Научная статья на тему 'Подготовка инженерно-технических кадров в системе промысловой кооперации губерний Верхнего Поволжья в 20-30-е годы ХХ века'

Подготовка инженерно-технических кадров в системе промысловой кооперации губерний Верхнего Поволжья в 20-30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПРОМЫСЛОВАЯ КООПЕРАЦИЯ / РАБФАК / ТЕХНИКУМ / ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусев А. В.

Рассматриваются вопросы организации подготовки инженерно-технических кадров в образовательных учреждениях для союзов и артелей промысловой кооперации губерний Верхнего Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка инженерно-технических кадров в системе промысловой кооперации губерний Верхнего Поволжья в 20-30-е годы ХХ века»

ББК 63.3(2)+283.2

А. В. Гусев

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ПРОМЫСЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ ГУБЕРНИЙ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 20—30-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Подготовка инженерно-технических кадров для системы промысловой кооперации в 20—30-е годы была обусловлена возрождением традиционных кустарных промыслов после революционных событий и гражданской войны и теми перестроечными процессами, которые происходили в эти годы в стране. Перед областными, районными промысловыми союзами и артелями стояла задача создания принципиально новой системы профессионального образования, чем была в дореволюционные годы, включая подготовку специалистов низшего, среднего и высшего звеньев. Если в годы НЭПа шло активное привлечение в кооперацию старых «буржуазных» кадров, то в 30-е годы таковых становилось все меньше и меньше, и на освобождавшиеся вакансии нужно было готовить новых, молодых специалистов. Учитывая то обстоятельство, что старая школа подготовки инженерно-технических кооперативных кадров перестала существовать как таковая, ее нужно было создавать практически заново.

Осенью 1919 года в Москве открылось 10 промышленноэкономических курсов по подготовке кадров для промышленности и торговли, в том числе и для потребительской и промысловой кооперации. Курсы были кратковременными: продолжительностью от 1 до 3 месяцев. В отделении подготовки торговых работников в основном преподавали бухгалтерский учет, коммерческую арифметику, товароведение, статистику, коммерческую географию, экономиковедение и политическую экономию1. На базе прежних коммерческих институтов создавались первые советские институты народного хозяйства в Москве и Киеве.

Отсутствие необходимых специалистов, наличие безграмотных кустарей в промысловых артелях прямо отражалось как на производительности труда, так и на технической отсталости этих артелей. Для ликвидации безграмотности в 1921—1923 годах были организованы кружки ликвидации безграмотности практически во всех артелях Костромы, Иванова и Ярославля. Кроме того, было развернуто ученичество и сдача рабочими технического минимума. Наиболее подготовленных молодых специалистов направляли для обучения в московские техникумы промкооперации и высшие учебные заведения.

В целях сохранения секретов многих производственных промыслов решением Костромского губисполкома с 23 декабря 1924 года разрешалось в артелях промысловых союзов иметь учеников и заниматься ученичеством2. В целях укрепления вновь образующихся промысловых артелей и союзов Костромской губком РКП (б) и губисполком разрешили их правлениям на инженерно-технические должности ставить специалистов-прак-тиков, даже если они не имели полного среднего образования, с целью недопущения утечки уже имеющихся специалистов3.

Острота кадрового вопроса в эти годы была обусловлена прежде всего тем, что, с одной стороны, возрождались кустарные промыслы и люди приступали к своей привычной работе, с другой стороны, возобновление отхожих промыслов «оттягивало» в столицы — Москву и Ленинград — и крупные города лучших специалистов.

Партийные и советские органы областей Верхне-Волжского региона, решая вопросы возрождения кустарных промыслов, прилагали немало сил к сохранению кадрового состава специалистов, решали вопросы обучения их в средних и высших учебных заведениях. В феврале 1929 года ВСНХ РСФСР совместно с Всекопромсоюзом организовал Центральное бюро по профессиональному заочному обучению кустарей и ремесленников. В промысловых гнездах организовывались филиалы курсов заочников с использованием там специалистов-инструкторов, завозом лабораторного оборудования, использованием для обучения местных мастерских4. Для работы

в филиалах привлекали педагогический персонал кустарноремесленных школ ВСНХ, ГСНХ и Наркомпроса. Начиная с 1930 года заочной формой учебы было охвачено более 50 тыс. кустарей5.

