ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
яния. В этом плане изложенные положения, на наш взгляд, являются принципиально важными.
Таким образом, в рамках настоящей статьи мы осветили лишь некоторые подходы к определению понятия «организованная преступность в сфере экономики», его сущности и содержания. Дальнейшее их научное осмысление может стать предметом самостоятельного монографического исследования.
1 Шегабудинов Р.Ш., Сафиюлина П.Р. Экономическая безопасность и проблемы криминализации в приоритетных сферах экономики: Труды Академии управления МВД России. - М., 2008. №1. С.97-101.
2 В настоящее время организованная преступная деятельность в сфере экономики находит свое выражение в двух формах, а именно: 1) путем создания в структуре производства легальных и теневых фирм с целью получения криминальных доходов; 2) посредством установления контроля над деятельностью прибыльных предприятий. Последние используются также для сокрытия финансовых операций.
3 Петухов А.В. Теория и практика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — М., 2004. С.16.
4 Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эмино-ва. — М., 1995. С.258.
5 Малков В.Д. Организованная преступность как объект криминологического изучения //Проблемы повышения эффективности борьбы с организованной преступностью: Сб. науч. трудов. — М.: Академия управления МВД России, 1998. С.8.
6 Криминология /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Минь-ковского. —М., 1998. С.347.
7 В самом общем виде систему принято понимать как комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некую целостность. Более подробно см. об этом: Системные исследования. — М., 1980. С.8.
8 Петухов А.В. Теория и практика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики: Дис. ... докт. юрид. наук. — М., 2004. С.27-28.
9 В рассматриваемом аспекте обращает на себя внимание лоббирование интересов преступных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.
10 Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г. №273-Ф3 // "Российская газета", N 266, 30.12.2008, "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008; О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19 мая 2008г. №815; Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Президентом РФ 31 июля 2008г. Пр.-1568 //Рос. газ. 2008. 5 августа; План МВД РФ по противодействию коррупции на 2008-2010 годы. Утвержден МВД России 9 сентября 2008г. №1/6734.
11 Петухов А.В. Указ. автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — М., 2004. С.3.
12 Иванов П.И., ФаттоевА.А. К вопросу об организованной преступности в сфере производства и оборота стратегически важных сырьевых товаров //Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: Труды Академии управления МВД России. — М., 2001. С.173-178.
13 Иванов П.И., Фаттоев А.А. Указ раб. С.178.
14 Миньковский Г.М., Ревин В.П., Баринова Л.В. Развитие организованной преступности в России и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ней // Проблемы повышения эффективности борьбы с организованной преступностью: Сб. науч. трудов. — М.: Академия управления МВД России, 1998. С.23.
15 Иванов П.И., Фаттоев А.А. Указ раб. С.178.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА СУДАМИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
А.А. ШИРОКОВА, адъюнкт кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, старший лейтенант юстиции
tashmatik @ rambler.ru
Аннотация. Раскрывается деятельность территориальных прокуратур по судебному надзору. Работа прокуроров в суде по поддержанию обвинения и надзору за законностью судебных приговоров и играла во
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
время войны не меньшую роль, чем все остальные отрасли работы. Ее специфика зависела от тех категорий преступлений, которые приобрели в военное время особо опасный характер и определяли направление работы всех судов.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, прокуратура, суд, процесс, надзор, справедливость, приговор.
ACTIVITY OF THE SOVIET OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR ON SUPERVISION REALIZATION BEHIND COURTS DURING THE
GREAT PATRIOTIC WAR
A.A. SHIROKOVA, graduated in a military academy of chair of history of the state and the right of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior lieutenant of justice
Annotation. In article activity of territorial Offices of Public Prosecutor on judicial supervision reveals. Work of public prosecutors in court on maintenance of charge and supervision of legality of adjudications also played during war not a smaller role, than all other branches of work. Its specificity depended on those categories of crimes which have got especially dangerous character in a wartime and defined a direction of work of all courts.
