вопросы российской юстиции выпуск №28
УДК 342.4
Колесникова Полина Денисовна Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции
Россия, Екатеринбург
polina.kolesn.kolesnikova@mail.ru
Kolesnikova Polina
Ural State Law University
Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ Аннотация: в данной статье будут рассмотрены стадии процесса принятия Конституции Российской Федерации, а также проведение сравнения возможных вариантов и существующей Конституции Российской Федерации. Осмысление сравнительно-правового опыта позволяет нам определить какой из вариантов наиболее полно отражал демократический политический режим, который был установлен в Российской Федерации.
Ключевые слова: конституция, альтернативные варианты, положения, проекты, права граждан, органы власти
PREPARATION AND ADOPTION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 1993. ALTERNATIVE OPTIONS. Annotation: this article will consider the stages of the process of adopting the Constitution of the Russian Federation, as well as comparing possible options and the existing Constitution of the Russian Federation. Understanding the comparative legal experience allows us to determine which of the options most fully reflected the democratic political regime that was established in the Russian Federation.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
Key words: Constitution, alternative options, regulations, projects, citizens' rights, authorities.
I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию. Изначально предполагалось включить в Комиссию представителей общественности, а также видных ученых и профессоров. Однако, на съезде было решено, что Комиссия будет состоять только из народных депутатов РСФСР. Всего в Комиссию были включены 102 депутата. Председателем Комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, заместителем Председателя - первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР - Р.И.Хасбулатов. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 января 1992 г. было утверждено положение о Комиссии. Исходя, из текста указанного положения следовало, что Комиссия является постоянно действующим органом. В круг задач Комиссии входило: подготовка проекта новой Конституции Российской Федерации; проведение конституционной реформы в России; подготовка изменений и дополнений действующей Конституции РСФСР 1978 г., а также Конституции Российской Федерации после ее принятия [1, c 1]. Тем не менее следует упомянуть, что во время разработки проекта конституции возникло не мало противоречий между президентом и руководством Верховного Совета РСФСР в результате борьбе за власть и предъявлению требований с целью использования проекта Конституции в своих интересах. В результате этого возникло четыре альтернативных проекта Конституции Российской Федерации, которые следует рассмотреть с целью проведения сравнительного анализа.
Проект рабочей группы под руководством С.М. Шахрая (1992 г.) состоял
из 105 статей [5]. В ней выделялись переходные положения, занесенные в IV
раздел. Например, в них занесено, что в документы, удостоверяющие личность
гражданина, свидетельства, удостоверяющие акты гражданского состояния, и
иные документы, выдаваемые от имени государства его компетентными
33
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
органами и должностными лицами, не включаются сведения о национальной принадлежности как не относящиеся к правовому статусу гражданина. В последующих статьях прописаны условия созыва Народного Собрания, срок работы народного собрания, положения, касающиеся Съезда народных депутатов, и прочее. В действующий Конституции РФ подобных положений не предусмотрено. Также в данном проекте не было раздела о гражданском обществе, порядка внесения изменений в Конституцию, отсутствовала статья, в которой прописаны разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, хотя в последующих статьях были положения функций органов этих видов власти, порядок назначения на должность.
Проект Политсовета Российского Движения демократических реформ в составе: мэра Санкт-Петербурга А.А. Собчака, мэра Москвы Г.Х. Попова, С.С. Алексеева, Ю.Х. Калмыкова и С.А. Хохлова (1992 года) состоял из 76 статей. В нем также предусматривались переходные положения, не было разделения личных, политических и культурных прав граждан по отдельным статьям, как это предусмотрено в действующей Конституции РФ. Также в данном проекте не было полного определения формы государства, так ка не указана форма правления и политический режим ни в одном из положений, равенства субъектов Федерации в проекте не предполагалось. Президент являлся главой государства, а не главой исполнительной власти, тем самым его полномочия и значимость в данном проекте были завышены.
Проекты народных депутатов-коммунистов (с 1990 по 1993 гг.) Состоял из 122 статей, включая заключительные и переходные положения. В данном проекте каждая статья носило свое название и затем в ней раскрывалось полное положение этой статьи. Большая часть статей посвящена социальным правам человека, да и в целом правам и свободам человека и гражданина, была хорошо отражена национальная политика государства. Институт президентства в данном проекте отсутствовал.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
Проект Конституции (Основного закона) РФ, представленный президентом (май 1993) [6]. Состоял из 133 статей, помимо этого были внесены договоры, состоящие из дополнительных статей. В них вынесено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов в составе РФ, органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Также в этом проекте президент был обозначен как самостоятельный субъект власти, то есть в Конституции он обозначен как глава государства, а не как глава исполнительной власти.
После разработки проекта, основные положения Конституции были вынесены на референдуме в 25 апреля 1993 года. После этого еще не однократно проводились Конституционные совещания. 12 декабря 1993 года прошло Всенародное голосование по Конституции России, на котором и вступила действующая на данный момент Конституция РФ со всеми поправками и изменениями, которые были внесены как и во время разработки этого Основного документа, так и после референдума 1 июля 2020 года.
В заключение хотелось бы отметить, что альтернативные проекты либо являлись довольно сжатыми и не устанавливали форму государства, либо не давали определения государственным институтам, ограничивали права граждан, превышали полномочия президента, либо уделялось внимание только определенному виду прав граждан, поэтому действующая конституция РФ с дает всю полноту прав и свобод человека и гражданина, дает определение формы нашего государства, отражает разделение властей и полностью отражает демократический режим, установленный на территории Российской Федерации.
Список литературы:
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - «Сашко», 2000 г.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
2. Григорьянц В.В. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.: альтернативные проекты новой конституции // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/07/26013 (дата обращения: 10.12.2023).
3. Е.А. Тарасова. Разработка и принятие Конституции России в сентябре-декабре 1993г.
4. Хубешты А.Ф. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации в условиях противостояния законодательной и президентской ветвей власти в 1993 г.
5. Проект Конституции РФ, подготовленный рабочей группой под руководством Шахрая С.М. [электронный ресурс]. // URL: https://constitution.garant.ru/history/active/101202/?ysclid=lqe11pzs7r505736198.
6. Проект Конституции (Основного закона) РФ, представленный президентом [электронный ресурс]. // URL: https://constitution.garant.ru/history/active/1021/.