Научная статья на тему 'Подготовка к выбору профессии:провокация или манипуляция?'

Подготовка к выбору профессии:провокация или манипуляция? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / SUPPORT / ACTIVATION / SUBJECT POSITION / MOTIVATIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Игорь Станиславович

В настоящее время основное внимание в профориентационной работе уделяется формированию инструментальной готовности выпускника к профессиональному самоопределению, тогда как основной проблемой является дефицит его мотивационной готовности. Внешнее управление мотивацией профессионального выбора может осуществляться на основе двух противоположных стратегий - манипулятивной и провокативной. Цель манипуляции - формирование самоопределения с заранее заданными параметрами; цель провокации - активизация субъектной позиции как основы самоопределения. В работе показана связь провокативной профориентации с концепцией профессиональной активизации, и представлены некоторые провокативные методы профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational accompaniment of professional choice: provocation vs manipulation?

Currently, the focus of professional orientation work is on the formation of the instrumental readiness of the graduate to professional self-determination, while the main problem is the lack of his motivational readiness. External control of the motivation of professional choice can be based on two opposing strategies -manipulative and provocative. The purpose of manipulation is the formation of self-determination with predetermined parameters; the purpose of the provocation is to activate the subject position as the basis of self-determination. The connection of provocative professional orientation with the concept of professional activation is shown. Some provocative methods of professional orientation are presented.

Текст научной работы на тему «Подготовка к выбору профессии:провокация или манипуляция?»

Подготовка к выбору профессии:

ПРОВОКАЦИЯ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ?

Игорь Сергеев

АННОТАЦИЯ

_| В настоящее время основное внимание в профориента-

ционной работе уделяется формированию инструментальной готовности выпускника к профессиональному самоопределению, тогда как основной проблемой является дефицит его мотивационной готовности. Внешнее управление мотивацией профессионального выбора может осуществляться на основе двух противоположных стратегий - манипулятивной и провокативной. Цель манипуляции - формирование самоопределения с заранее заданными параметрами; цель провокации - активизация субъектной позиции как основы самоопределения. В работе показана связь про-вокативной профориентации с концепцией профессиональной активизации, и представлены некоторые провокативные методы профориентаци-онной работы.

__] профориентация, сопровождение, активизация,

субъектная позиция, мотивационная готовность.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Игорь Станиславович СЕРГЕЕВ

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС (125319, РФ, Москва, Черняховского ул., 9/1). E-mail: rigen@rambler.ru

Введение

« — Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!..

По актовому залу пробежал шорох.

— По какой не идти? Давно задавала себе этот вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа заставляла меня знать всё, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!»

Это повесть Василия Тендрякова «Ночь после выпуска», написанная им в 1974 году. Почти полвека тому назад. Что изменилось с тех пор?

Вопрос, как говорится, провокационный. Изменилось очень многое. Девочка из 1974-го жаловалась, что на неё разом свалились «тысячи путей». В нашем 2018-м профинформационное пространство обширно и насыщенно, и множество людей постоянно работает над тем, чтобы оно было ещё насыщеннее, ещё актуальнее, ещё доступнее.

Но всё чаще складывается впечатление, что сами «профориентаторы» измеряют эффективность своей работы в единицах информации — в мегабайтах. Чем больше мегабайт, тем выше качество профессиональной ориентации.

Что в этом не так?

Мотивационный дефицит

Наша гипотеза1 состоит в том, что доминирующая направленность профориентационной работы с обучающимися и основной дефицит в подготовке к профессиональному самоопределению в настоящее время не совпадают. А именно: работа ведётся преимущественно над формированием инструментальной готовности школьников к профессионально-образовательному выбору. При этом по умолчанию считается, что у них достаточно внутренних мотивов, чтобы активно использовать эти инструменты для своего развития.

Но инструментальная готовность - это только половина дела. Есть ещё и мотивационно-пси-хологическая готовность. И на практике проблема неэффективности профориен-тационной работы - не в недостатке средств, а именно в недостатке мотивации.

«Тысячи дорог - и все одинаковы, все безразличны». Точно по Тендрякову.

Мотивационный дефицит характерен не только для выпускников школ, но и для их родителей, с которыми профориентационная работа строится исключительно на информировании, без учёта их собственной внутренней мотивации. Точнее - демотивации, нежелания быть полноценными субъектами сопровождения профессионального самоопределения своих детей, квалифицированными и активными заказчиками профориентационных услуг.

