Научная статья на тему 'Профессиональный рост учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному в системе дополнительного профессионального образования'

Профессиональный рост учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / PROFESSIONAL GROWTH / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ / RUSSIAN AS A NON-NATIVE LANGUAGE / ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / TEACHING OF RUSSIAN LANGUAGE / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / DIAGNOSTIC METHODS / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / PSYCHOLINGUISTIC BASES OF TEACHING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беловицкая Светлана Ивановна, Федотова Ольга Дмитриевна

Статья посвящена проблеме повышения качества преподавания русского языка как неродного в школах Северного Кавказа. Повышение уровня профессионализма учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку младших школьников, для которых русский язык не является родным, основано на реализации модели дифференцированной системы подготовки педагогов. Она может быть адаптирована к потребностям и специфике региона Российской Федерации, в котором учителя начальных классов проживают и осуществляют профессиональную деятельность. Авторами обнаружены значительные пробелы, характеризующие уровень профессиональной квалификации учителей начальной школы Северного Кавказа (Ростовская область, Республика Дагестан, Чеченская Республика) в области знания и преподавания русского языка. В статье дано описание эксперимента, проведенного в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2015-2017 гг. Целью эксперимента являлось выявление и определение качественного своеобразия профессиональных дефицитов учителей начальной школы Северного Кавказа по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям. Использовался комплекс диагностических методик, позволявший определить уровень профессиональных компетенций учителей в области методики русского языка. В качестве факторов формирующего воздействия выступала модифицированная в методическом и содержательном отношении программа повышения квалификации, в которую был введен новый учебный практикум «Психолингвистические основы преподавания русского языка как неродного» в рамках курса методики начального образования. Использовались мероприятия по развитию мотивации к самосовершенствованию учителей. Эксперимент показал положительную динамику и частичное восполнение методических дефицитов учителей начальной школы, проживающих на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беловицкая Светлана Ивановна, Федотова Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional growth of primary school teachers in the field of teaching Russian as a non-native language in the system of additional professional education

The article is devoted to the problem of improving the quality of teaching Russian language as a foreign language in the schools located in the North Caucasus. The problem of high-quality teaching Russian to children for whom it is not a native language is very urgent. The proposed approach is based on the implementation of a model of differentiated system of training of teachers in advanced training courses. This approach can be adapted to the needs and specifics of the regions of the Russian Federation in which primary school teachers live and carry out professional activities. The authors found significant gaps characterizing the level of professional qualification of primary school teachers in the North Caucasus. Teachers from the Rostov region, the Republic of Dagestan and the Chechen Republic were examined to identify gaps in the methods of teaching Russian as a foreign language. The article describes an experiment conducted at the Rostov Institute of advanced training and professional retraining of education workers in 2015-2017. The aim of the experiment was to identify and determine the qualitative originality of professional deficits of primary school teachers in the North Caucasus on the subject, methodological, psychological, pedagogical and communicative competencies. The aim of the experiment was to identify and determine the qualitative originality of professional deficits of primary school teachers in the North Caucasus on the subject, methodological, psychological, pedagogical and communicative competencies. The complex of diagnostic techniques was used, which allowed to determine the level of professional competence of teachers in the field of Russian language techniques. As formative factors of exposure were modified in a methodical and meaningful with respect to the training program. А new training workshop "Psycholinguistic foundations of teaching Russian as a non-native language" was introduced in the framework of the course of primary education methods. The experiment showed positive dynamics and partial filling of methodical deficits of primary school teachers living in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Профессиональный рост учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному в системе дополнительного профессионального образования»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/98PDMN218.pdf

Статья поступила в редакцию 07.05.2018; опубликована 28.06.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Беловицкая С.И., Федотова О. Д. Профессиональный рост учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/98PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Belovitskaia S.I., Fedotova O.D. (2018). Professional growth of primary school teachers in the field of teaching Russian as a non-native language in the system of additional professional education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/98PDMN218.pdf (in Russian)

УДК 372.881.161.1 ГРНТИ 14.37.01

Беловицкая Светлана Ивановна

ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования», Ростов-на-Дону, Россия Старший преподаватель кафедры «Начального образования» E-mail: belovickaja-svetlana@rambler.ru

Федотова Ольга Дмитриевна

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

Зав. кафедрой «Начальное образование» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: fod06@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1731-7854 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=460681 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/A-4639-2016 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55857403900

