I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2023 16(8): 1443-1453
EDN: ARVRXK
УДК 378.147:730+71L4:73.027-022.51](57L51)
Training of Artistic Personnel for the Sphere of Creative Industries in Krasnoyarsk Territory (on the Example of the Art of Sculpture)
Marina V. Moskalyuk, Mariya M. Chikhachyova,
Anastasiya P. Grishchenko* and Ilya V. Tsarinnyy
Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts Krasnoyarsk, Russian Federation
Received 13.05.2023, received in revised form 16.05.2023, accepted 09.06.2023
Abstract. The article is devoted to the issues of adapting the modern theory of creative industries into the academic art's field. On the example of the sculpture art, there are the features of its integration into the space of the creative economy considered. Particular attention is paid to the professional sculptors' training specifics and its conjunction with the objectives of the creative industries development. The object of research is the educational and production practices of the Krasnoyarsk school of sculpture - one of the leading regional centers of Russia. Using the example of the integration of small sculptural forms into the urban space, the potential of the Krasnoyarsk school of sculpture for development in line with the creative economy of the region is explored.
Keywords: creative industries, creative economy, Krasnoyarsk school of sculpture, small sculptural forms.
The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, the Government of the Krasnoyarsk Territory, the Krasnoyarsk Regional Science Foundation within the framework of the scientific project "Art Education as the foundation of the artistic life of Siberia" No. 19-412-240002
Research area: cultural studies.
Citation: Moskalyuk M. V., Chikhachyova M. M., Grishchenko A. P., Tsarinnyy I. V. Training of artistic personnel for the sphere of creative industries in Krasnoyarsk territory (on the example of the art of sculpture). In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci, 2023, 16(8), 1443-1453. EDN: ARVRXK
© Siberian Federal University. All rights reserved
* Corresponding author E-mail address: [email protected]
ORCID: 0000-0003-4254-8384 (Moskalyuk); 0000-0001-8446-6163 (Grishchenko)
Подготовка художественных кадров
для сферы креативных индустрий в Красноярском крае
(на примере искусства скульптуры)
М. В. Москалюк, М. М. Чихачёва, А. П. Грищенко, И. В. Царинный
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Российская Федерация, Красноярск
Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптации современной теории креативных индустрий к сфере академического искусства. На примере искусства скульптуры рассматриваются особенности его интеграции в пространство креативной экономики. Особое внимание уделяется специфике подготовки профессиональных скульпторов во взаимосвязи с задачами развития креативных индустрий. Объектом исследования в работе становятся образовательные и производственные практики красноярской школы скульптуры - одного из ведущих региональных центров России. На примере интеграции малых скульптурных форм в городское пространство исследуется потенциал красноярской школы скульптуры для развития в русле креативной экономики региона.
Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, красноярская школа скульптуры, малые скульптурные формы.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Красноярского края, Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта «Художественное образование как фундамент художественной жизни Сибири» № 19-412-240002
Научная специальность: 5.10.1 - теория и история культуры, искусства.
Цитирование: Москалюк М. В., Чихачёва М. М., Грищенко А. П., Царинный И. В. Подготовка художественных кадров для сферы креативных индустрий в Красноярском крае (на примере искусства скульптуры). Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(8), 1443-1453. EDN: ARVRXK
Введение
Формирование креативных индустрий является одой из приоритетных задач в стратегии трансформации экономической политики Красноярского края - одного из крупнейших субъектов страны с ведущим индустриальным типом экономики.
В «Основах государственной культурной политики Российской Федерации»1 к твор-
1 Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808.
ческим (культурным) индустриям отнесены промышленный дизайн, индустрия моды, музыкальная индустрия, индустрия кино, телевидение, производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство, средства массовой информации. Отметим, что в Российской Федерации принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупней-
ших городских агломерациях до 2030 года2. На региональном уровне осуществляется ряд значительных мер для реализации данной Концепции. В Красноярске функционирует Сибирский институт креативных индустрий, созданный по инициативе Губернатора Красноярского края, который призван инициировать и сопровождать проекты в сфере современных креативных индустрий.
