Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПОДГОТОВКА К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демьяненко М.А.

Проблема подготовки к иноязычному общению студентов вуза является актуальной, так как иноязычная подготовка является частью профессиональной подготовки инженеров в рамках системы профессионального образования. Профессиональная подготовка инженеров представляет собой процесс овладения общекультурными и профессиональными компетенциями, позволяющими выполнять профессиональные обязанности в области инженерного дела. Данная статья посвящена проблеме формирования готовности к профессиональному иноязычному общения будущих инженеров в условиях цифровой образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демьяненко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The problem of preparing university students for foreign language communication is relevant, since foreign language training is part of the professional training of engineers within the framework of the vocational education system. Professional training of engineers is a process of mastering general cultural and professional competencies that allow them to perform professional duties in the field of engineering. This article is devoted to the problem of formation of readiness for professional foreign language communication of future engineers in the digital educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

DOI 10.46566/2412-9682_2022_87_70 УДК 378

Демьяненко М.А. старший преподаватель кафедра иностранных языков Амурский государственный университет

г. Благовещенск

ПОДГОТОВКА К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: Проблема подготовки к иноязычному общению студентов вуза является актуальной, так как иноязычная подготовка является частью профессиональной подготовки инженеров в рамках системы профессионального образования. Профессиональная подготовка инженеров представляет собой процесс овладения общекультурными и профессиональными компетенциями, позволяющими выполнять профессиональные обязанности в области инженерного дела. Данная статья посвящена проблеме формирования готовности к профессиональному иноязычному общения будущих инженеров в условиях цифровой образовательной среды вуза.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, готовность к иноязычному общению, профессиональное иноязычное общение, цифровая образовательная среда.

Demyanenko M.A. senior teacher department of foreign languages Amur State University Blagoveshchensk

PREPARATION FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Abstract: The problem of preparing university students for foreign language communication is relevant, since foreign language training is part of the professional training of engineers within the framework of the vocational education system. Professional training of engineers is a process of mastering general cultural and professional competencies that allow them to perform professional duties in the field of engineering. This article is devoted to the problem of formation of readiness for professional foreign language

communication of future engineers in the digital educational environment of the university.

Key words: professional education, professional competence, professional training, readiness for foreign language communication, digital educational environment, professional foreign language communication.

Современный период развития профессионального образования характеризуется процессом цифровизации, вызванным глобальными тенденциями перехода к цифровой экономике и цифровому обществу, являющимися значимыми приоритетами государственной политики Российской Федерации, что отражено в федеральных стратегических документах.

Новое поколение обучающихся живет в цифровой среде, которую формируют цифровые технологии, в том числе образовательно значимые цифровые технологии: телекоммуникационные технологии, большие данные, искусственный интеллект, компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей, облачные технологии, цифровые технологии специализированного образовательного назначения, интернет вещей и др.

Новые требования в современных условиях предъявляются к инженерному образованию на основе компетентностного подхода, предполагающего направленность образовательного процесса на овладение общекультурными, профессиональными,

общепрофессиональными компетенциями, заложенными в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), обеспечивающих успешное осуществление профессиональной деятельности инженера в широком социальном, культурном, экономическом контекстах. Эффективная деятельность современного инженера во многом зависит от овладения им коммуникативной компетенцией, входящей в структуру общекультурных компетенций, обеспечивающей возможности продуктивных контактов с людьми, живого обмена информацией, выработку стратегий взаимодействия в профессиональном коллективе, взаимодействие в команде специалистов. партнеров, в том числе и иностранных. Вместе с тем, как показывает практика, студенты технического профиля нередко испытывают значительные затруднения в общении, что является следствием недостаточно систематизированной работы по формированию коммуникативной компетенции будущих инженеров, доминированием традиционных методов обучения в подготовке, не вызывающих у студента эмоционального отклика, самостоятельности, творческой активности, взаимодействия. Практика преподавателей и анализ ответов студентов на занятиях показали, что будущие инженеры испытывают недостаточную готовность к кооперации с коллегами при решении учебных и профессиональных проблем; слабо

владеют приемами публичных выступлений, работы с текстом, отстаивания профессиональной позиции, участия в диалоге, дискуссии; указывают на то, что у них не в полной мере сформированы умения, необходимые для взаимодействия в групповой работе. Знание иностранных языков для инженера является одним из требований при регистрации и сертификации инженерных кадров с признанием их профессиональных квалификаций и присвоением статуса специалиста на международном уровне. Эта деятельность осуществляется национальными и международными сообществами, разрабатывающими стандарты к специалистам на основании требований предприятий -работодателей.

Приоритетной задачей вузов становится подготовка будущих инженеров, способных: грамотно работать с цифровым контентом (сбор, анализ, обобщение, применение полученного материала для решения задач профессиональной направленности); осуществлять грамотную не только межличностную, но и межкультурную коммуникацию (умение работать в международных исследовательских группах, а также в режиме онлайн); совершенствовать уровень своей языковой подготовки (расширение вокабуляра, совершенствование фонетических и коммуникативных способностей в иноязычной среде).

Таким образом, необходимо усилить практическую направленность процесса формирования компетенции будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению в вузе. Специфика профессионально-ориентированного иноязычного общения будущих инженеров состоит в том, что для его эффективного осуществления необходимо системное использование профессиональных знаний, знаний по иностранному языку, психологии общения, теории коммуникации и др. Поэтому подготовка к профессиональному иноязычному общению должна, с одной стороны, обеспечить будущего инженера этими знаниями, а с другой стороны, создать условия для их системного практического применения в профессиональных ситуациях иноязычного общения с участниками профессиональной деятельности. Данная задача может быть реализована за счет применения совокупности цифровых образовательных технологий, которые бы обуславливали синтез познавательной и практической деятельности будущих инженеров, взаимосвязь теоретических и практических знаний.

Использованные источники:

1. Бирюкова М.В. Формирование умений иноязычного общения на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс] / М.В. Бирюкова, А.А. Пузанова. - Режим доступа: http://iffr.ru/doc

2. Гайсина Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование / Л.Ф. Гайсина. Монография. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 113 с.43. 4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное

пособие для студентов лингвистических университетов / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2005. - 333 с.

3. Демьяненко М.А. Профессиональная подготовка инженеров в условиях цифровой образовательной среды» // Eurasian Union of Scientists. Евразийский Союз Ученых. Серия: педагогические, психологические и философские науки. - Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 12 (93). - Т. 1. - С. 4-7. (дата публикации: 21.01.2022). - URL: https://psi-ped.euroasia-science.ru/index.php/Euroasia/article/view/784 (дата обращения: 05.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.