С октября 1929 года началась подготовка среднего технического персонала из числа кустарей-практиков. Были организованы заочные учебно-производственные мастерские и профессионально-технические школы, технические кружки для артельщиков.

Большую роль в активизации подготовки специалистов для союзов и артелей промкооперации сыграло постановление ЦИК и СНК СССР от 13 января 1930 года «О подготовке технических кадров для народного хозяйства СССР», где остро ставился вопрос о подготовке квалифицированных кадров, особенно в условиях активного развития индустрии6. Дефицит инженерно-технических кадров потребовал от властей еще более радикальных мер. Они были определены в соответствующей резолюции ЦК ВКП (б) «О кадрах народного хозяйства», где ставилась задача за пятилетку открыть в стране 47 втузов и 172 техникума, что позволило бы в течение ближайших трех лет переподготовить основную массу рабочих-практиков, занимающих технические должности. Даже инженерные должности иногда занимали специалисты, окончившие только средне-специальные учебные заведения.

15 сентября 1933 года ЦИК и СНК СССР принимают постановление «Об улучшении использования молодых специалистов»7. Оно требовало, чтобы молодые специалисты, окончившие вуз или техникум, отработали 5 лет по месту направления наркомата, в ведении которого находилось учебное заведение. Постановление запрещало оставлять в управленческом аппарате выпускников вузов, не прошедших пятилетнюю отработку, использовать специалистов не по профессии; рекомендовало направлять на учебу лучших рабочих, имеющих пятилетний производственный стаж8. Кроме того, 15 сентября

1933 года СНК СССР принимает постановление «О школах фабрично-заводского ученичества», в котором

предусматривалась коренная перестройка всей системы ФЗУ и ее учебных программ9. Постановление стимулировало и перестройку всей системы подготовки специалистов и в

промысловой кооперации. Всекопромсоветом была создана целая сеть специализированных школ, техникумов и вузов, где готовились специалисты кооперативного производства. На начало 1934 года в двух вузах промысловой кооперации обучалось 1377 человек, в 37 техникумах — 7454 человека, на четырех рабфаках — 393 человека, в 159 школах ФЗУ и профтехникумах — 17 398 человек. На курсах повышения квалификации было занято 5741 человек. Всеобщим техническим обучением (техминимумом) было охвачено более 87 тыс. человек, в секторах заочного обучения занимались 675 человек10. Все эти меры позволили союзам и артелям промысловой кооперации значительно пополнить свои производственные коллективы инженерно-техническими работниками и управленцами среднего звена. Говоря о возможностях системы профобразования Всекопромсоюза следует подчеркнуть, что в течение пяти лет число инженерно-технических работников возросло на треть11. Если на начало 1934 года система насчитывала 65 тыс. инженерно-технических работников, то на начало 1938 года их было 96 тыс. человек12.

В целом же перестройка профессионального образования в системе промысловой кооперации, проводимая в те годы по всей стране, позволила в основном решить кадровые трудности реконструктивного периода, но справедливости ради надо отметить, что большую негативную роль здесь сыграло снижение численного состава членов артелей. Если в 1930 году численность членов промкооперации составляла 1944 тыс. человек, в 1931 — 2353 тыс., то в 1933 — уже 16 18,3 тыс., а в

1934 году и того меньше — 1209,3 тыс. человек13.

В 1935 году промысловая кооперация стала более успешно справляться со своими трудностями, и прежде всего с кадровыми вопросами. В этом же году Всекопромсовет возглавили молодые энергичные руководители: председатель президиума К. В.