Key words: the Great Patriotic War, office of Public Prosecutor, court, process, supervision, justice, sentence.
Каждое уголовное дело получает окончательное разрешение в суде. Приговор, определение и постановление судов должны отвечать требованиям законности, обоснованности и справедливости1.
Важной гарантией точного соблюдения законности в уголовном и гражданском судопроизводстве является прокурорский надзор. Надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел являлся самостоятельной отраслью прокурорского надзора как в довоенное время, так и во время войны, важной составной частью деятельности органов прокуратуры. Этот надзор осуществлялся прокурорами во всех судебных инстанциях, начиная с районного суда и заканчивая верховными судами республик.
В 1942 г. «на основании статистических данных прокуратур союзных республик, докладов и спецдонесений прокуроров союзных республик областей, надзорной практики прокуратуры СССР, материалов обследований, произведенных бригадами прокуратуры СССР и статистических данных НКЮ СССР» прокуратурой СССР был составлен «Обзор работы прокуратур союзных республик в военное время по надзору за рассмотрением судами уголовных дел о наиболее опасных категориях преступлений в военное время». В нем обозначена его цель — «подытожить работу органов прокуратуры по надзору за рассмотрением судами уголовных дел об отдельных наиболее опасных в военное время категориях преступлений: о контрреволюционной агитации, растратах и хищениях, спекуляции, уклонении от уплаты налогов и выполнения поставок, нарушении трудовой дисциплины, и на этой основе дать указания органам прокуратуры о необходимых мероприятиях по улучшению работы в области над-
зора за судами в соответствии с требованиями военного времени»2.
Согласно Обзору «одна из главных задач органов прокуратуры в военное время заключается в решительной борьбе с дезорганизаторами тыла — контрреволюционерами, расхитителями социалистической собственности, растратчиками, спекулянтами, нарушителями трудовой дисциплины и прочими преступниками, мешающими делу обороны нашей страны. Эта задача в области прокурорского надзора за рассмотрением судами уголовных дел, заключалась в следующем:
Ф в надзоре за применением судами жесткой репрессии в отношении лиц, виновных в совершении особо опасных в военное время преступлений, и устранении из практики суда проявлений либерального отношения к преступникам;
Ф в своевременном опротестовании явно мягких и необоснованных оправдательных приговоров;
Ф в надзоре за быстрым и оперативном рассмотрением судами уголовных дел и устранении волокиты»3.
На основе анализа Обзора и архивных документов военных лет можно выделить наиболее важные категории дел, рассмотрение судами которых определяло направление судебного надзора территориальных прокуратур.
Дела о контрреволюционной агитации. В военный период органы прокуратуры активизировали борьбу с контрреволюционной агитацией. Однако в работе прокуроров по надзору за рассмотрением судами дел этой категории имелись серьезные ошибки. Одной из них является применение к лицам, виновным в контрреволюционной агитации, заниженной судебной репрессии. Так, в III квартале 1941 г. по Туркмен-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ской ССР к мерам наказания ниже 10 лет лишения свободы осуждено 48,3% лиц, признанных виновными в контрреволюционной агитации, по Армянской ССР — 57,7, по Таджикской ССР — 65,7, по Азербайджанской ССР - 73,2%4.
Не менее важным являлся вопрос о слабом применении судами дополнительных мер наказания по делам о контрреволюционной агитации. При рассмотрении дел этой категории в III квартале 1941 г. суды во многих случаях не применяли к осужденным за контрреволюционную агитацию дополнительных мер наказания. Так, по Таджикской ССР конфискация имущества применена только к 18 % осужденных; по Туркменской ССР — 17,9, по Азербайджанской ССР — 3,5%. Из 56 осужденных по Азербайджанской ССР только четверо поражены в правах, т.е. 7,4%5.