При этом методологические подходы к исследованию креативных индустрий, как правило, ориентированы на специфику таких областей креативной экономики, как: промышленный дизайн, индустрия моды, индустрия кино, телевидение, производство компьютерных игр. Зачастую такие подходы не могут быть приложимы на сферу академического искусства, в частности - скульптуру, декоративно-прикладное искусство, живопись. Одновременно очевидно усиление внимания промышленного сектора, прежде всего строительного, к индивидуальным творческим решениям, например к малым архитектурным формам, и особенно внимания со стороны потребителя к креативному оформлению городского пространства, предметов и локаций повседневного обихода.
В связи с обозначенным выше обратимся к проблеме адаптации теории креативных индустрий в сфере академического искусства, что весьма актуально в изменениях, происходящих сегодня в художественных процессах Красноярского края.
Методология исследования, степень изученности
Природа феномена культурных индустрий междисциплинарна, сложна и неоднозначна. Для российского научно-исследовательского дискурса она еще и достаточно молода, поэтому в исследовательской традиции наряду с понятием «культурные индустрии» используются альтернативные термины: «информационные индустрии», «индустрии досуга», «индустрии развлечений», «творческие сектора», «креативные отрасли», «творческие сферы экономики», «медийные индустрии», «креативная
2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р.
экономика», «экономика знаний», однако чаще всего используются понятия «креативные индустрии» и «творческие индустрии».
В отечественной исследовательской практике еще не сложилось единого методологического подхода к изучению явления «креативных индустрий» и единого категориального аппарата. Теоретическую основу для отечественных исследований в области культурных или креативных индустрий составили труды зарубежных исследователей второй половины ХХ века. Среди ключевых работ зарубежных исследователей последних десятилетий, раскрывающих специфику и особенности креативных индустрий, отметим: «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» (Florida, 2011) «Креативная экономика» (Howkins, 2011), «Экономика впечатлений» (Pine, 2005), «Креативный город» (Landri, 2006), «Культура на перепутье» (Pachter, 2003), «Культура маркетинга. Маркетинг культуры» (Seabrook, 2012).
Тем не менее можно говорить об усилении научного внимания к теории креативных индустрий, что отразилось в диссертационных исследованиях последних десятилетий (Zelenczova, 2008; Bokova, 2016).
В качестве ведущих российских образов ательно -исследов ательских центров, «аккумулирующих» и развивающих проблематику креативных индустрий, можно выделить Центр креативной экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Центр креативных индустрий Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исследования лидеров этих центров Татьяны Всеволодовны Абанкиной и Елены Викторовны Зеленцо-вой, а также коллективов под их руководством обобщают теоретические подходы к изучению креативных индустрий в России и мире на современном этапе, характеризуют отдельные существующие практики и программы развития творческих индустрий (Abankina, Ksynkina, Nikolayenko, 2021; Abankina, Nikolayenko, Romanova, Shcherbakova, 2021; Khezmondalsh, 2018; Zelentsova, 2021).
Характеристика регионального развития креативных индустрий получила отражение
лишь в отдельных публикациях в виде статей отечественных исследователей (Likhanina, 2015; Pankratova, 2017; Papushina, 2012).
Совокупность креативных индустрий представляет собой модальность культурного производства: «если творчество характеризуется стремлением к самовыражению, самоактуализации, где важны вдохновение, настроение и эмоции творца, то креативность ориентирована на технологичность, результат, коммерческую выгоду, прагматизм и подчиненность творчества практическим целям» (Likhanina, 2015).
Креативные индустрии нацелены на экономические показатели прибыльности, ориентируются на коммерческое и частное финансирование, не ограничены списком только культурных сфер деятельности и привязаны в большей степени к местному и региональному уровням.
