Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Ирина Сергеевна, Осипова Светлана Ивановна

Введение. Современная реальность требует от специалиста достаточно развитой коммуникативной компетентности, включая владение иностранным языком. Актуализируется педагогическая проблема поиска условий, средств, форм и методов повышения качества иноязычной подготовки, в том числе в профессиональном образовании. Целью данной работы является выявление сущности феномена «иноязычная образовательная среда» в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, а также выявление и обоснование ее требований (характеристик) как педагогического условия, способствующего формированию указанной готовности. Приводится описание первого этапа апробации данной иноязычной образовательной среды в Сибирском федеральном университете при обучении иностранному языку будущих инженеров по направлению подготовки «Машиностроение» на основе принципов Всемирной инициативы CDIO. Методология. Исследование проводилось с исполь-зованием теоретических методов: сравнительно-сопоставительного анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализа нормативно-правовых и методических документов по проблеме иноязычной подготовки; применялись научные приемы систематизации и обобщения, построения гипотез, конструирования. Результаты. Конкретизируется понятие «иноязычная образовательная среда» в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности. На основе анализа существующих трендов инженерного образования и принципов Всемирной инициативы CDIO, опираясь на модель образовательной среды, разработанную В. И. Слободчиковым, авторы выделяют и обосновывают целесообразность характеристик образовательной среды в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности: насыщенность среды за счет обогащения ее содержания; многообразие модулей в содержании подготовки для учета индивидуальных особенностей и способностей обучающихся; многофункциональность, позволяющая готовить обучающихся к разным уровням владения иноязычными навыками в соответствии с личностно значимыми потребностями. Приводится развернутая характеристика всех компонентов образовательной среды, обусловленная необходимостью пролонгированности деятельности обучающихся в иноязычной образовательной среде. Заключение. Конкретизировано понятие иноязычной образовательной среды в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, указаны и обоснованы ее характеристики. Оценка уровня готовности обучающихся, проводимая экспертной комиссией с участием носителей языка в условиях выстраивания коммуникации с профессионалами других стран в рамках международной конференции, и рефлексивная оценка самих обучающихся позволяют признать сформированность у обучающихся способности к профессиональному иноязычному общению и обоснованность иноязычной образовательной среды в качестве одного из педагогических условий, способствующих формированию готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьева Ирина Сергеевна, Осипова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A FOREIGN LANGUAGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO FORM STUDENTS’ READINESS FOR A PROFESSIONAL COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE

Introduction. Reality requires a specialist to have sufficiently developed communicative competence, including knowledge of a foreign language. The pedagogical problem of searching for conditions, means, forms and methods of improving the quality of foreign language training, including professional education, is being actualized. The purpose of this work is to identify the essence of the phenomenon of “foreign language educational environment” in the context of the formation of students’ readiness for foreign language communication in future professional activities and to identify its requirements (characteristics) as a pedagogical condition contributing to the formation of this readiness. The description of the first stage approbation of the foreign language educational environment at the Siberian Federal University when teaching a foreign language to future engineers for the specialty of “Mechanical Engineering”, based on the principles of the CDIO World Initiative, is given. Methodology. The research was carried out using theoretical methods: comparative analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, analysis of regulatory and methodological documents on the problem of foreign language training. Scientific methods of systematization, generalization and constructing hypotheses were used. Results. The concept of a “foreign language educational environment” is specified in the context of the formation of students’ readiness for foreign language communication in their future professional activities. Based on the analysis of existing trends in engineering education and the principles of the CDIO World Initiative as well as the model of the educational environment developed by V. I. Slobodchikov, the authors identify and justify the expediency of the educational environment characteristics in the context of the formation of students’ readiness for foreign language communication in future professional activities: saturation of the environment due to the enrichment of its content; variety of modules in the content of training to consider individual characteristics and abilities of students; multifunctionality, which allows students to prepare for different levels of use of the received foreign language training in accordance with personal goals. A detailed description of all components of the educational environment is given. The need to include such characteristic as prolongation of students’ activities in a foreign language educational environment is presented. Conclusion. The concept of a foreign language educational environment is specified in the context of the formation of students’ readiness for foreign language communication in their future professional activities, its characteristics are indicated and justified. The assessment of the students’ level of readiness, conducted by an expert commission with the participation of native speakers in the conditions of building communication with professionals from other countries within the framework of an international conference and a reflexive assessment of the students themselves, allows us to recognize the formation of students’ ability to professional foreign language communication and the validity of the use of a foreign language educational environment as one of the pedagogical conditions contributing to the formation of students’ readiness for foreign language communication in their future professional activities.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ»

УДК/UDC 378

DOI 10.54509/22203036_2023_1_136 EDN BKRNRC

Дементьева Ирина Сергеевна

старший преподаватель кафедры «Машиностроение», Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Осипова Светлана Ивановна

доктор педагогических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Dementeva Irina S.