Профессиональный рост учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному в системе дополнительного профессионального образования

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения качества преподавания русского языка как неродного в школах Северного Кавказа. Повышение уровня профессионализма учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку младших школьников, для которых русский язык не является родным, основано на реализации модели дифференцированной системы подготовки педагогов. Она может быть адаптирована к потребностям и специфике региона Российской Федерации, в котором учителя начальных классов проживают и осуществляют профессиональную деятельность. Авторами обнаружены значительные пробелы, характеризующие уровень профессиональной квалификации учителей начальной школы Северного Кавказа (Ростовская область, Республика Дагестан, Чеченская Республика) в области знания и преподавания русского языка. В статье дано описание эксперимента, проведенного в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2015-2017 гг. Целью эксперимента являлось выявление и определение качественного своеобразия профессиональных дефицитов учителей начальной школы Северного Кавказа по предметным,

методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям. Использовался комплекс диагностических методик, позволявший определить уровень профессиональных компетенций учителей в области методики русского языка. В качестве факторов формирующего воздействия выступала модифицированная в методическом и содержательном отношении программа повышения квалификации, в которую был введен новый учебный практикум «Психолингвистические основы преподавания русского языка как неродного» в рамках курса методики начального образования. Использовались мероприятия по развитию мотивации к самосовершенствованию учителей. Эксперимент показал положительную динамику и частичное восполнение методических дефицитов учителей начальной школы, проживающих на Северном Кавказе.

Ключевые слова: профессиональный рост; русский язык как неродной; преподавание русского языка; методика; педагогический эксперимент; диагностические методики; Северный Кавказ; психолингвистические основы преподавания; мотивация; самообразование

Введение

Российское общество на современном этапе развития претерпевает качественные преобразования, которые существенно влияют на развитие системы образования Российской Федерации. Это находит отражение в поиске новых подходов к организации работы школы, направленных на общее, интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся. Высоких образовательных результатов можно достичь только при наличии у педагогов должного уровня профессиональной компетентности, который поддерживается самостоятельно или благодаря системе дополнительного профессионального образования в форме участия в программах повышения квалификации. Логически обоснованный поиск новых подходов к обучению младших школьников, а также происходящие преобразования в обществе утвердили направленность педагогов на постоянный учительский рост. И, как отмечено в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования от 27.12.2017 № 08-27.39 «О модернизации системы дополнительного педагогического образования в Российской Федерации», развитие профессионализма учителя - это конкретные изменения его профессиональных компетенций в системе повышения квалификации [1].

Важнейшей целью государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, является повышение качества образования, «которое характеризуется сохранением лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS)» [2], что самым тесным образом связано с обучением русскому языку и на русском языке. Необходимо констатировать тот фак, что Российская Федерация является многонациональным государством, в котором государственным языком является русский язык [3]. В связи с этим предусматривается разработка эффективной системы изучения русского языка как государственного и как неродного. Важнейшей составной частью укрепления позиций и эффективного функционирования русского языка внутри Российской Федерации, обозначенных в подпрограмме «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» [2], является создание условий для учительского роста педагогов, в частности, учителей начальных классов, в области преподавания русского языка. Повышение уровня профессионализма учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку младших школьников, для которых русский язык не является родным, основано на реализации модели дифференцированной системы подготовки педагогов, в зависимости от потребностей и специфики региона Российской Федерации, в котором учителя начальных классов проживают и осуществляют профессиональную

https://mir-nauki.com

деятельность. Необходимо отметить, что многие важные аспекты профессионального роста учителей начальных классов в системе дополнительного профессионального образования направлены на формирование профессиональных умений и личностных качеств педагогов, на приобретение учителями теоретических знаний и методических умений, на овладение учителями начальных классов опытом самоопределения и самореализации с учетом выполнения педагогических функций в сфере обучения русскому языку как неродному. Однако сохраняется проблема адресности образовательных программ и их содержания в контексте решения задачи повышения качества преподавания русского языка как неродного. Становится необходимым выявление профессиональных дефицитов учителей по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям.