Василевский, его заместители — И. С. Павлов и С. И. Заботкин, члены президиума — П. В. Виноградова, М. С. Кааб, С. Г. Кудряшов, Н. Б. Тачиев, А. Л. Арисшкин. Свежие кадры с новыми силами приступили к решению производственнохозяйственных и кадровых задач. Вопрос притока инженерно-

технических специалистов в систему кооперации тех лет был настолько серьезным, что его рассматривали даже на уровне СНК СССР. В постановлении СНК СССР от 27 января 1936 года «О расширении производства предметов широкого потребления промкооперацией и кооперацией инвалидов» подчеркивалось, что в них слабо поставлена работа с кадрами, ничего не делается по их закреплению, следствием чего является их большая текучесть. Только в 1934 году из 11 657 членов артелей промкооперации заменилось 5612 человек, или 48,4 %.

Подготовка инженерно-технических работников высшего звена шла в основном во Всесоюзном институте массового обучения кадров промкооперации, находящемся в ведомстве Всекопромсовета. Кроме того, в Московском регионе функционировало 10 техникумов и Московский промышленный художественный техникум им. М. И. Калинина, имевший статус общесоюзного14. Эта ситуация значительно облегчала артелям и союзам областей Верхнего Поволжья решать задачи подготовки руководящего состава высшего и среднего звена, тем более что в московских вузах и техникумах были и заочные отделения. Но несмотря на огромные возможности заочного образования, в промкооперации оно не получило широкого распространения. В 1933 году вузы и техникумы кооперативной системы набрали 2254 человека. В 1934 году в них училось всего 985 человек. Многие студенты были отчислены, многие имели академические отпуска. Таким образом, потенциальные возможности вузов и техникумов реализовывались недостаточно15.

В 1935—1936 годах кадровый вопрос неоднократно рассматривался на партийно-хозяйственных активах Всекопромсовета, областных промсоюзов, на собраниях профактива, заседаниях бюро обкомов и райкомов. Так, на совещании секретарей РК ВКП (б) ИПО 13 июня 1933 года обком ВКП (б) потребовал от райкомов партии обратить особое внимание на подготовку кадров в пошивочных и обувных артелях и на то, чтобы промсоюзы на подготовку специалистов выделяли финансовые средства, которые должны закладываться как в годовой план, так и в пятилетние планы16.

Решения, направленные на подготовку специалистов для артелей промкооперации, принимались и на уровне райкомов партии. Костромской копромсоюз, выполняя решение райкома ВКП (б), 1 апреля 1930 года направил в техникум

кустпромышленности 6 человек17. Вопросы подбора кооперативных кадров широко обсуждались на областном совещании бюро обкома ВКП (б) Ярославской области по производству товаров широкого потребления 21 ноября 1938 года. Говоря о кадровых проблемах в промкооперации, представитель облпромсовета т. Сироткин подчеркнул, что в кадровой работе царит легкомысленный подбор на ответственные должности в артелях, на многие материально ответственные должности ставятся непроверенные люди и только за 1983 год 5 бухгалтеров и 10 председателей артелей растратили более 141 тыс. рублей18.

Совместная напряженная работа партийных и кооперативных органов региона и Всекопромсоюза по реализации кадровых вопросов в целом приносила свои положительные результаты. Так, в 1938 году Всекопромсовет планировал из обучающихся в системе промкооперации студентов:

— выпустить специалистов, окончивших техникумы, —

22 800 чел.;

— подготовить на курсах повышения квалификации — 4855 чел.;

— принять в школы, ПТУ и ФЗУ — 665 чел.;

— подготовить мастеров — 1100 чел.;

— дать новую профессию — 1830 чел.;

— организовать бригадное и индивидуальное ученичество — 1865 чел.;

— обучить на курсах повышения квалификации и подготовки руководящих кадров — 1570 чел.;

— переподготовить на центральных курсах 30 председателей союзов, 43 члена президиума союзов, 267 председателей артелей и 225 культработников19.