Senior Lecturer, Department of Mechanical Engineering, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Osipova Svetlana I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

DESIGNING A FOREIGN LANGUAGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO FORM STUDENTS' READINESS FOR A PROFESSIONAL COMMUNICATION

IN A FOREIGN LANGUAGE

Введение. Современная реальность требует от специалиста достаточно развитой коммуникативной компетентности, включая владение иностранным языком. Актуализируется педагогическая проблема поиска условий, средств, форм и методов повышения качества иноязычной подготовки, в том числе в профессиональном образовании. Целью данной работы является выявление сущности феномена «иноязычная образовательная среда» в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, а также выявление и обоснование ее требований (характеристик) как педагогического условия, способствующего формированию указанной готовности. Приводится описание первого этапа апробации данной иноязычной образовательной среды в Сибирском федеральном университете при обучении иностранному языку будущих инженеров по направлению подготовки «Машиностроение» на основе принципов Всемирной инициативы CDЮ.

Методология. Исследование проводилось с использованием теоретических методов: сравнительно-сопоставительного анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализа нормативно-правовых и методических документов по проблеме иноязычной подготовки; применялись научные приемы систематизации и обобщения, построения гипотез, конструирования.

Результаты. Конкретизируется понятие «иноязычная образовательная среда» в контексте фор-

мирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности. На основе анализа существующих трендов инженерного образования и принципов Всемирной инициативы CDЮ, опираясь на модель образовательной среды, разработанную В. И. Слободчиковым, авторы выделяют и обосновывают целесообразность характеристик образовательной среды в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности: насыщенность среды за счет обогащения ее содержания; многообразие модулей в содержании подготовки для учета индивидуальных особенностей и способностей обучающихся; многофункциональность, позволяющая готовить обучающихся к разным уровням владения иноязычными навыками в соответствии с лич-ностно значимыми потребностями. Приводится развернутая характеристика всех компонентов образовательной среды, обусловленная необходимостью пролонгированности деятельности обучающихся в иноязычной образовательной среде.

Заключение. Конкретизировано понятие иноязычной образовательной среды в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, указаны и обоснованы ее характеристики. Оценка уровня готовности обучающихся, проводимая экспертной комиссией с участием носителей языка в условиях выстраивания коммуникации с профессионалами

других стран в рамках международной конференции, и рефлексивная оценка самих обучающихся позволяют признать сформированность у обучающихся способности к профессиональному иноязычному общению и обоснованность иноязычной образовательной среды в качестве одного из педагогических условий, способствующих формированию готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности.

Introduction. Reality requires a specialist to have sufficiently developed communicative competence, including knowledge of a foreign language. The pedagogical problem of searching for conditions, means, forms and methods of improving the quality of foreign language training, including professional education, is being actualized. The purpose of this work is to identify the essence of the phenomenon of "foreign language educational environment" in the context of the formation of students' readiness for foreign language communication in future professional activities and to identify its requirements (characteristics) as a pedagogical condition contributing to the formation of this readiness. The description of the first stage approbation of the foreign language educational environment at the Siberian Federal University when teaching a foreign language to future engineers for the specialty of "Mechanical Engineering", based on the principles of the CDIO World Initiative, is given.

Methodology. The research was carried out using theoretical methods: comparative analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, analysis of regulatory and methodological documents on the problem of foreign language training. Scientific methods of sys-tematization, generalization and constructing hypotheses were used.

Results. The concept of a "foreign language educational environment" is specified in the context of the formation of students' readiness for foreign language communication in their future professional activities. Based on the analysis of existing trends in engineering education and the principles of the CDIO World Initiative as well as the model of the educational environment developed by V. I. Slobodchikov, the authors identify and justify the expediency of the educational environment characteristics in the context of the formation of students' readiness for foreign language communication in future professional activities: saturation of the environment due to the enrichment of its content; variety of modules in the content of training to consider individual characteristics and abilities of students; multifunctionality, which allows students to prepare for different levels of use of the received foreign language training in accordance with personal goals. A detailed description of all components of

the educational environment is given. The need to include such characteristic as prolongation of students' activities in a foreign language educational environment is presented.