Создание условий учительского роста педагогов необходимо начать с определения уровня осведомленности учителей начальных классов об особенностях проявления национальной идентичности у младших школьников; подготовки педагогов к обучению русскому языку как неродному; готовности учителей начальных классов отдельных регионов Северного Кавказа к профессионально-педагогической деятельности в многонациональном и поликультурном образовательном пространстве. Для этого нами был подготовлен диагностический блок, состоящий из модифицированной методики И.М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» [4], модифицированной методики «Барьеры педагогической деятельности» [5], теста итогового контроля, представленного в дополнительной образовательной программе повышения квалификации учителей начальных классов: «Педагогика и методика начального образования» и диагностической анкеты «Оценка готовности учителя начальных классов к профессионально-педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве», разработанных и апробированных в ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» [6]. Методики применялись в соответствии с обозначенными в них условиями, использовались предложенные в методиках технологии подсчета результатов и шкалы дл подсчета результатов, которые в дальнейшем были представлены в графическом виде в процентах. Исследование проводилось в 2015 -

Диагностические методики нами применялись в первый день занятий респондентов на курсах повышения квалификации учителей начальных классов в соответствии с графиком прохождения обучения. Результаты оценивались по шкале уровней: высокий, средний, низкий. В методике И.М. Юсупова предусматривается пять уровней, и шкала состоит из: очень высокого, высокого, среднего (нормального), низкого и очень низкого уровней. Полученные результаты, представленные на рисунке 1, являлись основанием создания условий профессионального роста учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному. Повторное применение комплекса диагностических методик было осуществлено в последний день занятий.

Общее количество учителей начальных классов трех регионов Северного Кавказа (Ростовская область, Республика Дагестан и Чеченская Республика), которые исторически относятся к одному геокультурному региону [7].

Количество респондентов, принявших участие в диагностике и в последующих мероприятиях, направленных на повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в сфере обучения русскому языку как неродному, составило 425 человек. Все учителя начальных классов повышали квалификацию на базе ГБУ ДПО Ростовской области

Концепция и методология исследования

2017 гг.

«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Результаты исследования

На первом этапе исследования ставилась задача определения уровня профессионализма учителей и выявления профессиональных дефицитов. Результаты исследования при помощи пакета диагностических методик представлены на рисунке 1.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

—0%

очень высокий высокий уровень средний уровень низкий уровень уровень

0,00%''6°%0% очень низкий уровень

■Модифицированная методика И.М. Юсупова

•Модифицированная методика Т. И. Шамовой

• Тест итогового контроля

■Анкета "Оценка готовности учителя нач. кл. к проф.-пед. деятельности в поликультурном обр. пространстве"

Рисунок 1. Данные, полученные в результате первичной диагностики (в процентном соотношении) (состаавлено авторами)

Из представленного графика видно, что по всем методикам лидирует низкий уровень профессионализма учителей начальных классов, проживающих и осуществляющих трудовую деятельность в отдельных регионах Северного Кавказа, в сфере обучения русскому языку как неродному.

Второй этап исследования. На основании анализа результатов, оражающих выявленные профессиональные дефициты по методическим компетентности, в программу повышения квалификации были внесены изменения - внедрен учебный практикум «Психолингвистические основы преподавания русского языка как неродного». Данный практикум являлся составной частью разделов дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации по специальности «Педагогика и методика начального образования», которые включены в систему курсовой подготовки. Данные разделы были посвящены как управленческим, так и методическим аспектам повышения квалификации и наименованы как «Педагогический мониторинг в системе работы учителя начальной школы» и «Методика начального образования. Русский язык в начальной школе». При их разработке учитывались традиции составления русских учебников [8, 9]. Разработанные материалы размещены на сайте Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования [6].

Концепция учебного практикума основана на внедрении в учебный процесс повышения квалификации педагогов образовательных технологий, основанных на идее интерактивного обучения. Она направлена на формирование у учителей начальных классов общеобразовательных организаций Северного Кавказа практического умения профессионально ориентироваться в научной литературе и методических разработках по вопросам преподавания русского языка в начальной школе. Организация учебного практикума

в ходе курсовой подготовки учителей начальных классов способствовала раскрытию психолингвистических особенностей преподавания русского языка как неродного, развитию мотивационной сферы учителей начальных классов в области обучения русскому языку как неродному, формированию готовности у учителей начальных классов к профессиональному росту и саморазвитию.

Таким образом, учебный практикум в системе повышения квалификации учителей начальных классов, согласно нашему предположению, мог стать действенным педагогическим фактором профессионального роста.

