Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ЭНЕРГЕТИКОВ КПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ЭНЕРГЕТИКОВ КПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверина Ольга Геннадиевна, Кукушкина Лидия Анатольевна

Потребность общества в подготовке высококвалифицированных инженеров-энергетиков обуславливает изменение требований к формированию их готовности к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения. В статье рассматривается теоретико-методологический аспект формирования готовности будущих инженеров-энергетиков к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения. Уточнены понятия «профессиональное образование», «профессиональная подготовка», «готовность к профессиональной деятельности», «компетенция», «компетентность», «иноязычное общение» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каверина Ольга Геннадиевна, Кукушкина Лидия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FORMATION OF FUTURE POWER ENGINEERING SPECIALISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE BASIS OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The society demand for vocational training of highly qualified power engineering specialists leads to a change in the requirements for the readiness formation for professional activities based on foreign language communication. The article discusses the theoretical and methodological aspect of the issue of readiness formation of future power engineering specialists for professional activities based on foreign language communication. The concepts of vocational education, vocational training, readiness for professional activity, competence, foreign language communication, etc. are clarified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ЭНЕРГЕТИКОВ КПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ЭНЕРГЕТИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Каверина Ольга Геннадиевна, доктор педагог.наук, профессор, Кукушкина Лидия Анатольевна, старший преподаватель, ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»,

г. Донецк

e-mail: kukushkinalida@gmail. com

Kaverina Olga, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Kukushkina Lidiia, Senior Lecturer, Donetsk National Technical University, Donetsk

i......

Потребность общества в подготовке высококвалифицированных инженеров-энергетиков обуславливает изменение требований к формированию их готовности к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения. В статье рассматривается теоретико-методологический аспект формирования готовности будущих инженеров-энергетиков к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения. Уточнены понятия «профессиональное образование», «профессиональная подготовка», «готовность к профессиональной деятельности», «компетенция», «компетентность», «иноязычное общение» и др.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, готовность к

професснональнт деятельности, компетенция, компетентность, иноязычное общение.

].......!

Постановка проблемы. На современном этапе развития теории и практики управления образовательным процессом в организациях высшего профессионального образования выявлено несоответствие между потребностями общества в подготовке высококвалифицированных специалистов в условиях рыночной экономики и социально-политических преобразований

и невозможностью современной теории и практики обеспечить необходимый уровень формирования готовности инженеров-энергетиков к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения.

Это связано с тем, что педагогические инновации еще находятся на стадии разработки. Вместе с тем отметим, что в пе-

дагогической науке наблюдается существенный прорыв в исследованиях относительно профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях интеграционных процессов в мире, поэтому главный акцент делается на способности инженеров к иноязычному общению с партнерами из зарубежных стран.

Анализ актуальных исследований. Проблема формирования готовности к профессиональной деятельности рассматривается такими учеными как: Е.А. Кок-шнева, Е.Н. Семеног и др. Согласно В.А. Сластенину, готовность личности к деятельности рассматривается как особое психическое состояние, которое сигнализирует о наличии у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [6].

Цель статьи - рассмотреть теоретико-методологический аспект формирования готовности будущих инженеров-энергетиков к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения; уточнить понятия «профессиональное образование», «профессиональная подготовка», «готовность к профессиональной деятельности», «компетенция», «компетентность», «иноязычное общение» и др.

Изложение основного материала. В

свете решения рассматриваемой проблемы определим следующие понятия: «профессиональное образование», «профессиональная подготовка», «готовность к профессиональной деятельности», «компетенция», «компетентность», «иноязычное общение» и др.

В педагогическом смысле понятие «профессиональное образование» рассматривается как непрерывное овладение определенным уровнем знаний и навыков деятельности, связанной с выбранной профессией и специальностью. Базируется оно на общем и среднем образовании и обеспечивает подготовку работников высшей и средней квалификации.

По нашему мнению, профессиональная подготовка является целенаправлен-

ным процессом обучения и воспитания в интересах личности будущего специалиста, общества и государства. Результатом профессионального образования будет сформированная профессиональная компетентность, которая является целостной системой разных блоков знаний, умений и навыков.

Главная цель профессионального технического образования детерминируется как освоение будущими инженерами знаний, формирование умений и навыков, которые соответствуют потребностям рынка труда.

Разработка содержания профессиональной подготовки требует обоснованных подходов к определению соотношения гуманитарной, технической, теоретической и практической составляющих. Качество профессиональной подготовки зависит от уровня обоснованности цели обучения, его содержания, принципов организации и контроля. Профессионал, по нашему мнению, это социально компетентная, психологически зрелая личность с высоким уровнем профессионализма, соответствующим кругозором, чувством своей причастности к профессиональному сообществу. По мнению Н А. Зимы, «действующие учебные планы и программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно-административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности будущего специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего молодого специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета специфических особенностей в ситуации социального глобализма» [2, с. 79].