Conclusion. The concept of a foreign language educational environment is specified in the context of the formation of students' readiness for foreign language communication in their future professional activities, its characteristics are indicated and justified. The assessment of the students' level of readiness, conducted by an expert commission with the participation of native speakers in the conditions of building communication with professionals from other countries within the framework of an international conference and a reflexive assessment of the students themselves, allows us to recognize the formation of students' ability to professional foreign language communication and the validity of the use of a foreign language educational environment as one of the pedagogical conditions contributing to the formation of students' readiness for foreign language communication in their future professional activities.

Ключевые слова: иноязычная образовательная среда, компоненты образовательной среды, профессиональное иноязычное общение, образовательная практика.

Keywords: foreign language educational environment, educational environment components, professional foreign language communication, educational practice.

Введение

В современном мире в эпоху глобализации и информатизации необходимость владения иностранным языком крайне высока. Это подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС 3++ по направлению бакалавриата, включающий в себя УК-4 «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» [12]. В частности, английский язык используется на ведущих научных конференциях и в повседневном деловом общении профессионалов, в научных публикациях и технической литературе. Специалист, не владеющий как минимум английским языком (как наиболее распространенным в настоящее время), с трудом может следовать за мировыми тенденциями и поддерживать актуальность уровня своей подготовки. Являясь членом мирового сообщества, человек уже не существует обособленно; он должен быть готов к взаимодействию с представителями разных национальностей, вероисповеданий и культур [8].

В то же время, согласно данным организации EF ЕР1, ежегодно проводящей крупнейшее исследование уровня владения английским языком в мире, в 2021 году Россия находилась на 51-м месте в списке из 112 стран и регионов, уступая таким странам, как Китай, Республика Корея, Беларусь, Афганистан и др. [14]. Такое положение дел ставит проблему поиска условий, средств, форм и методов повышения качества иноязычной подготовки, в том числе в профессиональном образовании.

Недостаток знаний и умений, низкая мотивация и неготовность студентов к иноязычному общению являются широко распространенной проблемой, регулярно освещаемой в научной литературе [10]. Критике подвергается использование традиционного подхода к организации процесса иноязычной подготовки. В частности, для обучения будущих специалистов инженерного профиля традиционно применяется грамматико-переводной метод. Сторонники данного метода отмечают, что обучающимся технических специальностей необходимо в первую очередь понимать профессиональные тексты (письменную речь), в которых присутствует специфичная терминология и определенные грамматические конструкции [6].

Действительно, знание профессиональной терминологии и грамматики играет существенную роль в иноязычной подготовке. Тем не менее, вслед за Н. Г. Сигал и другими мы считаем, что данный подход обусловливает интеллектуальную пассивность обучающихся, формируя только репродуктивный тип мышления [9]. В современном мире от специалиста требуется активная мыслительная деятельность и готовность к иноязычному общению.

В качестве одного из условий формирования готовности студентов - будущих инженеров к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности авторы статьи определяют необходимость конструирования определенной иноязычной образовательной среды.

Целью данного исследования является конкретизация понятия «иноязычная образовательная среда», а также выявление и обоснование требований (характеристик) иноязычной образовательной среды как педагогического условия, способствующего формированию готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности будет успешным, если обучение осуществляется в иноязычной образо-

вательной среде, удовлетворяющей целесообразным требованиям обеспечения результативности этого процесса.

Научная новизна исследования состоит в определении и содержательном раскрытии характеристики иноязычной образовательной среды, способствующей формированию готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования, показавшего положительную результативность в образовательном процессе в Сибирском федеральном университете при обучении иностранному языку будущих инженеров по направлению подготовки «Машиностроение». Существующая многоуровневая насыщенная образовательная среда основана на принципах Всемирной инициативы CDЮ.

Методология

В качестве методологической базы исследования будем опираться на полипарадигмальный подход как непротиворечивое единство системного, деятель-ностного, личностно ориентированного, компетент-ностного и средового подходов, позволяющих решать разные исследовательские задачи на отдельных этапах исследования и представлять объект (образовательный процесс по иноязычной подготовке) и предмет исследования (формирование готовности обучающихся к иноязычному общению в условиях специально конструированной иноязычной образовательной среды) в их сущностных характеристиках.

