Научная статья на тему 'Внешний вид и обмундирование работников арсеналов России в XYIII - начале XX вв'

Внешний вид и обмундирование работников арсеналов России в XYIII - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / АРСЕНАЛ / АРТИЛЛЕРИЯ / ВОЙНА / ОБМУНДИРОВАНИЕ / ARMY / ARSENAL / ARTILLERY / WAR UNIFORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобков В.А.

На основе ранее малоизвестных широкому научному сообществу или вообще не введенных в научный оборот исторических источников и новых изданий были реконструированы сюжеты, связанные с характеристикой внешнего вида и обмундирования работников арсеналов России в XYIII-начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPEARANCE AND REGIMENTALS OF WORKERS OF ARSENALS OF RUSSIA IN XYIII - THE BEGINNING OF XX OF CENTURIES

Based on the historical sources previously little known to the scientifi c community or never put into scientifi c use and on new editions, subjects connected with the characteristics of the appearance and clothing of workers in the arsenals of Russia in the XYIII early XX centuries were reconstructed.

Текст научной работы на тему «Внешний вид и обмундирование работников арсеналов России в XYIII - начале XX вв»

07.00.00 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 355.73 В.А. БОБКОВ

кандидат исторических наук, докторант, кафедра истории России, Орловский государственный университет

Е-ша11:у1аё1ш1г.ЬоЬко//-2009@уапёех.ги

UDC 355.73 V.A. BOBKOV

Candidate of historical Sciences doctoral candidate, Department of history of Russia Orel State University E-mail: vladimir.bobkoff-2009@yandex.ru

ВНЕШНИЙ ВИД И ОБМУНДИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ АРСЕНАЛОВ РОССИИ

В XYIH-НАЧАЛЕ XX ВВ.

APPEARANCE AND REGIMENTALS OF WORKERS OF ARSENALS OF RUSSIA IN XYIII-THE BEGINNING OF XX OF CENTURIES

На основе ранее малоизвестных широкому научному сообществу или вообще не введенных в научный оборот исторических источников и новых изданий были реконструированы сюжеты, связанные с характеристикой внешнего вида и обмундирования работников арсеналов России в XYIII-начале XX вв.

Ключевые слова: армия, арсенал, артиллерия, война, обмундирование.

Based on the historical sources previously little known to the scientific community or never put into scientific use and on new editions, subjects connected with the characteristics of the appearance and clothing of workers in the arsenals of Russia in the XYIII - early XX centuries were reconstructed.

Keywords: army, Arsenal, artillery, war uniforms.

Существует многотомное издание и множество специальных публикаций, посвященных обмундированию военных людей в России [1. С. 232]. Подобные исследования в целом реконструируют образцы одежды и характеризуют общие принципы построения военного костюма. При этом одежде работников арсеналов России специального исследования посвящено не было. Это на фоне того, что одежда этой категории военнослужащих, отражая общие закономерности военного костюма рассматриваемого времени, имела и свои неповторимые черты. Как представляется, указанные отличительные черты обмундирования работников арсеналов России необходимо выявить, суммировать и охарактеризовать.

Подробные сведения о внешнем виде обмундирования пушкарей в допетровское время отсутствуют. Исследователи сходятся во мнении, что «кафтаны пушкарей по покрою, вряд ли отличались от стрелецких или солдатских» [2. С. 8].

В допетровской России внешний вид работников арсеналов, да и в целом артиллеристов не был детально регламентирован. Исследователи указывают на вероятность появления у пушкарей единообразного платья только к концу XVII в. При этом существуют вещественные доказательства, что на одежде пушкарей присутствовали особые элементы, указывающие на их профессиональную принадлежность. Этими вещественными элементами, сохраненными до наших дней, являются металлические круги - аламы (зерцала).

Аламы крепили на груди и спине посредством ремней с пряжками. На аламах присутствовала государственная или артиллерийская символика. Так, одним из

самых известных символов, изображенным на аламах, была львиная морда с пушечным стволом в зубах.

Значительные изменения в обмундировании армии России были в период правления Петра I. Общей тенденцией для обмундирования стало тяготение к образцам одежды армий Европы. Одежда была проста и практична. Составной частью одежды был кафтан, под ним носили камзол, «исподнее платье доходило до подколенной подвязки, а обувью служили чулки, штиблеты и тупоносые башмаки» [3. С. 14].

