Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
93
ПЕалготчЕСкпЕ науки
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ
и «
мыслительной и коммуникативной деятельности обучающихся
Аксенова Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1, Мысковского городского округа Кемеровской области,
Пономарева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1, Мысковского городского округа Кемеровской области,
АННОТАЦИЯ
В 2014-2015 учебном году Приказом Министерства образования и науки РФ был изменен Порядок проведения государственной итоговой аттестации, который предполагает введение итогового сочинения как допуск к ЕГЭ выпускников. Сегодня существует достаточно материала для учителей и обучающихся общеобразовательных школ, где ведущие методисты дают советы по подготовке к итоговому сочинению. Однако не все материалы несут практическую направленность, что осложняет этот процесс. Поэтому целью данной статьи является обобщение и систематизация деятельности обучающихся и учителя в ходе подготовки к написанию итогового сочинения.
Ключевые слова: сочинение, тема, аргументация, жанр, анализ.
В толковом словаре существует определение понятию сочинение: «Вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему» [3, с.742]. Данное определение подтверждает, что этот вид творческой работы демонстрирует умение обучающегося рассуждать, думать и создавать письменный текст, а это есть важнейшая компетенция, которой должен владеть человек, оканчивающий школу. Эти важнейшие виды деятельности являются результатом планомерной работы над литературным материалом, его анализом и самостоятельной интерпретацией художественного произведения в течение нескольких лет.
Одним из основных критериев к итоговому сочинению является соответствие теме. Поэтому на этапе выбора темы обучающийся должен уметь её проанализировать. Для этой цели предлагаем следующий алгоритм анализ темы:
1. Внимательно прочитать тему.
2. Выделить ключевые слова в выражении.
Важно выделять при анализе темы наличие «ограничителей» и «конкретизаторов» (временных, национальных, жанровых, авторских) в формулировке [4, с. 305]. Анализ ограничителей темы сочинения позволить осознать литературные источники, которые нужно привлечь к раскрытию темы.
3. Определить вид предложения в формулировке темы.
Обучающиеся должны определять, каким видом предложения сформулирована тема, так как разные виды предложений вносят дополнительные оттенки в главную мысль сочинения:
• незаконченность или вопросительность предложения свидетельствует о неуверенности автора в правильности предлагаемой мысли,
• побудительность - в полной уверенности в своей правоте и необходимости, основанных на ней действий и т.п.
4. Сформулировать главную мысль сочинения на основе выделенных ключевых слов в виде проблемного вопроса или тезиса.
Разобравшись в теме, сформулировав идею работы, обучающийся определяет жанр своего сочинения.
Самым распространенным жанром для выпускного сочинения принято считать сочинение-рассуждение. Этот жанр предполагает в сочинении наличие тезиса, доказательства на основе анализа художественных произведений и сформулированного вывода.
Жанр эссе не требует наличие причинно-следственных связей, основной акцент, обучающийся должен сделать на собственную позицию, где личность автора проявляется в способности раскрыть проблему в нестандартном ключе: использование диалогов, споров с читателем, собственно-авторское языковое оформление, неожиданных поворотов мысли и ассоциаций.
Самыми сложными жанрами сочинения, на наш взгляд, являются нетрадиционные формы: письмо, дневник, рецензия, литературно-критическая статья и т.д. Кратко остановимся на характеристике каждого из этих видов сочинений.
Сочинение-письмо предполагает наличие адресата и адресанта. Оно может иметь несколько видов:
- письмо от лица обучающегося к вымышленному
лицу;
- письмо от лица литературного героя;
- письмо к автору художественного произведения
или к его герою.
Сочинение в данном жанре по литературе не может предполагать переходов на разные стили и темы, по словам М.М. Бахтина, «свойственно острое ощущение... адресата, к которому оно обращено» [1, с. 278].
Литературный дневник близок таким жанрам, как рецензия и литературно-критическая статья. Однако сочинение-дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего.
Сочинения этого жанра может быть разных типов:
- от лица пишущего;
- от лица литературного героя;
- от лица очевидца событий.
Понятия жанров «рецензия» и «литературно-критическая статья» похожи.
В их основе лежат исследование, анализ художественного произведения, критическое суждение. Однако стоит помнить о «важных отличиях между этими жанрами» [5, с. 45]: статья должна содержать один из аспектов
94
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
теоретического исследования анализируемого произведения, а рецензия характеризует и оценивает произведение в целом.
