Научная статья на тему 'Правоохранительные органы СССР на защите экономических интересов социалистического государства (1934-1941 гг. )'

Правоохранительные органы СССР на защите экономических интересов социалистического государства (1934-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1566
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МИЛИЦИЯ / ПРОКУРАТУРА / СУДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СССР / HISTORY OF THE STATE AND LAW OF RUSSIA / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / STATE SECURITY AGENCIES / THE MILITIA / PROSECUTOR'S OFFICE / THE COURTS / THE ECONOMIC SECURITY OF THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головкин Роман Борисович, Ерин Дмитрий Александрович

В статье рассматривается деятельность органов Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, прокуратуры и судебной системы в период 30-х годов. На основе анализа документальных материалов раскрывается место и роль правоохранительных органов СССР по обеспечению экономической безопасности Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Головкин Роман Борисович, Ерин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law enforcement agencies of the USSR on the protection of the economic interests of the socialist state (1934-1941)

The article discusses the activities of the bodies of the United State Political Administration the People’s Commissariat of Internal Affairs of the USSR, the prosecutor’s office and the judicial system during the 30s. Based on the analysis of documentary materials, the place and role of the law enforcement agencies of the USSR in ensuring the economic security of the Soviet Union is revealed.

Текст научной работы на тему «Правоохранительные органы СССР на защите экономических интересов социалистического государства (1934-1941 гг. )»

УДК 351.74

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10202

Головкин Роман Борисович Roman B. Golovkin

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Юридический институт имени М.М. Сперанского Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (600000, г. Владимир, ул. Студенческая, д. 8).

doctor of sciences (law), professor of the department theory and history of state and law Law Institute named after M.M. Speransky of the Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (8 Studencheskaya st., Vladimir, Russian Federation, 600000)

E-mail: [email protected]

Ерин Дмитрий Александрович Dmitry A. Erin

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета

Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67Е)

сandidate of sciences (law), associate professor of the department of state and legal disciplines of the law faculty

Vladimir law institute of the Federal penitentiary service of Russia (67Е Bolshaya Nizhegorodskaya str., Vladimir, Russian Federation, 600020)

E-mail: [email protected]

Правоохранительные органы СССР на защите экономических интересов социалистического государства (1934—1941 гг.)

Law enforcement agencies of the USSR on the protection of the economic interests of the socialist state (1934—1941)

В статье рассматривается деятельность органов Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) — Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР прокуратуры и судебной системы в период 30-х годов. На основе анализа документальных материалов раскрывается место и роль правоохранительных органов СССР по обеспечению экономической безопасности Советского Союза.

The article discusses the activities of the bodies of the United State Political Administration — the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR, the prosecutor's office and the judicial system during the 30s. Based on the analysis of documentary materials, the place and role of the law enforcement agencies of the USSR in ensuring the economic security of the Soviet Union is revealed.

Ключевые слова: история государства и права России, правоохранительные органы, органы государственной безопасности, милиция, прокуратура, суды, экономическая безопасность СССР

Keywords: history of the state and law of Russia, law enforcement agencies, state security agencies, the militia, the prosecutor's office, the courts, the economic security of the USSR.

Обеспечение безопасности государства всегда является важнейшим условием существова-

ния независимого государства. Функционирование любого государства вне зависимости от

© Головкин Р.Б., Ерин Д.А., 2019

формы правления или политического режима во многом зависит от состояния экономики и степени ее защиты от внешних и внутренних угроз.

Во все исторические эпохи государство вынуждено принимать все меры к обеспечению безопасности своей экономики. Российское государство не является исключением. Правоохранительная система страны всегда выступала и выступает важнейшим субъектом обеспечения экономической безопасности страны. Именно поэтому возникает необходимость обратиться к опыту организации и деятельности системы правоохранительных органов СССР, которые обеспечивали защиту экономики в период 30-х годов ХХ века.