В исследовании использовались теоретические методы, включающие сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых и методических документов по проблеме иноязычной подготовки; научные приемы систематизации и обобщения, построения гипотез, конструирования. Основой для экспериментальной работы послужили изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме иноязычной подготовки, наблюдения.

Результаты

Феномен «среда» является предметом изучения таких наук, как философия, педагогика, социология, антропология, психология. В педагогике под средой подразумевается окружение человека, условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Эти условия «оказывают определенное влияние на развитие личности и могут активизировать или тормозить данный процесс» [4].

Анализ степени разработанности проблемы конструирования образовательной среды показал, что феномен образовательной среды представляет значительный интерес для решения педагогических задач. Проблема формирующего влияния среды на развитие человека отражена в философских и педагогических исследованиях преимущественно с точки зрения анализа роли и значения среды в воспитании ребенка (П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.) [5].

В данный момент отсутствует единая позиция в определении понятия «образовательная среда» и ее структуры. Например, выдающийся ученый В. А. Ясвин рассматривает образовательную среду как совокупность условий, влияний и возможностей, создающих потенциал для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивающих их активную позицию в образовательном процессе, личностное развитие и саморазвитие [4].

Особый интерес для данного исследования представляет антрополого-психологическая модель образовательной среды, предложенная В. И. Слободчи-ковым. Согласно В. И. Слободчикову, образовательная среда представляет собой не статическую совокупность влияний и условий, а «динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося» [13]. В качестве параметров образовательной среды ученый выделяет насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В данной работе выбор сделан в пользу трактовки образовательной среды по В. И. Слободчикову, так как для нас важны принцип развития и динамичность; то, что образовательная среда изменяется, расширяется под влиянием факторов, действующих на систему образования, а также деятельности самих субъектов.

Е. Ю. Никитина и коллеги отмечают, что центральным звеном образовательной среды выступает взаимодействие участников коммуникации. Специфика иноязычной образовательной среды заключается в том, что это взаимодействие осуществляется с помощью иностранного языка. Данные ученые определяют иноязычную образовательную среду как комплекс условий и возможностей, обеспечивающий коммуникативную деятельность участников образовательного процесса, которые «вербализируют фрагменты научного знания, культуры, социального пространства в их единстве и взаимообусловленности» [7].

Резюмируя сказанное, отметим, что в исследованиях ученых обозначены значимые характеристики в раскрытии образовательной среды:

- среда - это совокупность условий и возможностей;

- среда характеризуется взаимовлиянием человека на среду и среды на человека;

- среда динамична.

Принимая к сведению указанные выше характеристики образовательной среды, учитывая, что в данном исследовании иноязычная образовательная среда рассматривается в контексте инженерного образования, а именно в контексте формирования готовности к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, сформулируем понимание сущности исследуемого феномена.

Иноязычная образовательная среда - это динамическая совокупность условий и возможностей, обладающая свойством многообразия и многофункциональности для развития обучающегося и ориентированная на обеспечение иноязычного общения участников образовательного процесса посредством вербализации научно-профессионального глоссария в определенном социокультурном контексте.

При конструировании иноязычной образовательной среды учитывались соответствующие мировые тренды и актуальные изменения, происходящие в современном инженерном образовании.

Одним из ярких трендов современного инженерного образования является обучение, ориентированное на обучающегося [15]. Это обосновывает целесообразность заявленной методологии личностно ориентированного подхода.

Кроме того, в настоящее время повышается спрос на контекстное обучение с уклоном на практическую деятельность. Ориентация на использование деятель-ностного подхода при формировании готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности актуализирует необходимость использования активных методов обучения и процессуальных образовательных технологий. Проектное обучение, проблемное обучение и другие технологии выходят за рамки традиционного подхода, предполагающего пассивное получение знаний; они позволяют обучающемуся устанавливать собственные образовательные цели и моделировать пути их достижения. Исследования показывают, что образовательная среда, насыщенная активными методами проектного и проблемного обучения, также повышает мотивацию студентов инженерных направлений подготовки, в том числе занимающихся групповой деятельностью [18].

В быстро меняющемся мире от специалиста требуется гибкость мышления, навыки самообучения и саморазвития. Он должен уметь определять, какие компетенции требуются для собственного профессионального развития, и работать над ними. Взаимосвязь между индивидуальной образовательной траекторией, удовлетворяющей требования будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, и участием в командной работе над общим проектом -с другой стороны, также является современным образовательным трендом [15].

