Научная статья на тему 'Курс «Поликультурное образование» как основа подготовки к профессиональной деятельности в разнокультурной среде'

Курс «Поликультурное образование» как основа подготовки к профессиональной деятельности в разнокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс «Поликультурное образование» как основа подготовки к профессиональной деятельности в разнокультурной среде»

Л. А. Николенко

Курс «Поликультурное образование» как основа подготовки к профессиональной деятельности в разнокультурной среде

В современной России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность еще в 90-е годы. В новом государстве складывалась новая ситуация в образовании, которую можно описать следующими характеристиками: усиление этнического компонента в содержании образования, возрастание роли родного языка в обучении, «воскрешение» идей народной педагогики и обостренный интерес к этим идеям, распространение влияния религии на формирование личности.

Идея поликультурного образования имеет не только современный социальный, политический, экономический контекст, но и историческую философскую основу. Так, еще в XVII в. Ян Амос Коменский в своем трактате «Панпедия» рассматривал общность людей, их потребностей и устремлений. Он обосновывал панпедию как программу универсального воспитания всего рода человеческого, где описывал формирование у детей умения жить в мире с другими, иметь взаимные обязанности, уважать и любить всех людей.

Термин «поликультурность» используется в научном языке достаточно широко и озвучивается по-разному: поликультурное образование, мультикультурное образование, поликультурализм в образовании, многокультурное образование, межкультурное обучение, кросс-культурное образование, мультиперспективное образование, интернациональное образование. Мы рассматриваем эти термины как синонимичные.

Необходимость поликультурного образования трудно оспаривать. В России за последнее десятилетие предприняты значительные усилия по внедрению идей и содержания такого образования от начальной школы до вузовского звена. В школьном звене права учащихся обеспечиваются ФГОС. В вузах РФ с 2013-2014 гг. вводится специальный предмет «Поликультурное образование», задачей которого является подготовка будущих педагогов, психологов, социальных работников к осуществлению профессиональной деятельности в разнокультурной среде.

Наш небольшой опыт в разработке и преподавании курса «Поликультурное образование» не позволяет пока сделать какие-либо глубокие выводы. Однако проведенное нами пилотное исследование готовности слушателей усваивать основы поликультурного образования, представляется достаточно показательным.

В экспресс-опросе, который проводился на заочном отделении (взрослые учащиеся), участвовали 158 человек. Из них в возрасте

68

20-30 лет - 70 чел. (44,3 %), 30-40 лет - 54 (34,2 %), 40-50 лет - 22 (13,9 %), старше 50 лет - 12 (47,6 %). Представляется важным знать, связана ли профессиональная деятельность опрашиваемых с образованием, работой с детьми. Из 158 человек 112 (70,1 %) работают в системе образования, остальные 46 (29,9 %) - в других сферах деятельности.

На вопрос, приходилось ли Вам сталкиваться с проблемами межэтнического характера в повседневной жизни, дали положительный ответ 31 чел. (19,6 %). Краткие пояснения ответам были даны следующие: в транспорте, на улице, в магазине, касалось моей семьи, ребенка, меня лично, была свидетелем драки, ссоры, приставания мужчин другой национальности. Аналогичный вопрос касался производственной деятельности: приходилось ли Вам сталкиваться с проблемами межэтнического характера в профессиональной деятельности, и положительно на него ответили 30 чел. (19 %). В основном, в пояснениях говорилось о межэтнических конфликтах в детских коллективах (детсад, школа). Не забудем, что более 2/3 наших респондентов работают в образовании.

Очень показательными на наш взгляд стали открытые вопросы, касающиеся определений понятий «толерантность» и «поликультурное образование». Так, «толерантность» большинство респондентов определяет достаточно близко к «нормативному». Наиболее широко распространено следующее определение толерантности -терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и «не избегает духовной конкуренции». Наши респонденты в большинстве своем использовали такие определения, как терпимость, уважение, понимание, дружелюбность. Встречались и достаточно оригинальные определения, несущие, однако, тот же или близкий смысл: толерантный - это дисциплинированный, порядочный, понимающий, справедливый; свобода выбора; соблюдение каких-либо норм по отношению к кому-то; уважительное отношение к обществу, государству; уважение к старшим; способность к самоконтролю в конфликтных и критических ситуациях; умение сопереживать и сочувствовать другому человеку. Встретились также определения, свидетельствующие о непонимании категории «толерантность» - это манеры в культурном обществе; это поведение определенной группы людей.

