Научная статья на тему 'Подготовка к делопроизводству на различных этапах образования'

Подготовка к делопроизводству на различных этапах образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к делопроизводству на различных этапах образования»

преподавательского корпуса средней и высшей школы в целях повышения осведомленности в вопросах толерантности и межэтнического диалога и воспитания гражданской позиции; создания условий для расширения кругозора обучаемых, их знаний об этническом составе страны, их культурных и религиозных традициях (проведение тематических мероприятий, знакомство с местными общественными организациями национальных меньшинств, экскурсионно-туристская деятельность и т. д.); популяризации народных традиций и культурного наследия этносов России. Курс «Поликультурное образование» призван решать определенную часть этих задач.

А. В. Ничагина

Подготовка к делопроизводству на различных этапах образования

В связи с переходом каждой образовательной организации на новые образовательные стандарты педагогическим работникам приходится иметь дело с самой различной информацией. Следовательно, современный учитель должен знать основы документационного обеспечения управления и уметь ориентироваться в различных документах.

В последнее время предлагается достаточно литературы по делопроизводству в организации, однако подавляющее большинство книг практически не отражает специфику той или иной организации. Современные педагогические исследования (Е.Л. Болотова, Е.В. Советова и др.) свидетельствуют о том, что в стороне остаются проблемы образовательных организаций, особенно школы, чье делопроизводство, документация, служебная переписка имеют свои принципиальные особенности, индивидуальность и самобытность.

В этой связи, нам представляется необходимым подготовить учащихся к делопроизводству на различных этапах образования: вузовском и послевузовском. В ходе исследования особое внимание уделяется подготовке студентов к документационной деятельности (6-8 семестр) и совершенствованию этой деятельности у учителей. Поэтому предложены курс по выбору «Основы документационного обеспечения управления деятельности педагога» и курс повышения квалификации «Документационная деятельность учителя в процессе обучения младших школьников». Содержание курсов разработано на основе преемственных связей.

В качестве примера опишем содержание курса повышения квалификации для учителей начальных классов, который состоит из двух разделов: - «Нормативно-правовая база педагога» (18 ч.); -«Документы в работе учителя начальных классов» (18 ч.).

71

Цель данного курса - подготовить учителей к обоснованному анализу профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования. Для обучения учителей делопроизводству мы использовали традиционные методики развития мотивации:

• во введении к курсу обозначили цели и задачи учебной дисциплины;

• привели факты, свидетельствующие о значимости данной темы в профессиональной деятельности;

• познакомили с содержанием и предполагаемыми результатами обучения.

Лекционные занятия ориентированы на раскрытие таких понятий, как «документ», «документооборот», «документирование», «хранение документов», «делопроизводство», «документационное обеспечение управления (ДОУ)» и др. Цель учебных занятий - проанализировать нормативно-правовую базу педагога с точки зрения уровневого подхода, например:

• федеральный уровень: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Национальная общеобразовательная инициатива «Наша новая школа». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы;

• региональный уровень: закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 г. № 6-оз «Об образовании в Ленинградской области», Региональные целевые программы (РЦП): постановление Правительства ЛО от 28.03.2011 № 71 - О долгосрочной целевой программе «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 гг.» и др.;

• муниципальный уровень: Программа развития района, Положение о конкурсах, смотрах и др.;

• уровень образовательной организации: Устав. Основная образовательная программа (ООП). Локальные акты школы.

На практических занятиях отведено время для решения разнообразных ситуаций педагогического значения. В ходе работы, обращается внимание на такие действия, как выбор нормативных актов для решения поставленных педагогических задач; анализ входящей документации федерального уровня (законы, постановления, положения); соблюдение требований к оформлению исходящих документов (информация по запросу вышестоящих организаций; справки; аналитические отчеты; деловые письма и т. д.).

72

Решение ситуаций организовано с помощью методов «мышление вслух», «протоколирования мышления», «анализ протокола мышления» и др., что позволит проанализировать разнообразные варианты выхода из сложных ситуаций.

Также запланирована работа по проявлению профессионально значимых качеств личности, таких как педагогическая эрудиция, педагогическое мышление, педагогическое предвидение и прогнозирование, педагогическая рефлексия. Так, например диагностическую эрудицию учителей планируется формировать в процессе самообразования: у одних за счет чтения литературы, у других через изучение опыта, у третьих через сочетание того и другого. В ходе моделирования практической ситуации учащиеся устанавливают, какие качества личности учителя в большей, а какие в меньшей степени обусловливают успешность документационной деятельности.

Практическая направленность занятий определяется тем, что предполагается преодолеть трудности, пробелы, «слабые места» в документационной деятельности учителя. Занятия построены на основе следующей логической последовательности: осмысление -осознание - проектирование действий.

По окончании курса учителям был предложен ряд рефлексивный заданий, с целью поиска и осознания пробелов в документационной деятельности:

1. Самооценочные суждения:

• Я считаю, что мной недостаточно проработана тема ... В связи с этим мне необходимо выяснить для себя и выучить ...

• Я полагаю, для того чтобы успешно составить отчет (программу, индивидуально-творческий проект и др.), мне необходимо уметь отвечать на такие вопросы по данной теме, как .

2. Самодиагностика усвоенного материала:

• До прохождения спецкурса я затруднялся ...

• К концу спецкурса я понял ., я узнал ., я научился ...

• В ходе квалификационных испытаний мне пригодятся такие знания и умения, как .

3. Оценочные действия:

• Оцените уровень своей готовности к документационной деятельности: высокий, выше среднего, ниже среднего, низкий.

В режиме коллективной рефлексии проводился круглый стол по проблеме делопроизводства педагога начального образования. Обсуждались следующие темы:

1. Проблема и опыт документационной работы в начальной школе.

73

2. Нормативно-правовая база педагога: учетно-отчетные документы, учебно-методическая документация, организационные документы.

3. Комплект документов учителя начальных классов при реализации ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования).

Участники поделились конкретным опытом по работе с документами, привели примеры, объяснили правила ведения школьной документации, в качестве примера продемонстрировали личные портфолио, показали оформление классных журналов и др.

Разработанный курс дает возможность обновить, углубить и систематизировать следующие знания и умения:

• знание основных законодательных и нормативно-правовых актов в области начального образования; организационных основ деятельности учителя начальных классов;

• умение использовать в педагогической деятельности официальные документы, обеспечивающих обучение и воспитание младших школьников в современных условиях.

Н. В. Панова

Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования

Приоритетным направлением современной образовательной политики России является Национальная доктрина образования Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи развития образования до 2025 г. Анализ педагогической практики показывает, что современное образовательное пространство разворачивается в зоне взаимодействия общего и дополнительного образования и базируется на основе целостности образования, единства образовательного процесса, строится на принципах личностно-деятельностного, средового, культурологического подходов.

Дополнительное образование решает проблемы развития мотивации личности к познанию и творчеству, что предполагает реализацию как минимум двух целей: помочь ребенку осваивать основные образовательные программы и предоставить ему дополнительные образовательные услуги в соответствии с индивидуальным заказом ребенка или его семьи.

Процесс интеграции основного и дополнительного образования предусматривает сотворчество, что создает ситуацию успеха для ребенка и формирует потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, позволяет каждому ребенку удовлетворить потребности в общении, самовыражении, саморазвитии. Социальное

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.