XXI век характеризуется всплеском развития цифрового обучения. Массовые открытые онлайн-курсы МООС являются своеобразной альтернативой традиционным лекциям и позволяют будущим инженерам пройти дистанционное обучение в зарубежном университете [16]. Многочисленные электронные образовательные ресурсы и виртуальные конференции открывают новые перспективы для использования активных методов обучения. Кроме того, цифровое обучение приобрело особенную значимость в последние годы в связи с распространением Covid-19. Таким образом, при конструировании иноязычной образовательной среды необходимо опираться на возможность использования компьютерных технологий. В частности, использование видеоконференций при обучении иностранному языку будущих инженеров позволяет создать ситуацию иноязычного общения как на общекультурные, так и на профессиональные темы. Результативность такой методики будет являться одним из критериев подтверждения сфор-мированности готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности [2].

Данное исследование базируется на использовании принципов Всемирной инициативы CDЮ, обозначающей пути и условия повышения качества подготовки инженеров нового поколения [1]. Потенциал образовательной среды - это возможности, которые актуализируются, раскрываются в рамках проекта CDЮ через специальную организацию образовательного процесса. Для процесса изучения иностранного языка в философии CDЮ характерны следующие особенности.

1. Пролонгированность. В то время как в традиционном инженерном образовании иностранный язык изучается исключительно на первом курсе, у обучающихся данной модели образования существует возможность изучать иностранный язык на протяжении четырех лет, что, несомненно, повышает уровень иноязычной компетентности будущих инженеров.

2. Разноуровневость. Иностранный язык подразделяется на несколько уровней: общий иностранный язык, отраслевой, деловой и профессиональный. Значительная часть абитуриентов, поступающих на первый курс инженерного направления подготовки, имеет низкий уровень владения иностранным языком. В традиционном инженерном образовании, предполагающем поверхностное знакомство с иностранным языком на первом курсе, обучающиеся, как правило, преимущественно выполняют переводы технических текстов. Так как данная деятельность не попадает в зону ближайшего развития студентов, не владеющих даже базовым уровнем иностранного языка, она часто носит условный характер и не имеет необходимого уровня результативности. В том случае, когда изучение начинается с общего иностранного языка, постепенно переходя в профессиональную сферу, происходит устойчивое формирование языковых навыков. Кроме того, в настоящее время ФГОС 3++ [12] и CDЮ Syllabus [1] отмечают необходимость формирования деловых компетенций обучающихся как на русском, так и на иностранном языке.

3. Индивидуализация и личностная ориентация. Начиная со второго курса, у обучающихся есть возможность построения собственной образовательной траектории путем выбора тех видов (уровней) иностранного языка, которые для них важны. Другими словами, пройдя обязательный курс общего иностранного языка (тем не менее включающий в себя отдельные модули погружения в специальность), обучающийся может выбрать дальнейшую интенсивность изучения иностранного языка.

Резюмируя сказанное выше и опираясь на модель, разработанную В. И. Слободчиковым, и указанные ранее тренды инженерного образования, выделяем три ключевые компоненты образовательной среды в контексте формирования готовности обучающихся к общению в будущей профессиональной деятельности.

1. Насыщенность образовательной среды за счет ее обогащения. Данная характеристика конструируемой среды предполагает расширение и обогащение содержания образования. Ключевым параметром создаваемой иноязычной образовательной среды является ее пролонгированность (временная обеспеченность): общение между преподавателем и обучающимися происходит исключительно на иностранном языке как во время занятия, так и вне аудитории, включая цифровые ресурсы (социальные сети, мес-сенджеры, звонки). Данное правило устанавливается на первом занятии для всех обучающихся вне зависимости от уровня их языковой подготовки. Таким обра-

зом формируется потребность общения на иностранном языке, что непосредственно связано с уровнем мотивации.

Известно, что мотивация играет решающую роль в успешном овладении навыком. Низкая мотивация к иноязычному общению может быть связана не только с отсутствием потребности такого общения, но и с имеющимися коммуникативными барьерами, вызванными психологическими особенностями, недостатком языковых средств и опыта межкультурной коммуникации [11]. Помещение обучающихся в пролонгированную иноязычную образовательную среду создает возможность для получения расширенного языкового опыта, что может повысить уровень мотивации.

Кроме того, в образовательном процессе используется расширенный разноуровневый глоссарий и аутентичные научные статьи по профессиональной тематике. Посредством обогащения образовательной среды создаются возможности для контекстного и профессионально ориентированного обучения.

