училище орден св. Владимира получил академик «Э.Х. Ленц» [6. С. 152].

Императорская Академия наук достаточно тесно сотрудничала с артиллерийским ведомством. Так, известный академик Я.Д. Захаров по заказу артиллерийского департамента проводил эксперименты с порохом, селитрой и т.д. Другой академик Ю.Ф. Фрицше в 1841 г. «проводил экспертизу сплава металла тех пушек, которые быстро выходили из строя» [6. С. 166].

Новым этапом развития военно-артиллерийского образования было создание в 1855 г. на основе артиллерийского училища в С.-Петербурге Михайловской артиллерийской академии.

Проблему подготовки высококвалифицированных кадров для управления в артиллерии решили. Данные свидетельствуют, что к концу XIX в. значительное число офицеров даже провинциального Брянского арсенала имело профильное военное образование. Так, из 34 офицеров Брянского арсенала на 1893 г. 6 (17,65%) человек закончили военные академии, 6 (17,65%) человек закончили военные училища, 1 (2,94%) человек закончил юнкерское училище [5. Ф. 221. Оп. 1. Д. 1979. Л. 5].

С момента создания артиллерийского училища, Михайловской артиллерийской академии, а так же Технической и Пиротехнической школ они стали единой системой подготовки кадров для арсеналов России. В результате проблема подготовки кадров для арсеналов России во второй половине XIX - начале XX вв. в целом была решена.

Based on previously not entered into scientific use historical sources, in publication was reconstructed the system of preparing stuff for the Russian Military Department in the second half of XIX - the early XX centuries.

The key words: army, arsenal, artillery, war, military industry.

Список литературы

1. Архив военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

2. Российский государственный архив военно-морского флота.

3. Забашта Ю.В. Подготовка технических специалистов для артиллерийского ведомства русской армии (1821-1914). 07.00.02 - отечественная история. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 2009.

4. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 504. Оп. 6. Д. 509.

5. Государственный архив Брянской области. Ф. 377. Оп. 1. Д. 262.

6. Хартанович М.Ф. Ученое сословие России. Императорская Академия наук второй четверти XIX в. СПб.: Наука, 1999.

Об авторе

Бобков В.А. - кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, E-mail:[email protected].

тел.: 8(4832) 41-71-06; сот. 8 (952) 9699200. Адрес: 241037 г. Брянск, пр.-т Станке-Димитрова д.16, кв.76.

Аннотация на английском языке.

Preparing stuff for the Russian Military Department arsenals in the second half of XIX - the early XX centuries.

V.A. Bobkov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.