Научная статья на тему 'Особенности деятельности советской прокуратуры по осуществлению общего надзора в годы Великой Отечественной войны'

Особенности деятельности советской прокуратуры по осуществлению общего надзора в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
498
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПРОКУРАТУРА / ОБЩИЙ НАДЗОР / ЗАКОН / ИСПОЛНЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДАЧИ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR / THE GENERAL SUPERVISION / THE LAW / EXECUTION / ACTIVITY / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Широкова А. А.

Деятельность территориальных органов прокуратуры СССР по осуществлению общего надзора в годы Великой Отечественной войны включала в себя несколько направлений, которые в разные периоды военных действий были направлены на решение тех или иных задач. Являясь одной из важных отраслей прокурорского надзора, общий надзор обеспечивал и направлял работу всех советских органов, учреждений и организаций для достижения обшей цели победы над врагом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Широкова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACTIVITY OF THE SOVIET OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR ON REALIZATION OF THE GENERAL SUPERVISION IN DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

In article it is spoken about activity of territorial bodies of Office of Public Prosecutor of the USSR on realization of the general supervision in days of the Great Patriotic War. The given branch of supervision included some directions which have been directed to the different periods of military actions on the decision of those or other problems. Being one of the most important branches of public prosecutor's supervision, the general supervision provided and directed work of all Soviet bodies, establishments and the organizations for achievement sheathe the purposes victories over the enemy.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности советской прокуратуры по осуществлению общего надзора в годы Великой Отечественной войны»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБЩЕГО НАДЗОРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А.А. ШИРОКОВА,

адъюнкт кафедры истории государства и права Московского университета МВД России,

старший лейтенант юстиции tashmatik@rambler. ru

Аннотация. Деятельность территориальных органов прокуратуры СССР по осуществлению общего надзора в годы Великой Отечественной войны включала в себя несколько направлений, которые в разные периоды военных действий были направлены на решение тех или иных задач. Являясь одной из важных отраслей прокурорского надзора, общий надзор обеспечивал и направлял работу всех советских органов, учреждений и организаций для достижения обшей цели — победы над врагом.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, прокуратура, общий надзор, закон, исполнение, деятельность, задачи.

FEATURES OF ACTIVITY OF THE SOVIET OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR ON REALIZATION OF THE GENERAL SUPERVISION IN DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

A.A. SHIROKOVA,

graduated in a military academy of chair of history of the state and the right Moscow university

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. In article it is spoken about activity of territorial bodies of Office of Public Prosecutor of the USSR on realization of the general supervision in days of the Great Patriotic War. The given branch of supervision included some directions which have been directed to the different periods of military actions on the decision of those or other problems. Being one of the most important branches of public prosecutor's supervision, the general supervision provided and directed work of all Soviet bodies, establishments and the organizations for achievement sheathe the purposes — victories over the enemy.

Key words: the Great Patriotic War, office of Public Prosecutor, the general supervision, the law, execution, activity, problems.

Деятельность органов прокуратуры по общему надзору включает в себя надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов1. В этой отрасли прокурорского надзора рельефно раскрывается сущность и назначение надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.

Название «общий надзор» является традиционным, присвоено еще в период образования органов советской прокуратуры в 1922 г. Оно как бы ограничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора — за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия в уголовном и граждан-

ском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.

Сущность и назначение общего надзора, в том числе в военное время, составлял надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах в сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускаются местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений закона. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспечено точное и единообразное как понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны точно проводится в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Согласно приказа прокурора СССР от 25 июня 1941 г. № пр/57с «О надзоре за точным исполнением законов в условиях военного времени», который являлся основополагающим документом по осуществлению общего надзора, «в условиях военного времени основная задача органов прокуратуры заключается в том, чтобы оказывать полное содействие военному командованию и военным властям в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности. Наряду с этим органы прокуратуры должны обеспечить строжайший надзор за точным и безоговорочным выполнением законов, имеющих особо важное значение в условиях военного времени»2.