В Москве есть огромное количество доступных профессионально-информационных ресурсов для школьников и родителей, но их востребованность, увы, невысока. Родители не видят своей роли в профориентационном процессе и не понимают, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы профессионально-образовательный выбор ребенка был своевременным, осознанным и успешным. По данным УМЦ «Параллели знаний», в Москве 73 % семей учащихся

7-х - 10-х классов не видят для себя никаких вариантов действий по поддержке профессионально-образовательного выбора ребенка (кроме элементарной профдиагностики в форме тестирования) и поэтому не предпринимают никаких действий в этом направлении. О массовых профориентационных мероприятиях, проводимых Департаментом образования Москвы для школьников и их родителей, во многих школах знают лишь единицы, и ещё меньше доля тех, кто их посещает.

Итак, с одной стороны, в профориентацион-ной работе наблюдается серьёзный дефицит. Это работа с мотивацией школьников и их родителей. С той самой мотивацией, которая должна стать основой субъектной позиции в профессиональном и более широком жизненном самоопределении человека, вступающего во взрослую жизнь.

С другой стороны, в России существует ряд современных, активно развивающихся профориентационных практик, нацеленных именно на работу с мотивацион-ными аспектами профессионально-образовательного выбора. Речь идёт, например, о стратегии «повышения престижа рабочих и инженерных профессий» [6]. Такого рода стратегии, в соответствии с традиционной структурой профессиональной ориентации, могут быть квалифицированы как «профессиональная пропаганда» или «профессиональная ориентация». Но всё чаще используется более жёсткая и более точная терминология - «манипуляция», «манипу-лятивный подход» [5]. С психологической точки зрения, такого рода стратегии оказывают мани-пулятивное воздействие на сознание ребёнка (а часто и на родителей), форсируя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору в нужном направлении. На выходе - «предопределённое самоопределение» с заранее заданным результатом.

в профориентациоинои работе наблюдается серьёзный дефицит. это работа с мотивацией школьников и их родителей

1 Автор статьи выражает свою признательность Д. В. Гришину (Москва) и Л. В. Захарову (Тюмень), в дискуссиях с которыми уточнялись контуры этой гипотезы и другие содержательные аспекты, положенные в основу статьи.

Психологический механизм манипулятивно-го воздействия на мотивацию человека может быть представлен следующей схемой:

• Средство воздействия — предложение простого решения сложной проблемы (например: «Хотите получить престижную профессию? Вот она, пожалуйста!»).

• Эмоциональная реакция человека, выступающего объектом манипуляции (школьника, его родителей) — чувство удовлетворённости, эмоционального комфорта (что и позволяет манипулятору успешно использовать свою стратегию).

• Истинная цель воздействующего (манипулятора) — побег от решения проблемы, её маскировка, сокрытие. Вместо реального решения проблемы манипулятор «подбрасывает» человеку, выступающему объектом манипуляции, псевдорешение, выгодное самому манипулятору. (Например, такой выгодой для профессиональной образовательной организации, ведущей профориентационную работу, выступает повышение конкурса на невостребованные специальности).

• Результат может быть обозначен как «объективация» — превращение человека, находящегося в ситуации выбора, в объект внешнего манипулирования.

Таким образом, формула манипуляции: «простой ответ» — комфорт плюс сокрытие проблемы — объективация. Эта логика прямо противоположна гуманистическим целям педагогического сопровождения профессионального самоопределения, связанным с актуализацией субъектной позиции выбирающего человека. Профориентационное воздействие,

осуществляемое в манипулятивной логике, приводит к вырождению, деградации субъектной позиции (что мы и обозначили термином «объективация»).

Провокативная профориентация

Достижение противоположного результата — становление субъектной позиции человека в процессе его самоопределения — требует выстраивания противоположной, «антимани-пулятивной» логики по формуле: «сложный вопрос» — эмоциональный дискомфорт плюс обнажение проблемы (с её принятием, осмыслением и самостоятельной выработкой путей решения) — субъективация.

Что скрывается за формулировкой «сложный вопрос»? Какое средство воздействия на мотивацию должно быть положено в основу субъ-ектно-ориентированной профориентационной работы, направленной на повышение моти-вационной готовности к профессиональному самоопределению?

Таким средством, известным в психолого-педагогических науках, является провокация. Следовательно, в качестве антипода «манипулятивной профориентации» мы обозначаем провокативную профориентацию (рис. 1).

Семантическое пространство понятия «провокация» многогранно и при этом развито как в позитивную, так и в негативную сторону. Провокация — это вызов, активизация, побуждение, но в тоже время это — подстрекательство, трол-линг и даже угроза.