Развитие СССР начала 30-х годов происходило в условиях «экономического рывка», связанного с проведением индустриализации и коллективизации, призванных создать основу для поступательного развития социалистического государства и общества. Безусловно, проведение подобных широкомасштабных экономических преобразований не могло происходить в идеальных условиях. Создание социалистической экономики, ликвидация частной собственности создали предпосылки для роста преступности, в первую очередь связанной с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.

Советское руководство всегда предавало первостепенное значение противодействию хищениям социалистической собственности, которые наносили значительный вред экономике советского государства. Не случайно И.В. Сталин на мартовском пленуме Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ЦК ВКП(б)) 1937 года подчеркивал, что «...революционная законность нашего времени направлена своим острием... против воров и вредителей в общественном хозяйстве. против расхитителей общественной собственности. Основная забота революционной законности в наше время состоит, следовательно, в охране общественной собственности. Вот почему борьба за охрану общественной собственности всеми мерами и всеми средствами, представляемыми в наше распоряжение законами советской власти — является одной из основных задач партии» [1, с. 509—510], а следовательно является приоритетной задачей всей системы советских правоохранительных органов.

Необходимо отметить, что формирование советских правоохранительных органов происходило на фоне создания командно-административной системы управления советской экономикой и

обществом, а следовательно, вся правоохранительная система, призванная обеспечить защиту складывавшегося правопорядка, не избежала централизации и выстраивания жесткой вертикали управления. С начала 30-х годов ведущее положение в советской системе карательных органов занимало ОГПУ СССР, а с 1934 года, с созданием союзно-республиканского наркомата внутренних дел СССР, в состав которого были включены органы и войска ОГПУ, милиция, пожарная охрана и система мест лишения свободы, именно НКВД СССР на долгие годы стал основным ведомством, обеспечивавшим безопасность социалистического государства.

В структуре ОГПУ—НКВД СССР всегда существовали специальные подразделения, осуществлявшие борьбу с контрреволюционными преступлениями в сфере социалистической экономики. В начале 30-х годов, до образования НКВД СССР, в ОГПУ подобную деятельность осуществляли Экономическое управление (ЭКУ) и его территориальные органы — экономические отделы, организованные 1 апреля 1931 года при каждом Политическом представительстве ОГПУ, и установленные с 20 декабря 1932 года в каждом районном органе ОГПУ штатные должности по линии экономических отделов. Сотрудники экономических подразделений осуществляли оперативное обслуживание важнейших промышленных и сельскохозяйственных объектов. Нельзя не согласиться с О.Б. Мозохиным, который отмечал, что условия строительства социалистической экономики, индустриализации и коллективизации, а также возраставшего сопротивления рабочих и крестьян, которое проявлялось в различных формах вредительства, «..выдвинули Экономическое управление на одну из первых ролей в ОГПУ» [2, с. 103]. Особое значение в деятельности ОГПУ сыграл приказ от 14 сентября 1932 года, в котором объявлялась Инструкция по применению постановления Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 7 августа 1932 года о борьбе с хищениями и спекуляцией. К компетенции ОГПУ относились все дела о хищениях, совершенных организованными группировками, с большим количеством арестованных, а также дела о хищениях, сопровождавшиеся массовыми выступлениями, насильственными действиями в отношении представителей советской власти, поджогами и террористическими актами.

Значительный вклад ОГПУ в борьбу по обеспечению экономической безопасности государства определялся характером резонансных

преступлений, которые были раскрыты благодаря работе сотрудников экономических подразделений ОГПУ. Например, разоблачение в 1934 году преступной группировки в Объединенной расчетной системе (ОРС) станции Таганрог, где по делу проходило более сотни человек, а размеры похищенного определялись суммой свыше 1 млн рублей.

В целом, итоги работы экономических служб ОГПУ подтверждаются соответствующими цифрами. Например, только за первое полугодие 1934 года органами ОГПУ СССР за хищения государственного и общественного имущества из товаропроизводящей и заготовительной сети колхозов, совхозов и промышленности было привлечено к ответственности 18 662 человека [2, с. 247].

