3. Кирьянов Д.В. Самоучитель MathCad 11. СПб: БХВ-Петербург. 2003. 560 с.;
Kiryanov D.V. The self-instruction manual MathCad 11. SPb: BCHV-Peterburg. 2003. 560 p. (in Russian).
Кафедра химии
4. Горичев И.Г., Артамонова И.В., Изотов А.Д. Основы моделирования кинетических процессов растворения оксидов и солей. М.: МГТУ «МАМИ». 2009. 190 с.; Gorichev I.G., Artamonova I.V., Izotov A.D. Bases of modeling the process kinetics of dissolution of oxides and salts. М.: МОТУ «МАМ1». 2009. 190 p. (in Russian).
С.А. Сырбу, Т.П. Кустова, М.В. Клюев
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В ВУЗЕ В КРУГЛОГОДИЧНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ» НА БАЗЕ ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
(Ивановский государственный университет) e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Рассмотрены структура и задачи профильной школы «Естествознание для любознательных», а также ее роль в подготовке к изучению общей и неорганической химии в Ивановском государственном университете.
Ключевые слова: общая и неорганическая химия, профильная школа, довузовская подготовка школьников
Развитие современного общества требует все новых достижений естественных наук. В то же время интерес к их изучению падает практически во всем мире, особенно в развитых странах. Такая же тенденция, к сожалению, складывается и в Российской Федерации. Несмотря на призывы Президента Медведева Д.А. выбирать естественнонаучное или инженерное образование, все большее число выпускников средней школы хотят получить высшее образование гуманитарного профиля. В связи с этим актуальна проблема овладения школьниками базовыми знаниями в области химии, физики и биологии, которые способствуют формированию целостной естественнонаучной картины мира.
Ивановский государственный университет имеет давние традиции по организации работы со школьниками, областью интересов которых являются естественные науки и математика. Начиная с 1968 г. в Ивановском педагогическом институте (предшественнике ИвГУ) работала летняя физико-математическая школа (ЛФМШ) для школьников Ивановской и Ярославской областей. С момента образования ИвГУ на его базе постоянно проводятся муниципальные и региональные туры Российской олимпиады школьников по естественным наукам, математике и гуманитарным наукам. Так в 2009 г. общее количество участников олимпиады составило около двух тысяч человек, в 2010 г. - более трех тысяч человек. С 1986 г. по настоящее время работает учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК) «ИвГУ - лицей № 22». Многие преподаватели факультетов естественнонаучного
профиля давно и плодотворно сотрудничают с Центром развития детской одаренности г. Иваново. Все это создало предпосылки для организации на базе ИвГУ круглогодичной профильной школы «Естествознание для любознательных».
Основной целью профильной школы явилось создание системы непрерывной дополнительной профильной подготовки школьников, направленной на развитие познавательных интересов, творческих способностей, ключевых и предметных компетенций учащихся. Это стимулирует раннюю мотивацию школьников г. Иваново и Ивановской области к изучению естественных наук, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием путем эффективной подготовки учащихся старших классов и выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования, приобщает учащихся к достижениям современной мировой научной культуры, а в перспективе позволит обеспечить реализацию в Ивановской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Система дополнительной профильной подготовки учащихся, которую в дальнейшем будем называть Профильная школа (ПШ), имеет следующую структуру:
- пропедевтический курс «Введение в естествознание» для учащихся 2-5 классов лицея № 22 и других школ г. Иваново;
- «Субботняя школа» - это очные занятия на базе лабораторий ИвГУ для учащихся 10-11 классов сельских школ Ивановской области;
- «Дистанционная школа» - это дистанционные занятия для учащихся школ Ивановской области и г. Иваново, которые имеют желание и возможности дополнительно приобретать опыт естественнонаучного образования через дистанционные формы;
- «Химия для любознательных» - это профильная школа для учащихся 8-11 классов г. Иваново, занятия в которой проходят в дни осенних, зимних и весенних школьных каникул;
- профильная смена для академически одаренных детей г. Иваново на базе спортивно-оздоровительного лагеря ИвГУ «Рубское озеро»;
- ежегодные конкурсы научно-исследовательских проектов учащихся школ г. Иваново и Ивановской области по физике, химии, биологии.