Рис. 1. Два способа воздействия на мотивацию профессионального выбора

манипуляция

провокация

средство 1 простой ответ 1 1 сложный вопрос

эмоциональная реакция 1 комфорт 1 1 дискомфорт

цель 1 сокрытие проблемы 1 1 обнажение проблемы

результат 1 объективация (человек как объект) 1 субъективация (активизация субъектной позиции)

В общем понимании «провокация» как метод воздействия на мотивацию человека представляет собой создание ситуации управляемого эмоционального обострения, предполагающей актуализацию и выведение в рефлексивную зону скрытых конфликтов и противоречий.

Начиная с середины ХХ в., провокативные методы широко использовались для решения психотерапевтических задач, связанных с коррекцией отклоняющегося поведения и связанных с ним стереотипов мышления (провокативная психотерапия Ф. Фарелли [7]).

В педагогической деятельности провокативные приёмы используются для активизации учебной мотивации школьников и студентов, а также в воспитательном процессе. В последнем случае основное назначение прово-кативных методов также связано с коррекцией неприемлемых форм поведения либо завышенной самооценки воспитанников. К провокативным методам воспитательной работы мо- _

гут быть отнесены «метод взрыва» А. С. Макаренко [2] и приём «развенчивание», используемый, например, для корректировки самооценки ложного лидера в классном коллективе и коррекции межличностных отношений [3].

В профориентационной работе провокация имеет совершенно определённую цель. Это -активизация субъектной позиции самоопределяющегося субъекта (школьника) и других субъектов, обеспечивающих продуктивность его самоопределения (родителей).

В то же время провокация - довольно универсальный метод, его можно применять даже в сельском хозяйстве. Агрономы и фермеры используют метод «провокация сорняков», ускоряя их рост, чтобы они либо погибли во время заморозков, либо было легче их прополоть. Эта формулировка напоминает нам о том, что мы должны провоцировать не только саму субъектную позицию, но и те «сорняки», которыми

семантическое пространство понятия «провокация» многогранно и при этом развито как в позитивную, так и в негативную сторону. провокация—это вызов, активизация, побуждение, но в тоже время это— подстрекательство, троллинг и даже угроза

заросло сознание школьников и их родителей в отношении мира труда и профессий. Провоцировать с тем, чтобы потом устроить «прополку».

Таким образом, у провокационных методов в профориентационной работе есть две основные задачи:

• способствовать тому, чтобы человек «открыл глаза» и почувствовал себя субъектом выбора, самоопределения, собственной жизни;

•выявить и откорректировать все ложные представления и стереотипы, мифы и деформации, которые препятствуют эффективному самоопределению.

На последнем моменте следует остановиться подробнее. Нам нередко представляется, что главная проблема построения профориентационной работы заключается в дефиците профессиональной информации, которую мы предоставляем школьникам и их родителям. Тогда как на самом деле проблема состоит в некритичном восприятии искажённой информации. _ Осмыслить ситуацию поз-

воляет известный афоризм: «Проблема не в том, что люди невежественны, а в том, что они знают слишком многое из того, что не соответствует действительности». Родители наших школьников, знают о мире труда и профессий, о профессиональном образовании, о профессиональной карьере много такого, чего уже давно нет, а может быть, и никогда не было. Это те самые ложные представления, которые нужно корректировать с использованием провокатив-ных методов. Коррекция осуществляется в два этапа. Первый - разоблачение мифов и отказ от них, готовность к восприятию субъективно новой информации. И только после этого становится возможным второй этап - собственно профессиональное информирование.

Каково место провокативных методов в структуре профориентационной работы? Очевидно, что их можно соотнести с профессиональной активизацией основы которой были

заложены работами Н. С. Пряжникова в 90-е гг. прошлого столетия [5]. Профессиональная активизация - «система мер, направленная на актуализацию вопросов профессионального самоопределения и развития для человека, пробуждение, поощрение, поддержка собственных шагов молодого человека на пути от смутных переживаний и ощущений смысла к реалистичным целям и программам их воплощения» [4, с. 78]. Выявление взаимоотношения и взаимосвязи понятий «профессиональная активизация» и «провокативная профориентация» требует отдельных исследований; ниже приведены некоторые сравнительные позиции.

Как именно соотносятся друг с другом «профессиональная активизация» и «провокативная профориентация» - вопрос, требующий отдельной разработки. В самых общих чертах можно обозначить следующие сравнительные позиции.