2. Многообразие образовательной среды. Характерное для создаваемой иноязычной среды многообразие проявляется в разных уровнях иностранного языка (общий, отраслевой, деловой и профессиональный) и формировании соответствующих профессиональных компетенций. Обучение, ориентированное на обучающегося, формирование индивидуальных образовательных траекторий и профессиональных компетенций могут быть обеспечены через данную компоненту образовательной среды.

3. Многофункциональность образовательной среды. Данная компонента предполагает вовлечение обучающихся в различные виды деятельности в соответствии с уровнем иностранного языка и формируемой компетенцией. Данные виды деятельности предполагают активные методы обучения, такие как мозговой штурм, метод кейсов и игровые методы [3]. Создание квазипрофессиональных ситуаций на занятиях иностранного языка, позволяющих использовать языковые навыки в профессиональном общении, представляет собой важную особенность иноязычной образовательной среды.

Идея интеграции профессиональной дисциплины с английским языком при использовании игровых методов может быть продемонстрирована следующим примером. С участием студентов 3-го и 4-го курсов направления подготовки «Машиностроение» была проведена игра-викторина "Engineering brains". Обучающиеся по очереди доставали карточки из специального банка заданий, содержащего вопросы

и варианты ответов по теме дисциплины «Расчет и проектирование сварных конструкций» на английском языке. Правильный ответ, отмеченный в карточке, был виден только читающему. У других студентов было несколько секунд для того, чтобы воспринять информацию на слух, обдумать и выбрать ответ, записать его в бланк ответов. После этого зачитывался правильный ответ, и при необходимости проводилось краткое обсуждение на английском языке. В итоге игры, после нескольких раундов, победитель определялся по наибольшему количеству набранных баллов за правильные ответы. После игры была проведена рефлексия (на английском языке). Обучающиеся отметили, что игра помогает повторить и закрепить знания по технической дисциплине и способствует практике иноязычного общения по профессиональной теме, а также предложили собственные идеи по ее оптимизации.

Посредством многофункциональности образовательной среды может быть осуществлен такой ведущий тренд инженерного образования, как цифровое обучение. Согласно исследованиям, использование видеоконференций (телемоста) оказывает положительное влияние на мотивацию и навыки общения на иностранном языке, помогает преодолеть языковой барьер и повысить уверенность в собственных силах [17]. Подобное погружение в иноязычную образовательную среду может предполагать последующий выход на общение с носителями языка, что поможет в оценке уровня сформированности профессиональной компетенции.

В качестве экспертной оценки первых шагов апробации иноязычной образовательной среды можно представить участие обучающихся третьего курса в XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свобод-ный-2020» (Сибирский федеральный университет), в рамках секции "Future technologies and materials". Обучающиеся представляли к рассмотрению доклады о разработках и применении перспективных материалов и производственных технологий, связанных с энерго- и ресурсосбережением и отвечающих потребностям устойчивого развития. Конференция проходила на английском языке в онлайн-формате; в жюри присутствовали носители языка. Среди участников были студенты 3-го курса направления подготовки «Машиностроение». Они успешно представили свои работы и ответили на вопросы жюри. После конференции, в рамках рефлексии, эти студенты отметили, что чувствовали себя достаточно уверенно, так как общение в иноязычной среде без возможности

использования русского языка (и такие сопутствующие навыки, как, например, умение подобрать описательный оборот вместо неизвестного слова) для них привычно. Также эти студенты продемонстрировали более активную позицию в общении, задавая вопросы и инициируя обсуждение на английском языке с другими участниками.

Заключение

Резюмируя результаты проведенного исследования, подведем его итоги.

1. В соответствии с поставленной целью конкретизировано понятие иноязычной образовательной среды в контексте формирования готовности к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, представляющей собой динамическую совокупность условий и возможностей, с обозначением ее характеристик (насыщенность за счет обогащения, многообразие и многофункциональность).

2. Выявлены и обоснованы требования к иноязычной образовательной среде как педагогическому условию, способствующему формированию готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, включающие:

1) обогащение образовательной среды за счет расширения и насыщенности содержательной компоненты педагогической системы;

2) пролонгированность иноязычного профессионально ориентированного общения на внеучебное время и электронные образовательные ресурсы;

3) многообразие, обеспечивающееся разноуровневым содержанием (общий, отраслевой, деловой, профессиональный уровни) и способствующее формированию соответствующих компетенций;

4) многофункциональность, позволяющая вовлекать обучающихся в разные виды деятельности, соответствующие уровню иностранного языка.