Третий этап исследования был посвящен анализу результатов повторной диагностики, проведенной в заключительные дни курсов повышения квалификации. Применялся использованный ранее блок методик. Результаты полученных данных проводимой повторной диагностики по завершению курсовой подготовки учителей начальных классов представлены в графическом виде на рисунке 2.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

—0% 0,00%-

очень высокий высокий уровень средний уровень низкий уровень уровень

0,00%

очень низкий уровень

•Модифицированная методика И.М. Юсупова

■Модифицированная методика Т.И. Шамовой

■Тест итогового контроля

■Анкета "Оценка готовности учителя нач. кл. к проф.-пед. деятельности в поликультурном обр. пространстве"

Рисунок 2. Данные, полученные в результате повторной диагностики (в процентном соотношении) (составлено авторами)

Как четко показано на графике, динамика по уровням осведомленности учителей начальных классов составляет: очень низкий - 7,6 %; низкий - 49,84 %; нормальный - 43,3 %; высокий - 11,75 %; очень высокий - 2,4 %. По уровням способности к саморазвитию учителей начальных классов, учавствующих в экспериментальном внедрении в учебный процесс учебного практикума, наблюдается снижение показателей низкого уровня на 44 %. Наблюдается возрастание показателей среднего уровня на 7,5 % и высоково уровня на 36,5 %. По уровням подготовленности учителей начальных классов к обучению русскому языку как неродному выявлено снижение показателей низкого уровня на 37,7 %, повышение среднего уровня на 5,4 %, высокого уровня - на 32,3 %. По уровням готовности учителей начальных классов к профессионально-педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве показатели низкого уровня снизились на 40,73 %; показатели среднего уровня повысились на 9,37 %; показатели высокого уровня увеличелись на 31,32 %.

Итак, представленная сравнительная характеристика полученных данных первичной и повторной диагностики свидетельствует об эффективном внедрении в учебный процесс

https://mir-nauki.com

учебного практикума «Психолингвистические основы преподавания русского языка как неродного» в ходе курсовой подготовки повышения квалификации учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному, что способствовало снижению профессиональных дефицитов у педагогов. Кроме этого нами были разработаны педагогические мероприятия, направленные на повышение квалификации учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному. Данные педагогические мероприятия осуществлялись с целью оказания адресной профессиональной поддержки и методического сопровождения учительского роста педагогов в ходе обучения русскому языку детей с особенностями национальных проявлений в поведении.

В содержание педагогических мероприятий, направленных на повышение квалификации учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному были включены следующие направления:

а) внедрение «Дорожной карты повышения профессиональной квалификации учителя начальных классов» в педагогическую деятельность;

б) участие учителей начальных классов в сетевом взаимодействии в рамках регионального сетевого сообщества «Наша новая начальная школа», в обсуждениях на дискуссионной платформе «Эффективные механизмы повышения уровня достижений планируемых результатов младшими школьниками в условиях ФГОС НОО», в учебно-методических семинарах, творческой работе Региональной педагогической Ассамблеи инноваторов по распространению эффективных педагогических практик, профессиональных конкурсах [6];

в) диссеминация эффективного педагогического опыта по вопросам обучения русскому языку как неродному.

По итогам проведенного исследования и педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы. Положительный эффект отметили 425 учителей начальных классов общеобразовательных организаций Ростовской области, Республики Дагестан и Чеченской Республики были задействованы в экспериментальной апробации изменения содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации с целью создания условий для учительского роста педагогов. Они также приняли участие в педагогических мероприятиях, направленных на минимизацию профессиональных дефицитов учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному учащихся, проживающих в поликультурном образовательном пространстве Северного Кавказа. Данная группа учителей получила возможность повысить свой профессиональный уровень в системе дополнительного профессионального образования.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что предложенная нами подготовка учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку в системе дополнительного профессионального образования должна включать в себя совокупность взаимосвязанных педагогических мероприятий, необходимых для конструирования целенаправленного и эффективного педагогического воздействия на уровень повышения квалификации педагогов.

Особо актуальным является организация повышения квалификации учителей начальных классов, где к новым условиям деятельности относятся открытость, динамичность, пластичность, целостность, конкретизация, интеграция, дифференциация, адресность. Мы видим, что повышение профессионального роста учителей начальных классов в системе

Выводы

дополнительного профессионального образования в сфере обучения русскому языку как неродному способствовали следующие факторы:

• разработка и внедрение в учебный процесс курсовой подготовки учебного практикума «Психолингвистические основы преподавания русского языка как неродного»;

• организация педагогических мероприятий, направленных активизацию профессионального развития и саморазвития учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному.