Характерные особенности креативных индустрий таковы (Veynmeyster, Ivanova, 2017):
1) воспроизводимость культурных технологий и продуктов;
2) использование знаний в качестве ключевого средства производства;
3) непредсказуемый характер потребительной стоимости продуктов культурной индустрии;
4) междисциплинарность и широкий спектр областей применения;
5) широкое распространение фриланса;
6) ограниченная интернационализация (локальное производство, связь с идеей национальной культурной идентичности);
7) взаимодействие трех типов активности: создание культурных ценностей, получение личной и корпоративной выгоды и формирование структуры управления («укрепление и развитие нации, страны, территории»);
8) комплексность результатов деятельности культурных индустрий (соединение производства и потребления, размывание границ классических видов искусства);
9) потребление в качестве культурного продукта преимущественно услуг, а не товаров;
10) удовлетворение уже существующих потребностей людей и одновременное форми-
рование новых потребностей, форм и стилей потребления;
11) объединяющим началом культурных и бизнес-практик является творческое начало, интеллектуальная составляющая;
12) существенно меньшая нагрузка на экологическую ситуацию территории сравнительно с классическими индустрия-ми, особенно при сопоставлении с тяжелой промышленностью и энергетикой.
Результаты
Вопрос интеграции креативных индустрий и видов академического искусства, как было обозначено выше, остается открытым и дискуссионным. Тем не менее, адаптируя теорию креативных индустрий к сфере академического искусства, можно выделить точки соприкосновения по самым важным характеристикам. Опираясь на выделенные выше особенности креативных индустрий, рассмотрим их в соединении с существующими практиками в сфере академического изобразительного искусства, но ограничимся, прежде всего, областью скульптуры.
Ориентация сектора креативных индустрий на массовое производство, получение личной и корпоративной выгоды приводит к размыванию границ классических видов искусства. Но сами академические виды искусства не являются чем-то застылым, постоянно существуют в прямом соприкосновении с социумом, разрабатывают новый язык, новые формы и смыслы, используют новые материалы и технологии, несут современные медиа в общественное пространство. При этом необходимым условием создания качественного «креативного продукта» является творческое начало и высокий профессиональный уровень. То есть можно говорить о сохранении такого важного ориентира для классического искусства, как произведение -результат творчества. И здесь безусловна важнейшая роль профессиональной подготовки.
Специфика подготовки профессиональных скульпторов
Подготовка востребованных художников-скульпторов в России - процесс многосложный, на который влияют несколько
факторов. Базовое обучение длится шесть лет. В эти годы художники получают начальный опыт ремесла. Творческий потенциал раскрывается с годами самостоятельной практики. Важнейшую роль для передачи профессионального уровня играют уровень и квалификация наставников. Кроме специальных или ремесленных навыков в области скульптуры, опыта и кругозора от наставников требуется понимание взаимодействия с экстерьерным пространством, то есть погружение в «синтез искусств». В этой связи в процессе обучения скульптору важно приобрести опыт копировальных и обмерочных практик в скульптурных мастерских и в ведущих музейных центрах в различных городах.
Красноярская школа скульптуры
Красноярский край — единственный российский регион за Уралом, имеющий сложившуюся и признанную творческую школу скульптуры. Её профессиональным центром стал Красноярский государственный институт искусств (ныне — Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского).
Красноярская скульптурная школа вырастает на основе академических традиций Ленинградской школы. Выдающиеся скульпторы Красноярья (В. А. Зеленов, Б. И. Му-сат, Ю. П. Ишханов, А. Д. Давыдов) получили профессиональное образование в Северной столице (Moskaluk, 2009: 10; Tsarinny, 2022: 80). Ю. П. Ишханов и А. Д. Давыдов стали основателями кафедры «Скульптура», заложив в Красноярске основы профессионального образования в области скульптуры. В творчестве их учеников — выпускников Красноярского института искусств (Д. Б. Намдакова, А. Е. Ткачука, О. В. Гринева, А. В. Кияницына, А. В. Тырышкина) — складывается современная Красноярская школа скульптуры. Несмотря на яркие индивидуальные подходы мастеров, можно проследить и общие черты, характеризующие красноярскую школу (особенно в опыте станковых работ). Красноярская монументальная пластика представлена в основном бронзой, а в станковом жанре присутствуют различные современные материалы. Одним из ярких отличительных подходов красно-
ярских скульпторов становится интерес к декоративным приемам. В частности, активное использование стилизации, обобщения, цельность силуэта. В течение последних лет эта тенденция активно проявилась в использовании монументально-декоративных техник в целом и мозаики в частности.
