Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/80PDMN318.pdf
Статья поступила в редакцию 07.05.2018; опубликована 28.06.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Беловицкая С.И., Федотова О. Д. Подготовка и повышение квалификации учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному: теоретические аспекты // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Belovitskaia S.I., Fedotova O.D. (2018). Training and advanced training of primary school teachers in the field of teaching Russian as a non-native language: theoretical issues. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN318.pdf (in Russian)
УДК 372.881.161.1 ГРНТИ 14.37.01
Беловицкая Светлана Ивановна
ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования», Ростов-на-Дону, Россия Старший преподаватель кафедры «Начального образования» E-mail: [email protected]
Федотова Ольга Дмитриевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Зав. кафедрой «Начальное образование» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1731-7854 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=460681 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/A-4639-2016 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55857403900
Подготовка и повышение квалификации учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному: теоретические аспекты
Аннотация. Статья посвящена анализу дефицитов, сопровождающих подготовку учителей начальных классов к работе по обучению русскому языку как неродному. Авторы анализируют теоретические подходы, характеризующие особенности обучения русскому языку школьников младших классов, для которых этот язык не является родным. Актуальность данной проблемы связана с тем, что в поликультурных регионах, таких, как Северный Кавказ, учителя владеют теоретическими знаниями, связанными с грамматическим и лексическим строем русского языка, но осуществляют обучение по учебникам, предназначенным для тех типологических групп обучающихся, для которых русский язык является родным. У учителей начальных классов выявлены профессиональные дефициты. Они проявляются в низком уровне коммуникабельности и эмоциональной устойчивости во взаимоотношениях с представителями различных национальных культур, а также в низком уровне теоретических знаний и методических умений в сфере обучения русскому языку обучающихся, которые начинают освоение русского языка в процессе обучения в начальной школе. Анализ современной практики позволяет обозначить ряд проблем, требующих решения. К их числу относятся восполнение нехватки методических разработок в сфере обучения русскому языку как
неродному и разработка диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень предметных знаний детей младшего школьного возраста, для которых русский язык не является родным. Формулируется вывод о том, что процесс подготовки и методического обеспечения учителей начальных классов предопределяет эффективность педагогической деятельности в сфере обучения русскому языку как неродному и минимизирует профессиональные дефициты.
Ключевые слова: начальная школа; учитель начальной школы; русский язык как неродной; профессиональный дефицит; методика преподавания; Северный Кавказ; учебники русского языка
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, говорится об организации мероприятий, которые направлены на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка [1]. В данном контексте развитие кадрового поненциала расматривается как подготовка педагогов к профессиональной деятельности, непосредственно по вопросам изучения русского языка обучающимися. В силу этого подготовка педагогов является актуальной на современном этапе развития образования и представляет собой обновление теоретических знаний и их практическое применение.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации русский язык является государственным, однако не для всех обучающихся он является родным. И поэтому теоретические знания, направленные на совершенствование обучения русскому языку и на их практическое использование не во всех российских регионах одинаково эффективно применимы. Исходя из этого становится актуальной подготовка и/или повышение квалификации педагогов, в частности, учителей начальных классов, по вопросам, связанным с обучением русскому языку с учетом особенностей национального менталитета и его проявления в поведении школьников [2]. Иными словами, одной из важнейших задач современного образования Российской Федерации является подготовка учителей начальных классов к работе со школьниками, для которых руский язык не является родным.
Определенные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции свидетельствуют о том, что современный педагог должен в полной мере обладать профессиональной компетентностью, основу которой составляют освоенные компетенции общекультурного, общепрофессионального и профессионального характера [3]. Подготовка учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному включает освоение педагогами теории и методики предметного обучения с целью их применения на практике. Это является предпосылкой положительной динамики в освоении младшими школьниками многих учебных предметов, и, в том числе, русского языка. Однако многие учителя начальных классов получили образование до вступления в силу ФГОС ВО и нуждаются в определенной коррекции знаний в области современных образовательных технологий. Многие из учителей начальной школы не были ориентированы на преподавание русского языка в сложных поликультурных условиях. В ходе подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов выяснилось, что в ряда учителей имеют место профессиональные дефициты, препятствующие эффективному обучению русскому языку младших школьников, проживающих на Северном Кавказе. У учителей профессиональные дефициты проявляются в низком уровне коммуникабельности и эмоциональной устойчивости во взаимоотношениях с представителями различных национальных культур, а также в низком уровне теоретических знаний и методических умений в сфере обучения русскому языку обучающихся иноязычного происхождения.
Рассматривая в данной статье подготовку учителей начальных классов, проживающих и осуществляющих трудовую деятельность в отдельных регионах Северного Кавказа, в сфере обучения русскому языку как неродному, необходимо отметить, что для младших школьников общеобразовательных организаций Ростовской области, Республики Дагестан и Чеченской Республики одной из главных проблем успешной реализации образовательного процесса является языковой барьер. В связи с этим перед образованием стоит задача подготовки такого учителя, который будет реализовывать субъективно-творческую траекторию комплексных педагогических действий и предоставлять возможность обучающимся развивать интеллект в ходе изучения русского языка, как под руководством педагога, так и самостоятельно. В книге «Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика» [4] изучение неродного языка представляется автором Н.Д. Гальсковой как сложный мыслительный процесс, опирающийся на когнитивную сферу школьников, где усвоение языка устанавливается практической достоверностью учебного процесса посредством сравнительных результатов.
