Научная статья на тему 'Подготовка и переподготовка кадров советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны'

Подготовка и переподготовка кадров советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПРОКУРАТУРА / КАДРЫ / РАБОТА / ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / OF PUBLIC PROSECUTOR / OFFICE / SHOTS / WORK / PREPARATION / RETRAINING / FORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Широкова A. A.

В статье говорится о деятельности руководства органов советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны по работе с кадрами. Эта работа включала в себя ряд направлений и имела целью обеспечить нормальное функционирование всех звеньев прокуратуры в чрезвычайных условиях. Одним из приоритетных направлений являлась подготовка и переподготовка кадров. На всем протяжении войны работа по кадрам во многих регионах страны оставалась актуальной, поскольку от этого зависел высокий уровень прокурорского надзора по всем отраслям: общий надзор, надзор за органами следствия и дознания, надзор за деятельностью судов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Широкова A. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION AND RETRAINING OF PERSONNEL OF THE SOVIET OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR IN DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

In article it is spoken about activity of a management of bodies of the Soviet Office of Public Prosecutor in days of the Great Patriotic War on work with shots. This work included a number of directions and had for an object to provide normal functioning of all links of Office of Public Prosecutor in extreme conditions. One of priority directions was preparation and retraining of personnel. On all extent of war work on shots in many regions of the country remained actual as high level of public prosecutor's supervision depended on it on all branches: the general supervision, supervision of investigation agencies bodies and inquiries, supervision of activity of courts, etc.

Текст научной работы на тему «Подготовка и переподготовка кадров советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

АЛ. ШИРОКОВА, адъюнкт кафедры истории государства и права Московского университета МВД России лейтенант милиции

Аннотация. В статье говорится о деятельности руководства органов советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны по работе с кадрами. Эта работа включала в себя ряд направлений и имела целью обеспечить нормальное функционирование всех звеньев прокуратуры в чрезвычайных условиях. Одним из приоритетных направлений являлась подготовка и переподготовка кадров. На всем протяжении войны работа по кадрам во многих регионах страны оставалась актуальной, поскольку от этого зависел высокий уровень прокурорского надзора по всем отраслям: общий надзор, надзор за органами следствия и дознания, надзор за деятельностью судов и др.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, прокуратура, кадры, работа, подготовка, переподготовка, образование.

PREPARATION AND RETRAINING OF PERSONNEL OF THE SOVIET OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR IN DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

A.A. SHIROKOVA

Postgraduate of the department of State and Law,

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation: In article it is spoken about activity of a management of bodies of the Soviet Office of Public Prosecutor in days of the Great Patriotic War on work with shots. This work included a number of directions and had for an object to provide normal functioning of all links of Office of Public Prosecutor in extreme conditions. One of priority directions was preparation and retraining of personnel. On all extent of war work on shots in many regions of the country remained actual as high level of public prosecutor's supervision depended on it on all branches: the general supervision, supervision of investigation agencies bodies and inquiries, supervision of activity of courts, etc.

Key words: The Great Patriotic War, of Public Prosecutor, office, shots, work, preparation, retraining, formation.

С первых дней Великой Отечественной войны многие прокурорско-следственные работники ушли в Красную Армию (более 2,5 тыс. человек)1, в партизанские отряды (к январю 1942 г. — уже 493 прокурорско-следственных работника)2 и в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками показали образцы храбрости и героизма.

Это привело к тому, что в органах прокуратуры было практически некому работать. Чтобы решить эту проблему, руководство прокурорских органов все основные силы направило на укомплектование практических органов на местах новыми работниками.

Результатом такой работы, которая велась постоянно, явилось то, что за период военного времени кадры оперативного состава прокурорско-следственных работников обновились значительно. Личный состав следователей прокуратуры был укомплектован новыми сотрудниками более чем на 50%, а в некоторых областях и союзных республиках до 80% (например, в Челябинской области — 86%, Рязанской — 50%, Москве - почти 100%, Таджикской ССР - 74%)3.

Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков привела к существенным изменениям во всей работе прокурорских органов и особенно в деле по подбору, воспитанию и расстановке кадров.

В этот период деятельность в органах прокуратуры союзных республик, краев, областей, округов, районов и городов СССР осуществлялась по следующим направлениям: укомплектование кадрами; борьба с текучестью кадров; изучение кадров; комплектование резерва; подготовка и переподготовка кадров.

Именно работа по подготовке и переподготовке кадров являлась самой важной из всех вышеперечисленных направлений. Это объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны в органы прокуратуры пришло много молодых работников (выпускников юридических институтов и юридических школ). Также с фронта вернулись инвалиды войны, которые не имели опыта прокурорско-следственной работы и юридического образования. С такими неподготовленными работниками было необходимо проделать большую работу по оказанию им практической помощи в работе и вовлечени. их в заочное обучение для повышения квалификации.

Проанализировав архивные документы, можно сделать вывод о том, что основным недостатком, присущим многим органам прокуратуры, являлось отсутствие образования у прокурорско-следственных работников. Это в первую очередь приводило к большим проблемам при техническом оформлении документации.