Отметим технические особенности создания скульптуры в технике мозаики. Эта уникальная техника вызывает интерес у скульпторов и мозаичистов, так как находится на стыке этих видов искусства. Обусловлено это тем, что мозаика в привычном использовании предполагает прямой набор по готовой скульптуре, результат такого процесса не всегда предсказуем. В Красноярске используют принцип обратного набора по форме, это позволяет контролировать результат в процессе создания мозаичной поверхности, а также не менять силуэтов и очертаний произведения. Эта технология пока не раскрыта в полную силу своего технического и творческого ресурса.
Креативные индустрии. Интеграция малых скульптурных форм в городское пространство
Появление городской скульптуры в новых материалах — явление, но только в том случае, когда исполнение ложится на академическую основу понимания формообразования. Так, опираясь на традиционную ремесленную систему образования, используя современный художественный язык, можно создать принципиально новые городские объекты.
Помимо высокого профессионального уровня представители красноярской школы скульптуры располагают комплексной производственной базой (на основе творческих мастерских) и имеют продолжительный опыт взаимодействия с реальным сектором экономики (на примере малых архитектурных форм). Этот опыт интегрируется и в учебный процесс. В мастерской монументально-декоративной скульптуры СГИИ имени Д. Хворостовского перед студентами ставится задача в рамках выпускной дипломной работы выполнить произведение, которое интегрируется в городское пространство. В процессе работы над дипломным проек-
том студенты, наряду с важной творческой составляющей, выполняют полный цикл производства и формируют проектную часть. С 2019 года (по традиции, заложенной доктором искусствоведения, профессором М. В. Москалюк) на Площади искусств перед СГИИ имени Д. Хворостовского ежегодно устанавливается пример подобной работы. Композиция находится на Площади один учебный год, до момента её окончательной установки по месту проектирования.
Одним из последних интереснейших практических опытов по взаимодействию с реальным сектором экономики и созданию креативных пространств в городе Красноярске является реализованный в 2022 году проект «Маленький принц». Как отмечено в пункте 11 выделенных выше А. Вейнместер и Ю. Ивановой особенностей креативных индустрий, в данном проекте «объединяющим началом культурных и бизнес-практик является творческое начало, интеллектуальная составляющая». Скульптуру с главным героем повести Антуана Экзюпери установили в сити-районе «Южный Берег», на бульваре, который носит имя Экзюпери. Композиция появилась благодаря тесному сотрудничеству ГК СМ.СИТИ с Сибирским государственным институтом искусств имени Дмитрия Хворостовского и творческими мастерскими регионального Отделения Урала, Сибири, Дальнего Востока Российской академии художеств. Отметим, что строительный холдинг СМ.СИТИ уделяет постоянное внимание творческому благоустройству придомовых территорий сдаваемых и уже реализованных городских районов. Благоустройство бульвара Экзепюри продолжалось на протяжении 10 лет. Образ Маленького принца должен был стать завершающей точкой и вписаться в уже сложившееся пространство. Творческий коллектив предложил философско-лиричное прочтение образа Маленького принца, первые наброски которого выполнены в заданиях учебного процесса студентами 3 и 4-го курсов кафедры «Скульптура» СГИИ имени Д. Хво-ростовского и одобрены руководителями СМ.СИТИ. Далее уже ставшие выпускниками студенты (Зокиров Х., Нематжонов Х.) под руководством преподавателей А. Е. Ткачука
и И. В. Царинного воплотили проект в жизнь. Скульптура Маленького принца — яркий пример эффективного партнерства бизнеса, искусства и науки, которое преображает городскую среду и наполняет мир вокруг красотой и высокими чувствами (рис. 1, 2, 3).