Целью как «профессиональной активизации», так и «провокативной профориентации» выступает формирование субъектной позиции самоопределяющегося человека и пробуждение его внутренней мотивации, обеспечивающей этот процесс. Однако из следующего описания процесса профактиви-зации ясно следует, что, по своему смыслу, это нечто отличное от провокации. «Суть активизации <которую осуществляет профконсультант> заключается в том, [...] чтобы вооружить <клиента> средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах про-фконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы [...], но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, человек постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы «передается» клиенту» [5, с. 22-23]. Это, по сути, процесс обучения, попытка научить субъектной позиции на собственном примере, работа,

преимущественно, с когнитивной сферой. Провокация - это работа с эмоциями, это не обучение «извне», а действие, призванное вызвать толчок «изнутри».

Есть и ещё одно существенное различие. Н. С. Пряжниковым представлена открытая система профессиональной активизации, включающая комплекс игровых, тренинговых и других методик. Их использование требует длительного времени и должно осуществляться специально подготовленным профессионалом, например, профконсультантом. Со своей стороны, говоря о провокативных стратегиях в профориентации, я имею в виду не столько систему работы, сколько комплекс своевременных точечных воздействий, которые могут оказывать разные субъекты, участвующие в сопровождении профессионального самоопределения школьников. Это не только профконсуль-танты и психологи, но и учителя, классные руководители, представители партнёрских колледжей, вузов и предприятий-работодателей, участвующих в сетевых профори-ентационных программах и мероприятиях, а также сами родители школьников.

Провокации (как, впрочем, и манипуляции) пронизывают всю жизнь человека, они подобны разноцветным нитям, из которых соткано полотно социальной жизни. Вспомним известную работу американского психолога Э. Л. Шострома «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор». Он выявил манипулятивную сущность комплекса приёмов, разработанных и пропагандируемых Дейлом Карнеги для «завоевания друзей и оказания влияния на людей» [1] и противопоставил манипуляции идею «актуализации» человека как субъекта и автора собственной жизни [8].

Ещё одна проблема, подлежащая дальнейшей научной разработке, - это выявление, описание и классификация провокативных методов, которые могут быть использованы в про-фориентационной работе с обучающимися

цель манипуляции— ловиться

непротиворечивости, иллюзии стабильности и комфорта, что кажется очень привлекательным. цель провокации— развитие, что требует смелости и усилий

010032230102

различных возрастов и их родителями (а также уточнение условий и рамок применимости каждого из этих методов). В качестве таких методов могут быть обозначены, например, следующие:

• «ВЫЗОВ» - постановка сложной, личност-но значимой задачи, которую можно «принять» или «отклонить», в ситуации обострения азарта, честолюбия, чувства собственного достоинства.

• «РАЗРЫВ»> - умышленное создание когнитивного диссонанса, например, в условиях неполноты или избыточности информации, либо

в результате умышленной ошибки, перескока или пропуска в цепи рассуждений. Например, в схеме профориентационной работы «профинформирование - профдиагностика -профконсультирование - профессиональный выбор» есть разрыв? Какого звена не хватает в этой цепочке?.. Этот метод («разрыв») можно также назвать «интригой».

• «ОБОСТРЕНИЕ»» - выявление проблемы, акцентирование её личностной значимости

и остроты. Это может быть умышленная драматизация уже имеющегося противоречия -такого, про которое мы обычно думаем: «А что тут такого? Ничего страшного, как-нибудь обойдётся». Задача обострения состоит в том, чтобы показать: нет, ничего подобного, «само собой» не «обойдётся».

• «КОНФРОНТАЦИЯ» (столкновение позиций) -выявление интересов, мнений различных людей или групп и их умышленное противопоставление. Например, столкновение интересов детей и интересов родителей. Дети ждут от своего профессионального будущего высокой степени свободы, интересных и творческих проектов и нового опыта, а взрослые -стабильности, материальной обеспеченности и высокого социального статуса. Дело

не в том, кто прав, а в том, какая из этих позиций способствует личностному развитию, а какая - деградации?

• «СТОЛКНОВЕНИЕ С ФАКТАМИ»- предъявление объективных, истинных, без труда проверяемых фактов или цифр, противоречащих ложным убеждениям, мифам с целью разоблачения этих убеждений, «расчисткой поля» и формированием мотивации к получению новой информации. Мир не таков, каким мы привыкли его считать. Например, проблемы

профориентации лежат не в той плоскости, в которой мы привыкли думать и действовать - вспомним начало этой статьи. • «ДОВЕДЕНИЕ ДО АБСУРДА»- доведение идеи или мнения до логического конца, с целью показать ложность предпосылок, на которых они основаны. Литературные аналоги хорошо известны: гипербола, гротеск. Эта статья умышленно написана в конструктивном ключе, на основе «ДА»-страте-гии. Я не ставил перед собой задачу подвергать критике концепцию провокативной профориентации. И всё же нужно сказать о главном препятствии, которое не просто выступает ментальным барьером на пути провокативной профориентации, но и сдерживает эффективность всей работы по поддержке самоопределения человека, основанного на укреплении его субъектной позиции. Это препятствие - общее стремление к эмоциональному комфорту, безопасности и стерильности, характерное, в том числе для сферы образования и для профориентации. «Лучше всю жизнь проспать, чем проснуться в кошмаре» - жёсткое, но справедливое определение. Очень часто люди предпочитают, чтобы ими манипулировали.