Таким образом, в ходе обучения русскому языку как неродному младших школьников отдельных регионов Северного Кавказа соотносятся ожидаемые результаты применения эффективных методов обучения русскому языку учителей начальных классов с уровнем освоения школьниками предметных знаний. Анализ современной практики позволяет обозначить ряд проблем, требующих решения:
• во-первых, наблюдается дефицит методических разработок в сфере обучения русскому языку как неродному;
• во-вторых, имеет место отсутствие диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень предметных знаний детей младшего школьного возраста, для которых русский язык не является родным.
Разрешение данных вопросов, сопряженных с уровнем педагогического мастерства учителя, определяет успешность обучения русскому языку учеников начальной школы отдельных регионов Северного Кавказа.
По мнению М.В. Емельяновой, И.В. Журловой, Т.Н. Савенко педагогическое мастерство - синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя [5]. Авторы считают, что для достижения высокого уровня профессионализма учителю необходимо накапливать профессиональные умения и навыки, педагогически значимые личностные качества и совершенствовать профессиональную деятельность во всех ее конструктивных проявлениях. Две эти задачи, хотя и тесно связаны между собой, все же не являются тождественными. Реализация такого подхода достигается в ходе неустанного творчества, совершенствования педагогического мастерства учителя начальных классов.
В связи с тем, что уровень владения русским языком у детей из отдельных регионов Северного Кавказа различен (от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи) профессионализм учителя начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному включает в себя теоретические знания русского языка с точки зрения «нерусского» языкового мышления и методические умения применения данных знаний на практике [6].
В научных исследованиях Д.Д. Жажевой «Формирование лингвистической компетенции на основе использования дидактической игры» [7], К.Б. Жигалевой «Понятие лингвистической компетенции в системе обучения дошкольников иностранному языку» [8], Т.И. Зиновьевой «Готовность педагога к организации лингвистических исследований младших школьников» [9] отмечается важность языка как продукта национальной культуры. Они считают, что обучение младших школьников, проживающих в поликультурных регионах, одним только лексико-грамматическим формам приводит к «лишению жизни» русского языка.
https://mir-nauki.com
Необходимым становится повышение не только правильности, но и содержательности русской речи, которая включает в себя языковой и межкультурный аспекты общения. Таким образом, готовность учителя начальных классов к обучению русскому языку как неродному детей общеобразовательных организаций отдельных регионов Северного Кавказа заключается в освоении педагогом новых теоретических знаний и методических умений, в дифференциации методов проектирования уроков русского языка с учетом многоплановости обучения.
Исходя из вышеизложенного, становится понятным, что подготовка учителя начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному невозможна без понимания самим педагогом собственных профессиональных дефицитов. Осознание профессиональных дефицитов учителем начальных классов подводит его к поиску эффективных подходов к организации образовательного процесса и использованию адекватных поставленной цели методов преподавания русского языка.
На основе анализа научно-педагогических трудов Ш.А. Амонашвили [10], В.В. Давыдова [11] и др. можно выделить такие способы и приемы обучения младших школьников, которые обеспечивают профессиональный рост учителя. В общем виде подготовка учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному представляет собой сравнительный анализ и обмен педагогическим опытом, реализацию педагогических условий эффективного повышения квалификации, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, обновление методического инструментария. Мы видим, что основным смыслом подготовки педагогов является развитие, прежде всего, их индивидуальности за счет активизации творческого мышления, которое, как отмечает Беляев В.И., в единстве с действием приводит к качественно новым результатам в процессе совершенствования мира, общества и человека [12]. Качественный прорыв начальной школы отдельных регионов Северного Кавказа на современном этапе развития образования отмечается тем, что учительский рост педагогов заключается в умении критически оценивать свои профессиональные возможности в сфере обучения русского языка как неродного. Так, например, от объективности оценивания собственных профессиональных умений зависит эффективность современного урока русского языка, где целевым ориентиром является не передача знаний в готовом виде, а формирование умений добывать и оценивать информацию. Опасность «перегиба на местах» в том, что нередко предметные знания уходят на второй, третий или последний план и теряются из виду на уроке
В ходе подготовки учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному у педагогов реализуется личностная потребность к собственному развитию и саморазвитию. Учителя обучаются объективно оценивать собственную педагогическую деятельность и педагогический опыт коллег, что приводит к изменению их личностных качеств, социального поведения и жизненных ценностей. На основании этого можно утверждать, что, повышая профессиональный уровень в сфере обучения русскому языку как неродному, учителя начальных классов начинают четко представлять и оценивать зоны своего актуального, ближайшего и потенциального развития, планировать педагогическую деятельность и постоянно совершенствовать как профессиональные навыки, так и личностные качества. Процесс подготовки учителей начальной школы отдельных регионов Северного Кавказа к обучению младших школьников русскому языку как неродному заключается в выявлении и удовлетворении педагогических интересов и профессиональных дефицитов и создании условий развития всех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, социальной действительности и педагогической деятельности.