Опираясь на определенные концептуальные точки зрения и принципы профессиональной подготовки, разработанные, Д.А.Гагариной, Н.А. Абашкиной, Е.Г. Баран-

никовым, М.В. Вишневской, Н.Г. Ничкало, Л.С. Отрощенко, Н.В. Ронжиной и др., мы считаем необходимым использовать в нашем исследовании понятие «профессиональная подготовка на основе иноязычного общения». Данный термин рассматривается с теоретических позиций дидактической интеграции, где интеграция выступает как двусторонний, системный, структурный процесс взаимопроникновения, унификации гуманитарных (в частности, лингвистических) и технических знаний, который сопровождается становлением новой целостности, связей между ранее разрозненными элементами, их взаимопроникновением, переходом одних форм в другие.

В контексте проведенного исследования профессиональная подготовка на основе иноязычного общения с точки зрения дидактической интеграции - это процесс и результат взаимодействия систем структурных элементов лингвистического и профессионального образования, который сопровождается повышением мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин и модернизацией политехнической подготовки будущих специалистов. Понятие «профессиональная подготовка на основе иноязычного общения» отображает единство содержательной и профессиональной сторон обучения и характеризует систему содержания на всех уровнях ее формирования (на уровне теоретической подачи учебного материала, уровня педагогической действительности и структуры личности).

Основными педагогическими мероприятиями, направленными на формирование готовности будущих инженеров-энергетиков к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения, являются:

- разработка структуры и содержания готовности;

- наличие и организация системы целенаправленного роста педагогических кадров, участвующих в опытно-экспериментальной работе;

- модернизация структуры и содержания повышения квалификации преподавателей на основе интегратив-ного и компетентностного подходов к иноязычному общению;

- внедрение активных форм и методов обучения в реальный учебно-воспитательный процесс технического университета;

- использование авторских экспериментальных программ, учебно-методических пособий и практикумов в процессе профессиональной подготовки;

- разработка диагностических средств контроля для определения уровня сформированности готовности к профессиональной деятельности на основе иноязычного обучения.

В разработанной системе все составляющие являются взаимозависимыми и взаимосвязанными, детерминируемыми внутренними и внешними факторами (социальный заказ, потребности рынка, существующая нормативно-правовая база, материально-техническое обеспечение, уровень компетентности обучающих и обучаемых) и др.

Готовность содержит в себе различные установки на осознание педагогической задачи, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку собственных возможностей в их соотношении с будущими трудностями и необходимостью достижения определённого результата. Е.Н. Семе-ног рассматривает готовность как сложное социально-психологическое образование, которое содержит в себе комплекс моти-вационно-оценочных качеств личности, профессиональных знаний, умений и навыков [4]. Как отмечают ученые Е.И. Скафа и Н.А. Бабенко, «готовностью к профессиональной деятельности выпускника образовательного учреждения можно считать овладение профессиональной компетентностью» [5, с. 75].

В рамках нашего исследования следует обратиться к понятию готовности к будущей профессиональной деятельности,

предложенного Е. А. Кокшеневой, которое рассматривается как многокомпонентное системное образование, имеющее сложную динамическую структуру и отражающее сформированность знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств у студентов - будущих специалистов, обеспечивающих им успешность в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо отметить, что «готовность к будущей профессиональной деятельности - это закономерный результат профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения личности и комплексный показатель результата профессиональной подготовки специалиста к деятельности» [3, с. 10].

По нашему мнению, готовность к профессиональной деятельности будущих инженеров-энергетиков в условиях интеграционных процессов включает в себя следующее:

- сформированные на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки, позволяющие осваивать современную технику и технологии;

- качественную языковую подготовку и готовность к профессиональной деятельности, которые обеспечивают эффективную реализацию в условиях интеграционных процессов имеющихся у студентов профессиональных компетенций и применение знания иностранного языка.

Итак, готовность - это системное многокомпонентное образование, имеющее сложную динамическую структуру, отображающее достаточную сформирован-ность знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств личности специалистов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности и состоящее из мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов.

Готовность к профессиональной деятельности выступает критерием качества профессиональной подготовки будущих инженеров-энергетиков в условиях инте-гративных процессов. Исходя из того, что

готовность будущих инженеров-энергетиков использовать сформированные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности рассматривается как система, то достичь позитивных результатов в её функционировании можно лишь при условии её достаточного развития, что возможно в контексте компетентностного подхода, идея которого заключается в компетентно-ориентированном образовании, которое направлено на комплексное усвоение знаний и способов практической деятельности.

При составлении модели подготовки будущих инженеров-энергетиков на Немецком техническом факультете необходимо учитывать, что обучение синхронизировано с аналогичными учебными планами (Studienordnung Master Elektrische Energiesysteme - Regenerative Energie) [7] Магдебургского университета Отто фон Герике факультета электротехники и информационной техники для специальности «Электрические энергосистемы и источники возобновляемой энергии». Согласно §2 данного учебного плана перед магистрантами ставятся такие программные задачи:

1) Магистерская программа углубляет и расширяет приобретенные в предыдущей программе бакалавриата знания и навыки.

2) Учебная программа по подготовке магистра по направлению «Электрические системы энергетики - возобновляемые источники энергии» связана с содержанием отрасли электротехники и вычислительной техники, электроснабжения, в особенности из возобновляемых источников энергии.