Особое внимание уделялось подготовке кадров с отрывом от производства по таким профессиям, как счетовод, бухгалтер,

плановик, зав. производством обувных артелей и др. На реализацию этих задач Всекопромсоветом выделялось 1 млн 14 тыс. рублей20.

Наиболее успешная работа по подготовке инженернотехнических кадров промкооперации в 20—30-е годы велась в Яркустпромсоюзе. Здесь работали курсы повышения квалификации, сдачи техминимума, выпускался журнал «Кооператор». На курсах повышения квалификации на 1 сентября 1925 года работало 23 преподавателя, 18 из них имели высшее образование. Курсы были рассчитаны на 70—80 человек21. В конце 20-х — начале 30-х годов увеличил прием студентов Ярославский промышленно-экономический техникум. В нем было открыто кооперативное отделение на 40—50 студентов на каждом курсе. В техникум принимали молодых рабочих промартелей, имеющих среднее образование, передовиков производства и имеющих стаж работы не менее 5 лет. Так, например, в 1927 году на I курсе кооперативного отделения техникума обучалось 38 человек, II курсе — 33 человека22.

Значительное увеличение числа студентов в Ивановском и Ярославском техникумах в начале 30-х годов было связано с началом технической реконструкции промыслов. В период отчетно-выборной кампании в ноябре 1929 года этот вопрос остро ставился Всекопромсоветом еще до ее начала. Требовалось укрепить артели и союзы инженерно-техническими кадрами, создать опытно-техническую станцию, которая должна была не только собирать и сосредотачивать у себя большие инженернотехнические силы, работающие в промкооперации, но и серьезным образом изучать повседневную производственную деятельность артельных предприятий, выдавая им соответствующие научно-технические рекомендации по реконструкции промыслов, укреплению артелей и союзов инженерно-техническими кадрами23. В резолюции отчетновыборной конференции Всекопромсоюза отмечалось: «...больше инженеров, больше техников — вот лозунг сегодняшнего дня»24. Отсюда вопрос о повышении технических знаний артельщиков и кустарей, о ликвидации в их среде технической неграмотности был не менее важным, чем ликвидация общей неграмотности.

Решению этого вопроса способствовали развернувшееся ударничество и социалистическое соревнование. В условиях всенародного соревнования более успешнее стали решаться и вопросы подготовки технических кадров в промысловой кооперации. Только в 1930—1931 годах было открыто 304 новых учебных заведения: в том числе 3 отделения промкооперации при технических вузах страны, 6 техникумов, 14 профтехшкол и 29 учебных мастерских и т. д.25

Вопросы укрепления инженерно-технических кадров были предметом обсуждений как обкомовского, так и райкомовского звена ВКП (б) региона. Подводя итоги кооперирования кустарей на октябрьском пленуме 1933 года, обком ВКП (б) Ивановской промышленной области отмечал, что произошел значительный рост в численном составе кустпромкооперации: если в 1932 году в Ивановской кустпромкооперации насчитывалось 71,9 тыс. человек, то в 1933 году их стало 84,5 тыс.26 О задачах укрепления кадров говорилось еще на июльском 1932 года пленуме обкома ВКП (б) Ивановской промышленной области. Обращая внимание на слабость руководящего звена в промкооперации, пленум подчеркнул, что «...проводимая в данное время перестройка работы промкооперации должна улучшить систему руководства артелями, укрепить их сильными руководящими кадрами за счет освобождающихся работников ликвидируемых союзов»27. В качестве основных задач перед правлениями союзов и артелей обкомом ВКП (б) были определены следующие: в сфере производства -

своевременное выполнение промфинпланов и

производственных программ выпуска товаров широкого потребления, в организационном плане — рост числа кооперированных кустарей и создание новых артелей28.