Интересно отметить, что респонденты, как, не понимающие сути термина «толерантность» (2 чел.), так и, проигнорировавшие этот вопрос (3 чел.), были из группы 20-30-летних. Более старшие слу-

69

шатели при ответе на вопрос давали определение, близкое к общепринятому. Отсюда можно заключить, что именно в среде современной молодежи понятие «толерантность» недостаточно укоренено и не является однозначным и ясно понимаемым.

Категория «Поликультурное образование» (греч. - многокультурное) трактуется в профессиональном сообществе как образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним.

Здесь в ответах мы видим полную разноголосицу. Самым часто встречающимся понятием, которое можно вычленить и обобщить из всех данных определений, является представление о поликультурном образовании как об образовании в области искусства, культуры, когда основной акцент делается на гуманитарном знании в области культуры как таковой, вне зависимости от ее этнической принадлежности (64 чел. - 38 %). Приведем некоторые ответы (78 чел. -46,4 %), характерные для всей выборки. Опрашиваемые определяли термин «поликультурное образование» следующим образом: дополнительное образование, в котором много направленностей; это знание многих наук; приобщение к культуре, знание многих языков, профессий; охватывает все области деятельности человека; это культура политических действий; это свободное образование; образование, которое не зависит от того, где мы находимся и многие другие подобные, мягко говоря, нелепости. Однако невозможно упрекать человека за то, что он чего-либо не знает. Скорее это упрек системе образования, которая не дает даже представления о поликультурном образовании. Только 26 чел. (15, 6 %) дали ответы, близкие по смыслу базовому понятию. Среди ответов были следующие: «образование, разъясняющее особенности народов, наций», «получение информации о различных культурах, обычаях, народах», «изучение разных культур» и т. п.

Таким образом, можно с уверенностью заключить, что наши взрослые учащиеся не имеют или имеют крайне расплывчатое представление о том, что такое поликультурное образование и зачем оно нужно.

Наше государство прилагает значительные усилия по достижению гражданского согласия и укоренению толерантности в обществе. В разработанных Общественной палатой при президенте РФ рекомендациях «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе» высказана необходимость: внедрения в образовательную систему концепции поликультурности и многоуклад-ности российской жизни; специальной подготовки

70

преподавательского корпуса средней и высшей школы в целях повышения осведомленности в вопросах толерантности и межэтнического диалога и воспитания гражданской позиции; создания условий для расширения кругозора обучаемых, их знаний об этническом составе страны, их культурных и религиозных традициях (проведение тематических мероприятий, знакомство с местными общественными организациями национальных меньшинств, экскурсионно-туристская деятельность и т. д.); популяризации народных традиций и культурного наследия этносов России. Курс «Поликультурное образование» призван решать определенную часть этих задач.

А. В. Ничагина

Подготовка к делопроизводству на различных этапах образования

В связи с переходом каждой образовательной организации на новые образовательные стандарты педагогическим работникам приходится иметь дело с самой различной информацией. Следовательно, современный учитель должен знать основы документационного обеспечения управления и уметь ориентироваться в различных документах.

В последнее время предлагается достаточно литературы по делопроизводству в организации, однако подавляющее большинство книг практически не отражает специфику той или иной организации. Современные педагогические исследования (Е.Л. Болотова, Е.В. Советова и др.) свидетельствуют о том, что в стороне остаются проблемы образовательных организаций, особенно школы, чье делопроизводство, документация, служебная переписка имеют свои принципиальные особенности, индивидуальность и самобытность.

В этой связи, нам представляется необходимым подготовить учащихся к делопроизводству на различных этапах образования: вузовском и послевузовском. В ходе исследования особое внимание уделяется подготовке студентов к документационной деятельности (6-8 семестр) и совершенствованию этой деятельности у учителей. Поэтому предложены курс по выбору «Основы документационного обеспечения управления деятельности педагога» и курс повышения квалификации «Документационная деятельность учителя в процессе обучения младших школьников». Содержание курсов разработано на основе преемственных связей.

В качестве примера опишем содержание курса повышения квалификации для учителей начальных классов, который состоит из двух разделов: - «Нормативно-правовая база педагога» (18 ч.); -«Документы в работе учителя начальных классов» (18 ч.).

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.