Как известно, артиллерию относили к военному ведомству России, но она имела собственное руководство, возглавляемое достаточно независимым генерал-фельдцейхмейстером. Каждый генерал-фельдцейхмейстер стремился привнести в обмундирование собственный элемент подчас независимо от общей тенденции развития формы в армии в целом. Так, в соответствии с распоряжением генерал-фельдцейхмейстера графа Я.В. Брюса в конце 1710-х годов окончательно установили расцветку артиллерийского мундира: «нижние чины артиллерии имели следующий мундир: картуз красный с васильковой опушкой, епанча васильковая, кафтан красный с воротником и обшлагами васильковыми и пуговицами медными, камзол красный» [4. С. 21].

В 1726 г. артиллерию возглавил новый генерал-фельдцейхмейстер И.Я. Гинтер. В период службы Гинтера на этом посту в артиллерии создали новый подробный регламент военного мундира, неизменным оставили цветовое исполнение формы. Не стала исключением из общего правила и деятельность следующего генерал-фельдцейхмейстера Б.Х. Миниха, который

© В .А. Бобков © V.A. Bobkov

в августе 1730 г. для артиллерийских офицеров ввел шейные знаки с изображением герба в центре. Герб представлял собой изображение со знаменами артиллерийского полка - пушка на лафете с сидящим на ней двуглавым орлом.

Россия следовала за тенденциями развития мундира в Европе, где мундир еще с начала ХУШ в. подчеркивал принадлежность к тому или иному роду войск. Так, в Европе в 1720 г. каждый из родов войск получил свой «цвет мундира: артиллерия - красный, кавалерия васильковый (ярко-синий), а пехота - темно-зеленый» [5. С. 6].

Не только боевые, но и рабочие военнослужащие получили строго установленную форму одежды. Мастера от строевых офицеров отличались тем, что носили кафтан без воротника. Особым отличием были карманы, которых у мастера было больше. Во время работы карманы можно было использовать для ношения мелких инструментов. Сражение не входило в род занятий военных мастеров, а значит, не полагалось им и оружие. Столяры, кузнецы, плотники и т.д. в своей основе имели форму одежды аналогичную мастеру. Отличия состояли в цветовом исполнении и отдельных деталях одежды и аксессуаров.

Помимо армейских офицеров и мастеровой коман -ды для перевозки материалов и готовой материальной части артиллерии при арсеналах России были необходимы и чины артиллерийского фурштата.

Фурштатские артиллерийские чины были представлены погонщиками, фурлейтами, унтер-фурмейстерами - унтер-офицерского, и фурмейстер - офицерского чина. Эти служители носили верхнюю одежду: первые три серую, последний синюю, и все имели черные галстуки, замшевые или лосиные перчатки с штюльпами и тупоносые сапоги до колен с небольшими клапанами.

В 1808 г. были учреждены подвижные арсеналы. В августе 1808 г. определили форму одежды офицеров и нижних чинов подвижных арсеналов. В результате все мундирные, амуничные и оружейные вещи были аналогичны обмундированию офицеров и нижних чинов местных (непременных) арсеналов, отличие состояло в пуговицах и галунах, которые были желтые.

22 ноября 1808 г. генералитет, штаб и обер-офицеры гарнизонной артиллерии вместо погон приписали носить эполеты. Эту норму распространили и на работников арсеналов военного ведомства России. Внешний вид эполетов должен был соответствовать образцу, установленному для полевой артиллерии.

В 1811 г. нижние чины гарнизонной артиллерии получили новые фуражные шапки из темно-зеленого сукна с черным околышем по покрою шапок. Подобные фуражные шапки уже существовали повсеместно в полевой артиллерии, в гренадерских и прочих полках армейской пехоты. Эти преобразования привели к изменениям внешнего вида головных уборов непременных и подвижных арсеналов России.

Работники непременных арсеналов имели выпушку вокруг шапки. Помимо этого на шапке присутствовали желтые буквы обозначавшие

первую букву в названии арсенала, в котором состоял работник (С.-Петербургского - П, Московского - М, Брянского - Б, Киевского - К). Как видно из материалов книги «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», с одной стороны присутствует знак для Московского арсенала (М), а с другой стороны отсутствует знак для Казанского арсенала (К). Этот факт легко объяснить, так как норма, утвердившая образец головного убора работников арсеналов, появилась в 1811 г., когда Московский арсенал еще не был уничтожен армией Наполеона, а Казанский арсенал был учрежден только в 1812 г., то есть за один год до введения в действие указанных правил.

Шапки работников подвижных арсеналов отличались от непременных только тем, что выпушка наверху вокруг шапки была желтая.