Процесс рождения и реализации идеи данного проекта во многом соответствует особенностям креативных индустрий. «Воспроизводимость культурных технологий и продуктов» (пункт 1) обеспечена тем, что в композиции использованы новые технологии и материалы, у которых нет аналогов в современной российской пластике, прежде всего сочетание разноцветной мозаики с бронзой. Более того, данная технология мозаики является уникальной авторской разработкой Ильи Васильевича Царинного, осуществляется способом заливки смальты в цемент, что обеспечивает прочность как антивандальную, так и климатическую (при температурах воздуха от плюс 40 до минус 40 градусов). Данные качества являются актуальными параметрами для сибирских территорий. Кроме того, в городском пространстве Красноярска существует еще два проекта «Времена года» (2020 г.) и «Уличные музыканты» (2022 г.), выполненные по технологии мозаики (рис. 4, 5). Таким образом, возможность разноплановой творческой воспроизводимости апробирована и подтверждена.
«Использование знаний в качестве ключевого средства производства», «междис-циплинарность и широкий спектр областей применения» (пункт 2 и 4) в данном проекте являются ключевыми параметрами. Научное руководство на всех этапах осуществлялось доктором искусствоведения, профессором Москалюк Мариной Валентиновной. Без высокого уровня профессиональной творческой и междисциплинарной подготовки молодых скульпторов в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского невозможна качественная реализация проекта.
Удачно вписанная скульптура в камерном городском пространстве — это не только арт-объект для фотографирования, вокруг нее локализуются различные мероприятия жилищного сообщества от новогодних ёлок
Рис. 1. Процесс лепки композиции «Маленький принц» в творческих мастерских скульптуры
Российской академии художеств. 2022. Фото Царинный И. В. Fig. 1. The process of modeling the composition "Little Prince" in the creative sculpture workshops of the Russian Academy of Arts. 2022. Photo Tsarinny I. V.
Рис. 2. Композиция «Маленький принц». 2022. Красноярск, улица Регатная, 4. Фото СМ. СИТИ Fig. 2. The composition "The Little Prince". 2022. Krasnoyarsk, Regatnaya Street, 4. SM. CITY
Рис. 3. Композиция «Маленький принц». Ракурс. 2022. Красноярск, улица Регатная, 4. Фото СМ. СИТИ Fig. 3. The composition "The Little Prince". Angle. 2022. Krasnoyarsk, Regatnaya Street, 4. SM. CITY
Рис. 4. Композиция «Времена года». 2020. Красноярск, творческие мастерские Союза художников России, улица Высотная 2В/1. Фото С. Е. Ануфриев
Fig. 4. Composition "Seasons". 2020. Krasnoyarsk, creative workshops of the Union of Artists of Russia, 2B/1 Vysotnaya Street. Photo S. E. Anufriev
Рис. 5. Композиция «Уличные музыканты». 2022. Красноярск, Площадь искусств. Фото И. В. Царинный
Fig. 5. The composition "Street musicians". 2022. Krasnoyarsk, Arts Square. Photo I. V. Tsarinny
до собраний по решению текущих проблем. Невозможно не выделить и пролонгированные эстетически-воспитательные функции реализованного проекта, а также сложившиеся благоприятные перспективы сотрудничества творческих сообществ института и Академии художеств с бизнес-структурами. Всё это в полной мере коррелируется с такими особенностями креативных индустрий, как «взаимодействие трех типов активности: создание культурных ценностей, получение личной и корпоративной выгоды и формирование структуры управления»;
«комплексность результатов деятельности культурных индустрий (соединение производства и потребления, размывание границ классических видов искусства)»; «удовлетворение уже существующих потребностей людей и одновременное формирование новых потребностей, форм и стилей потребления» (пункты 7, 8, 10).
Заключение
Итак, на примере анализа красноярской школы скульптуры и рассмотрения процессов реализации проекта «Маленький принц»
мы видим, что исключение академического искусства из спектра креативных индустрий неверно и бесперспективно.