Так, например, Молотовская область: из 205 работников высшее образование имел 61 человек, среднее и неполное среднее — 94 человека, низшее — 50 человек. Тульская область: с высшим образованием — сотрудников нет, средним — 11 человек, неполным средним — 10 человек, низшим — 3 человека. Украинская ССР: 391 человек — с низшим образованием, 157 — с высшим, а основная масса имела среднее и неполное среднее об-разование4.

Такие примеры можно приводить и дальше, так как подобная картина, как уже отмечалось, наблюдалась повсеместно. Чтобы стабилизировать ситуацию с образованием, оперативных работников с низшим образованием обязали сдавать экзамены в порядке экстерната по программам неполной средней школы (семилетки).

Некоторые районы вообще не занимались вопросом образования своих кадров. Например, в Павлодарской области Казахской ССР подготовкой и обучением кадров никто не занимался, никто из сотрудников областной прокуратуры не учился в заочной школе или ин-ституте5. Также встречались случаи нежелания самих сотрудников учиться. В Кара-Калпакской АССР многие сотрудники самостоятельно прекратили заочное обучение, также работники отказывались от поездки в Ташкент для проведения консультации и сдачи экзаменов, так как поездка стоила больших средств6.

Наряду с этим, были и другие трудности. Одна из основных — это отсутствие литературы и пособий. Зачастую из регионов поступали жалобы, что кроме уголовных кодексов другой литературы, например «Справочника районного прокурора», просто нет, и поэтому отсутствовала возможность для повышения образовательного уровня сотрудников. Другая проблема — это низкий уровень грамотности и знания русского языка. Такая проблема, в первую очередь, касалась союзных республик (Узбекская ССР, Эстонская ССР, Казахская ССР и др.)7.

Опыт 1942 г. показал, что в условиях военного времени наиболее приемлемыми формами подготовки новых кадров прокурорско-следственных кадров являлись заочное юридическое образование и краткосрочные юридические курсы на местах. В 1943 г. потребность в новых кадрах прокурорско-следственных работников значительно возросла, так как 3000 работников органов прокуратуры, пользующихся различными отсрочками, могли быть призваны в армию.

Кроме того, по мере освобождения территории Союза ССР от немецких оккупантов для комплектования штатов органов прокуратур Украинской, Белорусской и Прибалтийских республик требовалось дополнительно 1684 человека новых прокурорско-следственных работников8.

Все это создавало необходимость в 1943 г., наряду с вовлечением максимального количества практических работников органов прокуратуры в систему заочного образования, продолжать подготовку новых кадров посредством проведения курсовых мероприятий, методических конференций, эпизодических лекций и докладов по наиболее актуальным вопросам законодательства военного времени.

Для замены работников, ушедших в Красную Армию в 1943 г., необходимо было подготовить 1500

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

человек на краткосрочных юридических курсах. На курсы принимались невоеннообязанные лица обоего пола с образованием не ниже 7 классов средней школы, члены и кандидаты в члены ВКП(б), члены ВЛКСМ, имеющие опыт партийной, советской, комсомольской или иной хозяйственной работы, в возрасте не моложе 25 лет. В первую очередь на курсы принимались инвалиды Отечественной войны9.

Перед руководством курсов и преподавательским составом стояла задача — в короткий срок дать возможность слушателям изучить юридические дисциплины, входящие в учебный план курсов, овладеть минимумом юридических знаний, необходимых для каждого работника органов прокуратуры. Значительное количество учебных часов отводилось на изучение курсов советского государства и права, уголовного права, криминалистики и уголовного процесса, а также отдельно достаточно большое количество часов отводилось для изучения русского языка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что руководители органов прокуратур (правда, не всех) пытались всеми средствами и методами бороться за повышение общеобразовательного и юридического образования своих кадров. Можно выделить несколько направлений в такой работе: организация трех- и шестимесячных юридических курсов в юридических школах; организация краткосрочных курсов по повышению квалификации; организация очного и заочного обучения сотрудников в юридических школах и институтах; организация учебы экстернатом; проведение семинаров; проведение кружков по изучению русского языка и литературы; проведение плановых методических конференций; организация стажировок в вышестоящих органах прокуратуры10.

Несмотря на все трудности, работа по подготовке и переподготовке прокурорских кадров на протяжении всех лет Отечественной войны всегда оставалась актуальной. Этому направлению во всех прокурорских подразделениях отводилось достаточно важное место, поскольку именно от кадров, и более того — от грамотного и умелого руководства ими, зависел успех в борьбе с преступностью, которая усложнялась чрезвычайными условиями.

1 ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 37. Д. 2204. Л. 3.

2 Там же.

3 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 21. Д. 85 Л. 56.

4 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 19. Д. 20. Л. 6.

5 ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 37. Д. 1802. Л. -42.

6 Там же. Л. 105.

7 Карев Д.С., Савицкий Н.И. Очерки истории советской военной прокуратуры / Под ред. Н.П. Афанасьева. М., 1948. С. 65.

8 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 21. Д. 85. Л. 57.

9 Рубан А.М. Структурная перестройка органов военной прокуратуры в предвоенные годы и с началом боевых действий // Великая победа: история и современность: Материалы научной конференции / Военный университет. М., 1995. С. 127.

10 Мурашкин Г.А. Органы прокуратуры в механизме советского государства. Киев, 1972. С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.