В 1820 г. последовали значительные изменения в обмундировании чинов гарнизонной артиллерии, а соответственно и работников арсеналов России. В итоге работников местных (непременных) арсеналов переодели в однобортный темно-зеленый сюртук с красной выпушкой, панталоны были темно-зеленые, погоны желтые, фуражная шапка темно-зеленая с черным околышем, козырьком, красною выпушкою и желтыми заглавными литерами, пуговицы были белые.

Работников подвижных арсеналов переодели в однобортный темно-зеленый мундир с красной выпушкой, панталоны темно-зеленые, погоны были желтые, кивера оставили прежней формы, а пуговицы желтые.

В 1826 г. в гарнизонной артиллерии вместо двубортного мундира установлен однобортный, по-прежнему с красной выпушкой и белыми пуговицами и даны темно-зеленые длинные панталоны с красной в боковых швах выпушкой.

В 1828 г. в гарнизонной артиллерии меняют исполнение головного убора, что привело к трансформации кивера и у работников арсеналов. Кивера приобрели новую форму, аналогичную головным уборам, введенным в пехотных войсках. Для работников арсеналов кивера приобрели свои специфические детали. Так, у работников местных и подвижных арсеналов кивера были с медной чешуей и такой же арматурой, как в гарнизонных артиллерии ротах, но только желтой.

В 1846 г. последовали изменения в касках работников арсеналов, на которых была гренада об одном огне и с двумя под нею крестообразно сложенными пушками.

При строгой регламентации обмундирования военнослужащих продолжали присутствовать «вольности, нарушения правил ношения военной формы одежды» [6. С. 19].

Соблюдение правил, затрагивающих содержание и ношение обмундирования, а также иных подобных предписаний, отслеживали. Функции контроля были возложены на инспектора арсеналов России. Инспектор ежегодно осматривал арсеналы, в том числе проводил смотр личного состава. В середине XIX в. после проведения очередного ежегодного инспектирования Санкт- Петербургского, Киевского и Брянского арсеналов в отчете было отмечено: «все нижние чины, быв-

07.00.00 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 07.00.00 - HISTORICAL SCIENCES

шие на смотру, имели одежду, построенную согласно утвержденной формы и сбережения хорошего» [7. Ф. 3. Оп. 109. Д. 913. Л. 5.].

В начале царствования Александра III ввели новое обмундирование всех войск, которое практически не меняли весь период его правления до 1894 г. В конце XIX в. - начале XX в. работники управленческого звена арсеналов были представлены офицерами-артиллеристами, имевшими обмундирование, сообразное своим званиям, и специфические для арсеналов аксессуары (жетоны и т.п.), и вольнонаемными работниками, составлявшими основную рабочую массу. На одежду вольнонаемных работников арсеналов военного ведомства руководители предприятий оказывали меньшее влияние. Как первоначально, так и в последующем определенное количество вольнонаемных работников нанимали на небольшой промежуток времени. Соответственно повлиять на единообразие форменной одежды этой категории рабочих было достаточно сложно. Другая категория постоянных работников имела общие черты в одежде, напоминающие одежду пролетария.

Русско-японская и Первая мировая войны вызвали существенные изменения в обмундировании войск. Работники арсеналов России лишь отчасти почувствовали перемены в одежде. Так, в начале Первой мировой войны арсеналы усилили и направили для работу на них солдат, обмундирование которых соответствовало требованиям времени.

Во второй половине XIX-начале XX вв. в армии России получили распространение разнообразные жетоны и знаки. Вообще жетоны существовали не только в России, но и других странах, при этом их распространение в других странах было минимально. Все это дало основание исследователю А.Н. Иванову назвать ношение подарочных жетонов «исконно русской традицией» [8. С. 6].

Работники арсеналов России, как часть военнослужащих государства, имели возможность получать подобные почетные предметы для повседневного и парадного ношения.

8 ноября 1889 г. был утвержден один из самых известных в артиллерии России жетон «В память 500-летия русской артиллерии». Право ношения жетона предоставляли всем артиллерийским чинам. Жетон приобретали на собственные средства и носили при часах на цепочке. Наверх сюртука или мундира его не выпускали. Жетон представлял собой золотой диск, через который проходили два скрещенных орудия: бронзовая пищаль 1485 г. и стальная пушка.

На лицевой стороне в центре круглого черного эмалевого щита с красным кантом по окружности был герб Москвы, над ним буквы: «DI — АШ». Буквы обозначали: Дмитрий Иванович - Александр III, а слева и справа были расположены юбилейные даты: «1389-1889». Под щитом по окружности в две строки присутствовала надпись: «500-лет1е русской артиллерш». На оборотной стороне все поле диска занимает изображение нагрудного знака русских пушкарей - алама (львиная голова,

держащая в зубах древнюю пищаль). Знак был «увенчан императорской короной с кольцом» [9. С. 78].