С образованием НКВД СССР в системе наркомата было образовано Главное управление государственной безопасности (далее — ГУГБ), в структуре которого обеспечение экономической безопасности возлагалось на экономическое и транспортное управления. Однако в 1936—1937 годах экономический и транспортные управления ГУГБ НКВД был расформированы, а в 1938 году воссозданы вновь в статусе второго главного управления —экономического и третьего главного управления — транспортного. Причем основные направления деятельности, осуществлявшиеся ранее в ОГПУ, сохранялись.

Значительная роль в деле обеспечения экономической безопасности страны и борьбе с наиболее массовыми видами хищений, спекуляцией, растратами и т. д. возлагалась на советскую милицию. В первой половине 30-х годов милиция оказывала содействие органам государственной власти в проведении коллективизации, осуществляя «силовое» сопровождение мероприятий по организации колхозов и выселению социально опасного элемента, а также охране колхозного имущества и произведенной продукции. Милиция непосредственно осуществляла борьбу за сохранность урожая, в первую очередь хлеба, заготовленного для нужд Советского государства. Кроме того, противодействие хищениям о всех сферах экономики, советской торговли, на транспорте, а также борьба со спекуляцией в период 30-х годов являлись основным направлением деятельности советской милиции. Милиция в лице участковых уполномоченных, сотрудников постовой службы осуществляла подобную деятельность на протяжении всего периода 30-х годов.

Активное участие рабоче-крестьянской милиции (далее — РКМ) в кампаниях по обеспе-

чению сохранности урожая подчеркивает не только важность решения подобной задачи для государства, но и указывает на приоритетное направление деятельности советской милиции в период коллективизации и ее место в борьбе за сохранность социалистического и общественного имущества. Например, по данным оперативного отдела Главного управления РКМ НКВД СССР от 10 сентября 1933 года в спецсообщении «Об охране урожая» отмечалось, что за весь период уборочной кампании органами милиции было привлечено к ответственности за кражи хлеба: по Северо-Кавказскому краю 1 273 человек, по Крымской АССР — 212, по Центрально-Черноземному округу — 2 259, по Западной области — 1 348, по Уральской области — 4 046, по Нижне-Волжскому краю — 7 880 человек и т. д. [3, с. 121—122].

Значительное место в работе милиции занимала борьба со спекуляцией промышленными товарами. Например, органами милиции СССР только за период с января по май 1936 года к ответственности было привлечено 30 852 человека [4, с. 521—524]. Однако, несмотря на то что органы милиции активно участвовали в борьбе со спекуляцией, качество дел, возбужденных и расследованных милицией, оставалось неудовлетворительным, что неоднократно отмечалось руководством НКВД СССР. Неслучайно в приказе наркома внутренних дел от 17 марта 1936 года «Об итогах борьбы РК милиции с преступностью за 1935 год» всем органам милиции предписывалось уделять пристальное внимание качеству расследования дел о хищениях социалистической собственности и спекуляции [4, с. 520—521]. В приказе НКВД СССР от 23 июля 1936 года «Об усилении борьбы со спекуляцией» весь оперативный состав и наружные службы милиции ориентировались на активную борьбу со спекулянтами и пресечение спекуляции мануфактурой, обувью и другими предметами широкого потребления, а также промтоварами и продуктами питания. Обращалось особое внимание на выявление спекулянтских групп и их пособников из числа работников торговых организаций.

Ликвидация в системе ГУГБ экономических подразделений повлекла за собой формирование в структуре РКМ подразделений, основной задачей которых являлась борьба с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Этим органом стала служба по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС), созданная в 1937 году [5, с. 105]. Органы БХСС осуществляли борьбу со всеми вида-

ми хищений социалистической собственности, осуществляли противодействие спекуляции, а с 1940 года боролись с фальшивомонетничеством. С 1937 года во всех территориальных органах РКМ были созданы соответствующие подразделения БХСС.