Основным аспектом данного направления подготовки является производство электрической энергии из возобновляемых источников энергии, таких как ветер или солнце, её передача или распределение в сети (Smart Grid), в том числе связанное с ними управление сетью, необходимость в силовой электронике (приводы, преобразователи), особенно с преобразованием большой мощности и электромаг-

нитной совместимостью. Студенты имеют возможность участвовать в профессионально ориентированных научно-исследовательских проектах университета, научно-исследовательского института или в бизнес-проектах.

Овладение немецким техническим языком как иностранным предполагает овладение целым рядом специальных профессиональных компетенций:

- лингвистических (знание системы языка и правил ее функционирования в иноязычной коммуникации);

- социолингвистических (знания о том, как социальные факторы в обеих культурах (родной и культуре иностранного языка) влияют на выбор лингвистических форм);

- лингвострановедческих об основных особенностях социокультурного развития стран изучаемого языка на современном этапе и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими особенностями);

- коммуникативных (способность воспринимать и порождать иноязычные тексты в соответствии с поставленной или возникшей коммуникативной задачей);

- учебно-познавательных (овладение техникой и стратегией изучения иностранных языков, формирование у студентов способов автономного приобретения знаний и развитие иноязычных навыков и умений);

- социальных (желание и умение взаимодействовать с коллегами) [1].

Разработанная нами модель формирования готовности будущих инженеров-энергетиков к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения включает следующие структурно-организационные блоки: целевой, содержательный, технологический, результативный. Главной целью данной модели является формирование готовности будущих инженеров-энергетиков к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения в условиях проявления интеграционных процессов.

К отобранным нами критериям готовности к профессиональной деятельности на основе профессионального иноязычного общения относятся мотивационный, когнитивный и деятельностно-практичес-кий. В структуре каждого критерия были выделены высокий, выше среднего, средний и низкий уровни. Все компоненты готовности будущих инженеров-энергетиков к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения взаимосвязаны и являются результатом воздействия определённых организационно-педагогических условий, а именно:

1) создание соответствующей гуманитарной учебно-воспитательной среды;

2) использование интерактивных методов обучения;

3) применение интегративных принципов организации учебно-воспитательного процесса;

4) формирование готовности к профессиональной деятельности на основе профессионального иноязычного общения;

5)развитие субъектности студента, оказывающее влияние на все блоки разработанной нами модели.

Выводы. Таким образом, на основе анализа современных требований к подготовке будущих инженеров-энергетиков в условиях интеграционных процессов в мире выделяется способность к иноязычному общению с международными партнерами. В данной связи считаем целесообразным говорить о профессиональной подготовке на основе иноязычного общения, качество которой зависит от сформи-рованности готовности к профессиональной деятельности на основе иноязычного общения, которую мы рассматриваем как системное многокомпонентное образование, состоящее из мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов.

1. Дубровина Т.С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков /Т.С. Дубровина // Молодой ученый. - 2011. -№4. - Т.2. - С. 86-89.

2. Зима Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации / Н.А. Зима // Фундаментальные исследования. - 2006. -№7. - С. 78-80.

3. Кокшенева Е.А. Формирование готовности студента вуза к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Кокшенева. - Кемерово, 2010. - 24 с.

4. Семеног О.М. Система професшног подготовки майбутшх вчител1в украгнськог мови / лтератури: (в умовах педаг. ушвер.): дис. ...докт.. пед. наук : 13.00.04 / О. М. Семеног ; 1н-т педагоггки 7 психологгг проф. освти АПН Украгни. - Кигв, 2005. - 476 с.

5. Скафа ЕИ. К вопросу о формировании профессиональной готовности будущего учителя в условиях реформирования образования Донецкой Народной Республики / ЕИ. Скафа,

Н.А. Бабенко // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - Донецкий нац. ун-т. -Донецк 2018. - Вып. 47. - С. 70-80.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.

7. Studienordnung Master Elektrische Energiesysteme - Regenerative Energie [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. Bekanntmachungen. ovgu. de/media/A_R undschreiben/1_05+StudienordnungenMaster+_ +Studieng%C3%A4nge/Elektrische+Energiesyste me+_+Regenerative+Energie/Studienordnung+vo m+30_01_2013-p-6824.pdf. - Дата обращения 20.05.2013.

Abstract. Kaverina O., Kukushkina L. READINESS FORMATION OF FUTURE POWER ENGINEERING SPECIALISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE BASIS OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION: THEORETICAL AND

METHODOLOGICAL ASPECT. The society demand for vocational training of highly qualified power engineering specialists leads to a change in the requirements for the readiness formation for professional activities based on foreign language communication. The article discusses the theoretical and methodological aspect of the issue of readiness formation of future power engineering specialists for professional activities based on foreign language communication. The concepts of vocational education, vocational training, readiness for professional activity, competence, foreign language communication, etc. are clarified.

Key words: vocational education, vocational training, readiness for professional activity, competence, foreign language communication.

Статья поступила в редакцию 22.06.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.