В настоящее время несколько подобных жетонов находятся на хранении в музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

17 января 1906 г. был утвержден знак «В память 50-летнего юбилея великого князя Михаила Николаевича в должности генерал-фельдцейхмейстера». Право ношения указанного знака предоставляли всем офицерам артиллерии и классным чинам артиллерийского ведомства, которые состояли на службе с 25 января 1856 г.

23 марта 1914 г. в память 200-летнего юбилея Санкт-Петербургского арсенала был утвержден «Знак Санкт-Петербургского арсенала». Знак был представлен золотым венком, состоящим из лавровой и дубовой ветвей, ветви были перевязаны золотой лентой. В венке присутствовала символика, связанная с арсенальными работами. Это были серебряные оксидированные шестерня, клещи, молоток, а на них наложены перекрещенные бронзовый и стальной стволы пушек. Посредине стволов соединенные вензеля Петра I (серебряный) и Николая II (золотой). Над венком присутствовал серебряный оксидированный орел под золотой короной с ниспадающей красной лентой с юбилейными датами: «1714-1914». На груди орла была цифра «200». Высота 44 мм; ширина 32 мм, 42 мм (по крыльям орла) [9. С. 77].

Собственную символику, представленную почетными знаками, имели и учебные заведения, готовившие кадры для артиллерии и арсеналов России. Так, свои знаки имели: Михайловская артиллерийская академия (знак утвержден 14 июня 1866 г.), Константиновское артиллерийское училище (знак утвержден 23 декабря 1906 г.), офицерская артиллерийская школа (знак утвержден 8 апреля 1909 г.) и Михайловское артиллерийское училище (знак утвержден 7 марта 1911 г.).

Военное обмундирование, знаки и жетоны были не просто предметами для ношения, но были видимыми связями, иллюстрировали нерушимое единство корпорации артиллеристов. Ярким свидетельством этого внутреннего единства в группе артиллеристов являются памятные кольца Михайловского и Константиновского артиллерийских училищ.

Во-первых, показательно, что инициатива их создания исходила не от ветеранов артиллерийской службы, а от лиц, недавно избравших эту профессию.

Во-вторых, появление памятных колец произошло в годы революционных потрясений, уже после расформирования училищ. Группа офицеров-артиллеристов образовала организацию с символическим знаком в виде кольца. Форма кольца для офицеров Михайловского училища была утверждена в виде широкого обручального кольца, в которое вделан черный эмалевый круг с вензелем училища: буквой «М» с короной и накладным шитьем воротника мундира. На внутренней стороне кольца были обозначены №№ по порядку, чин и фамилия.

Библиографический список

1. Малышев В.Н. Общие принципы построения военного костюма XVIII-XIX вв. // Сб. исслед. и мат. ов. ВИМАИВ и ВС. Вып.УШ. СПб. 2006. Роберто Паласиос-Фернандес. Московские пушкари // Цейхгауз. Российский военно-исторический журнал. М. №6 (1/1997).

2. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 2. СПб. 1899.

3. Летин С. Русский военный мундир XVIII в. М. 1996.

4. Голыженков И. Европейский солдат за 300 лет (1618-1918). М. 2002.

5. ГлинкаВ.М. Русский военный костюм XVIII-начала XX вв. Ленинград. 1988.

6. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

7. Иванов А.Н. Жетоны Российской империи. М. 2004.

8. Шевелева Е.Н. Нагрудные знаки русской армии. СПб. 1997.

References

1. Malyshev V. N. General principles of military costume XVIII-XIX centuries // A collection of studies and materials. Artillery-museum. Edition YRoberto Palacios - Fernandez. Moscow gunners // Tseikhgauz. Russian Military-History magazine. M. № 6 (1/1997).

2. Historical description of the clothing and weapons of Russian troops. Part 2. St. Petersburg. 1899.

3. Letin S. Russian military uniform of the XVIII century. Moscow, 1996.

4. Golyzhenkov I. European soldiers for 300 years (1618-1918). Moscow, 2002.

5. Glinka V.M. Russian military costume XVIII - early XX centuries, Leningrad. 1988.

6. Archive Military Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps.

7. Ivanov A.N. Badges of the Russian Empire. Moscow, 2004.

8. Sheveleva E.N. Badges Russian army. St. Petersburg. 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.