Новая служба активно включилась в борьбу с экономическими преступлениями, среди которых значительное место занимали хищения всех видов продовольствия: зерна, хлеба, хлебопродуктов, мяса, молока. Необходимо констатировать, что масштабы хищений зерна в отдельных областях страны были достаточно серьезными. Например, органами БХСС Управления РКМ Управления НКВД Куйбышевской области за три месяца 1939 года в 8 районах были пресечены действия как организованных групп, так и единичные случаи хищений семенного и зернового фонда из колхозных хранилищ. Кроме того, были вскрыты хищения с комбикормового завода комбикормов и мешкотары для последующей реализации [6, с. 742]. В Воронежской области, Краснодарском крае только в течение августа 1939 года органами БХСС были пресечены крупные хищения зерна и муки из элеваторов и складов системы «Заго-зерно» [6, с. 778—779].

Безусловно, важнейшим элементом системы органов, осуществлявших обеспечение экономической безопасности Советского государства, выступала прокуратура СССР. Изъятие прокуратуры из подчинения судебной системе было проведено летом 1933 года. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» [7] в системе советских правоохранительных органов была учреждена Прокуратура СССР Согласно постановлению от 20 июня 1933 года одной из целей создания Прокуратуры провозглашалось укрепление социалистической законности и должная охрана общественной собственности от «.покушений со стороны противообщественных элементов» в масштабах всего Советского Союза [7]. На прокуратуру возлагались надзор за соответствием подзаконных актов наркоматов и ведомств, а также законов республик СССР положениям Конституции и общесоюзному законодательству, надзор за исполнением законов органами советского правосудия, возбуждение уголовного преследования и поддержания обвинения, а также надзор за законностью и деятельностью органов ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений.

Необходимо подчеркнуть, что к концу 30-х годов приоритетным направлением деятельности

прокуратуры являлось следствие. Не случайно на Всесоюзном совещании прокуроров, происходившем 21—22 мая 1938 года, Прокурор СССР А.Я. Вышинский неоднократно подчеркивал, что «.основное — это следствие. Потому что следствие — это важнейший инструмент государственной власти в борьбе с преступниками и преступностью» [8, с. 8—9].

Роль советской прокуратуры в обеспечении экономической безопасности Советского государства проявилась в реализации постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Органы прокуратуры СССР в рамках обеспечения настоящего постановления в течение всего периода 30-х годов обеспечивали в рамках установленной компетенции проведение всех посевных и хлебозаготовительных компаний, проводившихся советскими сельскохозяйственными организациями — колхозами и совхозами. Например, совместно с органами ОГПУ — НКВД СССР советская прокуратура принимала активное участие в возбуждении и расследовании дел, связанных с весенней посевной кампанией 1934—35 годов [9, с. 7—8].

Не случайно весной 1938 года Прокурором Союза ССР подчеркивалось, что «весенний сев — это общегосударственное дело, имеющее исключительное значение для всего. народного хозяйства, в весеннем севе должны принять самое активное участие и органы прокуратуры», при этом предписывалось не допускать злоупотреблений в проведении массовых карательных мероприятий, а «острие репрессий нужно направлять против. расхитителей социалистической собственности, дезорганизаторов сельскохозяйственного производства и других преступных элементов, пытающихся сорвать весенний сев текущего года» [10, с. 56].

В рамках заготовки мяса и молока и на основании указаний Прокуратуры СССР 1934 года «О задачах прокуратуры в борьбе за выполнение планов мясо- и молокопоставок» от 14 октября и 24 декабря распоряжением от 14 апреля 1935 года всем областным и краевым прокуратурам предписывалось в случаях повторного невыполнения колхозниками и единоличниками обязательств по сдаче государству мяса и молока немедленно возбуждать дела, проводить расследование в 2-дневный срок и добиваться судебного рассмотрения в 3-5-дневный срок [11].