Можно констатировать, что именно красноярская школа скульптуры имеет значительный потенциал для развития в русле креативной экономики региона. При этом ресурсы красноярской школы скульптуры как образовательной и производственной базы не используются в полной мере, в связи с чем усиливается необходимость исследования параметров творческой школы, как для понимания ее роли в секторе креативных индустрий, так и дальнейшего развития профессионального творческого сообщества.
Но вместе с тем не только скульптура как академический вид искусства должна входить в спектр внимания развития креативных индустрий и их научно-теоретического осмысления. Современные художественные процессы показывают, что выпускники художественного факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского открывают фирмы-предприятия по производству витражной продукции, разных видов работ в ювелирной сфере и работ со стеклом и керамикой, кузнечные мастерские. Возрастает также спрос на индивидуальное оформление квартирных помещений произведениями живописи и графики, выполненными на высоком уровне художественной образности и профессионализма. Обозначенные выше тенденции ставят для образовательного процесса института насущные задачи усиления роли дисциплин по арт-менеджменту, управлению проектами
в области креативных индустрий, по современным художественным практикам.
Учитывая непредсказуемый характер взаимодействия субъекта креативных индустрий и потребителя, а соответственно — востребованности и потребительной стоимости продуктов культурной индустрии, возникает проблема исследовательского обоснования подходов к экспертизе «продукта» креативных индустрий и сектора креативной экономики в целом, над чем планомерно работает научный коллектив Сибирского государственного института имени Дмитрия Хворостовского. Например, в рамках сотрудничества с Высшей школой экономики создан проект «Формирование think tank в области креативных индустрий в СГИИ имени Д. Хворостовского» (2021), который требует дальнейшей конкретизации и поэтапного внедрения.
В качестве отдельной проблемы можно выделить специфику организации производственной основы для креативных индустрий. Особенно остро данная проблема стоит для регионов (тем более для территорий с ведущей ролью индустриальной экономики). Можно говорить о недостаточной роли исследовательских данных в стратегии развития региональных креативных практик, позволяющих оценить (а впоследствии и выстроить) переход от «кустарных практик» к креативной экономике. Соединение возможностей профессиональной художественной школы и деятельности институций, ответственных за продвижение креативных индустрий, — следующий этап поступательного развития.
Список литературы / References
Abankina T. V., Ksynkina G. M., Nikolayenko Ye. A. Dinamika obespechennosti naseleniya Rossii kul'turnymi blagami (2000-2019) [Dynamics of provision of the population of Russia with cultural benefits (2000-2019)]. Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture.], 2021, 18(1). 4-21.
Abankina T. V., Nikolayenko Ye. A., Romanova V. V., Shcherbakova I. V. Kreativnyye industriiRossii: tendentsii i perspektivy razvitiya [Creative industries in Russia: trends and development prospects]. Moscow, 2021. 44.
Banks M., O'Connor, J. After the creative industries. In International Journal of Cultural Policy, 2009, 15(4). 365-373.
Bokova A. V. Kul'turnyye, kreativnyye, tvorcheskiye industrii kakyavleniye sovremennoy kul'tury (opyt kontseptualizatsii) [Cultural, creative, creative industries as a phenomenon of modern culture (experience of conceptualization)]. Tomsk, 2016. 174.
Florida R. Kreativny" j klass: lyudi, kotorye menyayut budushhee [Creative class: people who change the future] Moscow, 2011. 430.
Garnham N. From cultural to creative industries: An analysis of the implications of the "creative industries" approach to arts and media policy making in the United Kingdom. In International journal of cultural policy, 2005, 11(1). 15-29.
Howkins, J. Kreativnaya e'konomika: kakprevratif idei v dengi [The creative economy: how to turn ideas into money] Moscow, 2011. 253.
Khezmondalsh, D. Kul 'turnyye industrii [Cultural industries]. In Vysshaya shkola eko nomiki [National research University "Higher School of Economics"], 2018, 2nd ed. 456.