3. Выдвинутая гипотеза о формировании готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности в целесообразно сконструированной иноязычной образовательной среде получила подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы. Экспертная оценка успешности обучающихся в использовании иноязычного профессионально ориентированного языка продемонстрирована в рамках направления подготовки «Машиностроение» при проведении игры-викторины "Engineering brains", выступлении с докладами на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный-2020», проводимой на английском языке,

с участием в жюри носителей языка. Обучающиеся не только выполнили доклад на английском языке по своей профессионально ориентированной теме, но и успешно участвовали в дискуссии.

Результаты исследования, в том числе и требования к иноязычной образовательной среде, могут быть использованы в образовательной практике другими исследователями. В качестве перспективы развития идей, изложенных в исследовании, предполагается апробировать телемост с носителями языка для закрепления навыков иноязычного общения.

Литература

1. Всемирная инициатива CDIO. Планируемые результаты обучения (CDIO Syllabus) / ред. А. И. Чучалина, Т. С. Петровская, Е. С. Кулюкина. Томск, 2011. 22 с.

2. Дементьева И. С. Видеоконференции как способ организации иноязычной образовательной среды для будущих инженеров // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сб. материалов VII Между-нар. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 22-25.

3. Дементьева И. С., Осипова С. И. Выбор методов формирования готовности студентов-будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению // Педагогический имидж. 2021. Т. 15, № 1 (50). С. 63-77.

4. Егорова Т. В. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 2 (18). С. 51-56.

5. Журавлева С. В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48-56.

6. Колл И. Г, Расходова И. А., Шипова Е. О. Сочетание традиционных и инновационных подходов к обучению английскому языку студентов технических направлений // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 3 (105). Ч. 3. С. 55-57.

7. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Интегральный подход к иноязычной образовательной среде как фактору развития функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 2. С. 168-181.

8. Рокитянская К. А., Мизюрова Э. Ю. Формирование межкультурной компетенции средствами иностранного языка в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 151-156.

9. Сигал Н. Г., Заболотская А. Р. Проектирование креативной образовательной среды в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вестник НЦБЖД. 2022. № 2 (52). С. 70-81.

10. Симонова О. Б., Котляренко Ю. Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифрови-зации процесса обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN121. pdf (дата обращения: 13.11.2022).

11. Трегуб Т. В, Илюшин А. С. Формирование концепта мотивации к общению на иностранном языке // Человек и образование. 2019. № 1 (58). С. 35-41.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки

15.03.01 «Машиностроение» (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/15 (дата обращения: 13.11.2022).

13. Юсупов В. З., Корнилова Т. В. Сущностные характеристики образовательной среды современной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 353-356.

14. EF English Proficiency Index. URL: https://www.ef.com/wwen/ epi/ (дата обращения: 13.11.2022).

15. Hadgraft R., Koloms A. Emerging learning environments in engineering education // Australasian Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 25, iss. 1. P. 3-16.

16. Liyanagunawardena T. R., Adams A. A., Williams S. A. MOOCs: A systematic study of the published literature 2008-2012 // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2013. Vol. 14, iss. 3. P. 202-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Loranc-Paszylk B. Videoconferencing as a tool for developing speaking skills // Issues in teaching, learning and testing speaking in a second language. Springer. 2015. P. 189-203.

18. Zhou C., Kolmos A., Nielsen J. F. D. A Problem and Project-Based Learning (PBL) Approach to Motivate Group Creativity in Engineering Education // International Journal of Engineering Education. 2012. Vol. 28, iss. 1. P. 3-16.

References

1. Vsemirnaya iniciativa CDIO. Planiruemye rezul'taty obucheniya (CDIO Syllabus) [Worldwide CDIO Initiative. Planned Learning Outcomes (CDIO Syllabus)]. Eds. T. A. Chuchalina, T. S. Petrovsky, E. S. Kulyukina. Tomsk, 2011, 22 p. (In Russian).

2. Dementeva I. S. Videokonferencii kak sposob organizacii inoyazychnoj obrazovatel'noj sredy dlya budushchih inzhenerov [Video-conferencing as a way to organize a foreign language educational environment for future engineers]. Development of science and practice in a globally changing world under the conditions of risks. Collection of materials of the VII International scientific-practical conference. Moscow, 2021, pp. 22-25. (In Russian).