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что реализация подготовки учителей начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному в системе дополнительного профессионального образования представляет собой особый способ профессионального роста, который способствует решению следующих задач:

• приобретению учителями начальных классов определенного объема теоретических знаний в сфере обучения русскому языку как неродному, а также новых методических навыков и умения применить их на практике;

• упорядочению и закреплению полученных знаний в сфере обучения русскому языку как неродному, что позволит полее использовать их функциональные возможности;

• приведению в соответствие полученных знаний и развивающимся образовательным потребностям обучающихся общеобразовательных организаций отдельных регионов Северного Кавказа;

• осуществлению перехода на новую методическую систему обучения русскому языку как неродному младших школьников;

• повышению уровня мотивации детей младшего школьного возраста к изучению русского языка через организацию образовательного взаимодействия обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 27.12.2017 № 08-27.39 «О модернизации системы дополнительного педагогического образования в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // http://static.government.ru/media/files/ 313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.

4. Методика И.М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» // https://psy.wikireading.ru/13338.

5. Менеджмент в управлении школой / Ред. Т.М. Шамова / М. : NB-Магистр, 1992. -232 с.) // http://pedlib.rU/Books/1/0473/1_0473-66.shtml.

6. http://www.roipkpro.ru.

7. Пивунов Е.Н., Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-педагогическом контексте // Гуманизация образования. 2008. № 2. С. 90.

8. Fedotova O.D., Latun V.V., Okuneva I.A. Visual image of the continent in Russian textbooks on geography (1825-2013) // Procedia - social and behavioral sciences. 2014. Т. 141. С. 731-737.

9. Шурпаева М.И. Из истории разработки учебников и методик русского языка в Дагестане // Русский язык в дагестанской школе. 2014. № 1. С. 11-23.

10. Власов С.В., Московкин Л.В. Из истории создания учебников русского языка как иностранного в России: "Новая российская грамматика" (1788) // Литературная культура России XVIII века Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет филологии и искусств, Кафедра истории русской литературы, Институт филологических исследований, Семинар "Русский XVIII век"; под редакцией П.Е. Бухаркина, Е.М. Матвеева, М.В. Пономаревой. Санкт-Петербург, 2008. С. 65-76.

https://mir-nauki.com

Belovitskaia Svetlana Ivanovna

Rostov institute of advanced training and professional retraining of education workers, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: belovickaja-svetlana@rambler.ru

Professional growth of primary school teachers in the field of teaching Russian as a non-native language in the system of additional professional education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article is devoted to the problem of improving the quality of teaching Russian language as a foreign language in the schools located in the North Caucasus. The problem of high-quality teaching Russian to children for whom it is not a native language is very urgent. The proposed approach is based on the implementation of a model of differentiated system of training of teachers in advanced training courses. This approach can be adapted to the needs and specifics of the regions of the Russian Federation in which primary school teachers live and carry out professional activities. The authors found significant gaps characterizing the level of professional qualification of primary school teachers in the North Caucasus. Teachers from the Rostov region, the Republic of Dagestan and the Chechen Republic were examined to identify gaps in the methods of teaching Russian as a foreign language. The article describes an experiment conducted at the Rostov Institute of advanced training and professional retraining of education workers in 2015-2017. The aim of the experiment was to identify and determine the qualitative originality of professional deficits of primary school teachers in the North Caucasus on the subject, methodological, psychological, pedagogical and communicative competencies. The aim of the experiment was to identify and determine the qualitative originality of professional deficits of primary school teachers in the North Caucasus on the subject, methodological, psychological, pedagogical and communicative competencies. The complex of diagnostic techniques was used, which allowed to determine the level of professional competence of teachers in the field of Russian language techniques. As formative factors of exposure were modified in a methodical and meaningful with respect to the training program. A new training workshop "Psycholinguistic foundations of teaching Russian as a non-native language" was introduced in the framework of the course of primary education methods. The experiment showed positive dynamics and partial filling of methodical deficits of primary school teachers living in the North Caucasus.

Keywords: professional growth; Russian as a non-native language; teaching of Russian language; methodology; pedagogical experiment; diagnostic methods; North Caucasus; psycholinguistic bases of teaching; motivation; self-education

Fedotova Olga Dmitrievna

Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: fod06@mail.ru

98PDMN218

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.