Такая линия судов по этой категории дел снижала эффективность приговора. Несмотря на такое недопустимое положение, в практике работы прокуроров не отмечалось ни одного случая опротестования приговора по мотивам неприменения судами дополнительных мер наказания6.
Дела о растратах. Прокурор СССР обратил внимание прокуроров на необходимость в военный период усиления борьбы с растратчиками. Однако в работе органов прокуратуры по делам о растратах продолжали иметь место те же недостатки, что и до войны, а именно слабая борьба с:
Ф волокитой в рассмотрении судами дел;
Ф проявлениями либерального отношения к растратчикам, выражающегося в применении к ним судами мягких мер наказания и неприменении дополнительных мер наказания;
Ф практикой квалификации растраты не по ст. 116, а по другим статьям УК РСФСР с более мягкой санкцией.
Все эти недостатки нетерпимы, особенно в военное время, когда борьба с растратами как с одним из видов особо опасных преступлений должна быть особенно заостренной. Так, в РСФСР из 4621 осужденного по ч. 1 ст. 116 УК РСФСР, 234 человека, или 8,1%, были осуждены к лишению свободы на срок до одного года, в том числе 56 человек к исправтрудра-ботам по месту работы, что недопустимо7.
В этой категории дел имело место грубое нарушение сроков рассмотрения. Так, по РСФСР в июле и августе 1941 г. с нарушением установленных сроков было рассмотрено 46,3% дел, в том числе в сроки свыше месяца — 1342 дела (11,9%), по Узбекской ССР в III квартале было рассмотрено 568 дел, , т.е. 39,9% общего количества рассмотренных дел, в том числе 132 дела (9,1%) — в сроки свыше одного месяца8.
Дела о кражах государственного имущества. В III квартале 1941 г. в практике применения судебной
репрессии по делам о кражах государственного имущества не был достигнут перелом в сторону ее усиления в соответствии с требованиями военного времени. Судебная репрессия оставалась недопустимо мягкой, что подтверждается следующими данными: большое количество лиц, осужденных за кражи государственного имущества, приговаривается к мерам наказания, не связанных с лишением свободы. Так, по Азербайджанской ССР процент лиц, приговоренных к таким мерам наказания, составляет 11,8%, по Туркменской ССР — 12,4, по РСФСР — 12,4, по Казахской ССР — 12,8%.
Мягкость судебных репрессий по этой категории дел заключается также в том, что лица, осужденные к лишению свободы, в большинстве случаев приговаривались к кратким срокам лишения свободы. Так, по РСФСР из 8523 человек, осужденных по п. «г» и «д» ст. 162 УК РСФСР, 863 человека, или 10,1%, приговорены к лишению свободы на срок до одного года9.
Дела о спекуляции. Условия военного времени требовали решительной борьбы со спекуляцией. Однако и в этой работе наблюдалось применение слабой репрессии к спекулянтам, неправильной квалификации действий лиц, занимавшихся спекуляцией и в непримиримой волоките при рассмотрении дел этой категории, снижающей эффективность борьбы со спекуляцией.
Были и другие не менее важные категории дел, по каждой из которых работа прокуроров была непростой в условиях сложившейся в стране обстановки. Но прежде всего эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных и гражданских дел судами зависела от правильного определения и понимания самими прокурорами своего процессуального положения в суде.
Литература
1. Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1996.
2. История советского государства и права. Советское государство и право накануне и в годы Великой Отечественной войны (1936—1945 гг.). М., 1985. Кн. 3.
1 Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1996. С. 287.
2 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 37. Д. 1228. Л. 20.
3 Там же. Л. 20 об.
4 Там же. Л. 21.
5 Там же. Л. 23—24.
6 История советского государства и права. Советское государство и право накануне и в годы Великой Отечественной войны (1936—1945 гг.). М., 1985. Кн. 3. С. 233
7 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 37. Д. 1228. Л. 31.
8 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 37. Д. 1228. Л. 34.
9 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 37. Д. 1228. Л. 37, 38.