3. Dementeva I. S., Osipova S. I. Vybor metodov formirovaniya gotovnosti studentov-budushchih inzhenerov k professional'nomu inoyazychnomu obshcheniyu [Choice of formation methods of readiness of students-future engineers for professional foreign language communication]. Pedagogical Image, 2021, vol. 15, no. 1 (50), pp. 63-77. (In Russian).

4. Egorova T. V. Obrazovatel'naya sreda kak pedagogicheskij fenomen [Educational environment as a pedagogical phenomenon]. Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Institute, 2013, no. 2 (18), pp. 51-56. (In Russian).

5. Zhuravleva S. V. Istoricheskij obzor stanovleniya ponyatiya «obrazovatel'naya sreda» v pedagogicheskoj nauke [Historical review of the formation of the concept of "educational environment" in pedagogical science]. Scientific Review. Pedagogical Sciences, 2016, no. 3, pp. 48-56. (In Russian)

6. Koll I. G., Raskhodova I. A., Shipova E. O. Sochetanie tradicionnyh i innovacionnyh podhodov k obucheniyu anglijskomu yazyku studentov tekhnicheskih napravlenij [Combination of traditional and innovative approaches to teaching english to technical students]. International Research Journal, 2021, no. 3 (105), vol. 3. pp. 55-57. (In Russian).

7. Nikitina E. Yu., Afanasyeva O. Yu., Fedotova M. G. Integral'nyj podhod k inoyazychnoj obrazovatel'noj srede kak faktoru razvitiya funkcional'noj gramotnosti budushchego uchitelya inostrannogo

yazyka [An integral approach to a foreign language educational environment as a factor in the development of functional literacy of a future foreign language teacher] Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 2022, no. 2, pp. 168-181. (In Russian).

8. Rokityanskaya K. A., Mizyurova E. Yu. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii sredstvami inostrannogo yazyka v processe professional'noj podgotovki budushchih inzhenerov [Formation of intercultural competence by means of a foreign language in the process of professional training of future engineers] Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2022, no. 1, pp. 151-156. (In Russian).

9. Sigal N. G., Zabolotskaya A. R. Proektirovanie kreativnoj obrazovatel'noj sredy v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej[Designing a creative educational environment in the process of teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties] Bulletin of the National Center for Railways, 2022, no. 2 (52), pp. 70-81. (In Russian).

10. Simonova O. B., Kotlyarenko Yu. Yu. Problemy formirovaniya polozhitel'noj motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka studentov neyazykovyh special'nostej v usloviyah cifrovizacii processa obucheniya [Problems of formation of positive motivation for the study of a foreign language of students of non-linguistic specialties in the conditions of digitalization of the learning process]. World of Science. Pedagogy and psychology, 2021, no. 1. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/11PDMN121.pdf (accessed 13.11.2022). (In Russian).

11. Tregub T. V., Ilyushin A. S. Formirovanie koncepta motivacii k obshcheniyu na inostrannom yazyke [Formation of the concept of motivation for communication in a foreign language]. Person and Education, 2019, no. 1 (58), pp. 35-41. (In Russian).

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 15.03.01 «Mashinostroenie» (uroven' bakalavriata). [Federal state educational standard of higher education in the field of study 15.03.01 "Engineering" (undergraduate level)]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/15 (accessed 13.11.2022). (In Russian).

13. Yusupov V. Z., Kornilova T. V. Sushchnostnye harakteristiki obrazovatel'noj sredy sovremennoj obrazovatel'noj organizacii [Essential characteristics of the educational environment of a modern educational organization]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, no. 62-1, pp. 353-356. (In Russian).

14. EF English Proficiency Index. URL: https://www.ef.com/wwen/ epi/ (accessed 13.11.2022). (In English).

15. Hadgraft R., Koloms A. Emerging learning environments in engineering education. Australasian Journal of Engineering Education, 2020, vol. 25, iss. 1, pp. 3-16. (In English).

16. Liyanagunawardena T. R., Adams A. A., Williams S. A. MOOCs: A systematic study of the published literature 2008-2012. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 2013, vol. 14, iss. 3, pp. 202-227. (In English).

17. Loranc-Paszylk B. Videoconferencing as a tool for developing speaking skills. Issues in teaching, learning and testing speaking in a second language. Springer, 2015, pp. 189-203. (In English).

18. Zhou C., Kolmos A., Nielsen J. F. D. A Problem and Project-Based Learning (PBL) Approach to Motivate Group Creativity in Engineering Education. International Journal of Engineering Education, 2012, vol. 28, iss. 1, pp. 3-16. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.