Для успешной работы ПШ в ИвГУ имеются все необходимые условия: учебные аудитории и лаборатории биолого-химического, физического и математического факультетов, уникальный ботанический сад, зоологический музей, виварий, учебно-научный комплекс НИИ Наноматериалов, включающий сканирующий зондовый микроскоп, компьютерные классы, фонды Научной библиотеки ИвГУ, а главное - высококвалифицированные кадры преподавателей ИвГУ: в работе ПШ принимают участие 9 докторов наук и 17 кандидатов наук.
В структуру ИвГУ в настоящее время входят два научно-образовательных центра (НОЦ) естественнонаучного профиля «Химическая физика» и «Жидкие кристаллы», обеспечивающие интеграцию вуза с институтами Российской академии наук (Институтом проблем химической физики РАН, Институтом физиологически активных веществ РАН (г. Черноголовка) и др.), а также образование молодежи Ивановской области по траектории: студент - молодой ученый - аспирант - докторант. В перспективе эту сложившуюся систему образования призвана дополнить Профильная школа, что сделает профильную подготовку детей по естественным наукам в регионе непрерывной.
Следует отметить, что образовательная инициатива ИвГУ по созданию круглогодичной Профильной школы получила поддержку на 4-м Международном Конгрессе-выставке «Global Education - Образование без границ» (Москва, 13-15.04.2010) - золотой диплом лауреата за проект «От школьной парты до премии Президента». В 2011 г. проект ИвГУ вошел в число победителей второго Конкурса образовательных проектов для школьников, проводимых фондом «Династия» при содействии фонда «Современное Естествознание», и получил финансовую поддержку. На
Кафедра неорганической и аналитической химии
конкурсе была серьезная конкуренция, о чем свидетельствует список призеров: Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский государственные университеты, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Государственный Научный Центр Российской Федерации — Институт теоретической и экспериментальной физики, НОУ «Московский Центр непрерывного математического образования» и другие крупные научные и образовательные центры страны.
Обучение в ПШ ведется по лекционно-семинарской системе, используемой в высшей школе. Это позволяет облегчить период адаптации будущих студентов, пришедших в стены вуза после классно-урочной школьной системы обучения. Помимо лекционно-семинарских занятий для участников ПШ разработан лабораторный практикум. Учащиеся, начиная с восьмого класса, осваивают основные методы и приемы выполнения лабораторного эксперимента. При этом реализуется дея-тельностный подход к обучению. Преподавателям в проведении лабораторно-практических занятий помогают студенты IV - V курсов, освоившие блок психолого-педагогических дисциплин, а также такие дисциплины, как «Методика преподавания химии», «Научные основы преподавания химии».
Общая и неорганическая химия изучается на занятиях в профильной школе в восьмом, девятом и одиннадцатом классах. В выпускном классе идет обобщение и систематизация знаний. При этом используются элементы проблемно-интег-ративного обучения, case-метод. Развитие творческого химического мышления учащихся идет через решение экспериментальных задач с участием неорганических и органических соединений, комбинированных расчетных задач.
В заключение следует отметить, что выпускники профильной школы «Химия для любознательных» продолжают обучение в вузах не только по химическим, но и по другим специальностям, которые связаны с химией. И в этом случае их подготовка в профильной школе по общей и неорганической химии позволяет им не только легче осваивать вузовские программы химических и смежных дисциплин, но и сокращает адаптационный период перехода от обучения в средних к обучению в высших учебных заведениях.
Работа выполнена при финансовой поддержке фонда «Династия» и фонда «Современное Естествознание» в рамках проекта «Организация на базе Ивановского государственного университета круглогодичной профильной школы «Естествознание для любознательных»» (№ ДП - 12/11).