Landr, C. Kreativny"j gorod [The creative city: A toolkit for Urban innovators] Moscow, 2006. 397.
Lazzeretti L., Boix R., Capone F. Do creative industries cluster? Mapping creative local production systems in Italy and Spain. In Industry and innovation, 2008, 15(5). 549-567.
Likhanina Ye. N. Kreativnyye i tvorcheskiye industrii kak sotsial'no-kul'turnoye usloviye razvitiya sovremennogo industrial'nogo goroda [Creative and creative industries as a socio-cultural condition for the development of a modern industrial city]. In Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin ofthe Kemerovo State University ofCulture and Arts]. 2015, 33-1. 70-78.
Moskaluk M. V. Sculptor Yury Ishanov [Sculptor Yury Ishanov]. Krasnoyarsk, KASS, 2009, 144.
O'Connor J., Gu X. Creative industry clusters in Shanghai: a success story? In International journal of cultural policy, 2014, 20(1). 1-20.
O'Konnor D. Kul'turnayapolitika kak vliyaniye: Eksport idei «tvorcheskikh industriy» v Sankt-Peterburg [Culturalpolicy as an influence: Exporting the idea of "creative industries" to St. Petersburg]. In Tvorcheskiye industrii v Rossii. Kul 'turnyye strategii: Ekspertnyy klub [Creative industries in Russia. Cultural Strategies: Expert Club], 2004, 3. 12-34.
Pachter, M. KuVtura na perepufe [Culture at the Crossroads]. Moscow, 2003. 89.
Pankratova D. A. Creative industries in the space of Yekaterinburg [Creative industries in the space of Yekaterinburg]. Yekaterinburg, 2017. 153.
Papushina YU. O. Priglasheniye k issledovaniyu: kreativnyye industrii v Rossii kak ob "yekt sotsiologicheskogo issledovaniya [Invitation to Research: Creative Industries in Russia as an Object of Sociological Research]. .Kreativnyye industrii v gorode: vyzovy, proyekty i resheniya sb. nauch. st. studentov i prepodavateley NIU VSHE [Creative Industries in the City: Challenges, Projects and Solutions. scientific Art. students and teachers of the National Research University Higher School of Economics], St. Petersburg, 2012. 71-89.
Pine II, B. J. E'konomika vpechatlenij [The experience economy] Vil'yams, 2005. 299.
Seabrook, J. Nobrow. KuVtura marketinga. Marketing kuVtury [Nobrow. The Culture of Marketing. The Marketing of Culture] Moscow, 2012. 238.
Tsarinny, I. V. Krasnoyarskaya shkola skul'ptury: k istorii stanovleniya [Krasnoyarsk school of sculpture: to the history of formation]. In Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri I Dal'nego Vostoka [Fine arts of Urals, Siberia and the Far East], 3(12), September 2022, 78-85.
Tsarinny, I. V. Cherti krasnoyarskoy shkoli skulpturi (na primere tvorchestva A. E. Tkachuka) [Features of the Krasnoyarsk school of sculpture (on the example of A. E. Tkachuk's art)]. In Architektura i desain [The Architecture and Design], Moscow, 2018, 1, 9-30.
Veynmeyster A. V., Ivanova YU. V. "Kul'turnyye industrii" i" kreativnyye industrii": granitsy ponyatiy ["Cultural industries" and "creative industries": the boundaries of concepts]. InMezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury [International Journal of Cultural Studies], 2017, 1(26). 38-48.
Wu Z., Jia F. Toward a theory of supply chain fields-understanding the institutional process of supply chain localization. In Journal of Operations Management, 2018, 58. 27-41.
Zelenczova E. V. Stanovlenie i razvitie kreativny x industrij v sovremennoj kuVture (analiz zarubezhnogo opyta) [Formation and development of creative industries in modern culture (analysis offoreign experience)]. Moscow, 2008. 30.
Zelentsova, Ye. V. Tvorcheskiye industrii: teorii i praktiki [Creative industries: theory and practice]. Moscow, 2021. 209.