Основные задачи, стоящие перед органами прокуратуры в работе по осуществлению общего надзора: ® установить надзор за выполнением законов и постановлений правительства об охране общественного порядка и безопасности, привлекая к ответственности должностных лиц и отдельных граждан за нарушение этих законов;

® усилить борьбу за укрепление государственной и трудовой дисциплины в промышленности, а также за своевременное и полное выполнение промышленными предприятиями военных заказов; ® установить надзор за точным соблюдением торгующими организациями правил торговли;

борьба с проявлениями антигосударственной практики в деле уборки урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов;

® проверять в порядке надзора соблюдение законодательства, касающегося военнослужащих, инвалидов войны и членов их семей.

Работу органов прокуратуры по общему надзору определял приказ прокурора СССР от 5 июня 1942 г. № 54с «О работе по общему надзору», в котором выделялись те же задачи, которые были определены в приказе прокурора СССР «О надзоре за точным исполнением законов в условиях военного времени». В приказе содержалось, что необходимо сконцентрировать внимание прокуроров в работе по общему надзору на надзоре за точным и неуклонным исполнением законов и постановлений правительства о военных заказах и поставках для Красной Армии, о всемерном укреплении трудовой дисциплины на предприятиях и в колхозах, об уборке урожая и заготовках сельскохозяйственных продуктов, а также об обеспечении семей военнослужащих и инвалидов Отечественной войны. В нем отмечалась необходимость сочетания работы по общему надзору со следственной работой так, чтобы отделы общего надзора активно вскрывали факты преступного нарушения законов и передавали соответствующие материалы в следственные отделы для привлечения виновных к уголовной ответственности, а в дальнейшем следили за ходом и результатами следствия по этим делам.

Основные направления деятельности прокуроров по общему надзору в период военных действий:

# борьба с уклонением от призыва и мобилизации в ряды Красной Армии, распространением ложных слухов;

# надзор за выполнением военных заказов и государственных поставок на предприятиях;

# борьба с дезертирством с оборонных предприятий, нарушениями государственной и трудовой дисциплины в промышленности и на транспорте;

# надзор за выполнением правительственных директив в области сельского хозяйства;

# борьба с нарушениями социалистической законности; надзор за соблюдением законов, охраняющих права и льготы военнослужащих и их семей;

борьба с хищениями и разбазариванием соцсоб-ственности и военного имущества; надзор за размещением и работой эвакуированных предприятий в соответствии с постановлением правительства о размещении и пуске на полную мощность эвакуированных предприятий3.

От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров, осуществлявших общий надзор в военное время, многое зависело в укреплении законности в государстве в чрезвычайной ситуации, в обнаружении нарушений закона и установлении их причин и способствовавших этим нарушениям условий. Прокуроры первыми сталкиваются с нарушениями законов, они первые исследуют причины и условия, способствовавшие этим нарушениям. Именно они решали вопрос о возбуждении уголовного преследования против нарушителей законов военного времени и привлечения нарушителей к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Результаты их проверок служили исходными материалами для расследования тех или иных преступлений4.

1 Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1996. С. 133.

2 Законодательные и административно-правовые акты военного времени (с 22 июня 1941 г. по 22 января 1942 г.). Чкалов, 1942. С. 6.

3 ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 37. Д. 96. Л. 65—67, 160—161; Д. 534. Л. 86, 118, 134, 136; Д. 785. Л. 6, 11—12, 19, 55—56; Д. 793. Л. 7, 58—59; Д. 1223. Л. 28, 251; Д. 1617. Л. 1; Д. 1621. Л. 3; Д. 2022. Л. 68; Ф. Р-8131. Оп. 18. Д. 23. Л. 22; Д.79. Л. 3, 7—8; Оп. 19. Д. 15. Л. 4, 46—47; Оп. 20. Д. 5. Л. 64; Оп. 22. Д. 93. Л. 20—20 об., 22—23, 33, 98; Д. 95. Л. 3, 5—6, 1, 13, 25—26, 104—105.

4 Правовые основы превращения СССР в единый военный лагерь в годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. : учеб. пособие. М., 2000. С. 63.

Литература

1. Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1996.

2. Емелин А.С. Правовые основы превращения СССР в единый военный лагерь в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. : учеб. пособие. М., 2000.

3. Законодательные и административно-правовые акты военного времени (с 22 июня 1941 г. по 22 января 1942 г.). Чкалов, 1942.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.