Учитывая роль «стахановского движения» не только с политической, но и экономической точки зрения, государство всячески поощряло массовое вовлечение трудящихся в этот процесс. Вместе с тем, среди значительной части народа подобное движение в силу различных причин вызывало непонимание, переходившее в противодействие «стахановцам» от физического воздействия до порчи машин, оборудования стахановцев. Поэтому циркуляр Прокурора Союза ССР «О борьбе с преступлениями, направленными к дезорганизации стахановского движения» от 2 декабря 1935 года ориентировал все прокуратуры, среди прочих мер противодействия подобным правонарушениям, квалифицировать порчу машин, станков, агрегатов, произведенную с целью срыва работы стахановцев, как вредительство или диверсионный акт (ст. 58-7, 58-9 УК РСФСР 1926 года); расследование по подобным делам осуществлять в декадный срок [12].

Аналогичная работа проводилась прокуратурой по участию в мероприятиях в борьбе за сохранность урожая. В докладной записке прокурора при Управлении Прокуратуры РСФСР от 10 сентября 1935 года отмечалось, что в рамках этой кампании в Калининской области возбуждено 66 уголовных дел и привлечено к административной ответственности 166 человек. Особое внимание уделялось подготовке к приему зерна складов и зернохранилищ, их санитарному состоянию, а также строительству новых и ремонту старых. Например, в ходе проверки готовности предприятий к приему урожая, проведенной прокуратурами Красноярска, Куйбышевского края, Крымской АССР, Московской области, Удмуртской АССР, в отношении виновных ответственных работников контор «Загот-зерно», не обеспечивших своевременную подготовку зернохранилищ, приемку зараженного клещем зерна, недобросовестную дезинфекцию складов, возбуждались уголовные дела [13, с. 588—593].

Немаловажное значение в системе народного хозяйства СССР всегда отводилось транспорту, который выступал важнейшей составляющей социалистической экономики государства. Именно поэтому обеспечение нормального функционирования советского железнодорожного и водного транспорта приобретало немаловажное значение в деятельности всех правоохранительных органов СССР. Роль прокуратуры в обеспечении бесперебойной работы транспорта, сохранности имущества и подвижного состава, а также пресечении краж грузов осве-

щалась в «Задачах прокуратуры в навигацию 1938 года». В частности, подчеркивалось, что неудовлетворительная работа водного транспорта СССР приводит к многомилионным убыткам, что во многом связано с низким качеством работы соответствующих судебно-прокурорских органов. Всем органам прокуратуры на водном транспорте предписывалось усилить борьбу с хищениями, порчей, утратой и засылкой грузов, сократить сроки расследования по указанным делам и повысить их качество, исключавшее отмены приговоров в судах, а также добиваться вынесения самых суровых приговоров всем расхитителям социалистической собственности на водном транспорте [14, с. 4].

Важнейшим направлением деятельности прокуратуры в предвоенное время выступала борьба с выпуском недоброкачественной продукции по Закону от 8 декабря 1933 года (ст. 128-а УК РСФСР 1926 года). В частности, отмечалось, что прокуратуры многих республик СССР не уделяли достаточного внимания расследованию подобных дел. Следственному отделу прокуратуры СССР предписывалось установить особый контроль за расследованием подобных дел.

Советская юстиция как часть карательной системы всегда следовала в русле решения партии и советского правительства по проведению очередных хозяйственных кампаний, проводимых руководством страны. Руководство Народного комиссариата юстиции акцентировало внимание всех народных судов на вынесении решений в точном соответствии с реальными потребностями борьбы с тем или иным видом преступности. Особое внимание советская юстиция периода 30-х годов, уделяла рассмотрению дел, связанных с правонарушениями, направленными на подрыв социалистического хозяйства как основы всего советского социалистического государства и общества.