О том, что райкомы и обкомы ВКП (б) региона держат вопросы укрепления инженерно-технического состава промкооперации в поле своего внимания, говорит и тот факт, что на очередном заседании бюро обкома ВКП (б) Ивановской промышленной области 22 октября 1932 года был рассмотрен вопрос «О работе парторганизаций в советских, кооперативных, торгово-снабженческих и кустарно-промысловых организациях

по укреплению кадров»29. В своем выступлении член бюро ВКП (б) Поликарпов обратил особое внимание на решение материально-бытовых проблем артельщиков. Он, в частности, сказал, что «отток артельщиков на госпредприятия остановить будет нельзя, если не решать бытовые вопросы кустарей, и кадровые вопросы нельзя полностью решить, не обратив особого внимания на социальные проблемы артельщиков»30.

Социально-экономические перемены 20—30-х годов

требовали не только перестройки производственнохозяйственной деятельности промкооперации, но и перестройку всей ее кадровой политики. Если главной задачей 20-х годов в подготовке специалистов для артелей и союзов кооперации была ликвидация неграмотности и малограмотности среди кустарей, то в 30-е годы этот круг задач значительно расширился: это было и техническое обучение рабочих, подготовка и сдача ими техминимума, направление на учебу в средние и высшие учебные заведения ударников и стахановцев производства. При всех сложностях и противоречиях производственно-хозяйственной деятельности промкооперации, в 30-е годы сложилась стройная система подготовки кооперативных кадров, обеспечившая основные участки производств хорошими инженернотехническими и руководящими кадрами за счет подготовки их как в своей кооперативной системе, так и за счет подготовки в государственных техникумах и вузах.

Таким образом, можно сделать вывод, что серьезная совместная работа кооперативных, советских и партийных органов по подготовке, воспитанию и расстановке инженернотехнических кооперативных кадров позволила одновременно создать и систему замещения, ротации и выдвижения их на вышестоящие должности, как в масштабе промысловой кооперации страны, так и в масштабе региона Верхнего Поволжья. Тем самым она обеспечила слаженную и устойчивую работу всех звеньев этой сложной производственнохозяйственной машины.

Бланк Г. Я. и др. Потребительская кооперация СССР. М., 1965. С. 45.

2 Государственный архив новейшей истории Костромской области (далее — ГАНИКО). Ф. 1. Оп. 2. Д. 545. JI. 1.

3 Там же. Д. 544. JI. 18.

4 Промыслы и ремесла. 1931. № 12. С. 179.

5 Там же.

6 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967. Т. 2. С. 156—166.

7 Там же. С. 436—438.

8 Там же. С. 436.

9 Там же. С. 438—441.

10 Промысловая кооперация. 1934. № 3. С. 44.

11 Там же. 1938. № 4. С. 6—7.

12 Там же. № 1. С. 1.

13 Там же. 1935. №4. С. 28.

14 Г осударственный архив Российской Федерации (далее — Г АРФ). Ф. А. 312. On. 1. Д. 398. JI. 63.

15 Промысловая кооперация. 1934. № 3. С. 44.

16 Г осударственный архив Ивановской области (далее — Г АИО). Ф. 27. On. 1. Д. 599. JI. 1.

17 ГАНИКО. Ф. 3. On. 1. Д. 143. Л. 8.

18 Северный рабочий. 1936. 22 нояб.

19 ГАРФ. Ф.А. 312. On. 1. Д. 649. Л. 3.

20 Там же. Л. 9.

21 Государственный архив Ярославской области. Ф.Р. 387. On. 1. Д. 91. Л. 76.

22 Там же. Л. 78.

23 Промыслы и ремесла. 1929. № 12. С. 3.

24 Там же.

25 Там же. 1931. № 11. С. 160—161.

26 ГАИО. Ф. 27. On. 1. Д. 623. Л. 30.

27 ГАИО. Ф. 327. Оп. 4. Д. 557. Л. 130.

28 Там же.

29 Там же. Д. 576. Л. 1.

30 Там же. Д. 557. Л. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.