Аспекты отмеченных подходов подготовки учителей начальных классов к обучению русскому языку как неродному воздействуют на «резервы» всестороннего их развития и
[13].
рассматривается как выстраивание траектории саморазвития учителеи начальных классов через образование и самообразование.
Итак, в ходе теоретического исследования проблемы подготовки учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному, мы пришли к выводу:
• своевременное выявление профессиональных дефицитов позволяет определить траекторию учительского роста путем формирования у педагогов готовности к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве;
• готовность учителей начальных классов к обучению русскому языку детей с национально окрашенными паттернами социального поведения вносит целенаправленное изменение в образовательную среду начальной школы отдельных регионов Северного Кавказа;
• процесс подготовки учителей начальных классов предопределяет эффективность педагогической деятельности в сфере обучения русскому языку как неродному и минимизирует профессиональные дефициты;
• расхождения между существующими методиками обучения русскому языку и процессом обучения русскому языку детей с национально окрашенными паттернами социального поведения определяют структуру подготовки учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному.
Отмеченные выше аспекты составляют предмет дальнейших исследований, позволяющих выявить качественное своеобразие образовательной ситуации в отдельных полинациональных районах Российской Федерации, для населения которых русскитй язык не является родным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пивунов Е.Н., Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-педагогическом контексте // Гуманизация образования. 2008. № 2. С. 90.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3Vbc W7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: офиц. текст [Приказ Минобрнауки России 4 декабря 2015 г. № 1426; зарегистрирован в Минюст России от 11 января 2016 г. № 40536] / Минобрнауки России. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91 /4/94.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие: для студентов учреждений высшего образования / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2015. - 363 с.
5. Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. [Текст]: Мозырь: УО «МГПУ», 2005. - С. 12. 150 с.
https://mir-nauki.com
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12. 13.
Сухаревская, Е.Ю. Особенности языкового обучения детей-билингвов в начальной школе [Текст]: методические рекомендации / Е.Ю. Сухаревская. -Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. - 80 с.
Жажева, Д.Д. Формирование лингвистической компетенции на основе использования дидактической игры / Д.Д. Жажева, С.А. Жажева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. -2013. - № 4 (129). - С. 99-108.
Жигалева, К.Б. Понятие лингвистической компетенции в системе обучения дошкольников иностранному языку / К.Б. Жигалева // Вестник ВятГГУ. - 2009. -№ 3. - Т. 4. - С. 134-137.
Зиновьева, Т.И. Готовность педагога к организации лингвистических исследований младших школьников / Т.И. Зиновьева // Вестник МГПУ. - Серия «Педагогика и психология». 2012. № 1 (8). С. 16-24.
Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики: собрание сочинений Ш.А. Амонашвили: в 20 кн. / [ред. Сост.: М.В. Богуславский]; Междунар. центр гуманной педагогики. [Текст]: Москва: Амрита - Русь, 2012.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психолог. [Текст]: М.: Академия, 2004. - 282 с.
Сухаревская, Е.Ю. Особенности языкового обучения детей-билингвов в начальной школе [Текст]: методические рекомендации / Е.Ю. Сухаревская. -Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. - 80 с.
Пожидаева, Т.Ф., Пономарева И.П., Сухаревская Е.Ю. Проектирование урока русского языка и литературного чтения в условиях поликультурной среды начальной школы [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т.Ф. Пожидаева, И.П. Пономарёва, Е.Ю. Сухаревская. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. - 112 с.
https://mir-nauki.com
Belovitskaia Svetlana Ivanovna
Rostov institute of advanced training and professional retraining of education workers, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
Training and advanced training of primary school teachers in the field of teaching Russian as a non-native
language: theoretical issues
Abstract. The article is devoted to the analysis of deficits, characterizing the training of primary school teachers to work on teaching Russian as a non-native language. The authors analyze the theoretical approaches that characterize the peculiarities of teaching Russian to primary school students for whom this language is not their native language. In multicultural regions, such as the North Caucasus, teachers have theoretical knowledge related to the grammatical and lexical structure of the Russian language. But they provide training in textbooks intended for those typological groups of students for whom Russian is their native language. Primary school teachers have revealed professional deficiencies.They are manifested in a low level of sociability and emotional stability in relations with representatives of different national cultures. Teachers have a low level of theoretical and methodological knowledge in the field of teaching Russian to students who begin to learn Russian in the process of teaching in primary school. Analysis of modern practice allows to identify a number of problems that need to be addressed. These include filling the lack of methodical developments and development of diagnostic tools to assess the level of subject knowledge of children of primary school age for whom Russian is not a native language. The conclusion is made that the process of training and support of primary school teachers determines the effectiveness of pedagogical activity in the field of teaching Russian as not a native language and minimizes professional deficiencies.
Keywords: primary school; primary school teacher; Russian as a non-native language; professional deficit; teaching methods; North Caucasus; Russian language textbooks
Fedotova Olga Dmitrievna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
80PDMN318