Количество судебных приговоров, вынесенных всеми категориями судов советской судебной системы за период с 1933 по 1935 год, показывает, что за все виды преступлений в 1933 году было осуждено 2 016 513 человек, в 1935 году — 1 235 346 человек. Причем необходимо отметить, что количество приговоров по всем видам преступлений, направленных на подрыв экономического фундамента социалистического государства, занимает значительное место. В рамках указанных цифр необходимо подчеркнуть, что в РСФСР по Указу от 7 августа 1932 года (хищение общественной и государственной собственности) в 1933 году

было осуждено 103 388 человек, в 1934 году — 33 729, в 1935 году — 11 232. По пунктам «г» и «д» статьи 162 УК РСФСР (хищения из государственных и общественных хранилищ), в 1933 году — 147 159 человек, в 1934 году — 49 330, в 1935 году — 49 497. В СССР за преступления, связанные с весенним севом, в 1933 году было осуждено 64 393 человека, за преступления, связанные с уборкой урожая, осуждено 21 219 человек, за преступления, связанные с хлебосдачей — 83 513 человек [15, с. 5—9]. Учитывая политическое значение Указа от 7 августа 1932 года, советское правосудие достаточно сурово подходило к рассмотрению дел о хищениях социалистической собственности. Например, только в первом полугодии 1933 года из общего количества вынесенных приговоров по данному Указу к смертной казни было приговорено 1,8%, к лишению свободы — 93,8% осужденных, причем к 10 годам лишения свободы — 85,9%, во втором полугодии — к высшей мере 0,9%, к лишению свободы — 98,8%, в том числе к десяти годам — 95,2% [15, с. 15—16].

По данным на 1936 год, количество дел, связанных с весенней посевной кампанией, существенно уменьшилось в сравнении с аналогичными делами за 1934 и 1935 года. Как отмечал прокурор Чувашской АССР, «.весенний сев проходит без особых судебных репрессий». Если на 1 мая 1935 года народными судами Куйбышевского края количество осужденных по делам, связанным с весенним севом, было 1 240, то на 1 мая 1936 года — всего 568. Аналогичные цифры осужденных были практически по всем краям и областям страны. Всего на указанный период по делам, связанным с весенним севом, по всей РСФСР, за исключением нескольких краев и областей, было осуждено 8 476 человек [13, с. 810—817]. Причем, необходимо подчеркнуть, что количество приговоренных к лишению свободы составляло 26,6%, тогда как в 1935 году — 21,8%. Это позволяет утверждать, что количественный показатель репрессированных был снижен, тогда как количество приговоров, связанных с лишением свободы, увеличилось. Дела в основном подразделялись на три категории: невыполнение единоличниками обязательств по севу, хищническое отношение колхозников к тяглу (коням), а также хищения посевного материала и горючего. Например, за первый квартал 1936 года в Воронежской области за хищения посевного материала осуждено 182 человека из 352, в Ивановской области за хищения — 118 из 546, в Западной области за хищения — 184 из 428 [13, с. 816—817].

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия судов и прокуратуры, нельзя не отрицать массовых фактов нарушения социалистической законности со стороны работников судов и прокуратур. Например, в спецсообщении УНКВД по Воронежской области «О недочетах в работе суда и прокуратуры» от 16 октября 1938 года [13, с. 414—417] отмечалось, что в некоторых районах области работники суда и прокуратуры грубо нарушают революционную законность, занимаются взяточничеством, самоснабжением, допускают волокиту при рассмотрении уголовных дел, определяют меры наказания, не соответствующие совершенным правонарушениям. В сообщении УНКВД по Свердловской области от 7 февраля 1937 года [13, с. 417—419] также подчеркивалось, что в результате бездеятельности народного суда только в Красноуфимском районе скопилось 440 нерассмотренных дел, имевших не только политическое, но и экономическое значение, к их числу относились дела о нарушении закона о торговле хлебом, спекуляции и т. д.