Цель манипуляции - добиться неконфликтности, непротиворечивости, иллюзии стабильности и комфорта, что кажется очень привлекательным. Цель провокации - развитие, что требует смелости и усилий.

В заключение - два вопроса, отнюдь не риторических.

Мы готовы к провокативной профориентации или будем продолжать измерять качество про-фориентационной работы в мегабайтах?

Если мы к этому не готовы, то на что мы надеемся?

Литература

1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.-М.: Прогресс, 1990.- 720 с.

2. Макаренко А. С. «Педагогическая поэма» / А. С. Макаренко; сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.

3. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия / Э. Ш. Натан-зон. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 216 с.

4. Профессиональное самоопределение: словарь терминов / С. Н. Чистякова, Л. П. Ашихмина, О. Т. Рабинович, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин под ред. С. Н. Чистяковой.- М.: ИЦ «Академия», 2014.- 128 с.

5. Пряжников Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы / Н. С. Пряжников. - М.: ИЦ «Академия», 2014.- 416 с.

6. Сергеев И. С. К вопросу об эффективности стратегии профессиональной ориентации «повышение престижа рабочих профессий» [Электронный ресурс] / И. С. Сергеев // Современные проблемы науки и образования.- Пенза, 2014.- № 5; Доступ: http://www.science-education. ru/119-14669 (дата обр.: 09.10.2018).

7. Фарелли Ф. Провокационная терапия / Ф. Фарелли Дж. Брандсма; пер. с англ. - Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1996. - 216 с.

8. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром.-Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992.- 128 с.

Motivational accompaniment of professional choice: provocation vs manipulation?

Igor' S. SERGEEV.

Doctor of pedagogical sciences, leading researcher of Federal Institute of education development of Russian Presidential Academy of Nationsl Economy and Public Administration (9/1, Chernyakhovskogo ul., Moscow, 125319, Russian Federation). E-mail: rigen@rambler.ru

Abstract

Currently, the focus of professional orientation work is on the formation of the instrumental readiness of the graduate to professional self-determination, while the main problem is the lack of his motivational readiness. External control of the motivation of professional choice can be based on two opposing strategies — manipulative and provocative. The purpose of manipulation is the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

formation of self-determination with predetermined parameters; the purpose of the provocation is to activate the subject position as the basis of self-determination. The connection of provocative professional orientation with the concept of professional activation is shown. Some provocative methods of professional orientation are presented.

Keywords: professional orientation, support, activation, subject position, motivational readiness.

References

1. Karnegi D. How to Win Friends and Influence People. Moscow, Progress, 1990, p. 720.

2. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poe'ma [The Pedagogical Poem]. Moscow, ITRK, 2003, p. 736.

3. Natanzon, E\ Sh. Priemy' pedagogicheskogo vozdejstviya [Techniques of pedagogical influence]. Moscow, Prosveshhenie, 1972, p.216.

4. Chistyakova S. N., Ashixmina L. P., Rabinovich O. T., Rodichev N. F. Profes-sional'noe samoopredelenie: slovar' terminov [Prossional self-identification: a dictionary]. Moscow, ICz Akademia, 2014, p. 128.

5. Pryazhnikov N. S. Aktiviziruyushhaya profkonsul'taciya: teoriya, metody', programmy' [Activating professional consultation: theory, methods, programs]. Moscow, ICz Akademia, 2014, p. 416.

6. Sergeev I. S. K voprosu ob e'ffektivnosti strategii professional'noj orientacii «povy'shenie prestizha rabochix professij» [E'lektronny'j resurs] [To the question of the efficiency of professional orientation strategy «raising the profile of labour occupations] Available at: http://www.science-education. ru/119-14669 (Accessed 09.10.2018).

7. Farelli F. Provocative therapy. Ekaterinburg, Ekaterinburg, 1996, p. 216.

8. Shostrom E'. Anti- Carnegie, or manipulator. Minsk, Polifakt, 1992, p. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.