При выборе жанра сочинения обучающимся важно помнить о том, что увлечение формой не должно негативно сказаться на содержательном осмыслении художественного текста.
Основная содержательная часть сочинения будет представлять собой анализ художественного произведения, что является вторым основным критерием, который проверяет умение аргументировать свою позицию через использование литературного материала. Для этого обучающиеся должны «владеть элементами смыслового (тематика, проблематика, сюжет, характер и т.д.) и комплексного анализа текста» [2, с. 3] в рамках интерпретации выбранной темы.
Комплекты тем для выпускного сочинения сформулированы таким образом, что обучающиеся имеют право выбора автора и произведения или произведения указанного автора. Однако в части аргументации обучающийся обязательно должен:
1. Определить эпизод или эпизоды художественного произведения для подтверждения мысли пишущего;
2. Проанализировать содержание эпизода: герои, их поступки, выразить свое отношение к этим поступкам;
3. Обратить внимание на особенности эпизода: пейзаж, лирические отступления, диалог, особенности композиции т.д.;
4. Рассмотреть особенности авторского стиля;
5. Указать роль эпизода в идейном пространстве всего произведения с точки зрения авторской позиции. Школьное литературное образование предполагает изучение большого количества лирических произведений. Поэтому при написании сочинения, обучающиеся в качестве аргументов могут использовать такого рода тексты, при анализе которого необходимо указать:
1. Характеристика лирического героя и его лирическое настроение (этапы его развития);
2. Особенности языковых и художественных средств;
3. Особенности композиции;
4. Тематика и проблематика стихотворения;
5. Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения.
Таким образом, все вышеперечисленные виды деятельности при написании выпускного сочинения демонстрируют сформированность у обучающегося мыслительной (анализ, синтез, обобщение, абстракция) и коммуникативной (создание собственного речевого высказывания) компетенции.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986 - 445 с.
2. Безносов Э.Л. Роль эпизода// Литература. - 1999 -№11
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995 - 928 с.
4. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, 1985 - 384 с.
5. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: учебное пособие. Иркутск: Иркутский университет, 2001 - 103 с.
ЗНАЧЕНИЕ КУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ РИТМА ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Афтимичук Ольга Евгеньевна,
доктор педагогических наук, доцент, Государственный университет физического воспитания и спорта Республики
Молдова, Кишинев
VALUE OF COURSE METHODICAL DEVELOPMENTS TO FORMATION THE KNOWLEDGE AND SKILLS OF RHYTHM THE DIDACTIC DIALOGUE AT THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE
Aftimichuk Olga, Doctor ofpedagogical sciences, assistant professor, State University of Physical Education and Sports of the Republic of Moldova, Kishinev
АННОТАЦИЯ
Анализ изысканий проблемы профессиональной деятельности учителя показывает, что коммуникативная дидактическая деятельность является ведущей. Данному вопросу посвящен широчайший круг исследований, но, наряду с этим, проблеме ритмического компонента в структуре исследуемой деятельности учителя (как системообразующего любого вида человеческой деятельности), не уделено достаточного внимания. Особенно это актуально для учителя физической культуре, деятельность которого предполагает симбиоз двигательной и речевой деятельности, что проявляется в педагогическом мастерстве, где ритм является основополагающим фактором.
В работе обосновано внедрение курса методических разработок по формированию знаний и умений ритма дидактического общения в учебный план подготовки будущих учителей физической культуры.
ABSTRACT
Analysis of the research problems of professional activity of the teacher shows that communicative didactic activity is leading. This issue is dedicated to the broadest range of research, but, along with it, the problem of rhythmic component in the study activity of the teacher (as a system-forming any kind of human activity), not given sufficient attention. Especially it is actual for teachers ofphysical education, whose activities suggest the symbiosis of motor and speech activity, which is manifested in pedagogical mastery, where the rhythm is a fundamental factor.
In this paper was substantiated the introduction of the course methodical developments at formation knowledge and rhythm skills of didactic communication in syllabus for training future teachers ofphysical culture.
Ключевые слова: дидактическое общение; будущие учителя физической культуры; ритм.
Keywords: didactic communion; future teachers of physical culture; rhythm.