Таким образом, эффективное строительство социалистического государства и общества в достаточно короткие сроки во многом связано с формированием советской правоохранительной системы, основной задачей которой являлась защита социалистического государства и всего социалистического строя, основой которого выступала социалистическая экономика. Советские правоохранительные органы в условиях командно-административной системы и функционирования мобилизационного типа советской экономики обеспечили надежную защиту социалистической собственности, что позволило стране обеспечить победу в годы Великой Отечественной войны.

Примечания

1. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. 10-е. изд. М., 1937. 616 с.

2. Мозохин О.Б. ВЧК — ОГПУ — НКВД на защите экономической безопасности государства. 1917— 1941 годы. М., 2016. 624 с.

3. Голод в СССР. 1929—1934 гг. Документы. В 3 т. Т. 3: Лето 1933—1934 гг. М., 2013. 960 с.

4. «Через трупы врага на благо народа». «Кулацкая операция» в Украинской ССР. 1937—1941 гг. Документы. В 2 т. Т. 2: 1938—1941 гг. М., 2010. 711 с.

5. Органы внутренних дел России. В 2 т. Т. 2. М., 2002. 280 с.

6. Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4 т. Т. 4: 1935—1939 гг. М., 2012. 983 с.

7. Собрание законодательства СССР 1933. № 40, ст. 239.

8. Социалистическая законность. 1938. № 6.

9. Струков В.Н. Оформление института прокуратуры СССР в единую централизованную систему // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2018. № 4.

10. Социалистическая законность. 1938. № 3.

11. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 8131. Оп. 12. Д. 2. Л. 52—53(об).

12. Российский государственный архив социально-политической истории. Оп. 2. Д. 884. Л. 12—13(об).

13. Трагедия советской деревни. 1927—1939. Коллективизация и раскулачивание: Документы и материалы. Т. 4. 1934—1936. М., 2002. 1056 с.

14. Социалистическая законность. 1938. № 4.

15. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9474. Оп. 16. Д. 79. Л. 5—9, 15—16.

References

1. Stalin I.V. Questions of Leninism. Ed. 10th. Moscow, 1937. 616 р. (In Russ.)

2. Mozokhin O.B. Cheka — OGPU — NKVD to protect the economic security of the state. 1917—1941. Moscow, 2016. 624 р. (In Russ.)

3. Hunger in the USSR. 1929—1934. Documents. In 3 vol. Vol. 3: Summer 1933—1934. Moscow, 2013. 960 p. (In Russ.)

4. «Through the corpses of the enemy for the benefit of the people». «Kulak operation» in the Ukrainian SSR. 1937—1941 Documents. In 2 vol. Vol. 2: 1938—1941. Moscow, 2010. 711 p. (In Russ.)

5. Bodies of internal affairs of Russia. In 2 vol. Vol. 2. Moscow, 2002. 280 p. (In Russ.)

6. Soviet village eyes VChK — OGPU — NKVD. 1918—1939. Documents and materials. In 4 vol. Vol. 4: 1935—1939. Moscow, 2012. 983 p. (In Russ.)

7. Collection of legislative acts of the RF, 1933, no. 40, art. 239. (In Russ.)

8. Socialist legality, 1938, no. 6. (In Russ.)

9. Strukov V.N. Design of the USSR Prosecutor's Office Institute into a single centralized system. Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 4. (In Russ.)

10. Socialist legality, 1938, no. 3. (In Russ.)

11. State Archive of the Russian Federation. F. 8131. Op. 12. D. 2. L. 52—53 (back). (In Russ.)

12. Russian State Archive of Social and Political History. Op. 2. D. 884. L. 12—13 (back). (In Russ.)

13. The tragedy of the Soviet village. 1927—1939. Collectivization and dispossession of kulaks: Documents and materials. Vol. 4. 1934—1936. Moscow, 2002. 1056 p. (In Russ.)

14. Socialist legality, 1938, no. 4. (In Russ.)

15. State Archive of the Russian Federation. F. P-9474. Op. 16. D. 79. L. 5—9, 15—16. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.